Экологический праздник в начальной школе. Лесная история.
план-конспект урока (3 класс) по теме

Ефимова Вера Николаевна

Необходимо научить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров. Помочь учащимся понять, что, значит, любить природу, что может сделать каждый человек, чтобы сохранилась природная красота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_prazdnik_v_nachalnoy_shkole.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4»

город Саратов

Экологический праздник в начальной школе.

Лесная история.

Сценарий для учащихся 2-3 классов

Ефимова Вера Николаевна,                                                                                                                     учитель начальных классов                                                                                                         Высшей категории                                                                                                МОУ «Гимназия №4»                                        

г. Саратов

2011г

Цель:  учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров. Помочь учащимся понять, что, значит, любить природу, что может сделать каждый человек, чтобы сохранилась природная красота.
Учить детей активному осуждению жестокости, умению правильно вести себя по отношению к животным.
Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

ВЕДУЩИЙ:

Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Шумит листва, шуршит трава,

Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться...

\слышится пение птиц: дрозда, кукушки и др., на сцене появляется Старичок-лесовичок, с бородой, в лаптях, на голове — шапка из еловых шишек\

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Спешите в лес! Спешите в лес! -  

Как будто шепчет ветер, -

Там чёрный дрозд, лесной певец,

Вас песенкою встретит...

Как будто всё, что есть в бору,

Собралось на опушке:

Здесь и лучи, и тень в жару,

И пение кукушки...

\С песней «Вместе весело шагать» на сцену выбегают дети с кузовками и туесками в руках\

ЧТЕЦ 1:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в сентябре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь — мы свои!

ЧТЕЦ 2:

Мимо кучи муравьиной

Мы войдём в дремучий бор.

Там стоит, как зонтик длинный,

В красной шапке мухомор.

\ Дети собирают грибы\

ЧТЕЦ 3:

А под ёлкой, а под ёлкой

Кто-то спрятался в иголках,

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.

ЧТЕЦ 4:

А лисички и волнушки -

Те подальше от опушки

Водят яркий хоровод,

Кто увидит, тот возьмёт.

ЧТЕЦ 1:

А весёлые ребята -

Тонконогие опята -

Притаились возле пня -

И кричат: «Ищи меня!»

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, -

Это чудо из чудес!

ЧТЕЦ 1:  \идёт по тропинке\

Тропинкой неширокою

Люблю бродить я тут.

И веточек не трогаю:

Пускай себе растут!

ЧТЕЦ 2:

Вот взлетела стрекоза,

Как фары у неё глаза.

Вот каплю сока собрала

И прочь летит пчела.

ЧТЕЦ 3:

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк.

Будто я какой цветок.

И кузнечики на майке

Скачут, будто на лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.

ЧТЕЦ 4:

Привела нас всех тропинка

Под зелёный потолок.

Мы нашли в лесной ложбинке

Самый тихий уголок.

Под берёзовым навесом

Будем слушать сказки леса!

\Мальчики и девочки с лукошками садятся на «пеньки».

На сцену выбегают «цветы»: Подснежник, Одуванчик,Земляника, Незабудка, Маргаритка, Колокольчик,Земляника-ягода.  Всем кланяются\.

ПОДСНЕЖНИК:

Я из-под снега спешу пробиться,

Скорее солнышку поклониться.

Я — первый вестник

Тепла и света,

Весны ровесник,

Весны примета!

ОДУВАНЧИК:

Уронило солнце

Лучик золотой -

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У меня чудесный,

Золотистый цвет:

Я — большого солнца

Маленький портрет.

ЗЕМЛЯНИКА:

Я — капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

НЕЗАБУДКИ:

Мы незабудками зовёмся,

А потому, что остаёмся

Надолго в памяти людей,

Мы — даже неба голубей!

Как будто оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок!

МАРГАРИТКИ:

Не снежинки в поле тают -

Маргаритки расцветают,

На пригорке веселятся,

Как монетки серебрятся.

Лепестки белы и тонки,

Словно уши у зайчонка.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: \показывая на гвоздику\        

А вот этот цветок

Похож на зажжённый зарею восток...

