"Меня зовут фонема "
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Занимательный русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menya_zovut_fonema.pptx936.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Меня зовут фонема Автор презентации Коровина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области Занимательный русский ∙ 3 класс

Слайд 2

Звуки - смыслоразличители Давным-давно учёные изобрели значки, в которые как бы «одели» звуки, «сшили для них форму». Подумаешь, найти для звука какой-то значок! Что тут так долго думать? На самом деле очень трудно установить, для каких звуков нужно «сшить форму». Может быть, для всех, которые мы слышим? А сколько звуков слышим? И сколько вообще есть звуков, например, в русском языке?

Слайд 3

Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в дожде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки. На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные.

Слайд 4

Теперь вам, наверное, стало ясно, что не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», т.е. изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. «А как?» - спросите вы. Сейчас узнаете. Для этого возьмём слово сом и поиграем с ним. Ну как? У кого больше получилось слов? А теперь давайте попробуем заменить второй звук в слове сом . Давайте попробуем «наперегонки» заменить в нём первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Тут слов получится совсем мало: сам, сям (иногда употребляется такое выражение там-сям, т.е. в самых разных местах). А теперь сами замените последний звук в слове сом.

Слайд 5

Посмотрите: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразделители . Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Теперь я хорошо запомню название звуков, которые различают слова. Запишите это слово несколько раз, а затем вслух проговорите тоже не один раз и прислушайтесь, как оно звучит ( [ н ] надо произносить твёрдо: [ нэ ] ).

Слайд 6

Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова …Вот что Сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ Плывет по океану, КИТ Из блюдца ест сметану. Ловит КИТ Мышей на суше. КОТ На море бьет Баклуши! КИТ Царапался, кусался… Добрый КОТ Ни с кем не дрался… КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: - Кис, кис! - Он охотно Спрыгнет вниз… Разбирались Целый год - Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили. И в конце концов Решили: «В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, Опечатка: Кто-то, Против всяких правил, В сказке буквы переставил, Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»

Слайд 7

Вам уже понятно, что из фонем составляются слова. Собирая вместе несколько фонем, люди с их помощью что-то называют. А если не называют, получается вот что Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово — плим . Я повторяю снова: Плим , плим , плим ! Вот прыгает и скачет Плим , плим , плим . И ничего не значит Плим , плим , плим ! Если вам нравятся слова, которые ничего не значат, найдите книжку А. Линдгрен « Пеппи-Длинный чулок» и прочитайте о слове « кукарямба ».

Слайд 8

Познакомьтесь с фонемой поближе А фонем в языке много? Если их не так уж много, наверное, именно для фонем изобрели буквы и поселили их в алфавит ? Подумав так, ты приблизилась к открытию тайны алфавита. Но торопиться всё же нельзя! Оказывается согласных фонем 34. Гласных фонем мало: их всего 5.

Слайд 9

Итак, согласных фонем – 34. Фонемы изображаются русскими буквами, (кроме одной) в ломаных скобках. Около некоторых из них стоит значок , напоминающий запятую. Он обозначает, что фонема звучит мягко. Например, в слове нёс < н > , а в слове нос - < н > . Над двумя фонемами стоит горизонтальная чёрточка. Это значит, что фонема долгая. , А это 5 гласных фонем. Гласные фонемы вместе с согласными прекрасно справляются с созданием самых разных по смыслу слов. ,

Слайд 10

Игры с фонемами «Одна фонема, марш!» Условия игры: Если придумаете в каждой игре все слова, получаете 10 баллов; Если половину – 5 баллов; Если меньше половины – 3 балла. Проверив ответ по каждой игре, баллы за неё поставьте себе сами.

Слайд 11

1 . Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость Всласть Краска Склон Полк Тепло Беда Экран Если у вас не получилось, попробуйте отобрать у слова по очереди каждую из его фонем. Тогда обязательно найдёте нужное слово. - власть - каска - слон - пол - тело - еда - кран

Слайд 12

2 . Теперь, наоборот, вам даны слова, а вы добавьте к каждому из них одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза Рубка Дар Стол Клад Шар Усы Укус - трубка - удар - ствол - склад - шарф - бусы - уксус Если у вас не будет получаться, попробуйте подставлять по очереди каждую все фонемы.

