Конспект открытого урока обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лариса Дмитриевна Антонова

Метапредметный урок обучения грамоте в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.61 КБ
Файл metodicheskie_kommentarii_k_uroku.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСЕЛЕНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В 1 КЛАССЕ

Тема: Заглавная буква З

                                                                Автор: учитель начальных классов

                                                                   первой квалификационной категории

                                                        Антонова Лариса Дмитриевна

                                                               Электронная почта: lorant@mail.ru

п. Новоселенгинск

2023 г.

Конспект урока по обучению грамоте  

в 1 классе

Тема:    Заглавная буква З

Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по обучению письму заглавной буквы З; создать условия для закрепления навыков правописания правильного оформления предложения на письме.

Тип урока: открытие нового знания на основе Системно-деятельностного подхода

Вид урока: комбинированный

Планируемые предметные результаты:   развивать зрительное восприятие,  уметь  перекодировать звуко-буквенную форму в буквенную, писать слова и слоги с изученными буквами.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- положительное отношение к изучению родного языка.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в букве;

- конструировать букву из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

  причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или  

  письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

Образовательные ресурсы:  Пропись №3, цветные и простой карандаши, образцы написания буквы З,з, мячи малые для физминутки, карточки со словами для составления предложения, стихотворение А.Барто, слайдовая презентация, интерактивная доска.

Ход урока:

№ этапа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Мотивация и стимулирование к учебной деятельности

Слайд 1,2

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке письма у нас много гостей, повернитесь и поприветствуйте их.

- А теперь прикоснитесь ладошками друг к другу. Подарите друг другу уверенность, что у нас с вами сегодня всё получится!

Приветствуют гостей

Показывают действия

«У нас всё получится!»

II

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд 3,4

- Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает  Доржо и скажете, какие звуки в стихотворении встречаются чаще, чем другие.

-Какие звуки в стихотворении часто вы слышали?

 -Какой буквой мы договорились обозначать эти звуки на уроке чтения?

-Стихотворение мы прослушали про резиновую Зину. А это кто?

-Она пришла к нам в гости.

-Давайте расскажем Зине всё, что вы узнали о букве З на уроке обучения грамоте (чтения)

-Серёжа сказал, что большая буква нужна, чтобы писать имена.

-Нам нужно написать имя этой куклы. Попробуем?

Ученик читает наизусть стихотворение А.Барто «Резиновая Зина»

Отвечают на вопросы:

- [з], [з`]

-Буквой З,з

-Это кукла.

-Это буква согласная печатная, обозначает звуки [з], [з`], бывает печатная и письменная, большая буква нужна, чтобы писать имена, фамилии людей, клички животных, маленькая-все остальные слова. Она похожа на цифру 3.

Желающий ученик выходит к доске

III

Этап выявления места и причины затруднения

Слайд 5

-Что интересного заметили?

-У нас возникает проблема. Мы не знаем как пишется эта буква.

-Что будем делать?

-Сформулируйте тему нашего урока, чему вы должны научиться?

Цель: научиться писать заглавную букву З

Предполагаемые ответы учащихся:

-имя написано с большой буквы

-букву З письменную не проходили

-буква З написана печатная ( или правильно написал)

-мы не знаем как писать письменную букву (Ваня правильно написал. Мы не учились ее писать.)

Формулируют тему и цель урока:

-Сегодня мы познакомимся с заглавной буквой З и  научимся её писать

IV

Этап построения проекта выхода из затруднения

Слайд 6

-Итак, цель: научиться писать заглавную букву З

-Где нам понадобится заглавная буква?

-Давайте составим план урока, определим задачи, как же мы будем этого добиваться?

(если возникнут затруднения, обращаюсь к готовому плану)

-Посмотрите, я составила план нашего урока. Всё ли вам нравится? Всех ли целей мы будем добиваться?

-С чего начнем?

На экране план урока: элементы, узор, 3+2, Зи, За, Зина, розы, З, схема слова, схема предложения.

-Приведем план в порядок.

