Урок русского языка в 1классе по теме" Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Ирина Петровна Кузина

Урок русского языка в 1 классе по теме " Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль" с использованием интерактивной доски SMART.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.75 КБ
Binary Data slava_hlebu_na_znotebook.notebook25.07 КБ
Binary Data slava_hlebu_na_zem.notebook1.77 МБ
Binary Data slava_hlebu.notebook130.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок  русского языка в 1 классе  

Предложение как группа слов, выражающая  законченную мысль. Диалог.

Цели урока.

Формирование умения составлять  из слов предложения, выделять  диалоги, умения различать звуки и буквы, умение правильно называть звуки и буквы, проводить звуковой анализ слова, подбирать к словам проверочные.

Задачи:
1. Углублять знания учащихся о хлебе.
2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с употреблением пословиц.
6. Развивать воображение.

Оформление класса: На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, колоски пшеницы.

Тип урока: комбинированный, решение частных задач.

Планируемые  образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять и правильно записывать предложения, работать с деформированным предложением.

Метапредметные  (компоненты культурно - компетентностного опыта):

 Познавательные - оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные -  формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Регулятивные   - овладение  способностью понимать  учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные -  принятие и освоение социальной роли обучающихся, формирование мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения – объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная.

                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Пальчиковая разминка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
 

2.  Актуализация знаний.

а)     На  интерактивной доске:

(Укажи в каждом ряду лишнюю букву)

             а   х    о    у

                х   ж   ш   ц    

б)   В тетради прописываем чистописание:    

           Хх       Хх      Хх     Хх

  1. По звуковой схеме узнай слово и запиши его правильно. Как  это сделать?

  На  интерактивной доске:

[х   л‘  э  п]

               [п‘ и  р  о  к]

 Подбираем проверочные слова и записываем:

       Хлеба – хлеб,  пироги  - пирог.

На доске плакат:   «Хлеб – всему голова!»

  1.      Слово предоставляется детям.

А)

  1. Посмотрите на плакат: «Хлеб – всему голова!»

И сегодня наш урок посвящён  «батюшке - хлебу».

                         Не напрасно народ
                        С давних пор и поныне
                        Хлеб насущный зовет
                        Самой первой святыней.
                             

     Золотые слова
                   Забывать мы не вправе:
                   „Хлеб всему голова!“ —
                         В поле, в доме, в державе!

  1.          Хлеб ржаной, батоны, булки

     Не добудешь на прогулке.

     Люди хлеб в полях лелеют,

     Сил для хлеба не жалеют.

  1.         Летом на полях созревает пшеница, рожь.

     Колос крепкий  высокий. Много в нём зерна.

     Пришло время урожай убирать. Выходят на поля        

     тракторы, косилки, комбайны.

  1.       Зубья ходят, гребни машут –

      Жатки по полю идут.

      Как мальчишку пол  машинку

      Поле наголо стригут.

  1.      Это знает агроном, и амбары под зерном.

     На дорогах тягачи, хлебопёки у печи.

    Принимай, страна, урожай зерна!        

   Б)    Сценка          «Всё здесь».             Яков Тайц

     Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, внученька.
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- Как же так получается?  И булки, и пироги, и пряники все в поле растут?

 - Вначале  собирают зерно, обмолачивают его, получают муку. Из муки пекут вкусные караваи, хлеба, булки.

- Девочки инсценировали сценку  Я. Тайца.

Настя и  Полина разговаривали друг с другом. Как называется разговор  двух или нескольких лиц?

  1. Музыкальная физкультминутка.

7. Составьте из слов предложение и запишите его в тетради.

  На  интерактивной доске:

душистый.  выпекают, мягкий, и, Хлеб

8.                «Булка»        С. Михалков

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

              Шёл мимо незнакомый дядя,

             Остановился и вздохнул

             И, на ребят почти не глядя,

             К той булке руку  протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

            - Вы кто такой?- спросили дети,

              Забыв на время про футбол.

            - Я пекарь!- человек ответил.

              И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой  теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Без хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением  как к дару, спасающему от голода,  как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и каравая хлеба. Поэтому и возникали на  Руси пословицы,  сжатые народные изречения, заключающие в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. По определению В. Даля, "пословица - коротенькая притча, поучение.

9.Рефлексия. Соберите пословицы о хлебе.

Работа в парах:

У детей на партах – конверты с пословицами, разрезанными на слова. Одновременно аналогичная работа на интерактивной доске.

             Читаем вслух полученные пословицы.

Хлеб да вода – здоровая еда.

Покуда есть хлеб да вода -  всё не беда.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Не потрудился, хлеба не добился.

                    Запишите одну из пословиц в тетради.

10. Слово ученикам.

Слава хлебу на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел труда и сил.

Откушайте, гости дорогие, нашего  хлеба- соли!

(Девочки в русских сарафанах угощают всех хлебом-солью).

Использованная литература:

В. Даль «Пословицы русского народа».

Яков Тайц «Всё здесь».

Стихи  С. Михалков, С. Маршак,  Я. Аким, Г. Виеру, П. Воронько.

Песня музыка Н. Кудрина, слова В. Гундарева «Хлеб - всему голова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1классе РО Л.В.Занкова Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.            ...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Группы слов". УМК "Перспектива".

В предлагаемом материале  конспект урока-практикума с презентацией, на котором используются различные формы работы в паре,группах,интерактивная игра, проверка знаний с использованием программы Pl...

Конспект урока на тему: «Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль» (УМК "Школа России, 1 класс)

Первоначальное представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; ...

Технологическая карта урока русского языка в 1классе "Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ"

Предмет Русский языкУМК«Школа России»Класс1 классТип урокаУрок закрепления знаний и формирования УУДТехнология построения урока ИгроваяТемаПравописание слов с сочетаниями ЖИ &nda...

Конспект урока русского языка: "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов."

Тип урока - Обобщение и систематизация знаний.Педагогическая задача - Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологическ...