ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка "Фразеологизмы" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дмитриенко Карина Евгеньевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка "Фразеологизмы" (4 класс) по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

4 класс

Тема: Фразеологизмы.

Учитель: Дмитриенко К.Е.

МБОУ Заветинская СОШ №1

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 4

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: создать условия для формирования представления о фразеологизмах.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
  5. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
  6. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, отвечать на вопросы (Познавательные УУД).
  7. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Научить употреблять фразеологизмы в речи;
  2. Научить правильно определять смысл фразеологических оборотов.

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: учебник, карточки

Зрительный ряд: презентация, карточки.

Задание для учащихся: упр. 74, упр. 75, упр. 75, задание на карточках.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

- Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя.

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: смыслообразование.

ПУУД: подведение под понятие, выведение следствий.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

Выборочный диктант.

-Выпишите слова с парными согласными в корне:

Биться как рыба об лед, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.

- Как называются сочетания слов, с которыми мы только что работали?

- Как вы понимаете значение фразеологизма «из кожи вон лезть»?

- Какую роль играют фразеологизмы в русском языке?

- Где можно уточнить значение фразеологизма?

- Так какая тема урока? Какую цель мы поставим на наш урок?

- Чему мы должны с вами сегодня научиться?

Выполняют выборочный диктант.

Выполняют взаимопроверку диктанта.

- Фразеологические обороты.

- Очень стараться что-нибудь сделать.

Ответы детей.

- Во фразеологическом словаре.

- Фразеологизмы. Узнать, как можно больше о фразеологизмах.

- Повторить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

- Обратите внимание на слайд. (упр. 74)

Прочитайте.

Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил глаза кверху. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своем месте.

С. Черный

- Почему мальчик не понял выражение «глаза на лоб полезли»?

- Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нем лексическое значение каждого слова?

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на стр. 49.

- Что такое фразеологизм?

- Как же можно объяснить выражение «глаза на лоб полезли?»

- Ребята, а как вы думаете, вы правильно ответили?

- А давайте уточним значение этого фразеологизма во фразеологическом словаре.

- Отлично, ребята. Теперь давайте прочитаем другую рубрику «странички для любознательных» о фразеологизме «во весь опор».

- Какой смысл имеет этот фразеологизм?

- Что вы узнали, выполняя эти задания?

- Ребята, давайте повторим что такое фразеологизм.

- Где можно уточнить значение фразеологизмов?

Читают текст со слайда.

Ответы детей.

- Нет.

Читают рубрику «Вспомните!».

Ответы детей.

- Это означает, что человек чему-то очень сильно удивился.

Ответы детей.

Читают вторую рубрику.

Дети находят данный фразеологизм в словаре.

- Он означает очень быстро передвигаться.

- Во фразеологическом словаре.

- Что такое фразеологизм.

Ответы детей.

- Во фразеологическом словаре.

ПУУД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ответов на вопросы.

4. Этап включения изученного в систему знаний

- Ребята, обратите внимание на упр. 75 на с. 50.

Прочитайте задание упражнения. Что нужно сделать?

- Для чего нам нужно сделать это задание?

Для его выполнения нам нужны 3 ученика, которые будут занимать особую должность – они будут консультантами. Они будут искать фразеологические обороты из нашего упражнения в словарях. Эти консультанты будут помогать нам, когда у нас возникнут трудности.

Выполним это задание.

- Выпишите из предложения через запятую выделенные сочетания слов. Какое из них противоположно по значению во весь дух?

- Чему вы научили, выполняя это задание?

- А что нужно сделать, чтобы отточить это умение?

- Выполните самостоятельно следующее задание.

У каждого из вас есть карточки с заданием. Изучите их. Сопоставьте фразеологизм и его значение.

- Обменяйтесь своими работами с соседом по парте. Проверьте работу своего соседа с помощью контроля на слайде.

Ответы детей.

- Чтобы научиться определять значение фразеологизмов.

