Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Брагина Елена Ильинична

Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; для систематизации знаний о грамматических признаках предложения: развития умения употреблять заглавную букву в начале предложения, точки, восклицательного знака, вопросительного знака в конце предложения; паузы между предложениями в устной речи; формирования умения читать предложения с разной интонацией, умения составлять предложения из группы слов; обучение детей оцениванию своих знаний и умений и более критичному отношению к своей работе, учитывая важность мотивированности ученика; создание условий для понимания учениками, что им уже известно, а чего они ещё не знают; формирование умения учеников видеть свои ошибки, а не только ошибки других учеников; создание условий для формирования у учеников умения сверять свою оценку за работу с оценкой учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Брагина Елена Ильинична. ГБОУ лицей № 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Тема: Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Тип: УРУиН (урок развития умений и навыков).

Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; для систематизации знаний о грамматических признаках предложения: развития умения употреблять заглавную букву в начале предложения, точки, восклицательного знака, вопросительного знака в конце предложения; паузы между предложениями в устной речи; формирования умения читать предложения с разной интонацией, умения составлять предложения из группы слов; обучение детей оцениванию своих знаний и умений и более критичному отношению к своей работе, учитывая важность мотивированности ученика; создание условий для понимания учениками, что им уже известно, а чего они ещё не знают; формирование умения учеников видеть свои ошибки, а не только ошибки других учеников; создание условий для формирования у учеников умения сверять свою оценку за работу с оценкой учителя.

Задачи: 

  1. Обеспечивать эффективную обратную связь от преподавателя к ученикам. Включать учеников в процесс собственного учения. Идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание о предложении, обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов.
  2. Развивать представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; развивать умение распознавать группу слов и предложение; выделять предложения в тексте; употреблять заглавную букву в начале предложения, точку,  восклицательный знак, вопросительный знак в конце предложения; умение читать предложения с разной интонацией; делать паузу между предложениями в устной речи; составлять предложения из группы слов.
  3. Создать условия для развития способности учеников оценивать свои результаты и результаты партнёров (при работе в группе), понимания как их улучшить (рефлексия и самоорганизация), для развития критериального оценивания.

Планируемые результаты

Предметные: 

умеют выделять предложение среди других групп слов; умеют правильно оформлять предложение на письме; умеют правильно ставить знаки препинания в конце предложения, в зависимости от интонации; умеют составлять предложения из группы слов; умеют читать предложения передавая правильную интонацию; умеют выделять предложения в тексте.

Метапредметные: Регулятивные: ставят  учебную задачу урока под руководством учителя, осуществляют её решение совместно с учителем в процессе выполнения УД (учебных действий); планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной УЗ (учебной задачей);

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения УЗ, выдвигают критерии совместно с учителем;

анализируют и понимают  информацию, а не просто приобретают знания;  ценят красоту зимней природы;  логические – осуществляют оценивание по заданным критериям;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вступают в речевое общение.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Ресурсы урока: карта знаний и умений по теме «предложение», пятиуровневая шкала (линеечки) оценивания письменной и устной работы (Г. А. Цукерман), конверты с набором слов для составления предложений, цветовые дорожки, учебник «Русский язык. 1 класс. /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий», кластер «Предложение».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Постановка УЗ (учебной задачи) (Прогнозирование содержания урока):

Учитель предлагает составить план урока, предъявив детям показ на доске, индивидуальный лист «карты знаний и умений» по теме «Предложение», конверты с набором слов для работы в группах.

- Как можно организовать на урок, используя показ на доске и выданные вам «карты знаний»?

- Какие задания предстоит выполнить ещё, за чем наблюдать?

- Какие знания и умения нам пригодятся?

- Зачем  и где данные знания и умения

нам могут пригодиться в жизни? (Мотивация)

Ученики составляют план урока:

  1. Пиши правильно (Каллиграфическая минутка): Пп.
  2. Оценивание каллиграфической минутки с помощью шкалы.
  3. Заполнение «карты знаний и умений» по теме «Предложение».
  4. Вспомнить, что такое предложение, интонация, знаки препинания.
  5. Оценивание заполненной «карты знаний и умений» по теме «Предложение», сравнивая с образцом (эталоном) учителя.
  6. Работа в группе со словами в конверте – составление предложений.

