Памятка "Работа над ошибками в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Васякина Светлана Николаевна

Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и т. д. Дети часто не любят выполнять эту работу. С 3  класса я провожу работу по памятке. В данную памятку вошли все орфограммы за курс изучения русского языка начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami_po_russkomu_yazyku_novaya.docx72.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Курманаевская СОШ» Оренбургской области

Авторы памятки:   Васякина С.Н., Ашуркова Л.В.

Памятка по выполнению    работы над орфографическими  ошибками

(с подробными правилами по орфографии  за курс начальной школы)

  1. Работа над ошибками выполняется в три столбика.
  2.  Записываются все слова с маленькой буквы (кроме  имен собственных).
  3. Все слова оформляются  (ударение, выделение орфограммы карандашом).

Информация по каждому столбику:

Первый столбик: запиши слово, в котором ты допустил ошибку,  правильно.

Второй столбик:  объясни орфограмму (в том месте, где была допущена ошибка)

Третий столбик:   приведи свой пример на эту же орфограмму.

Работа над ошибками по орфограммам:

О.1 Проверяемые  безударные гласные в  корне  слова.

(Правило: чтобы проверить безударные гласные в корне, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

гроза'                         гро'зы                    моря'

Примерные слова на О.1 для третьего столбика (в помощь ученику): далёкий, прямая, линейка, свистели, беговая, клевали, спешить, читальный, полезное, возить, выпрямлять, темнота, зеленеть, сосновый, смотрел, жалел).

О.2 Непроверяемые гласные и согласные (словарные слова).

Словарные слова объяснить нельзя, их нужно запоминать!

пальто         запомнить            автобус

билет           запомнить            апельсин

___________________________________________________________________________

О.3  Проверяемые парные согласные в  корне   слова.

(Правило: чтобы проверить парные согласные  в корне, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после парного  согласного шёл гласный).

Парные согласные по звонкости-глухости:

Б    В     Г    Д    Ж     З                опасны только тогда , когда стоят на конце слова(луг, сук, зуб, суп) и

П   Ф    К    Т     Ш    С               в середине слова (чаще перед   К) –кошка, блузка, тропка, ушки

    дорожка              дороженька                 узкий

Примерные слова на О.3  для третьего столбика (в помощь ученику): лёгкий, осадки, гладкий, редкий, шкаф, круг, низкий, робкий, ложка, чашка, кружка, крышка, год, ряд).

О. 4 Непроизносимые согласные в корне  слова (д, т, л, в)

(Правило: чтобы проверить непроизносимые  согласные  в корне, надо подобрать проверочное слово так, чтобы непроизносимый согласный ясно слышался).

Запомни слова с непрозносимыми согласными: лестница, чувство, праздник, здравствуйте.

В словах: ясный, вкусный, опасный, ужасный, интересный, прекрасный, повиснуть, лесной  не пишется  Т, потому что звук [Т] не слышится в проверочных словах: ясен, вкусен, опасен, ужасен, интересен,  прекрасен, висел, леса.

поздний                   опоздал                  грустный

опасный                   опасен                    ясный

Примерные слова на О.4  для третьего столбика (в помощь ученику): местность, устный, окрестность, пастбище, участник, известный, прелестный, вестник, радостный, сердце, солнце, звездный)

О.5  Сочетания  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    чучело                 чу  пиши с у    чудесный

    чайник                ча    пиши с  а       причал    

О. 6  Разделительный  предупредительный  Ь и Ъ знаки.

разъезд             после приставки  перед е                  объявление

пьют                 в  корне  перед   ю                                  шьют

Примерные   слова на О.6  для третьего столбика (в помощь ученику): соловьи, объяснение, Татьяна, вьют, льют, бьют, вьюга, птичьи, заячьи, подъем, подъезд, съел.

О.7  Правописание предлогов  

Предлоги: на, за, по, над, под, с, через, около, в, между, к, из, из-за, из-под, от, без, у, про, перед  надо запомнить. 

    Предлоги пишутся с именами существительными, местоимениями. Чтобы проверить правописание предлогов, надо поставить между предлогом и словом вопрос или   другое слово. Например: на поле – на широкое поле, у него – у (кого?) него.

 

по земле                 по нашей земле            в кустах

             

О.8   Ь знак    после шипящих  (ж, ш, ч, щ) у имён существительных.

Правило: у существительных мужского рода после шипящих   не пишется Ь знак;

                   у существительных женского  рода после шипящих   пишется Ь знак.

