Разработка урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Назимова Елена Евгеньевна

 

 

Тема урока «Что такое обращение?»

 

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: Развитие навыка самостоятельного определения обращений в структуре предложения

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Обобщить изученный материал, представив его в виде целостной системы знаний об обращениях.
    Развивающие:
  2. Развитие логического мышления в ходе выполнения заданий на понимание лексического значения обращений и использование их в речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rarabotka_uroka.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Что такое обращение?»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Развитие навыка самостоятельного определения обращений в структуре предложения

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Обобщить изученный материал, представив его в виде целостной системы знаний об обращениях.
    Развивающие:
  2. Развитие логического мышления в ходе выполнения заданий на понимание лексического значения обращений и использование их в речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

создание психологического настроя

Приветствие учеников и проверка их готовности к уроку. Запись числа.

Доброе утро!
Пусть этот день начнется с бодрости,
И лень останется позади.
На уроках призываю к диалогу,
К активному участию и обмену мыслями.

Рада приветствовать вас!
Каким вы представляете наш сегодняшний урок?
Что, по вашему мнению, необходимо для достижения этой цели?
Надеюсь, этот урок станет источником новых знаний и открытий для каждого из вас. Проявите усердие и сосредоточенность. Ваша активная работа и верные ответы будут отмечены специальными поощрениями. В конце занятия мы подведем итоги.

Приветствуют учителя, садятся. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают число.

-Познавательным, хорошим, полезным, наглядным

-Активно работать, внимательно слушать, выполнять все задания

  • Метапредметные:
  • Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, устный опрос, словарная работа, выборочное списывание, морфемный анализ,

Работа со страницей из словаря

Актуализирует знания по пройденным темам.

Словарная работа.

Орфографическая разминка

  • Задание 1: Внимательно посмотрите на слайд.
  • Задание 2: Прочитайте первое слово.
  • Б_рё́за, м_ро́з, к_ро́ва, с_ба́ка, к_пу́ста, т_тра́дь, м_чта́.
  • Задание 3: Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударения и подчеркните орфограмму (безударную гласную в корне слова).
  • Самопроверка: Сравните свои записи с информацией на слайде. Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе плюс.

Работа с текстом и пунктуация

  • Задание 1: Посмотрите на доску. Прочитайте предложения (на доске записаны):
  1. Не оставь меня кум милый!
  2. Голубушка как хороша!
  3. А вы друзья как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь!
  • Вопросы для обсуждения:
  1. Узнали ли вы, из каких басен взяты эти строки?
  2. Как вы думаете, чего не хватает в этих строках?
  3. Почему вы считаете, что в этих строках нужно поставить запятые?
  • Мотивация к уроку: Будьте внимательны и активны на уроке, тогда мы узнаем о нашей теме больше.

Составление предложений и заголовка

  • Задание: Посмотрите на слайд. Из слов каждой строчки составьте предложения. Прочитайте получившийся текст и озаглавьте его.
  1. за, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами
  2. срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов
  3. принес, класс, в, этот, Вася, букет
  4. поставил, цветы, стол, мальчик, учительнице, на
  5. как, цветы, красивы, эти, осенние
  • Вопросы:
  1. Прочитайте последнее предложение. Какой знак препинания вы бы поставили в конце этого предложения?
  2. Почему вы выбрали именно этот знак?

Этап 4: Знакомство с обращениями

  • Задание: Посмотрите на слайд. Прочитайте отрывок:
    Вы ж, голубушки-сестрицы,
    Выбирайтесь из светлицы,
    Поезжайте вслед за мной,
    Вслед за мной и за сестрой.
    Чем, вы гости, торг ведете
    И куда теперь плывете?
  • Вопросы для анализа:
  • Назовите автора этого произведения.
  • Прочитайте эти строки, исключив выделенные слова.
  • Что вы заметили?
  • К кому обращены слова в первом отрывке? А во втором?
  • Как могут называться такие слова?
  • Определение понятия: Такие слова называются обращениями.
  • Вопросы по пунктуации:
  • Как на письме выделяются обращения?
  • Формулировка темы урока: Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.


Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают словарную работу в тетради:

Берё́за, моро́з, коро́ва, соба́ка, капу́ста, тетра́дь, мечта́.

1. Не оставь меня, кум милый!

2. Голубушка, как хороша!

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

-« стрекоза и муравей» «ворона и лисица» «квартет»

-запятых

-«ответы детей»

Букет .
Летом Вася помогал дедушке ухаживать за цветами. Утром дед срезал огромный букет осенних цветов. Вася принёс этот букет в класс. Мальчик поставил цветы на стол учительнице. Как красивы эти осенние цветы!

- восклицательный знак

--В предложении переданы сильные, яркие эмоции.

-А.С.Пушкин.
-читают
- «голубушки-сестрицы» и «гости» выделены жирным шрифтом.


-Обращение.


-Запятыми.


- что такое обращение.

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
  • П: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные:  принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

И, целеполагание, стимулирование, проблемный вопрос,определение, предугадывание слова,подводящий диалог, формирующий диалог

Ребята, посмотрите внимательно на экран! Сегодня нас ждет очень интересная тема: «Что такое обращение».

Что мы будем делать на уроке?

Наш урок будет посвящен тому, чтобы:

  • Разобраться, что же такое обращение в предложении.
  • Научиться легко находить обращения, как настоящие детективы!

Почему это важно?

Обращения помогают нам сделать нашу речь более яркой, выразительной и вежливой. Давайте вместе раскроем все секреты обращений!

Высказывают предположение о теме и цели.

  • Метапредметные:
  • Р: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-принимать и сохранять учебную задачу.

самостоятельно формулировать цели

  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф,П,И, словесный метод :беседа,

Практический метод : работа со словаремНаглядный :демонстрация словарей,

Распределительное списывание с группировкой

Формулирует задание. Выдвигает проблему. Организует работу учеников.

Откройте учебник на стр.24 упражнение 34.Прочитайте задание.
- Петя, ты знаешь алфавит?
- Да.
- Какая буква идёт после «А»?
- Все остальные.
2 - Пойдём в зоопарк, мама!
- А какого зверя ты хотел бы увидеть?
- Змея Горыныча!
3-Игорёк, почему у бегемота круглые ступни?
-Чтобы легче было перепрыгивать с кувшинки на кувшинку!
-Прочитайте выразительно диалоги по ролям.
-Какой диалог вам показался интереснее? Почему? -Определите, какой рисунок к какому диалогу относится.
- Найдите в диалогах слова, указывающие на
того, к кому обращена речь.
-Как называются такие слова?
-Как на письме выделяются обращения?

 Хорошо, молодцы!

-Откройте следующую страницу и прочитайте определение.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Чаще всего обращение отделяется от других слов запятой.

-Прочитайте  выразительно

Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
П. Ершов
А поведай мне, добрый молодец,
Ты какой какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
М. Лермонтов
Прощай же, море, не забуду
Твоей торжественной красы.
А. Пушкин

Теперь найдите мне в этих строчках обращения
- так что такое обращение?
-Как на письме обращения отделяется от других слов?
-Приведите свои примеры.

физминутка

Отвечают на вопросы. Работают в парах и индивидуально. Работают с учебником.

-читают

Ответы детей

-определяют



-К Пете,маме и Игорьку.
-Обращения.
-Запятыми.

читают

Иванушка, добрый молодец, море

Отвечают на вопросы

-приводят примеры

•        Предметные: извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника о температуре воздуха

•        Метапредметные:

  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • П: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, словесный метод: формирующий диалог

так, вернемся к нашему плану. Все ли пункты мы успешно выполнили?

А теперь давайте вспомним: что же такое обращение?

Откройте, пожалуйста, учебник на странице с упражнением 35.

Прочитайте вслух:

  1. Чего тебе надобно, старче?
  2. Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует?
  3. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?
  4. Балдушка, погоди ты морщить море!
  5. Здравствуй, зеркальце!

