Проверяемые орфограммы в корне слова
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Жунусова Наталья Александровна

систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммой в корне;

упражнять в применении способа орфографического действия;

работать над формированием УУД

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

          Автор: Жунусова Наталья Александровна

Предмет: Русский язык

УМК: Планета знаний

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологическая карта урока

Тема

Проверяемые орфограммы в корне слова

Цель

Формирование навыка правописания слов с изученными проверяемыми орфограммами в корне слова

Задачи

систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании слов с орфограммой в корне;

упражнять в применении способа орфографического действия;

работать над формированием УУД

Компетенции

Должны знать: правила правописания слов с изученными орфограммами.

Должны уметь: уметь обнаруживать в словах изученные орфограммы по их отличительным признакам, правильно писать слова с изученными проверяемыми орфограммами, владеть способами проверки гласных и согласных в корне, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное.

Планируемый результат

Для обучающегося:

получить представление о собственном уровне усвоения данной темы; осознать причины собственных трудностей (если они есть).

Для учителя:

получить представление об уровне достижений каждого обучающегося и класса в целом;

спланировать в дальнейшем серию упражнений (в том числе и коррекционных) с учётом индивидуальных потребностей каждого обучающегося и всего класса.

Основные понятия

Орфограмма в корне слова, безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, проверочное слово

Межпредметные связи

 литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

Л. Я. Желтовская, О.Б. Калиина «Русский язык», 2 класс, учебник для уч-ся;

Тексты сказок А. С.  Пушкина

Мультимедийная презентация

My Test

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Контроль

Планируемые результаты

Предмет-ные

УУД

1.Организа-ционный этап

Цели: 

-обеспечить эмоциональ-ную готовность урока, создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Создаёт доброжелательную эмоциональную обстановку, проверяет готовность учащихся к уроку

 

Организуются и настраиваются на урок. Проверяют готовность рабочего места.

Фронталь-ный

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, эмоциональная готовность к обучению.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность, самоорганизация.

2.Минутка каллиграфи-ческого письма.

Цели:

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1) Создаёт проблемную ситуацию («Что вы можете проконтролировать у себя при письме?»).

2) контролирует правильность выполнения задания у отдельных учащихся

1) определяют критерии каллиграфического письма (соединения, высота, наклон букв)

2) Каллиграфически правильно записывают в рабочие листы буквосочетания, слова

ка   ок   зк  ск  ёк

сказка   намек  урок

Самоконтроль

Закрепление графичес-ких навыков

Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия 

Логические: анализ объектов с целью выделения   общих признаков

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

3. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности

Цели: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.Просит вспомнить детей, в каком известном высказывании встречаются эти слова, кто их автор.

2.Обращается к жизненному опыту детей, использует межпредметные связи.

1.Вспоминают заключительные строчки из сказки Пушкина «Сказка о золотом петушке».

2.Строят речевые высказывания на тему «Чему учат сказки»

Расшире-ние круга знаний о Пушкине и его произве-дениях

Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся, самоопределение

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

использование базовых предметных и межпредметных понятий

4. Целеполага-ние

Цели:

- организовать формулировку целей и задач урока детьми

Организует подводящий диалог, с целью определения темы и задач урока, последовательности действий для достижения целей

С помощью учителя определяют цель урока (Учиться правильно писать слова с проверяемыми орфограммами в корне)

и определяют последовательность действий для достижения данной цели.

Выявлять… (орфограмму)

Определять… (тип орфограммы)

Выбирать… (способ проверки)

Обобщать… (знания об орфограммах)

Применять… (знания на практике)

Познавательные:

выдвижение гипотез, структурирование знаний, создание алгоритма деятельности при решении проблем

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий

Коммуникативные:

– планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

5. Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностичес-кая оценка (первичная рефлексия)

Создаёт условия для первичной рефлексии на основе составленной ранее таблицы с учебными задачами.

Осуществляют рефлексию ЗУНов   по теме на начало урока.

