Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС по русскому языку
статья по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) делает процесс обучения русскому языку в начальной школе более деятельностным, где ученик активно "добывает" знания, а учитель выступает в роли организатора этого процесса. Вот эффективные методы и приемы, соответствующие этому подходу.
🎯 Ключевые подходы и общие методы
Современный урок русского языка выстраивается вокруг активности ученика. Основная цель — формирование не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий (УУД).
· Проблемное обучение: Создание на уроке проблемных ситуаций, когда дети сталкиваются с трудностью, которую не могут решить известными способами. Это мотивирует их к самостоятельному поиску и "открытию" нового знания.
· Деятельностный подход: Учитель организует работу так, чтобы дети не получали знания в готовом виде, а приобретали их в ходе практической деятельности.
· Коммуникативная направленность: Развитие всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) через диалог, работу в парах и группах, что способствует успешной социализации.
Классические методы обучения, выделенные по источнику знания, остаются в арсенале учителя, но их применение обогащается в рамках новых требований:
Метод Краткое описание и роль в свете ФГОС
Слово учителя Используется для мотивации, объяснения нового. Должно быть логичным, правильным с точки зрения норм языка, но не доминировать на уроке.
Беседа Эвристический метод, построенный на продуманной системе вопросов, вовлекающий детей в активный диалог.
Работа с учебником Руководствуясь заданиями учителя, ученики самостоятельно осваивают теорию, что развивает навыки самообразования.
Наблюдение над языковым материалом Ученики под руководством учителя анализируют языковые явления, делают выводы, подходя к формулировке правила.
Упражнения Включают не только традиционные списывания и диктанты, но и комментированное письмо, составление алгоритмов и языковых таблиц.
Наглядные и технические пособия Применение таблиц, схем, макетов, а также видео и интерактивных материалов для визуального подкрепления теорий.
💡 Конкретные методические приемы
Эти приемы можно напрямую использовать на уроках для реализации требований стандарта.
· Приемы постановки учебной проблемы:
· «Яркое пятно»: Введение в тему с помощью интригующего материала — сказки, случая из жизни, репродукции картины.
· Столкновение мнений: Учитель предъявляет два противоречивых факта или мнения учеников, что приводит к осознанию проблемы.
· Приемы работы с информацией и развития критического мышления:
· «Верные - неверные утверждения»: Ученики знакомятся с рядом утверждений по новой теме и ставят отметки о их верности, что активизирует интерес.
· «Толстые» и «тонкие» вопросы: Ученики учатся формулировать разные типы вопросов. «Тонкие» (простые, фактологические) и «Толстые» (объясняющие, уточняющие, творческие).
· Кластер: Графическая организация материала, когда ключевое понятие записывается в центре, а связанные с ним идеи — вокруг, образуя "гроздь".
· Синквейн: Составление пятистрочного стихотворения, позволяющего обобщить информацию по теме.
· Приемы рефлексии и обратной связи:
· «Плюс-минус-интересно»: Ученики заполняют таблицу, отмечая положительные моменты, трудности и то, что показалось интересным.
· Рефлексивные вопросы: В конце урока учитель задает вопросы: «Что было самым трудным?», «Что тебе пригодится в жизни?», «Какой момент урока ты считаешь самым успешным?».
📝 Организация современного урока
Урок в условиях ФГОС часто строится по следующей схеме:
1. Мобилизация - включение в деятельность.
2. Целеполагание - ученики самостоятельно формулируют цели урока.
3. Осознание проблемы - возникновение проблемной ситуации.
4. Коммуникация - поиск решения в диалоге, группе.
5. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
6. Рефлексия - осознание того, что узнал и чему научился.
💬 Нормативная база и акценты
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разрабатывается с учетом:
· Приказа Минпросвещения № 286 (об утверждении ФГОС НОО).
· Приказа Минпросвещения № 704 (от 09.10.2024, о внесении изменений в федеральные образовательные программы).
Стандарт подчеркивает важность равной значимости изучения системы языка и развития речи учащихся, а также воспитания у младших школьников ответственности за сохранение чистоты русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"
П л а н работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"
План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...

Программа педагогического эксперимента «Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе»
Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на фо...

Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе
Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнени...

Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»
Выступление на МО «Эффективные методы и приемы обучения чтению»...

Эффективные методы и приёмы обучения в свете новых ФГОС
Выступление на заседании методического совета...