рожь                    сущ., ж.р.,3скл.                 Печь

луч                      сущ., м.р.                           плащ

туч                      много туч (мн.ч., р.п.)    много  рощ

О.9   Ь знак  для обозначения мягкости согласного звука. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, ЧТ, РЩ, НЩ, НТ, СН, ЗД, СТ (Сочетания пиши без Ь знака).

крыльцо             Ь знак для мягк. согл.           деньки

почта                   ЧТ пиши без Ь знака             мечта

Примерные слова на О.9  для третьего столбика (в помощь ученику): кольцо, пальчик, день, бантик, спорщик, ночной, гонщик, песня, гвозди, кость.

О. 10  Правописание приставок (кроме приставок на З и С).  

Приставки: на, за, по, над, под, с,  в, от, у, про, о, об  надо запомнить. 

Чтобы проверить правописание приставок, надо поставить между приставкой и словом вопрос или   другое слово. Не получится – пиши слитно!

Запомни: у глаголов нет предлогов.

дочитать                 у гл. нет предлогов                        сделал

позолоченный         нельзя вставить слово                   прелестный

   О.11  Буквы З и С на конце приставок

Правило: на конце приставок пишется буква З,  если после приставки  идет звонкий согласный (безграмотный, разбудить, изменить); 

 на конце приставок пишется буква  С, если после приставки  идет глухой согласный (бесконечный, расписание, исправляет).

рассказ                     после прист. идет глух. согл.       исследовал

разбежался             после прист. идет зв. согл.            извинился

О.12 Буквы   О-А в корне    -лаг – лож

Правило: если после корня идёт суффикс  -А-, то в корне пиши –А-;

если после корня идут другие суффиксы (и, е, о), то в корне пиши –О-.

прилагать      после корня идёт –А-                      полагать

приложить     после корня идёт – И-                    предложить

Примерные слова на О.12  для третьего столбика (в помощь ученику): слагать, положение, положить, сложить)

О.13 Буквы       О-А   в корне   -РАСТ- РОС

Правило:  буква  А пишется перед сочетанием  СТ и буквой  Щ , в остальных случаях пишется  О.

растение              перед СТ пишется  А            вырасти

выращенный       перед  Щ пишется  А            выращивать

росли                    не перед СТ, Щ                     выросли

Исключения из правила:  росток, Ростов, отрасль, Ростислав.

О.14  Буквы  Ё - О после шипящих (ж, ш, ч, щ) в  корне  слова.

Правило: после шипящих в  корне  слова под  ударением пиши   Ё, если можно подобрать однокоренное слово с буквой  Е   (например, шёпот-шепчет,  жёлтый-желтеть, шёл-шедший); в остальных случаях  пиши О.

шёпот                 под   ударением      пишется Ё                    жёрдочка

жонглёр              без ударения пишется  О                            шоколад

Исключения из правила:  шов, шорох, крыжовник, капюшон.

Запомни слова на О.14   для третьего столбика (в помощь ученику): шофёр, решётка, жёлтый, шёлк, чопорный, шорты, трущоба, шоссе, обжора, чащоба) 

О.15. Буквы  И-Ы  после Ц

Правило 1: в  корне слова после Ц пишется И (например, цирк, цифра, циркуль, панцирь, циклон   )

Исключения:  цыган, цыпочки, цыкнул, цыплёнок, цыц)

Правило 2: в  окончаниях и суффиксах у существительных и прилагательных пишется Ы (например, птицы, огурцы, бледнолицый, Лисицын, Синицын, сестрицын, Птицын)

Правило 3: в словах, которые оканчиваются  на  -ЦИЯ, после Ц пишется И. (например, коллекция, конституция, полиция, акация, станция, революция, акция)                

     

цифры               в корне после Ц пиши И                           цирк

цыган                искл., после Ц пиши Ы                             цыплёнок

огурцы              в оконч. сущ. пиши Ы                               птицы

акция                 на ЦИЯ                                                       станция

             

 О.16 Большая буква в именах собственных.

Правило:  имена, отчество, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, океанов, морей, рек, газет, журналов, праздников, улиц, магазинов пишется с заглавной буквы.

Россия             имя собственное                           Франция

Юпитер          имя собственное                           Сатурн

Новый год      имя собств.(назв.праздника)    Восьмое марта

О.17 Буквы  Е и И в падежных окончаниях имён существительных.