Заполняют таблицу «Карта достижений»

Регулятивные:

действие с учётом выделенных учителем ориентиров;

прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: 

осознание своих возможностей в учении.

6. Обобщение и систематиза-ция знаний

Цель:

- организовать обобщение знаний о проверяемых орфограммах в корне слова

отработать навык побора проверочных слов

6. 1.Организует работу уч-ся по решению 1 задачи урока: выявление в словах орфограммы.

Актуализирует знания учащихся об орфограммах. Использует метод «яркого пятна».

Предлагает детям сформулировать задание к словам на экране, затем произнести эти слова орфоэпически и записать только те, где есть звуки в слабой позиции.

Организует самопроверку задания, рефлексию деятельности учащихся по критерию «Умение замечать орфограммы в слове».

6.2.Организует работу уч-ся по решению 2 учебной задачи: Определение типа  орфограммы.

1.Актуализирует знания уч-ся о видах проверяемых орфограмм в корне, условиях их обнаружения в слове и способах графического обозначения

2. Организует коллективное составление кластера «Проверяемые орфограммы»

3.  Создает условия для групповой работы уч-ся (на основе текста «Сказки о царе Салтане».

4. Организует проверку групповой работы, используя возможности интерактивной доски.

6. 3. Организует работу по решению 3 задачи урока: выбираем способ проверки орфограмм в корне.

1. Поясняет задание: записать проверочные слова к каждому слову на интерактивной доске:

2. Осуществляет контроль и коррекцию знаний и умений уч-ся по подбору проверочных слов.

3. Организует работу уч-ся на нетбуках: тренажер «Подбираем проверочные слова»

6. 4. Организует решение 4 учебной задачи: обобщение знаний об орфограммах.

Раздает детям распечатанные на принтере кластеры.

Предлагает игру «Микрофон», в результате которой систематизируются знания уч-ся об орфограммах с опорой на кластер

1.Дают определение орфограмме

2. Прослушивают начало сказки в исполнении диктора, рассматривают иллюстрацию, вспоминают название сказки («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.Формулируют задание к словам на экране (Старик, ловил, изба, здравствуй, невод, рыба, золотая, сапожки): найти слова с орфограммой.

4. Произносят слова в соответствии с нормой произношения.

5. Выписывают слова, где есть звуки в слабой позиции: Старик, ловил, здравствуй, невод, золотая, сапожки.

6. Осуществляют самоконтроль и

промежуточную рефлексию деятельности на данном этапе

1.Вместе с учителем составляют кластер по теме урока.

2. Работают в группах: маркируют орфограммы в выделенных словах

Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

 «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный?»

3. Работают с интерактивной доской, классифицируя выделенные слова по типу орфограмм в таблице, графически доказывают выбор орфограммы.

4. Осуществляют промежуточную рефлексию на данном этапе урока

1.Подбирают проверочные слова на каждый тип орфограмм (на интерактивной доске)

 1) На море-море (изменяем форму слова)

Лежит – лежа (подбираем родственное)

Стоит – стой (изменяем форму).

2) Остров – острова, островной (форма слова или родственное).

Град – в граде, городе (попутно объяснить значение старинного слова)

Орешки –орешек (форма слова

3) Здравствуй -здравие

Прекрасный-прекрасен

Ненастный-ненастье.

2. Продолжают составление кластера после работы с каждым типом орфограмм.

3 Записывают по одной паре слов на каждый вид орфограммы по самостоятельному выбору

3. Тест «Подбираем проверочные слова».

4. Заполняют «Карту достижений»

Уч-ся с опорой на кластер обобщают все имеющиеся сведения об орфограммах. Каждый может сказать только одно предложение.