Не сорви, не толкни его сильно ногой,

Он ведь хрупкий такой,

Он, как все мы, живой!

КОЛОКОЛЬЧИК:

Пробудился колокольчик

На заре, в глуши лесной,

Умывался он росою,

Стоя в травах над сосной.

Редко встретишь тот цветочек

В поле, в роще, у реки.

Не срывай же колокольчик,

Охраняй и береги!

ВСЕ ЦВЕТЫ ХОРОМ:

Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядней Земля!

И вместо букетов дарите

ЧТЕЦ 1:

Васильковые,

ЧТЕЦ 2:

Незабудковые

ЧТЕЦ 3:

И ромашковые поля!

\Все «цветы» и ребята с лукошками, взявшись за руки, идут по кругу и, пританцовывая,

поют песню «Выглянуло солнышко, блещет на лугу». Цветы убегают.

Ребята остаются на сцене\.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Что для нас значат,

Что значат леса?

ЧТЕЦ 1:

Чащу, где бродят

Барсук и лиса.

ЧТЕЦ 2:

Лист, на который ложится роса.

ЧТЕЦ 3:

Свежесть лесную, и влагу, и тень,

ЧТЕЦ 4:

Мятой душистой настоянный день!

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Тебе спасибо, наш волшебник лес,

И вам, берёзки, думы, ели!

За кроны, что взметнулись до небес,

За звуки соловьиной трели!

ЧТЕЦ 1:

Без леса мы б не знали никогда,

Что в мире есть фиалка и подснежник.

И ландыш не дарил бы нам тогда

Свой аромат, задумчивый и нежный.

ЧТЕЦ 2:

От суховеев сохла бы земля

И стала бы она пустыней голой,

Когда бы лес не защищал поля,

Не созывал к ним дождиков весёлых!

\Садятся\

ВЕДУЩИЙ:

Когда по тропинке идёшь ты лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой:

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое — пчелою забралося в цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

Вопрос за вопросом, и так — целый день...

/Старичок-лесовичок предлагает ребятам принять участие в викторине

«Про зелёные леса и лесные чудеса». Загадки он достаёт из корзины и зачитывает.

Все хором отвечают/

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Лес предлагает вам викторину,

Вопросов у леса большая корзина!

ВОПРОС 1:
Шёл я в лес через болото,

Вдруг тревожно свистнул кто-то.

Огляделся я -  зверёк

Встал у норки как пенёк.

Я не стал взводить курок -

Пусть живёт себе …

ВОПРОС 2:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это …

ВОПРОС 3:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой...

Кто же это? Ты поймёшь?

Ну, конечно, это …

ВОПРОС 4:

На кусочки, под листочки

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Что за ягода созрела, погляди-ка!

Ну, конечно, это ягода …

ВОПРОС 5:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

И не мал, и не велик...

Ну, конечно, …

ВОПРОС 6:

Хоть и не молоток,

А по дереву стучит.

За каждой малой щёлочкой

Внимательно следит.

Ходит в шапке красной,

Акробат прекрасный,

Деревьям всем приятель.

Кто же это? …

ВОПРОС 7:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Растёт до небес...

Вы узнали? Это - …

ВЕДУЩИЙ:   ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ ВИТАЛИЯ БИАНКИ «СОВА»:

«КАК ДЕД ВЕЛИКОЕ РАВНОВЕСИЕ НАРУШИЛ».

/На сцене — старое дерево с дуплом, лесная избушка, на завалинке сидит дед, пьёт чай/.

ВЕДУЩИЙ:

НА опушке леса в избушке жил дед. Одна-то радость у старика осталось, что корова.

Любил дед свою корову, кормил её сочным клевером, а по праздникам угощал конфетами.

Однажды сидел старик, чай пил. Не пустой пил — молоком белил. Летела мимо Сова. Присела отдохнуть.

/На поляне появляется Сова — отчаянная голова, машет крыльями/

СОВА: Здорово, друг!

ДЕД: Ты, Сова, отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

Ты от солнца хоронишься, от людей сторонишься — какой я тебе друг? (Уходит в избушку)

ВЕДУЩИЙ: Рассердилась Сова!