Правило: чтобы написать безударное  окончание имён существительных, надо подобрать проверочное слово с ударным окончанием такого же склонения и падежа. Для 1склонения (женский и мужской род с окончанием –А,  -Я) проверочное слово - РУКА.

Для 2 склонения (мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончанием – О, -Е) проверочное слово  - ПЛЕЧО.

Для  3 склонения (женский род с нулевым окончанием) проверочное слово - ГРУДЬ.

     

х        1скл..пр.п.                                                                  1скл..пр.п.

поётся в песне                  в руке                    на блузке

       

      х                3скл., пр.п.                                                               3скл., пр.п.

играл  на площади           на груди                 в кровати

 

     х          2скл., пр.п.                                                                     2скл., пр.п.

пел  на  балконе                  на плече                  на небе

О. 18. Буквы О и Е после шипящих (ж, ш, ч, щ) и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Правило: после шипящих и Ц  в окончаниях существительных и прилагательных  под ударением пишется буква  О, без ударения – буква Е.

Например: врачом, свинцом, большого снега, хорошего дождя, товарищем, полотенцем, хорошего, ключом, плащом, грачом, задачей, маршем, сердцем, юношей, певцов, бойцов, шалашом, встречей, молодцом, ученицей, малышом, плечом, врачом, лучом, тучей, дворцом, этажом, кирпичом, блюдцем, мельницей, храбрецом, гаражом, силачом, скрипачом.

  сущ.                                                                                                                                                           сущ.

ножом                     под ударение в окончании   пишется О                плечом

   прил.                                                                                                                                                            прил.

чужой                      под ударение в окончании  пишется О                большой

  прил.                                                                                                                                                            прил.

горячему                  без ударения в окончании пишется Е                  общему

             

О.19 Безударные  гласные  в окончаниях имён прилагательных.

Правило: Чтобы написать безударные гласные  в окончаниях имён прилагательных, надо задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое и у прилагательного.

   Если прилагательное мужского рода отвечает на вопрос КАКОЙ?, то пишутся окончания ЫЙ, ИЙ   (например, синий луч, зелёный луг).  

   Если прилагательное женского рода отвечает на вопрос КАКОЙ?, то пишутся окончания ОЙ, ЕЙ (о синей кофте, о зелёной тетради).

ср.р., тв.п.              х                                                                      м.р., тв.п.             Х         

глубоким озером                 каким?        мягким   хлебом

м.р.,пр.п.                   х                                                            м.р., пр.п.       х  

в глубоком океане               каком?        в тесном кругу

ср.р.,р.п.          х                                                                     м.р.,р.п.        х

синего моря                          какого?       умного друга

О.20  Неупотребление Ь знака на конце кратких прилагательных после шипящих (ж,ш,ч,щ)

могуч                     краткое прил.                     пригож

пахуч                      краткое прил.                     колюч

горяч                      краткое прил.                     хорош

О. 21 Частица  НЕ с глаголами

Правило: частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

Например:  не был, не играл, не смеялся, не бегал, не читал.

Исключения: ненавидеть, негодовать.

          гл.                                                                                                                                     гл.

не   был                  не с глаголами пишется  отдельно       не пел

         

О. 22   Ь знак после шипящих  (ж, ш, ч, щ)  в  глаголах.

 Правило: Ь знак пишется после шипящих в глаголах неопределённой формы (что делать? что сделать? – беречь, сберечь, печь, испечь, стеречь)

и   в глаголах 2 лица единственного числа (что делаешь? что сделаешь? – поёшь, запоёшь, идёшь, пойдешь)

 

беречь                    глагол неопределённой  формы                  привлечь

читаешь                  глагол 2 лица  единственного числа           смеёшься    

                       

О.23  - ТСЯ и  -ТЬСЯ в глаголах.

Правило: пиши –ТСЯ, если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? (т.е. у глаголов 3 лица) - смеётся, засмеётся, путается, запутается;

Пиши  –ТЬСЯ, если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (т.е. у глаголов неопределённой формы)  - смеяться, засмеяться, путаться, запутаться.

смеётся             что делает? (3лицо, ед.ч.)                     веселится

играться          что   делать? (н.ф.)                                 веселиться    

О.24  Буквы Е и И в корнях с чередованием

Правило: в корнях  БЕР- БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ, ЧЕТ-ЧИТ  пишется буква И, если после корня следует суффикс –А.  В остальных случаях пишется буква  Е.

