Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС по русскому языку
статья по русскому языку (3 класс)

Куприкова Маргарита Антоновна

Основные приемы обучения по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) делает процесс обучения русскому языку в начальной школе более деятельностным, где ученик активно "добывает" знания, а учитель выступает в роли организатора этого процесса. Вот эффективные методы и приемы, соответствующие этому подходу.

🎯 Ключевые подходы и общие методы

Современный урок русского языка выстраивается вокруг активности ученика. Основная цель — формирование не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий (УУД).

· Проблемное обучение: Создание на уроке проблемных ситуаций, когда дети сталкиваются с трудностью, которую не могут решить известными способами. Это мотивирует их к самостоятельному поиску и "открытию" нового знания.

· Деятельностный подход: Учитель организует работу так, чтобы дети не получали знания в готовом виде, а приобретали их в ходе практической деятельности.

· Коммуникативная направленность: Развитие всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) через диалог, работу в парах и группах, что способствует успешной социализации.

Классические методы обучения, выделенные по источнику знания, остаются в арсенале учителя, но их применение обогащается в рамках новых требований:

Метод Краткое описание и роль в свете ФГОС

Слово учителя Используется для мотивации, объяснения нового. Должно быть логичным, правильным с точки зрения норм языка, но не доминировать на уроке.

Беседа Эвристический метод, построенный на продуманной системе вопросов, вовлекающий детей в активный диалог.

Работа с учебником Руководствуясь заданиями учителя, ученики самостоятельно осваивают теорию, что развивает навыки самообразования.

Наблюдение над языковым материалом Ученики под руководством учителя анализируют языковые явления, делают выводы, подходя к формулировке правила.

Упражнения Включают не только традиционные списывания и диктанты, но и комментированное письмо, составление алгоритмов и языковых таблиц.

Наглядные и технические пособия Применение таблиц, схем, макетов, а также видео и интерактивных материалов для визуального подкрепления теорий.

💡 Конкретные методические приемы

Эти приемы можно напрямую использовать на уроках для реализации требований стандарта.

· Приемы постановки учебной проблемы:

  · «Яркое пятно»: Введение в тему с помощью интригующего материала — сказки, случая из жизни, репродукции картины.

  · Столкновение мнений: Учитель предъявляет два противоречивых факта или мнения учеников, что приводит к осознанию проблемы.

· Приемы работы с информацией и развития критического мышления:

  · «Верные - неверные утверждения»: Ученики знакомятся с рядом утверждений по новой теме и ставят отметки о их верности, что активизирует интерес.

  · «Толстые» и «тонкие» вопросы: Ученики учатся формулировать разные типы вопросов. «Тонкие» (простые, фактологические) и «Толстые» (объясняющие, уточняющие, творческие).

  · Кластер: Графическая организация материала, когда ключевое понятие записывается в центре, а связанные с ним идеи — вокруг, образуя "гроздь".

  · Синквейн: Составление пятистрочного стихотворения, позволяющего обобщить информацию по теме.

· Приемы рефлексии и обратной связи:

  · «Плюс-минус-интересно»: Ученики заполняют таблицу, отмечая положительные моменты, трудности и то, что показалось интересным.

  · Рефлексивные вопросы: В конце урока учитель задает вопросы: «Что было самым трудным?», «Что тебе пригодится в жизни?», «Какой момент урока ты считаешь самым успешным?».

📝 Организация современного урока

Урок в условиях ФГОС часто строится по следующей схеме:

1. Мобилизация - включение в деятельность.

2. Целеполагание - ученики самостоятельно формулируют цели урока.

3. Осознание проблемы - возникновение проблемной ситуации.

4. Коммуникация - поиск решения в диалоге, группе.

5. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

6. Рефлексия - осознание того, что узнал и чему научился.

💬 Нормативная база и акценты

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разрабатывается с учетом:

· Приказа Минпросвещения № 286 (об утверждении ФГОС НОО).

· Приказа Минпросвещения № 704 (от 09.10.2024, о внесении изменений в федеральные образовательные программы).

Стандарт подчеркивает важность равной значимости изучения системы языка и развития речи учащихся, а также воспитания у младших школьников ответственности за сохранение чистоты русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...

Программа педагогического эксперимента «Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе»

Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на фо...

Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнени...

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»...

Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС

Выступление на  заседании методического совета...