Само-контроль

Фронталь-ный

Фрон-тальный

тест

Понятие об орфо-грамме, умение опреде-лять на слух слова с орфо-граммами

Виды проверяе-мых орфо-грамм в корне (безудар-ные гласные, парные глухие и звонкие соглас-ные, непроиз-носимые соглас-ные), слабая позиция гласных и согласных звуков, графическое обозначение орфограмм

Правила правопи

сания слов, условия выбора и способы проверки изучен-ных орфог-рамм, умение безоши-бочно списы-вать, прове-рять написан-ное

Умение обобщать знания  по теме

Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи, инструкции педагога и чёткое следование им;

 пошаговый и итоговый контроль своих действий;

коррекция способов действия в случае расхождения эталона и его результата; саморегуляция как способность к волевому усилию.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;

моделирование, преобразование объектов в пространственно-графическую форму;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выделение следствий;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

учет позиции других людей партнеров по общению и деятельности;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

построение продуктивного взаимодействия сотрудничества со сверстниками и учителем

7.Физкульт-минутка

8. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цели:

- закрепление знаний

-организовать выполнение учащимися самостоятель-ной работы;

1.Объясняет работу с перфокартой. (на основе текста «Сказки о мертвой царевне»

2.Организует выполнение дифференцированного задания («Сказке о попе и работнике его Балде»).

Предлагает проверить правильность выполнения задания, осуществляя взаимоконтроль

3) Предлагает тест на нетбуках.

1.Заполняют перфокарту: вставляют пропущенные в словах буквы в пронумерованные окошки, осуществляют самоконтроль с помощью ключа.

Дом ц.ревна обошла,

Всё порядком убрала,

Засв.тила богу свечку,

Зат.пила жарко печку,

На полати взобралась

И т.хонько ул.глась.

Но царевна в обе руки

Хвать - поймала. “Ради скуки

Кушай яблочко, мой све..

Благодарствуй за обе....” –

К крас.ну со.нцу наконец

Обратился молодец.

2.Дифференцированное задание: записать на рабочем листе любой отрывок на выбор, исправив ошибки, их количество указано на строке

Пустились бесенок и зайка; 0

Бесенок по беригу марскому, 2

А зайка в лисок до дому. 1

Стало на серце попа висилее,  3

Начал он глидеть на Балду посмилее. 2

Вынырнул подосланный бесенок,  0

Замеукал он как галодный катенок: 3

„Здраствуй, Балда мужичок;  1

Какой тебе надобен оброк?   0

3. Выполняют тест на нетбуках «Готовимся к ГИА»

4.Заполняют «Карту достижений»

Самопроверка с помощью ключа

Взаимоконтроль в парах

My Test

Умение видеть в словах  орфограммы по их отличи-тельным приз-накам, правиль-но писать слова с изучен-ными орфо-грам-мами, находить и исправ-лять ошибки в словах,

Работать с ПК

Регулятивные: действуют точно по инструкции, в соответствии с алгоритмом, применяют освоенные способы действия; осуществляют пошаговый и итоговый контроль;

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке)

Цели:

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Создает проблемную ситуацию, мотивируя детей  к следующим урокам.

Иллюстрация ? или

Илюстрация ?

Организует рефлексию

Все учебные задачи решены?

- Решение каких задач вызвало у вас затруднение?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока совпали?

- Встаньте те, у кого оценка изменилась?

- Встаньте те, у кого в начале урока оценка была ниже, чем в конце?

Осуществляют рефлексию своих знаний, планируют дальнейшую работу на уроках русского языка.

Организует самооценку учебной деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 действие с учётом выделенных учителем ориентиров;

 

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

10.Домашнее задание.

Предлагает вспомнить, с текстом какой сказки Пушкина не работали сегодня. Выписать несколько слов с различными орфограммами в корне, подобрав проверочные из «Сказки о золотом петушке». Или выполнить творческое задание: составить рассказ по теме эпиграфа к уроку

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Личностные: мотивируют свой выбор, проявляя интерес к предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова

Урок русского языка разработан  по  программе "Планета знаний"....

Урок русского языка в 3 классе "Проверяемые орфограммы в корне слова".

Данный материал  можно использовать на уроке для повторения в начале года, так и  на уроке обобщения и закрепления работы по данным  темам....

Тема: «Проверяемые орфограммы в корне слова»

Это урок русского языка для 2 класса. Конспект поможет учителю провести урок интересно и познавательно....