СОВА: Ладно же, старый. Не стану к тебе на луг летать, мышей ловить — сам лови (Улетает)

ВЕДУЩИЙ: Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дуба не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят — перекликаются.

МЫШЬ 1: (обращаясь к другой мыши) Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

МЫШЬ 2: (оглядывая сцену) Не видать Совы, не слыхать Совы.

Нынче нам на лугу — раздолье, нынче нам на лугу — приволье!

ВЕДУЩИЙ: Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

Шмелиные гнёзда ищут, землю роют, сачками шмелей ловят.

А старик спит себе на печи — ничего не подозревает.

Вдруг слышит голос Совы.

СОВА: Эй, старик! Гляди, как бы худо не вышло: все шмели твои разлетелись!

ДЕД: (сквозь сон) А пускай летят! Что от них толку: ни мёду, ни воску — волдыри только...

ВЕДУЩИЙ: Перестали гудеть шмели над лугом — перестал расти клевер. Стала корова без клевера тощать, стала молока сбавлять.

Налил старик корове свежей водички — не пьёт, дал охапку сена — не ест, протянул конфетку — отвернулась корова и от конфеты... Молока у коровы мало, вот и чай белить старику нечем стало. А Сова кричит:

СОВА: Говорила я тебе, старик: придёшь ко мне кланяться.

ВЕДУЩИЙ: Пошёл старик к старому дубу.

(Дед выходит из избушки своей, останавливается около дерева, где живёт Сова, кланяется низко Сове)

ДЕД: Ух ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старику, белить чай

СОВА: То-то! Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? (исчезает)

ВЕДУЩИЙ: Простила Сова старика. Полетела на луг мышей ловить. Попрятались мыши со страху в норы. Снова загудели над лугом шмели. Принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Стало у коровы опять молока много. И снова старик молоком чай белит, чай белит — Сову хвалит, к себе в гости зовёт, ухаживает. Теперь-то старик знает, какое отношение имеет Сова к молоку: через мышей, через шмелей, через клевер... А это и есть равновесие в природе!

(Все герои сказки выходят на сцену, встают полукругом и произносят один за другим и все вместе слова)

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все — все

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

СОВА:

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

ДЕД:

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд!

МЫШКИ: (хором)

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

ВЕДУЩИЙ:

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны !

И если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется...

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Все — все

Все на свете,

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!

(Уходят, слышится тревожная музыка)

ВЕДУЩИЙ:

Что ты лес, вершины гнёшь,

Землю ветками метёшь?

Или что-то вдруг случилось?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Да, что-то случилось...

Да, что-то случилось!

Вдруг утро померкло,

И солнышко скрылось,

И в роще осины

Как будто руками -

Всплеснули

Дрожащими мелко ветвями,

И бабочка в листья поглубже забилась.

…Недоброе дело

В лесу совершилось!


ЧТЕЦ 1:

Весёлая белка

Орех не доела,

Малиновка

Песню свою

Не допела.

ЧТЕЦ 2:

И тихо вдруг стало

На тропке кабаньей...

ЧТЕЦ 3:

А всё потому. Что на дальней поляне

Какой-то мальчишка

Без всякой причины

Ударил берёзку

Ножом перочинным!

ЧТЕЦ 4:

Ударил,

И -брызнули жаркие слёзы

Из раны открытой

Поникшей берёзы...

ВЕДУЩИЙ:

И грянул тут гром

Среди ясного неба,

И ветер завыл,

Задыхаясь от гнева,

И вздыбилась речка,

Волнами покрылась...

Недоброе дело

В лесу совершилось!

Теперь мне ответьте,

Прошу вас, ребята,

Кому это надо,

Кому это надо,

Кому это надо,

Скажите на милость,

Чтоб в мире

Недоброе дело творилось.

ЛЕСОВИЧОК: (показывая рукой)

Вот — примятая травинка,

Вот — пригнутая осинка...

Разве это пустяки?!

Вот — убитая букашка,

Кем-то сбитая ромашка...

Разве это пустяки?!

