"Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс.
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
1. Образовательные:
- Закрепить знания об имени существительном как части речи.
- Учить распознавать имена существительные среди других частей речи.
- Формировать умение определять грамматические признаки существительного (одушевлённость/неодушевлённость, число, род).
2. Развивающие
- Развивать речь, внимание, логическое мышление.
- Обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому языку, культуру общения.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» (3 класс).
- Карточки с заданиями.
- Интерактивная доска или плакаты с примерами.
- Предметные картинки (солнце, книга, ученик, собака и др.).
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Создание положительного настроя.
Учитель:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в страну «Имя существительное». Будьте внимательны, и у вас всё получится!
2. Актуализация знаний (5 мин.)
Игра «Четвёртый лишний»
На доске записаны группы слов:
1. Бежать, смелый, радость, читать.
2. Солнце, ветер, летать, река.
3. Яблоко, школа, думать, Москва.
Вопросы:
— Какое слово лишнее? Почему?
— Что общего у оставшихся слов?
Вывод:
— Лишние слова — это глаголы и прилагательные, а общее у остальных — это имена существительные.
3. Постановка учебной задачи (3 мин.)
Учитель:
— Сегодня мы повторим всё, что знаем об имени существительном.
— Сформулируйте тему и цели урока.
Ученики:
— Тема: «Имя существительное».
— Цели: научиться находить существительные, определять их признаки.
4. Основная часть (20 мин.)*
а) Повторение теории
Беседа по вопросам:
— Что обозначает имя существительное?
— На какие вопросы отвечает?
— Приведите примеры.
Вывод:
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?.
б) Работа с карточками
Задание: Выпишите имена существительные из текста:
«Утром дети идут в школу. Они видят яркое солнце и зелёные деревья».
в) Грамматические признаки
Работа в парах:
- Распределите слова на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Слова: кошка, река, учитель, облако, ученик, город.
- Определите род и числосуществительных:
книга (ж.р., ед.ч.), друзья (м.р., мн.ч.), окно (ср.р., ед.ч.).
г) Творческое задание
Игра «Угадай предмет»
Учитель описывает предмет, не называя его. Ученики отгадывают и записывают существительное.
Пример: «Он круглый, яркий, светит на небе» (солнце).
5. Физкультминутка (2 мин.)
«Назови существительное»
Учитель называет глагол (бежать, петь), дети — подходящее существительное (спортсмен, птица).
6. Закрепление (10 мин.)
Самостоятельная работа
Карточка:
1. Подчеркни имена существительные:
«Снег покрыл землю. Птицы улетели в тёплые края».
2. Определи род и число:
деревня (___, ___), озёра (___, ___), друг (___, ___).
3. Напиши 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных.
Взаимопроверка в парах.
7. Рефлексия (3 мин.)
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были трудными?
- Оцените свою работу (смайлики: 😊 – легко, 😐 – трудно, 😔 – не понял).
8. Итог урока (2 мин.)
Учитель:
— Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.
— Имя существительное — важная часть речи, без неё наша речь была бы бедной.
9. Домашнее задание (1 мин.)
Написать мини-рассказ «Мой день», подчеркнуть все имена существительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....

: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Программа «2100»...

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Разбор имени существительного как части речи (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: актуализировать знания учащихся о имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках....
