Проверяемые орфограммы в корне слова
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммой в корне;
упражнять в применении способа орфографического действия;
работать над формированием УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Жунусова Наталья Александровна
Предмет: Русский язык
УМК: Планета знаний
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Технологическая карта урока
Тема | Проверяемые орфограммы в корне слова |
Цель | Формирование навыка правописания слов с изученными проверяемыми орфограммами в корне слова |
Задачи | систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммой в корне; упражнять в применении способа орфографического действия; работать над формированием УУД |
Компетенции | Должны знать: правила правописания слов с изученными орфограммами. Должны уметь: уметь обнаруживать в словах изученные орфограммы по их отличительным признакам, правильно писать слова с изученными проверяемыми орфограммами, владеть способами проверки гласных и согласных в корне, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное. |
Планируемый результат | Для обучающегося: получить представление о собственном уровне усвоения данной темы; осознать причины собственных трудностей (если они есть). Для учителя: получить представление об уровне достижений каждого обучающегося и класса в целом; спланировать в дальнейшем серию упражнений (в том числе и коррекционных) с учётом индивидуальных потребностей каждого обучающегося и всего класса. |
Основные понятия | Орфограмма в корне слова, безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, проверочное слово |
Межпредметные связи | литературное чтение, изобразительное искусство |
Ресурсы: | Л. Я. Желтовская, О.Б. Калиина «Русский язык», 2 класс, учебник для уч-ся; Тексты сказок А. С. Пушкина Мультимедийная презентация My Test |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Контроль | Планируемые результаты | ||
Предмет-ные | УУД | |||||
1.Организа-ционный этап Цели: -обеспечить эмоциональ-ную готовность урока, создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Создаёт доброжелательную эмоциональную обстановку, проверяет готовность учащихся к уроку
| Организуются и настраиваются на урок. Проверяют готовность рабочего места. | Фронталь-ный | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, эмоциональная готовность к обучению. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, самоорганизация. | ||
2.Минутка каллиграфи-ческого письма. Цели: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 1) Создаёт проблемную ситуацию («Что вы можете проконтролировать у себя при письме?»). 2) контролирует правильность выполнения задания у отдельных учащихся | 1) определяют критерии каллиграфического письма (соединения, высота, наклон букв) 2) Каллиграфически правильно записывают в рабочие листы буквосочетания, слова ка ок зк ск ёк сказка намек урок | Самоконтроль | Закрепление графичес-ких навыков | Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия Логические: анализ объектов с целью выделения общих признаков Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | |
3. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности Цели: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.Просит вспомнить детей, в каком известном высказывании встречаются эти слова, кто их автор. 2.Обращается к жизненному опыту детей, использует межпредметные связи. | 1.Вспоминают заключительные строчки из сказки Пушкина «Сказка о золотом петушке». 2.Строят речевые высказывания на тему «Чему учат сказки» | Расшире-ние круга знаний о Пушкине и его произве-дениях | Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся, самоопределение Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; использование базовых предметных и межпредметных понятий | ||
4. Целеполага-ние Цели: - организовать формулировку целей и задач урока детьми | Организует подводящий диалог, с целью определения темы и задач урока, последовательности действий для достижения целей | С помощью учителя определяют цель урока (Учиться правильно писать слова с проверяемыми орфограммами в корне) и определяют последовательность действий для достижения данной цели. Выявлять… (орфограмму) Определять… (тип орфограммы) Выбирать… (способ проверки) Обобщать… (знания об орфограммах) Применять… (знания на практике) | Познавательные: выдвижение гипотез, структурирование знаний, создание алгоритма деятельности при решении проблем Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||
5. Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностичес-кая оценка (первичная рефлексия) | Создаёт условия для первичной рефлексии на основе составленной ранее таблицы с учебными задачами. | Осуществляют рефлексию ЗУНов по теме на начало урока. Заполняют таблицу «Карта достижений» | Регулятивные: действие с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознание своих возможностей в учении. | |||
6. Обобщение и систематиза-ция знаний Цель: - организовать обобщение знаний о проверяемых орфограммах в корне слова отработать навык побора проверочных слов | 6. 1.Организует работу уч-ся по решению 1 задачи урока: выявление в словах орфограммы. Актуализирует знания учащихся об орфограммах. Использует метод «яркого пятна». Предлагает детям сформулировать задание к словам на экране, затем произнести эти слова орфоэпически и записать только те, где есть звуки в слабой позиции. Организует самопроверку задания, рефлексию деятельности учащихся по критерию «Умение замечать орфограммы в слове». 6.2.Организует работу уч-ся по решению 2 учебной задачи: Определение типа орфограммы. 1.Актуализирует знания уч-ся о видах проверяемых орфограмм в корне, условиях их обнаружения в слове и способах графического обозначения 2. Организует коллективное составление кластера «Проверяемые орфограммы» 3. Создает условия для групповой работы уч-ся (на основе текста «Сказки о царе Салтане». 4. Организует проверку групповой работы, используя возможности интерактивной доски. 6. 3. Организует работу по решению 3 задачи урока: выбираем способ проверки орфограмм в корне. 1. Поясняет задание: записать проверочные слова к каждому слову на интерактивной доске: 2. Осуществляет контроль и коррекцию знаний и умений уч-ся по подбору проверочных слов. 3. Организует работу уч-ся на нетбуках: тренажер «Подбираем проверочные слова» 6. 4. Организует решение 4 учебной задачи: обобщение знаний об орфограммах. Раздает детям распечатанные на принтере кластеры. Предлагает игру «Микрофон», в результате которой систематизируются знания уч-ся об орфограммах с опорой на кластер | 1.Дают определение орфограмме 2. Прослушивают начало сказки в исполнении диктора, рассматривают иллюстрацию, вспоминают название сказки («Сказка о рыбаке и рыбке») 3.Формулируют задание к словам на экране (Старик, ловил, изба, здравствуй, невод, рыба, золотая, сапожки): найти слова с орфограммой. 4. Произносят слова в соответствии с нормой произношения. 5. Выписывают слова, где есть звуки в слабой позиции: Старик, ловил, здравствуй, невод, золотая, сапожки. 6. Осуществляют самоконтроль и промежуточную рефлексию деятельности на данном этапе 1.Вместе с учителем составляют кластер по теме урока. 2. Работают в группах: маркируют орфограммы в выделенных словах Остров на море лежит, Град на острове стоит. Белка песенки поет Да орешки все грызет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день ненастный?» 3. Работают с интерактивной доской, классифицируя выделенные слова по типу орфограмм в таблице, графически доказывают выбор орфограммы. 4. Осуществляют промежуточную рефлексию на данном этапе урока 1.Подбирают проверочные слова на каждый тип орфограмм (на интерактивной доске) 1) На море-море (изменяем форму слова) Лежит – лежа (подбираем родственное) Стоит – стой (изменяем форму). 2) Остров – острова, островной (форма слова или родственное). Град – в граде, городе (попутно объяснить значение старинного слова) Орешки –орешек (форма слова 3) Здравствуй -здравие Прекрасный-прекрасен Ненастный-ненастье. 2. Продолжают составление кластера после работы с каждым типом орфограмм. 3 Записывают по одной паре слов на каждый вид орфограммы по самостоятельному выбору 3. Тест «Подбираем проверочные слова». 4. Заполняют «Карту достижений» Уч-ся с опорой на кластер обобщают все имеющиеся сведения об орфограммах. Каждый может сказать только одно предложение. | Само-контроль Фронталь-ный Фрон-тальный тест | Понятие об орфо-грамме, умение опреде-лять на слух слова с орфо-граммами Виды проверяе-мых орфо-грамм в корне (безудар-ные гласные, парные глухие и звонкие соглас-ные, непроиз-носимые соглас-ные), слабая позиция гласных и согласных звуков, графическое обозначение орфограмм Правила правопи сания слов, условия выбора и способы проверки изучен-ных орфог-рамм, умение безоши-бочно списы-вать, прове-рять написан-ное Умение обобщать знания по теме | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, инструкции педагога и чёткое следование им; пошаговый и итоговый контроль своих действий; коррекция способов действия в случае расхождения эталона и его результата; саморегуляция как способность к волевому усилию. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; моделирование, преобразование объектов в пространственно-графическую форму; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выделение следствий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: учет позиции других людей партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; построение продуктивного взаимодействия сотрудничества со сверстниками и учителем | |