- Затаив дыхание – сосредоточенно, напряженно вслушиваясь.

- Как из ведра – с большой силой.

- Бить баклуши – бездельничать.

- Куда глаза глядят – в неизвестном направлении.

- Считать ворон – бездельничать.

- Совать нос - проявлять излишний интерес, мешая этим кому-либо в чём-либо.

- Черепашьим шагом – очень медленно.

- Кашу заварил - затеять хлопотное, сложное дело.

Дети работают над упражнением.

- Научились определять значение фразеологизмов.

- Нужно самостоятельно поработать над подобными заданиями.

Работают на карточках.

Поставьте отметки в соответствии с количеством правильных ответов.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ПУУД: - структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

5. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин)

- Чему мы с вами научились на занятии?

- Что такое фразеологизм?

- Назовите фразеологизмы.

- Что было трудным или непонятным по новому материалу урока?

Домашнее задание.

- А теперь достаем свои дневники и записываем домашнее задание.

- Ребята, обратите внимание на слайд, где вы можете увидеть 3 варианта домашнего задания.

1в: стр. 50 упр. 76.

2в: стр. 50 упр. 76. + Найти и выписать в тетрадь фразеологизмы со словом «голова».

3в: стр. 50 упр. 76. + Составить свой мини-фразеологический словарь.

Стр. 50 упр. 76. Давайте разберемся, что вам необходимо сделать в этом упражнении?

Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас есть грустное и веселое солнышко. Подумайте сейчас о том, как прошел наш урок. Если вам наша работа понравилась, то покажите веселое солнышко. Если же у вас что-то не получилось и вам ну совсем не понравился наш урок – покажите грустное солнышко.

Ответы детей.

Ответы детей.

Записывают домашнее задание.

Выбирают домашнее задание.

Ответы детей.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

ЛУУД: определение личной значимости урока.

РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.



Предварительный просмотр:

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.

Рука об руку

Рукой подать

На руках носить

Держать в ежовых рукавицах

Работать спустя рукава

  • держать в строгости.
  • идти или делать что-то дружно, сообща.
  • оказывать особое внимание.
  • очень близко, совсем рядом.
  • работать плохо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выпишите слова с парными согласными в корне: Биться как рыба об лед, на первый взгляд, взять на себя труд, ни в зуб ногой, воз и ныне там, с глаз долой, не ударить в грязь лицом, наломать дров, сквозь землю провалиться, золотой дождь, кровь из носу, избушка на курьих ножках, из кожи вон лезть, редкая птица, рожки да ножки.

Слайд 3

Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил глаза кверху. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своем месте. С. Черный

Слайд 4

Проверка самостоятельной работы: Рука об руку - идти или делать что-то дружно, сообща . Рукой подать - очень близко, совсем рядом. На руках носить - оказывать особое внимание. Держать в ежовых рукавицах - держать в строгости. Работать спустя рукава - работать плохо.

Слайд 5

Ставим отметки: Количество правильных ответов Отметка 5 «5» 4 «4» 3 «3» 2 Тебе стоит еще раз повторить тему 1 Тебе стоит еще раз повторить тему

Слайд 6

Домашнее задание: 1 вариант: стр. 50 упр. 76. 2 вариант: стр. 50 упр. 76. + Найти и выписать в тетрадь фразеологизмы со словом «голова». 3 вариант: стр. 50 упр. 76. + Составить свой мини-фразеологический словарь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского 3 класс

Технологическая карта урока русского языка с применением технологии смешанного обучения, 3 класс тема "Склонения имени существительного" (обобщение). По программе "Начальная школа 21 ве...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского (2 класс). Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предлоге, как о служебной части речи.Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать предлоги среди других слов и в пре...

Технологическая карта урока русского 3 класс "Значение глагола", УМК "Школа России"

Тип урока: УМНЦель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; определять значение иупотребление глаголов в речи.Задачи урокаДидактические:•дать общее представление ...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...