Технологическая карта урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России» 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мещерякова Рахель Евгеньевна

Цель урока: формирование  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с частью речи «Имя прилагательное»
  2. Формировать умения определять имена прилагательные и отличать их от других частей речи

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление
  2. Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания
  3. Расширение кругозора и обогащение речи

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к предмету
  2. Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 22.03.2022

Студентка: Мещерякова Р.Е

Школа: МАОУ №148

Группа: 36

Класс: 2 кад

Учитель: Гришкевич  В.В

Урок: 3

Методист: Кошкарова Л.С

Время: 9:50 - 10:30  Кабинет: 106

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с частью речи «Имя прилагательное»
  2. Формировать умения определять имена прилагательные и отличать их от других частей речи

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление
  2. Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания
  3. Расширение кругозора и обогащение речи

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к предмету
  2. Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-  Здравствуйте ребята. Меня зовут Рахель Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверяет готовность к уроку.

- Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал.  

 - Откройте свои рабочие тетради,  запишите число 2 марта и  классная работа.

«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший вклад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой вклад хоть несколько поправить.»

-Как вы думаете, какое значение имеет русский язык в нашей речи?

-Вы уже многое открыли в русском языке, сегодня мы добавим новое знание о нем. 

Приветствуют учителя

- Русский язык в жизни человека играет очень важную роль, благодаря ему мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими, с друзьями.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

Словарная работа.

- Обратите внимание на экран, Вам необходимо найти слова в строчке и записать их в тетрадь.

Моягодарызеоалпкюхветермцаеьблопаталбжчвахскоро

-Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

-На слайде слова, вам нужно разделить их на два столбика.

-Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска.

На какие вопросы отвечают слова первого столбца?

-Что обозначают слова первого столбика?

-Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что? 

-Что обозначают слова второго столбика?

-Эти слова можно назвать одним словом -  признаки.

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?, называются прилагательными.

- ягода, ветер, лопата, скоро

 

Первый столбик: краска, заяц, кресло, улицы.

Второй столбик: белая, робкий, деревянное, широкие.

- слова из первого столбца отвечают на вопросы Кто? Что?

- Имя существительное

- Белая- цвет, робкий- внутреннее качество, деревянное – материал, широкие – размер.

- Какая? Какой? Какое? Какие?

Предметные:

З: непроверяемые безударные гласные

У: находить непроверяемые безударные гласные в словах и обозначать их

Метапредметные:

К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Определите тему урока.

- Какие цели вы поставите для себя на уроке? Чему вы должны научиться?

1) познакомиться …

2) узнать…

3) научиться…

-Молодцы.

-Имя прилагательное

 1) познакомиться с именами прилагательными,

2) узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные

3) научиться распознавать имена прилагательные

Предметные:

У: определять тему и цель урока.

Метапредметные:

П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: 

беседа

Наглядныйпрезентация

Словесный: объяснение

П

Словесный:

Пересказ правила

-Откройте учебник на странице 86, выполним устно упражнение 148.

- Прочитайте задание.

-Прочитаем слова тетушки Совы.  

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Имя прилагательное – это часть речи.

-Расскажите друг другу в парах правило.

-Кто хочет рассказать правило?

 

-Послушаем стихотворение, когда вы услышите имя прилагательное – хлопните в ладоши.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

-Так, о каких словах рассказывает поэт?

-Какие имена прилагательные вы запомнили в этом стихотворении?

-Какое новое знание мы получили? О чем?  

 

-Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Признаки каких предметов могут обозначать эти слова?

- Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называ ются именами прилагате льными. Имя прилага-тельное – это часть речи.

 

-хлопок

-хлопок

-хлопок

-хлопок

-Об именах прилагательных

- громкий, желтый, сокрушительный, звонкий, острый

-мы узнали что имя прилагательное- это часть речи, и отвечает на вопросы какой? Какая? какие? какое?

Предметные: 

З: знать правило об имени прилагательном 

У: определять имена прилагательные, находить их 

Метапредметные:

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: проявление активности в общей работе.

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Закрепление с детьми полученных знаний. 

- Выполним упражнение 149 на странице 86.

-Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова.

-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского язык?

- На какой вопрос отвечают выделенные слова?

Какой частью речи они являются?           - Спишите. Почеркните имена прилагательные волнистой линией.

-Кто прочитает что у него получилось?

(один ученик)

Выполняют задание.

-яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный.

-яркость сравнивает с радугой после ливня, меткий как стрелы, певучий, богатый, задушевный как песня над колыбелью.

- выделенные слова отвечают на вопрос какой?

-именем прилагательным

Предметные:

З: на какие вопросы отвечают имена прилагательные 

У: находить и подчеркивать имена прилагательные   

Метапредметные:

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Презентация

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте, немного отдохнем. Встаньте.  

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Практический: самостоятельная работа

 - Теперь, поработаем самостоятельно.

 - Выполняем упражнение 151, на странице 87.  Подпишите ваши листочки.

-Вам необходимо списать текст, и подчеркнуть имена прилагательные волнистой чертой.

-Затем подобрать для каждого имени прилагательного синоним из слов для справок и согласуйте его с существительным.

- Разберем первое словосочетание вместе.

«Желтая пшеница»

- кто нашел прилагательное?

- как подчеркнем?

- прочитайте слова для справок и найдите синоним к слову «желтая».

- Приступайте к работе, у вас есть 5 минут.

-Время вышло. Передаем листочки с задних парт.

Самостоятельно работают.

-желтая

-волнистой чертой

- «золотая»

Предметные: 

З: что такое синонимы

У: подчеркивать имена прилагательные, подбирать синонимы к именам прилагательным.

Метапредметные:

П: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Раздаточный материал

 Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

-Сейчас поработаем в парах.

-На ваших столах листочки, вам с соседом необходимо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

Этот............ зверёк живёт в лесу.  У него.........уши, .......... хвост. Передние лапы ........ , а задние- ........ . Шубка у зверька летом ....... , а зимой- ........ . Морковка, капуста-любимые лакомства животного. А зимой и ............ кора хороша.  .............. зверёк всего боится.

 

-Проверяем по цепочке по одному предложению.

 

-Молодцы.

- Как называются слова представленные на слайде?

Слова: лес, картон, чудеса, осень, шерсть, дерево, стекло, солнце

- в тетрадях  образуйте прилагательные от данных имён существительных.

-Кто работает у доски?  

-Какой можно сделать вывод?

- Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:

Цвет, цветок, цветник, цветной.

-К какой части речи относятся остальные  слова?

- Что общего у этих слов?

-Какой вывод мы можем сделать?

Этот маленький зверёк живет в лесу. У него длинные уши, пушистый хвост. Передние лапы короткие, а задние большие. Шуба у зверька летом серая, а зимой белая. Морковка, капуста - любимые лакомства животного. А зимой и жёсткая кора хороша. Пушистый зверёк всего боится.

- Имена существительные.

- Лесной, картонный, чудесный, осенний, шерстяной, деревянный, стеклянный, солнечный.

- Имена прилагательные образуются от имени существительного

-Цветной – имя прилагательное.

-имя существительное

- Корень – цвет.

- имя прилагательное зависит от имени существительного, необходимо для определения признака предмета.

Предметные:

З: как образовать прилагательные от имен существительных 

У: находить подходящие по смыслу имена прилагательные. 

Метапредметные:

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания;

Раздаточный материал  

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

-Какая была тема нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

-Проверим хорошо ли вы запомнили об имени прилагательном.

Имя прилагательное- это ….. …, которая обозначает ……. …… и отвечает на вопросы …? ….?....?....?

Домашнее задание

- упражнение 87 страница 150. Вам нужно доказать, почему выделенные слова – прилагательные, и найти имена существительные с которыми они связаны.

-За урок я поставила оценки.

Самооценивание.

-Поднимите зеленый карандаш, если вам понравилось как вы работали на уроке, а если же нет, то поднимите красный.

-Спасибо за урок, досвидания.

-Имя прилагательное

-1) познакомиться с именами прилагательными, 2)научиться распознавать имена прилагательные

3) узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные

- Имя прилагательное- это  часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Презентация

Имя

Ответ на вопрос

Работа у доски

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2класс по теме: "Части речи"

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать умение определять имя прилагательное;развивать умение распознавать прилагательное среди дру...

Технологическая карта урока по русскому языку «Звук и буква [Г,г]» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти.Дидактические:- знать, какие бывают звуки;- ум...

Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по родам» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме: «Изменение личных местоимений по родам»Задачи урокаДидактические:Повтори...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о морфологических признаках имени прилагательного, его синтаксической роли.Задачи урокаПланируемые результатыДидактическ...