Конспект открытого урока обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Метапредметный урок обучения грамоте в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.61 КБ | |
| 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСЕЛЕНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В 1 КЛАССЕ
Тема: Заглавная буква З
Автор: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Антонова Лариса Дмитриевна
Электронная почта: lorant@mail.ru
п. Новоселенгинск
2023 г.
Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе
Тема: Заглавная буква З
Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по обучению письму заглавной буквы З; создать условия для закрепления навыков правописания правильного оформления предложения на письме.
Тип урока: открытие нового знания на основе Системно-деятельностного подхода
Вид урока: комбинированный
Планируемые предметные результаты: развивать зрительное восприятие, уметь перекодировать звуко-буквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- положительное отношение к изучению родного языка.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- находить общие элементы в букве;
- конструировать букву из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
Образовательные ресурсы: Пропись №3, цветные и простой карандаши, образцы написания буквы З,з, мячи малые для физминутки, карточки со словами для составления предложения, стихотворение А.Барто, слайдовая презентация, интерактивная доска.
Ход урока:
№ этапа | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Мотивация и стимулирование к учебной деятельности Слайд 1,2 | - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке письма у нас много гостей, повернитесь и поприветствуйте их. - А теперь прикоснитесь ладошками друг к другу. Подарите друг другу уверенность, что у нас с вами сегодня всё получится! | Приветствуют гостей Показывают действия «У нас всё получится!» |
II | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Слайд 3,4 | - Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Доржо и скажете, какие звуки в стихотворении встречаются чаще, чем другие. -Какие звуки в стихотворении часто вы слышали? -Какой буквой мы договорились обозначать эти звуки на уроке чтения? -Стихотворение мы прослушали про резиновую Зину. А это кто? -Она пришла к нам в гости. -Давайте расскажем Зине всё, что вы узнали о букве З на уроке обучения грамоте (чтения) -Серёжа сказал, что большая буква нужна, чтобы писать имена. -Нам нужно написать имя этой куклы. Попробуем? | Ученик читает наизусть стихотворение А.Барто «Резиновая Зина» Отвечают на вопросы: - [з], [з`] -Буквой З,з -Это кукла. -Это буква согласная печатная, обозначает звуки [з], [з`], бывает печатная и письменная, большая буква нужна, чтобы писать имена, фамилии людей, клички животных, маленькая-все остальные слова. Она похожа на цифру 3. Желающий ученик выходит к доске |
III | Этап выявления места и причины затруднения Слайд 5 | -Что интересного заметили? -У нас возникает проблема. Мы не знаем как пишется эта буква. -Что будем делать? -Сформулируйте тему нашего урока, чему вы должны научиться? Цель: научиться писать заглавную букву З | Предполагаемые ответы учащихся: -имя написано с большой буквы -букву З письменную не проходили -буква З написана печатная ( или правильно написал) -мы не знаем как писать письменную букву (Ваня правильно написал. Мы не учились ее писать.) Формулируют тему и цель урока: -Сегодня мы познакомимся с заглавной буквой З и научимся её писать |
IV | Этап построения проекта выхода из затруднения Слайд 6 | -Итак, цель: научиться писать заглавную букву З -Где нам понадобится заглавная буква? -Давайте составим план урока, определим задачи, как же мы будем этого добиваться? (если возникнут затруднения, обращаюсь к готовому плану) -Посмотрите, я составила план нашего урока. Всё ли вам нравится? Всех ли целей мы будем добиваться? -С чего начнем? На экране план урока: элементы, узор, 3+2, Зи, За, Зина, розы, З, схема слова, схема предложения. -Приведем план в порядок. | -дети пытаются составить план урока -дети проговаривают план урока пункт 3+2 (данная цель не нужна, т.к. относится к математике) |
V | Этап реализации построенного проекта Слайд 7 | -Итак, мы наметили наши задачи, чтобы выполнить нашу основную цель и приступим к работе. 1) -Посмотрите на печатную и письменную буквы и сравните их. -Из скольки элементов состоит буква? -Верхний полуовал, нижний полуовал (показываю) -Проверьте посадку, правильно расположите тетрадь и напишите. -Первую учебную задачу мы выполнили 2) -Теперь попробуем нарисовать узор (показываю) 3) -Я сейчас покажу, как пишется заглавная буква З (показ и объяснение) -А теперь попробуем написать ее на своей ладошке (на левой- правым указательным пальцем) -Поймайте мелок! Пишем вместе(1и,2и) -Где ещё надо написать б.З? (в прописи) -Напишите. Следите за посадкой! -Кто закончил. Оцените себя! ФИЗМИНУТКА Я мячом круги катаю, 4) –Какой следующий пункт плана? -Теперь надо научиться писать слоги и соединения. (показываю) -Слоги научились писать? Оцените себя! 5)-Теперь сможем написать слово Зина? Оцените себя! | -дети находят сходство и отличие букв -из двух полуовалов -дети пишут элементы буквы З в прописи -дети рисуют узор смотрят один раз вместе с учителем, 2-й раз-сам-но под счет 1и,2и) дети выполняют движения в воздухе пишут в прописи дети оценивают себя Выполняют упражнение для пальцев рук с мячом -Будем учится писать слоги Дети пишут в прописи слоги -да -пишут слово Зина 2 раза |
VI | Этап первичного закрепления Слайд 8 | 1)–Что делаем дальше? -Схемы находятся в предложении. Давайте прочитаем предложение. Это схемы каких слов? -Закрасьте схемы. Оцените работу ребят! Запишите слова в предложении. Если вы довольны своей работой, поставьте зеленый кружочек и т.д. 2) Нам осталось выполнить последнюю задачу на этот урок. -Какую? -У вас на партах есть карточки -Перед вами какие-то слова. Что мы можем с ними сделать? -Составляйте предложение в паре. 3)-Какое предложение у вас получилось? -Что вам помогло предложение составить? -Еще какое важное правило встретилось в предложении? -Запишите его в прописи. | -работаем со схемами -это слова Зина и розы двое работают у доски оценивают себя -это работа с предложением -мы можем составить предложение Дети работают в паре. Составляют предложение. -дети читают получившиеся предложения -проговаривают правила -Имена людей пишутся с большой буквы Записывают предложение в прописи |
VII | Этап рефлексии учебной деятельности Слайд 9 Слайд 10 | На доске таблички для рефлексии: ОЦЕНИ СЕБЯ Сегодня на уроке я узнал… -Достигли мы главной цели? У меня получилось… Было трудно… Меня удивило… Было интересно… Теперь я умею… Все руки поднимайте! Все хором: -Вы оценивали себя в течение урока в прописи. Я согласна с вашими мнениями. Спасибо вам! Урок окончен. | -один ученик высказывается -да -писать заглавную букву З Поднимают руки «Теперь я умею писать заглавную букву З!» |
Предварительный просмотр:
Методические комментарии к уроку
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Помогает в этой деятельности мне метапредметный подход в обучении.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Этапы урока открытия нового знания:
1 этап. Мотивации
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
- Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу") - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")
- установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
3 Этап выявления места и причины затруднения
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения),
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить,
- выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, способы записи и т.д.
5. Этап реализации построенного проекта
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,
- при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,
- применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,
- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Этап первичного закрепления
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Этап рефлексии учебной деятельности
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение)
Тема урока "закрепление пройденного" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»
Цель: формировать навыки плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений различать звуки на слух и в прои...

Конспект открытого урока обучения грамоте "Звук и буква Ц,ц"
Данный конспект урока подробно описывает знакомство первоклассников со звуком "ц" и буквой ц...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...
Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...