Теперь выполним задания:

  • Сможете ли вы назвать сказки, откуда эти строки?
  • Прочитайте эти предложения выразительно, передавая интонацию.
  • Определите, к какому виду относятся эти предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Найдите в каждом предложении обращения.
  • Как вы думаете, как обращения выделяются на письме? И зависит ли постановка запятых от того, где находится обращение в предложении?
  • Спишите предложения, правильно поставив знаки препинания в конце. Не забудьте подчеркнуть обращения.

Прекрасная работа, ребята! Вы отлично справились с этим заданием!

Проговаривают вслух еще раз.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

 Работают в тетради

Сказки: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».
Чего тебе надобно, старче?(вопросительное) Смилуйся, государыня рыбка.(повествовательное, не восклицательное ) Опять моя старуха бунтует.(повествовательное, не восклицательное ) Чем вы, гости , торг ведете и куда теперь плывете?(вопросительное) Балдушка, погоди ты морщить море.(повествовательное, не восклицательное ) Здравствуй, зеркальце.(повествовательное, не восклицательное )
-Запятыми.

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.

П: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • К: формулировать ответы на вопросы;
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Г,Ф,

практический метод

Организует работу в группах

Послушайте внимательно следующее задание.

Откройте страницу 26 и найдите 36 задание. Прочитайте его

Рассмотрите рисунок, определите его тему и дайте ему название.

Составьте по рисунку небольшой текст, включите в него диалог. Подготовьтесь рассказать получившийся текст.

Подчеркните в нем обращения.

 Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека, но перед этим вспомним правила работы в группе.

По окончанию работы 1 представитель от каждой группы продемонстрирует нам, что у вас получилось.

Всем понятно задание? Приступаем.

Выполняют задание в группах.

Читают задание

Вспоминают правила

Объединяются в группы

        

  • Предметные: извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника о температуре воздуха
  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.

-планировать свои действия в течение урока;

  • П: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,В,И  практический метод.

Формулирует  задание. Выполнение задания.

- Давайте поработаем со стихами!

  1. Выберите одно из стихотворений и аккуратно перепишите его.
  2. Внимательно прочитайте, найдите слова, которыми автор обращается к кому-то или чему-то, и подчеркните их. Не забудьте поставить запятые!

Вот стихи на выбор:

  • Ю. Мориц:
    Здравствуйте, ёлки!
    На что вам иголки?
    Разве мы волки вокруг?
  • А. Майков:
    Спи, дитя моё, усни!
    Сладкий сон к себе мани.
    В няньки я тебе звала
    Ветер, солнце и орла.
  • Про мышку:
    Мышка-трусишка,
    Ты треска боишься?

Проверяем себя!

  • Сравните свои ответы с тем, что написано на доске.
  • Кто справился без ошибок? Поднимите руку!
  • А у кого одна ошибочка?
  • А кто допустил больше ошибок?
  • (Теперь мы вместе посмотрим, где могли возникнуть трудности.) 

Выполняют задание

Записывают дз.

 
Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы волки вокруг?
Ю. Мориц
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани
В няньки я тебе звала
Ветер, солнце и орла.
А. Майков
Мышка-трусишка,
Ты треска боишься?

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в течение урока;

  • П: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И,Ф,

Словесный метод, беседа

  • Сегодня мы подвели итоги нашего занятия.
  • Какие новые знания вы приобрели?
  • Какие навыки удалось развить?
  • Достигли ли мы поставленных целей?
  • Все ли запланированные этапы урока были пройдены?
  • Отличная работа, команда!

Самооценка активности:

Прошу поднять руку тех, кто считает, что сегодня активно участвовал в уроке и заслужил только положительные отметки и поощрения.

Обратная связь:

На ваших партах находятся карточки с вопросом: "Как прошел сегодняшний урок?". Пожалуйста, обведите один из предложенных вариантов:

  1. Я все понял, урок был увлекательным.
  2. Было непросто, но интересно.
  3. Я не понял материал, урок не вызвал интереса.

Благодарю вас за продуктивную работу. Урок завершен.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат своей работы и называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

  • Метапредметные:
  • Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
  • П: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • К: - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...