расстилать              после корня идёт суффикс А                собирать  

запирать                  после корня идёт суффикс А                 удирать

замирать                 после корня идёт суффикс А                 читать    

запереть                  после корня идёт суффикс Е                 удерёшь      

вычесть                   после корня идёт суффикс А                замереть      

О.25 Буквы Еи И в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Правило: чтобы определить окончание глаголов, надо поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на  –ИТЬ, то это глагол II спряжения.

  Ко II спряжению относятся 11 глаголов – исключения из правила:

7 глаголов на  – ЕТЬ и 4 глагола на –АТЬ (гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, дышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть)

Окончания глаголов II спряжения:

              Ед.ч.                     мн.ч.                                                                                                                          

1лицо – у, ю           -им                                  

2лицо – ишь           -ите

3лицо – ит              -ат, -ят

  Если глагол в неопределённой форме оканчивается  на – ОТЬ, - ЕТЬ, -ЫТЬ и т.д., то это глагол  I cпряжения.

К   I  спряжению относятся 2 глагола   исключения: брить, стелить.

Окончание глаголов I спряжения:

                 Ед.ч.                      мн.ч.   

1 лицо – у, ю            - ем        

2 лицо – ешь            - ете

3 лицо – ет               - ут, -ют

                               н.ф.

гуляет                 гулять – на  –ЯТЬ,  I  спряжение                         стреляет

                               н.ф.

бреет                  брить - исключение,  I спряжение                        стелет

                                 н.ф.

очистишь         очистить    - на –ить,  II  спряжение                    утаишь

Примерные слова на О.25  для третьего столбика (в помощь ученику):

I спряжение –вскакиваешь, мокнем, пашешь, стрекочет, кудахчешь, выезжаешь, откроет, спрашиваешь, бормочет, напеваете,  напеваешь, грохочут, разговаривает, тянешься, следуешь, болеет, болеете, напишут, борются, сеют, бреет (исключение), стелешь(исключение);

II спряжение - тревожишься, хвалит, вырубишь, мучит, учит, выгорит, рубишь, ловят, вскочишь, строите, уходишь, торопятся, проходят, проносятся, клонишь,

клеишь, слова – исключения:  гонишь, держишь, смотришь, видишь, слышишь, дышишь, ненавидишь, обидишь, вертишь, зависишь,  терпишь.

О. 30 Соединительные О и Е в сложных словах.

Привило: в  сложных словах соединительные гласные только О и Е.

Например: самокат, самолет, пылесос, водолаз, вертолет, пароход, луноход, снегопад, зверолов, пешеход, путепровод, железнодорожный, вагоновожатый.

водопад                 соединительная гласная  О                        листопад

пылесос                соединительная гласная Е                         пешеход              

О. 34  Гласные  в суффиксах существительных –ЕК  и – ИК.

Правило:  

Суффикс –ИК пишется, если в проверочном слове  гласный не выпадает.

Например:  мостик – мостика, билетик – билетика,  бантик -бантики.

Суффикс – ЕК пишется, если в проверочном слове гласный выпадает.

Например: звоночек-звоночка,  платочек-платочка,  молоточек-молоточка.

                                        р.п.

сыночек              нет  сыночка                         звоночек  

                                        р.п.

ножичек              нет ножичка                          орешек

                                        р.п.

ключик                нет ключика                           столик  

Памятка по выполнению    работы над пунктуационными   ошибками

(с подробными правилами по пунктуации за курс начальной школы)

Правило оформления:  

  1. Спиши предложение, в котором допущена  ошибка.
  2. Объясни правило (смотри в памятке)

П.1   Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений.

         Первое слово в предложении.

Правило: по цели высказывания предложения бывают:  повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными предложениями называют  те, в которых о чем-либо сообщают.

Вопросительными предложениями называют те, в которых содержится вопрос. (ставится в конце вопросительный знак)

Побудительными  предложениями называют те, в которых побуждают к какому-либо действию, приказывают, просят.

       По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Восклицательные предложения те, которые произносятся с чувством. (радости, жалости, обиды, разочарования, негодования, злости, нежности). В конце восклицательных предложений по интонации  ставится восклицательный знак.     

Невосклицательные предложения те, которые произносятся без чувств. В конце невосклицательных предложений по  интонации  ставится точка.

ВНИМАНИЕ!!! (Точка и восклицательный знак в конце предложения зависит от интонации.)

В конце побудительных предложений ставится точка, если оно по интонации невосклицательное.

В конце побудительных предложений ставится восклицательный знак, если оно по интонации восклицательное.