  1. Предложение выражает законченную мысль.
  2. Слова в предложении связаны по смыслу.
  3. В письменной речи предложение записывают с заглавной буквы.
  4. В конце предложения ставят точку

(либо восклицательный, либо  вопросительный знак).

  1. В зависимости от знака препинания предложения произносятся с разной интонацией.

Предполагаемые ответы детей:

- Отличать предложения от набора слов, умение оформлять предложения в устной и письменной речи.

- Грамотно записывать предложения (в тетради, в письме или записке  для друга, родственника, в смс сообщении, чтобы быть грамотным, успешным человеком и т.д.)

Актуализация необходимых знаний

Пиши правильно (Каллиграфическая минутка): Пп

Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа.

Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.

Оценивание учителем выносится за временные границы урока. Проверяя  сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой учеников. Если он согласен с мнением ребёнка, то обводит в кружок крестик, если не согласен, ставит крестик выше или ниже.

Заполнение «карты знаний и умений» (Приложение 1).

Выполнение  заданий в форме теста с выбором ответа и кратким ответом. В процессе выполнения работы учитель корректирует действия учеников и поясняет, какое количество баллов можно набрать за каждое задание.

При фронтальной проверке выполнения каждого задания, учитель выполняет 4 основных шага:

  1. Показать детям, что получилось хорошо.

Находит вместе с детьми правильный вариант ответа и выделяет его цветом (эталон).

  1. Указать, что нуждается в улучшении (исправлении).

Отмечает абсолютно точно, каких ошибок следует избегать.

  1. Дать рекомендации о необходимых исправлениях.

Пишет или произносит, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата:

  • напоминание (ученику напоминают установленную задачу);
  • пример (ученику приводят примеры того, что необходимо сделать);
  • демонстрация (ученику предлагают конкретные выражения, слова, способы, формулы, способы записи и т.д.)
  1. Дети вносят исправления (Дать время при выполнении каждого задания отдельно).

Оценивание выполнения работы с «картой знаний и умений» в целом при помощи инструмента «цветовая дорожка».

Учитель, взяв тетради на проверку, видит, кто из учеников,  в каком вопросе нуждается в помощи и планирует коррекционную работу на следующих уроках.

Проговаривание 4-х критериев: высота, наклон, расстояние между буквами, аккуратность.

На полях тетради ученики чертят 4 шкалы   (каждая шкала помечается буквой «В», «Н», «Р», «А»), которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Выполнение каллиграфической минутки.

Дети высказывают свои предложения и ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.

Аккуратность (А):

  • высокий уровень – «Мне очень нравится, как я написал»;
  • выше среднего – «Мне нравится. как я написал, но у меня есть 1-2 исправления»;
  • средний – «Я не очень красиво написал, у меня есть исправления и помарки»;
  • ниже среднего – «Мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано»;
  • низкий – «Я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать, что я написал».

Аналогичное обсуждение проходит и другие критерии работы.

 Оценивание каллиграфической минутки с помощью шкалы.

Выполняют поочерёдно задания в «карте знаний и умений» по шагам:

  1. читаю задание;
  2. читаю, какое умение проверяю;
  3. выбираю ответ;
  4. ставлю балл за задание, который я заработал по своему усмотрению;
  5. проверяю ответ с образцом учителя;
  6. ставлю заработанный балл ещё раз.

Каждое задание выполняется по данному алгоритму.

Самостоятельное оценивание уровня усвоения материала по теме «Предложение».

Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки с помощью «цветовой дорожки»  в своих листочках «карты знаний и умений»:

Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не знаю (не умею), мне трудно;

Жёлтый цвет – неуверенность: я не совсем разобрался в теме урока;

Зелёный цвет – благополучия: мне всё ясно, я с этим справился.

Организация познавательной деятельности

Организация работы в группах.

1 группа. Составление предложений из слов.

Стартовые вопросы учителя:

- Почему эти слова не составляют предложения?

