Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов" УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дубровина Надежда Михайловна

Урок закрепляет умение определять спряжения глагола при написании безударных личных окончаний глаголов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

4

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России»

«Русский язык» 4 кл., авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Цель урока

закрепить умение определять спряжения глагола при написании безударных личных окончаний глаголов.

Задачи урока

 - создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов;

- научить фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

- научить обучающихся ставить учебные задачи;

- систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

- учить обучающихся контролировать и оценивать себя.

- воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.

Планируемые результаты

Предметные:  

1)развитие умения правильно определять спряжение глагола, которые стоят в неопределённой форме, а также соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя видов этих глаголов;

2)правильно писать безударный гласный в окончаниях глаголов.

Метапредметные  УУД:  

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные результаты

1) вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

2) пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Тип урока

Урок применения знаний

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация Power Point  (Приложение);

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Организационная структура урока

№ п\п

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Формируемые УУД

I

Организационный момент

Актуализация знаний

Чистописание

Словарная работа

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …

-Уши внимательно слушают и всё …

-Голова ясно и хорошо …

- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

-ем –ешь –ет –ете –ут -ют

-им –ишь –ит –ите –ат –ят

Победа,  салют,  оборона, герой, дружба.

-Подберите и запишите к данным словарным словам однокоренные глаголы, стоящие во 2 лице, единств. числе, настоящем времени. Выделите безударные окончания глаголов, определите спряжение.

- Как вы думаете, к какому празднику можно отнести данные слова?

-Приближается великий праздник День победы, который будем отмечать всей страной..

- Везде ли вы написали одинаковые окончания? Объясните, почему?

- Как определить спряжение глагола?

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Дети записывают слова:

Побеждаешь(1 спр.), салютуешь(1 спр.),  обороняешь(1 спр.), геройствуешь(1 спр.),

дружишь (2спр.)

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

II

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

-Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

-Какова же будет главная цель нашего урока

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы. Определяют задачи урока

-Правописание безударных личных окончаний глаголов

- Научиться определять спряжение глаголов и правильно писать безударные личные окончания глаголов

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

III

Работа по теме урока. Применение новых знаний

Работа в группах

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал.

- Что нужно уметь, чтобы правильно писать безударные окончания глаголов?

Над всеми этими вопросами мы и поработаем на уроке.

А сейчас помогите мне закончить предложение.

- Глагол – это …(часть речи)

- Глагол отвечает на вопросы …

- Не с глаголом пишется … (раздельно)

- У глагола нет … (предлогов)

- В предложении глагол чаще всего является … (сказуемым)

- Глагол в начальной форме отвечает на вопросы … (что делать? что сделать?)

- Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь)

У глаголов 2 лица после шипящих… (пишем мягкий знак)

- Спряжение - …. (это изменение глагола по лицам и числам )

Задание для работы в группе: собрать из слов пословицу.

(Кто честно служ.. т, /  с тем слава друж..т.

Кто оружием умело владе..т,  / -тот врагов одоле..т.

Мир стро..т, / а война разруша..т.

Герой умира..т, /  а слава его живёт.

- Вставьте пропущенные окончания и объясните их написание.

-А теперь давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.

Запишите любые 2 понравившиеся пословицы в тетради, выделите окончания, надпишите спряжение.

Отвечают на вопросы.

Составляют в группах из слов по пословице.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

Мир строит- война разрушает.

Герой умирает, а слава его живёт.

Выходят к доске и объясняют.

Обсуждают и составляют алгоритм написания безударного личного окончания глаголов.

1.ставим глагол в неопределённую. форму

2. определяем спряжение по глагольному суффиксу

3. вспоминаем личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

- повторить знания о транскрипции.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

IV

Первичное закрепление знаний

Задаёт вопросы и корректирует ответы учащихся.

- Что вы можете добавить ещё в наш алгоритм, если возникают трудности при определении глагольного суффикса в неопределённой форме?(например: сеять)

Поставить глагол в 3 лицо множ. числа, если глагол имеет окончание –ут, -ют- значит это 1 спряжение и в окончаниях будет гласная –е, если –ат, -ят- значит глагол 2 спряжения и в окончаниях будет гласная -и

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

V

Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений

Контроль знаний

Устно. «Перестрелка»

Думаешь, веешь, удержим, свяжете

Страдаете, входишь, машет, дружишь

Зеваем, наладим, запугаете, посмотришь.

Кушаешь, гонишь, играете, наблюдаете.

(у учеников каждой группы на столе лежат карточки с глаголами: дети 1 группы называют глагол с безударным окончание для учащихся 2 группы, учащиеся 2 группы объясняют по алгоритму написание окончаний и задают глагол 3 группе, 3 –для 4, 4 -для1 группы )

Физминутка

Самостоятельно. (текст на слайде)

Списать. Вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов и объяснить.

Ветер крут_т верхушки деревьев. Рокоч_т гром. Хлещ_т дождь. Солдат пробу_т укрыться под старой ольхой и молча терп_т капризы природы.

Молния на мгновенье озаря_т всё. И снова наступа_т темнота.

Работа по карточкам

- А сейчас мы проверим на сколько хорошо усвоили данную тему. Вам необходимо вставить безударную гласную в окончание глагола и указать спряжение.

Ешь или Ишь?

Смотр…шь, стро…шь, ед..шь, вер..шь, смаж…шь, мокн..шь, терп..шь, кол..шь, паш..шь, скаж..шь, вид..шь, дыш..шь

Ет или Ит?

Смотр..т, стро..т, посад…т, скаж…т, вер..т, кол…т, вид…т, мокн..т, заед…т, заплач..т, топ..т, кле…т, терп..т, пол..т.

Обобщают способы действий по правилу, применят на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Списывают, вставляют безударные окончания глаголов, определяют спряжение.

Взаимопроверка.

Самостоятельно выполняют задание, сдают карточки на проверку

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку

VI

Итог урока

Рефлексия 

Организует оценку результатов

выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие задания вам понравились?

-Как правильно написать безударные личные окончания глаголов?

-Попробуйте оценить свои умения писать безударные личные окончания глаголов.

-Если вы поняли, как правильно писать окончания глаголов, и вам понравилась ваша работа на уроке – прикрепите зеленый смайлик.

-Если вы почти поняли данную тему, но вам ещё необходимо поупражняться в написании окончаний, и чуть-чуть недовольны своей работой на уроке, то -

прикрепите желтый смайлик

-Если вам пока ещё трудно определять окончания и спряжение глаголов, то прикрепите красный смайлик

Оформляют знания, полученные на

уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по написанию безударных личных окончаний глаголов.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку и рефлексию

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

VII

Домашнее задание

Повторить правила по определению и написанию безударных личных окончаний глаголов. Выполнить упр. 189, стр. 95.

-Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку «Звук и буква [Г,г]» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти.Дидактические:- знать, какие бывают звуки;- ум...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Глаголы с безударными личными окончаниями», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: урок методологической направленности.Цель урока: отработка алгоритма определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.Задачи урока Дидактические:Закрепить умение определят...

Технологическая карта урока по русскому языку «Что такое омонимы?»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия об омонимах,  умение  работать со словарем омонимов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое омонимы.2.Научить ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России» 2 класс)

Цель урока: формирование  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с частью ...

Технологическая карта урока по русскому языку "I и II спряжения глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи урокаДидактические:познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов;учить отлич...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...