Технологическая карта по русскому языку по теме "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чарыева Татьяна Владимировна

Познакомить с главными членами предложения. Научиться находить их в предложении. Совершенствовать умения оформлять предложение в письменной речи. Обогатить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_chleny_predlozheniya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 класс.                                                                                                                                .

Учебный предмет: Русский язык.

Автор  учебника, учебных пособий:  С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока: Главные члены предложения

Цели урока: 

Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.

Образовательная – Познакомить с главными членами предложения. Научиться находить их в предложении. Совершенствовать умения оформлять предложение в письменной речи. Обогатить словарный запас.

Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся; развивать связную устную и письменную речь учащихся;

умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

Воспитательная – Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность и дисциплинированность.

формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: Учебники:  С.В. Иванов  «Русский  язык» 3 класс, тетради учащихся; компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, кроссворды  на  карточках / для  работы  в  парах /;

Планируемые результаты

Предметные: наблюдать за главными членами предложения, закрепить понятия «подлежащее» и «сказуемое», уметь применять полученные знания при построении предложения, расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря; решать учебные и практические задачи - грамотно записывать самостоятельно простые  предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают)  научатся раскрывать одну из особенностей текста - его тематическое единство;

получат возможность научиться: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве,  получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.

Метапредметные: Познавательные: общеучебные - овладение умением составлять простые предложения, находить грамматическую основу в предложении; Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, применять освоенные способы действия, осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью  выполнения учебных операций.

Коммуникативные: строить письменное высказывание на заданную тему с использованием простых  предложений, приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных работ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала

занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

  • Ребята, как вы думаете, помогать другу, родным - это хорошо или плохо?

Какие пословицы и поговорки об этом вы помните?

Сегодня мы с вами будем работать в «Службе спасения». Согласны?

Наша обязанность - придти на помощь людям в трудную минуту. Одному из сказочных героев нужна наша помощь.  Давайте пригласим к нам на урок.

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

Правильно, это Буратино из повести-сказки Алексея Николаевича Толстого «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но». (Приложение 1, слайд 2 )

 «Помогите мне, пожалуйста, ребята. Я продал свою азбуку, не хожу в школу и совсем запутался, никак не могу разобраться в предложениях»

-Сегодня мы с вами откроем для Буратино секрет предложения. А для этого отправимся в путешествие в город Предложение и с собой заберем Буратино.

РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Выпишите из слова Буратино все гласные, на следующей строке запишите буквосочетание этих гласных. ( Слайд 3 )

Словарно-орфографическая работа.

-А какие слова нам пригодятся во время путешествия?

- Записать слова, вставив пропущенные буквы.

*Б…гаж, …птека, в…гон, вмест…, впер…ди, дев…чка, з…бота, зап...д, ка… …а, б…лет, инт…ресный.  (Слайд  4)

Проверка (Слайд5)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Постановка проблемы

Запись предложения:

Оля связала бабушке шарф.

- Как находить подлежащее и сказуемое, т.е. грамматическую основу предложения?

- Давайте сегодня вместе найдём подлежащее и сказуемое.

ПУУД

Сотрудничество учителя и детей

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

Определение темы и целей урока

Какая будет тема урока? Тема: «Главные члены предложения»

Цель:  Познакомиться с главными членами предложения. Научиться находить их в предложении. Совершенствовать умения оформлять предложение в письменной речи

 - Что бы вы хотели узнать о главных членах предложения?

 - Как найти главные члены предложения? Сколько их?

 - Чем отличается один главный член предложения от другого?

-Мы знаем, что в тексте всегда есть основная мысль; у слов – основа слова, значит, у предложения тоже есть  основа. Сегодня на уроке мы попробуем найти  основу предложения.

Шаги деятельности на уроке

– Девизом нашего урока будут слова:

 Знаешь – говори, не знаешь – слушай!

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала

(Метод исследования: наблюдение и анализ.

Объект исследования:  предложение.)