-дети пытаются составить план урока

-дети проговаривают план урока

пункт 3+2 (данная цель не нужна, т.к. относится к математике)

V

Этап реализации построенного проекта

Слайд 7

-Итак, мы наметили наши задачи, чтобы выполнить нашу основную цель и приступим к работе.

1) -Посмотрите на печатную и письменную буквы и сравните их.

-Из скольки элементов состоит буква?

-Верхний полуовал, нижний полуовал (показываю)

-Проверьте посадку, правильно расположите тетрадь и напишите.

-Первую учебную задачу мы выполнили

2) -Теперь попробуем нарисовать узор (показываю)

3) -Я сейчас покажу, как пишется заглавная буква З (показ и объяснение)

-А теперь попробуем написать ее на своей ладошке (на левой- правым указательным пальцем)

-Поймайте мелок! Пишем вместе(1и,2и)

-Где ещё надо написать б.З? (в прописи)

-Напишите. Следите за посадкой!

-Кто закончил. Оцените себя!

ФИЗМИНУТКА

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

4) –Какой следующий пункт плана?

-Теперь надо научиться писать слоги и соединения.

(показываю)

-Слоги научились писать? Оцените себя!

5)-Теперь сможем написать слово Зина? Оцените себя!

-дети находят сходство и отличие букв

-из двух полуовалов

-дети пишут элементы буквы З в прописи

-дети рисуют узор

смотрят

один раз вместе с учителем, 2-й раз-сам-но под счет 1и,2и)

дети выполняют движения в воздухе

пишут в прописи

дети оценивают себя

Выполняют упражнение для пальцев рук с мячом

-Будем учится писать слоги

Дети пишут в прописи слоги

-да

-пишут слово Зина 2 раза

VI

Этап первичного закрепления

Слайд 8

1)–Что делаем дальше?

-Схемы находятся в предложении. Давайте прочитаем предложение. Это схемы каких слов?

-Закрасьте схемы. Оцените работу ребят! Запишите слова в предложении. Если вы довольны своей работой, поставьте зеленый кружочек и т.д.

2) Нам осталось выполнить последнюю задачу на этот урок.

-Какую?

-У вас на партах есть карточки -Перед вами какие-то слова. Что мы можем с ними сделать?

-Составляйте предложение в паре.

3)-Какое предложение у вас получилось?

-Что вам помогло предложение составить?

-Еще какое важное правило встретилось в предложении?

-Запишите его в прописи.

-работаем со схемами

-это слова Зина  и  розы

двое работают у доски

оценивают себя

-это работа с предложением

-мы можем составить предложение

Дети работают в паре. Составляют предложение.

-дети читают получившиеся предложения

-проговаривают правила

-Имена людей пишутся с большой буквы

 Записывают предложение в прописи

VII

Этап рефлексии учебной деятельности

Слайд 9

Слайд 10

На доске таблички для рефлексии:

ОЦЕНИ СЕБЯ

Сегодня на уроке я узнал…

-Достигли мы главной цели?

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею… Все руки поднимайте!

Все хором: 

-Вы оценивали себя в течение урока в прописи. Я согласна с вашими мнениями. Спасибо вам! Урок окончен.

-один ученик высказывается

-да

-писать заглавную букву З

Поднимают руки

«Теперь я умею писать заглавную букву З!»



Предварительный просмотр:

Методические комментарии к уроку

   

 Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Помогает в этой деятельности мне метапредметный подход в обучении.

     Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

     Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Этапы урока открытия нового знания:

1 этап. Мотивации

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  • Для реализации этой цели необходимо:
    создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")
  • установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

2 этап.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  • Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
    Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
    воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,
  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

3 Этап выявления места и причины затруднения

 Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения),
  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить,
  • выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения или метод дополнения
  • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, способы записи и т.д.

5. Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,
  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,
  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,
  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Этап первичного закрепления

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,
  • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение)

Тема урока "закрепление пройденного" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Чтение слов и слогов с буквой Ц»

Цель: формировать навыки  плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений  различать звуки на слух и в прои...

Конспект открытого урока обучения грамоте "Звук и буква Ц,ц"

Данный конспект  урока подробно описывает знакомство первоклассников со звуком "ц" и буквой ц...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.

УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...