Слайд 13

3 . Теперь нужно в словах, которые вам даны, заменить одну согласную фонему. Вот так: корж - морж Ногти Булка Лапка Зубы Киска Песок Галка Орёл Норка Клин Тоска - когти - будка (бурка) - папка - губы (дубы) - миска - лесок палка осёл горка блин доска

Слайд 14

Теперь, когда вы познакомились со всеми 39 фонемами, вспомните, сколько в нашем алфавите букв. (?) Как видите, букв в алфавите меньше, чем фонем, их 33. Продолжим сравнение фонем и букв. Есть мягкие согласные фонемы (помните значок ), а букв таких нет. Есть буквы ъ и ь , я , ю , е , ё , ы , а фонем таких нет. , Относитесь бережно к родному языку! Если спутать хоть одну фонему, дети, Перепутается всё на свете. Вот стихи. Здесь говорят два друга. Но как трудно им понять друг друга!

Слайд 15

Путаница Вот бутон, А вот - батон. Вот бидон, А вот - питон. Ну, а вот – бетон. В печке выпечен Батон, А в петлицу вдет Бутон, По траве ползет Питон, Молоко течет в Бидон, А на стройке есть Бетон. Повтори и ты мне в тон: Где бутон, А где батон, Где бидон, А где питон, Ну а где - бетон. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять: В печке выпечен Бутон, А в петлице вдет Батон, По траве ползет Бидон, Молоко течет в Бетон, А на стройке есть Питон. - Нет, не так! Нет, не так! - Ну тогда вот так: В печке выпечен Бидон, А в петлице вдет Питон, По траве ползет Бетон, Молоко течёт в Батон, А на стройке есть Бутон. - Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами: как? Разберитесь сами в том, Где бутон, А где батон, Где бидон, А где питон, Ну, и где - бетон. /Новелла Матвеева/

Слайд 16

Источники Автор шаблона Носова О.М. http ://funforkids.ru/pictures/school21/school21099.png девочка за партой http://lylik72.narod.ru/images/69490796_09.png девочка http://www.look.com.ua/pic/201210/1280x960/look.com.ua-60110.jpg лист в линию http://ex-ps.ru/_ld/4/440.jpg голубой фон Для презентации: Учительница http://kalen.kamenec.edu.by/be/sm.aspx?guid=5983&tyui=4a640dac-64ea-4eb4-8fce-9cf1428e7299 И.Токмакова http://trumpumpum.ru/autors/tokmakova-irina/plim.html Н.Матвеева http:// baby-scool.narod.ru/media/book/poesiya/rus/putaniza_matveeva.htm Информация – Г.Г.Граник , С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии» М:Просвещение, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"

Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...

Урок литературы 4 класс "Б. Сокпакбаев "Меня зовут Кожа""

ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Литературное чтение...

Технологическая карта урока. Тема: Роль фонемы в образовании слова

 Материал мастер - класса отчётливо покажет, что возможности учебника "Азбука", отбор и структурирование материалов урока позволяют в полной мере реализовать требования нового образователь...

Интерактивная игра "Как зовут меня, детеныша?"

Интерактивная игра "Как зовут меня, детеныша?" предназначена для учащихся 3-4 классов с нарушениями письменной речи. Задачи интерактивного пособия: развитие звуко-буквенного анализа и синтез...

Конспект урока по немецкому языку на тему: "Итак, как спросить кто откуда?", "Спрашивай, как зовут сверстников, как зовут взрослых." УМК «учебник Немецкий язык 2 класс 1 часть, И. Л. Бим, Л. И. Рыжова»

Цели деятельности учителя: усвоение учащимися букв Pp, Xx, Ää, Öö, Üü и буквосочетаний eh, ah, oh; создание условий для овладения навыками диалогической речи, умениями использования в речи числительны...

Технологическая карта урока русского языка «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений об обозначении фонемы <о> после шипящих в личных окончаниях глаголов.Задачи урока:Дидактические: вспомнить правило правописания окончаний имён существитель...