7.Физкульт-минутка | ||||||
8. Применение знаний и умений в новой ситуации Цели: - закрепление знаний -организовать выполнение учащимися самостоятель-ной работы; | 1.Объясняет работу с перфокартой. (на основе текста «Сказки о мертвой царевне» 2.Организует выполнение дифференцированного задания («Сказке о попе и работнике его Балде»). Предлагает проверить правильность выполнения задания, осуществляя взаимоконтроль 3) Предлагает тест на нетбуках. | 1.Заполняют перфокарту: вставляют пропущенные в словах буквы в пронумерованные окошки, осуществляют самоконтроль с помощью ключа. Дом ц.ревна обошла, Всё порядком убрала, Засв.тила богу свечку, Зат.пила жарко печку, На полати взобралась И т.хонько ул.глась. Но царевна в обе руки Хвать - поймала. “Ради скуки Кушай яблочко, мой све.. Благодарствуй за обе....” – К крас.ну со.нцу наконец Обратился молодец. 2.Дифференцированное задание: записать на рабочем листе любой отрывок на выбор, исправив ошибки, их количество указано на строке Пустились бесенок и зайка; 0 Бесенок по беригу марскому, 2 А зайка в лисок до дому. 1 Стало на серце попа висилее, 3 Начал он глидеть на Балду посмилее. 2 Вынырнул подосланный бесенок, 0 Замеукал он как галодный катенок: 3 „Здраствуй, Балда мужичок; 1 Какой тебе надобен оброк? 0 3. Выполняют тест на нетбуках «Готовимся к ГИА» 4.Заполняют «Карту достижений» | Самопроверка с помощью ключа Взаимоконтроль в парах My Test | Умение видеть в словах орфограммы по их отличи-тельным приз-накам, правиль-но писать слова с изучен-ными орфо-грам-мами, находить и исправ-лять ошибки в словах, Работать с ПК | Регулятивные: действуют точно по инструкции, в соответствии с алгоритмом, применяют освоенные способы действия; осуществляют пошаговый и итоговый контроль; Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке) Цели: Осознание учащимися своей учебной деятельности. | Создает проблемную ситуацию, мотивируя детей к следующим урокам. Иллюстрация ? или Илюстрация ? Организует рефлексию Все учебные задачи решены? - Решение каких задач вызвало у вас затруднение? - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? - Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока совпали? - Встаньте те, у кого оценка изменилась? - Встаньте те, у кого в начале урока оценка была ниже, чем в конце? | Осуществляют рефлексию своих знаний, планируют дальнейшую работу на уроках русского языка. Организует самооценку учебной деятельности. | Регулятивные: выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; действие с учётом выделенных учителем ориентиров;
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности | |||
10.Домашнее задание. | Предлагает вспомнить, с текстом какой сказки Пушкина не работали сегодня. Выписать несколько слов с различными орфограммами в корне, подобрав проверочные из «Сказки о золотом петушке». Или выполнить творческое задание: составить рассказ по теме эпиграфа к уроку | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Личностные: мотивируют свой выбор, проявляя интерес к предмету | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс
Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....
Обобщение по теме: «Непроверяемые и проверяемые орфограммы в корне слова.»
Урок по русскому языку во 2 классе...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.
Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который мотивирует деятельность уч...
Конспект урока "Корень слова. Обобщение знаний о проверяемых орфограммах в корне слова"
Уонспект урока. Русский язык. 4 класс...

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова
Урок русского языка разработан по программе "Планета знаний"....

Урок русского языка в 3 классе "Проверяемые орфограммы в корне слова".
Данный материал можно использовать на уроке для повторения в начале года, так и на уроке обобщения и закрепления работы по данным темам....
Тема: «Проверяемые орфограммы в корне слова»
Это урок русского языка для 2 класса. Конспект поможет учителю провести урок интересно и познавательно....