Предложения бывают   распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из грамматической основы (грамматическая основа- подлежащее и сказуемое) называются нераспространёнными. (Дети поют.)

Предложения, в которых кроме  грамматической основы (грамматическая основа- подлежащее и сказуемое) есть и второстепенные члены называются распространёнными. ( Дети поют громко и весело.)

П.1.   В вашем классе есть прилежные ученики? (Вопрос., невоскл.,распр.)

П.1    Вы нам подарки привезли? (Вопрос., воскл., распр.)

П.1    Прочитайте книгу к следующей неделе. (Побуд., невоскл., распр.)  

П.1    Спой, светик, не стыдись!  (Побуд., воскл. распр.,)

П.1   Наша школа большая и светлая. (Повеств., невоскл. распр.)

П.1    Сегодня такая замечательная погода! (Повеств., воскл., распр.)

П.1    Солнце засияло! (Повеств., воскл., нераспр.)

П.2   Запятая при однородных членах предложения.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.  

Главные члены: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее-это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

Второстепенные члены: определение,

                                              дополнение,

                                              обстоятельство.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  КАКОЙ? ЧЕЙ?

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего?,  кому? чему?, кого? что?, кем? чем?, о ком? о чем?

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия и отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? КАК?

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородными могут быть и главные 

         (          - подлежащие,         - сказуемые), и второстепенные члены предложения  (       - определения,          - дополнения,           - обстоятельства).

Правило 1: между однородными членами запятая ставится,

если однородные члены соединены интонацией перечисления,

соединены союзами  А,   НО,

соединены повторными союзами И.

Например: Ребята купались, загорали.           ,

           Ребята не купались, а загорали.           ,    а

           Ребята купались, но не загорали.        , но

          Ребята и купались, и загорали.   и         , и         

Правило 2:  между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения.        

Например: Ребята купались и загорали.           и

П.2 В вазе лежали яблоки, груши, сливы.         ,        ,

 

П.2 Ветер загудел, затрещал, завыл.            ,         ,

П.2  На столе лежали красные, зелёные, жёлтые яблоки.        ,          ,    

П.2 Мама поставила на стол тарелки, стаканы, чашки.            ,           ,  

П.2 Спортсмены  тренируются зимой, летом, весной, осенью.      ,       ,       ,                  

                   

П.3 Предложение с обращениями.

Правило: обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

  Обращения выделяется запятыми.

  Если обращение стоит  в начале предложения, то после него ставится запятая.

(Маша, возьми книгу со стола.                 .)

 Если обращение стоит в конце предложения, то запятая ставится перед ним.

(Возьми книгу со стола,  Маша.               . )

 Если обращение стоит в середине предложения, то запятая ставится с двух сторон. (Возьми, Маша, книгу со стола.            . )

Если обращение произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

  ( Вера!  Иди сюда.               . )

П.3    Где ты был, Сережа?               ?

П.3    Ребята, не забудьте сдать тетради!              !

П.3    Не уходите, Иван Петрович, останьтесь!                   !

П.3    Милая мама! Все твои письма я прочёл.                 .

 

П.4  Запятая в сложных предложениях.

Правило: предложения называются простыми, если они содержат одну грамматическую основу (грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое).

Предложения называются сложными, если они состоят из двух или нескольких простых предложений  (т.е. сложные предложения имеют несколько грамматических основ)

П 4  Опустел сад, осыпались листья.                 ,

                                                                                 

П.4  Опустел сад, и осыпались листья.                 , и

П.4  С утра был туман, но  к завтраку погода разгулялась.                , но

П.4  Приближался конец  сентября, а холода ещё не наступали.            ,а

П 5 Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Правило: прямая речь – это слова  какого- либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

П.5 И сказала скалка:  Мне Федору жалко.                 :             .

П.5 Вы у меня в гостях,  -    произнес  учитель.             , -               .

П.5 Ты  что здесь делаешь? – спросил сердито отец.              ? -              .

П.5  Пойдемте со мной!   - предложил   мальчик.                   ! -              .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Работа над ошибками в начальной школе

Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками....

Работа над ошибками в начальной школе

Памятка по выполнению работы над ошибками для обучающихся начальной школы....

Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе

Методическая разработка для учителей начальных классов...

Памятк для работы над ошибками в начальной школе

Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...

Типичные ошибки в начальной школе. Классификация.

Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей.Сочинения и изложения - основные формы проверки умени...