-     Как лучше организовать работу?

- Как лучше защитить выполненную работу?

Вопросы, развивающие понимание:

- Как вы можете доказать, что это предложения?

- Какие предложения из упр. 5, стр. 12 учебника соответствуют содержанию ваших предложений?

2 группа. Выделение предложений в тексте (упр. 6, стр.13 учебника).

3 группа. Выразительное чтение текста с соблюдением нужной интонации. (упр. 6, стр.13 учебника).

- Знакома ли вам эта сказка? А что было дальше?

Работа в группах.

1 группа.

- Слова не связаны между собой по смыслу.

- Распределить обязанности между участниками группы.

Составление предложений их набора слов. Защита составленных предложений учениками у доски. 

 Зимой лес покрылся снегом.

Как красив лес зимой!

Что зимой делают дети?

Взаимооценивание групповой работы классом с помощью «светофора» по критериям правильности:

  1. Правильно составлены предложения.
  2. Правильно оформлены на письме (заглавная буква, знак препинания).
  3. Дан ответ на вопрос: Что содержит предложение? (сообщение, вопрос, приказ, совет)

2 группа. Выделение предложений в тексте (упр. 6, стр.13 учебника).

Взаимооценивание групповой работы классом с помощью «светофора» по критериям правильности:

  1. Правильно выделены предложения.
  2. Правильно оформлены на письме (заглавная буква, знак препинания). Проверяют «контролёры» (помощники учителя) в группах.
  3. Дан ответ на вопрос: Что содержит каждое предложение? (сообщение, вопрос, приказ, совет)

3 группа. Выразительное чтение готового текста с соблюдением нужной интонации. (упр. 6, стр.13 учебника).

Девочка заблудилась в лесу. Она пришла к домику. Кто тут живёт?  Тут живут три медведя. Их нет дома. Они ушли гулять по лесу.

Взаимооценивание групповой работы классом с помощью «светофора» по критериям правильности:

  1. Текст прочитан участником (защитником) группы с использованием средств выразительности (интонация, паузы, выделение ключевых слов) без ошибок.
  2. Допущены 1-2 ошибки.
  3. Допущены 3-4 ошибки.

Рефлексия деятельности

- Как вы понимаете, что помогло справиться с заданиями на уроке?

- Чему учились?

- Что получилось?

- Чего не получилось?

- Почему?

- Какие проблемы возникли?

- Как попытались решить?

-  Как можно оформить полученные знания о предложении, чтобы было удобно повторить пройденный материал дома, чтобы и другие ученики смогли разобраться в данной теме?

Коллективное составление кластера из заранее подготовленных учителем заготовок с ключевыми понятиями по теме урока. (Приложение 2)

- Какой совет вы бы дали учащимся школы, чтобы они хорошо работали на уроках?

- Знания, умения, полученные на предыдущих уроках.

- Составить схему.

Называние пословиц о труде, усердии, ответственности и т.д.

Приложение 1.

Прочти группы слов. Выбери и обозначь среди них предложение.

  1. Зимой снег
  2. Ребята в снежки поиграть
  3. Зимой ребята играют в снежки.

Умею находить среди групп слов предложение.

1 балл

Прочти предложения. Выбери и обозначь среди них предложение, в котором нет ошибок.

  1. Ребята на санках катаются с горки
  2. наступили зимние морозы.
  3. Ребята сделали кормушки для птиц.

Знаю правила оформления предложений на письме.

1 балл

В устной речи предложения отделяются друг от друга ______________________________________.

В письменной речи предложения отделяются друг от друга знаками препинания:_________________.

Знаю, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

2 балла

                    Цветовая дорожка

Приложение 2.

        +            …

связаны по смыслу

законченная мысль

        . (? !)

               Пролетел             лёгкий               ветерок.

             Пролетел             лёгкий               ветерок?

              Пролетел             лёгкий               ветерок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1классе по теме" Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль"

Урок русского языка в 1 классе по теме " Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль" с использованием интерактивной доски SMART....

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Конспект урока на тему: «Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль» (УМК "Школа России, 1 класс)

Первоначальное представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...