Вот растоптана поганка

И раскопана полянка,

Вот засорены, забиты

И забыты родники...

Разве это пустяки?!

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов...

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд.

Ты в гнёзда птичьи не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери -

Зачем тебе они?!

(На сцене вновь появляются ребята с кузовками, полными грибов)

ЧТЕЦ 1:

Однажды -

И надо такому случиться! -

Нашёл я гнёздышко птицы,

Неведомой птицы,

Не тронул,

Не взял,

Не унёс я с собой!

ЧТЕЦ 2:

Кузнечик прыгнул на дорогу,

А я уж ставил ногу!

И подпрыгнул тот кузнечик -

И весёлый, и живой!
Хорошо, что я заметил,

Хорошо, что он живой!

ЧТЕЦ 3:

Муравей несёт поклажу.

Отойду с его пути.

Ну и ноша!

Страшно даже...

Это ж дерево почти!

Говорю ему:

- Приветик!

Хочешь, парень, помогу! -

Ничего он не ответил.

Занят — ясно дураку...

Был он занят,

Было поздно,

Было не до болтовни.

Муравьи — народ серьёзный,

Деловой народ они!

ЧТЕЦ 4:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


ЧТЕЦ 5:

Природу не уродуй,

Природу не обидь, -

Родился человеком,

Так надо им и быть!

ЧТЕЦ 6:

Ты звени, синеглазая речка,

Озаряя свои берега.

Пусть в тебе отражаются вечно на рассвете леса и луга!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб песни пели,

ЧТЕЦ 2: Чтоб весной ручьи звенели,


ЧТЕЦ 3: Чтобы были голубыми небеса,

ЧТЕЦ 4: Чтобы речка серебрилась,

ЧТЕЦ 5: Чтобы бабочка резвилась,

ЧТЕЦ 6: Чтоб в лесу была на ягодах роса!

ЧТЕЦ 1: Мы хотим, чтоб солнце грело,

ЧТЕЦ 2: Чтоб берёзка зеленела,

ЧТЕЦ 3: Чтоб под ёлкой жил смешной колючий ёж,

ЧТЕЦ 4: Чтобы белочка скакала,

ЧТЕЦ 5: Чтобы радуга сверкала,

ЧТЕЦ 6: Чтобы летом лил грибной весёлый дождь!

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Давайте беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой.

Давайте, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи, и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

(Все участники выходят на сцену и хором поют песню « Вместе весело шагать »)

Список литературы и ресурсов:

- Биология в школе 2006 №3

- Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению
экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34.

- http://www.ozon.ru/context/catalog/id/1075314/

- http://tv41.ucoz.ru/load/ehkologicheskaja_nedelja_v_nachalnoj_shkole/1-1-0-2

- http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-16335

- http://schkola.ucoz.ru/index/razrabotki_meroprijatij_dlja_nachalnoj_shkoly/0-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Экологический праздник "Удивительные приключения на лесной полянке"

Ведущий (учитель): Добрый день, дорогие гости! Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча необычная — мы приглашаем вас перенестись из этого замечательного зала в сказочный лес. Итак, сказка начина...

Презентация к экологическому празднику в начальной школе "Берегите первоцветы". Часть 1.

В первой части презентации используется следующая часть сценария:Слайд  1Ведущий:  Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на нашем весеннем празднике! ...

Презентация к экологическому празднику в начальной школе "Берегите первоцветы". Часть 2.

2 часть презентации построена на второй части экологического праздника в начальной школе "Берегите первоцветы" Ведущий:О каком растении идёт речь? Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек к...

Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе "Чудесный мир леса".

Сценарий экологического праздника разработан для учащихся начальных классов, проводится в игровой форме (дидактические игры, загадки, викторины, разбор проблемной ситуации, выставка рисунков....

Земля – наш дом родной. ( экологический праздник в начальной школе )

Показать в игровой форме целостность природы и общества,  целостность окружающего мира, хрупкость природы.                        ...

Сценарий экологического праздника для начальных классов «Давайте беречь лес!»

Авторский сценарий экологического праздника с оригинальными стихами и переделками песен....