- Мы подошли к  городу Предложение. Нас встречает королева Грамматика. (Cлайд 6 )

Она будет помогать нам в раскрытии секрета. Вспомним, что выражает предложение?  (Законченную мысль)

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

Открытие нового знания

Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите, что вы записали предложение. (Работа в группах)

  1. Осень, золотая, наступила (Cлайд 7 )
  2. По,опушкам, грибы, лесов
  3. По, небу, высокому, облака

- Мы записали только одно предложение: Наступила золотая осень, потому что в нём выражена законченная мысль. Во 2 группе слов непонятно о ком или о чем говорится, значит мысль незакончена. В 3  группе слов непонятно, что говорится об облаках, значит мысль незакончена.

Какими словами можно дополнить, чтобы получились предложения? (проблема)

2 .По опушкам лесов растут грибы.( Cлайд 8 )

3.По высокому небу бегут облака.

- Сколько членов предложения? Докажите. 

(Во 2 предложении - 5 членов предложения, в 3 – 5 , т.к. членами предложения могут быть только самостоятельные части речи.)

-Разберем первое  предложение .

Наступила золотая осень.

________________

Попробуйте убрать 3  член предложения.

Мысль остаётся?(Нет.) 

Подчеркнём его одной чертой. 

На какой вопрос отвечает? (Что?)

Какой частью речи является?(Существительным)

Второй член предложения?  (Да.) Первый? (Нет.) 

Подчеркнём его двумя чертами.

На какой вопрос отвечает? (Что сделала?)

Какой частью речи является? (Глаголом)

Вот, мы  и нашли главные члены предложения.

А почему  без вставленных слов не получались предложения?

Оказывается, среди членов предложения есть такие, без которых нельзя  построить предложение. Их называют главными членами предложения.

 (Cлайд 9 )

КУУД

Знакомство с новыми действиями по работе с текстом

Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму.

Физкультминутка

. Работа по учебнику (с. 62)

  1. Чтение и анализ правила на с. 62.
  2. Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого (с.63)
  3. Письменный ответ на вопросы –упр. 1 с. 64
  4. Знакомство с рубрикой «Путешествие в прошлое»( Слайд 10 )
  5. Работа в паре – упр. 3 с. 64 - 65

КУУД

Разбор задания в группах.

Сотрудничество учителя и ученика

Развитие коммуникативно-речевых умений

- Королева Грамматика хочет убедиться, что вы поняли секрет предложения   и помогли Буратино. Найдите главные члены предложения. (Задание выполняется самостоятельно, с взаимопроверкой).

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

- Вот мы и открыли секрет предложения! Подлежащее и сказуемое –это  основа  предложения.   Возвращаемся домой.

Наш друг Буратино благодарит вас  за то, что вы помогли ему раскрыть  секрет предложения.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Познавательные УУД)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

Наблюдение над ролью слов в тексте

Упр. 4, стр.65

-Сначала выпишите те, в которых на первом месте стоит подлежащее, а потом – предложения, в которых на первом месте стоит сказуемое.

- Подчеркните главные члены предложения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

Информация о домашнем задании.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» Урок 26, упр. 2,3

Запись в дневники.

Подведение итогов учебного занятия,  

рефлексия.

Расскажите по схеме  чему научились на уроке.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Поднимите руку, кто оценивает свою сегодняшнюю работу на 5.

Поднимите руку, кому в группе работалось легко и комфортно.

А кому не очень? Почему?

Наш урок подходит к концу.

А какое настроение у вас было на уроке?

Молодцы, вы хорошо поработали! Самые активные …..

Урок окончен.

О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока?

Учитель выставляет оценки.

Управление поведения партнера, оценка действия партнера

(Коммуникативные УУД)

Рефлексия

(Коммуникативные УУД)

Смыслообразование

(Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта по русскому языку "Связь слов в предложении"

Технологическая карта по русскому языку "Связь слов в предложении" для 4 класса. УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; ...

Технологическая карта урока русского языка "Простое и сложное предложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о простых и сложных предложениях, ознакомления с особенностями простых и сложных предложений.Задачи урокаДидактические:вспомнить порядок в...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...