Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе "Чудесный мир леса".
методическая разработка

 

Сценарий экологического праздника разработан для учащихся начальных классов, проводится в игровой форме (дидактические игры, загадки, викторины, разбор проблемной ситуации, выставка рисунков.  Материал может быть использован учителями начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ, педагогами дополнительного образования.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_stsenariy_ekologicheskogo_dopolnennoe.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий весеннего экологического праздника в начальной школе "Чудесный мир леса".

МКОУ «Специальная школа № 78» г. Новокузнецк,

воспитатель  ГПД Кочурина Е.А.

Цель:  Воспитание экологически грамотного, социально-активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • формирование эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;
  • формировать у детей нормы поведения в природе;
  • систематизировать знания учащихся о природе;
  • работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Ход:  

Ведущий:  Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

 Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну.

 (на фоне звучания аудиокассеты "Голоса птиц”)

 Ведущий:  Чудесное творение природы - лес! Совсем немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года.

Ученик 1:

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Ученик 2:

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

Ведущий:    Какое значение имеет лес для человека?

Лес - это легкие нашей планеты. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды — 5 дней, то без кислорода — не более 3 минут. Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани.

Дети:

Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух. 
Лес – это дом для птиц и зверей. 
Лес – бережет реки. 
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Ведущий: (на фоне звучания аудиокассеты "Голоса птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

Ведущий:

Для начала ответьте на вопрос:

1.Для чего люди ходят в лес?

2. Какой вред нанес лесам человек?

3. Как вести себя в лесу?

4. Как, помогая лесу, помогаем себе?

Ведущий:  С каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Ведущий:  

Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.

Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?

Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?

Ведущий:  

Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу. 
- Не ломать ветки и деревья. 
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники. 
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Ведущий:  

Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

- Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

- Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
- Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
- Если вы пошли в поход, что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?

(Ответы детей.)

Ведущий:  Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

У Бориса Заходера  есть замечательные стихи:

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

 Ведущий:   Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):

  • Лес богатство и краса, береги свои леса.
  • Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Кто лес любит – тот его не губит.
  • Враг природы тот, кто её не бережёт.

Игра  «Птицы»

 Ведущий:    Ребята, а каких птиц, живущих в лесу,  вы знаете? ……. 

Викторина « Про лесные чудеса»

  1. Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
  2. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота) 
  3. У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
  4.  Назовите животное, которое умеет валить деревья. Оно взято под охрану. (Бобер)
  5. Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
  6. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
  7. Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
  8. Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
  9. Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
  10. Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)

  Ведущий:   Ребята давайте отгадаем загадки  о лесе? (Дети отгадывают):

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (Ель)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

 Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик)

 Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.  (Рябина)

 Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака. (Ромашка) 

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

 С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

 Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

 Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло. (Клюква)

 Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито.  (Шиповник)

 

 Игра «Представь себя...»

 В  конверте лежат карточки для игры. Я предлагаю желающим вытаскивать по одной, читать и выполнять соответствующее задание.

• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.

• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?

• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?

Ведущий:   Поиграем в игру "Можно-нельзя” (дети отвечают хором).

  • Ломать деревья и ветки (нельзя)
  • Сажать больше деревьев (можно)
  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
  • Ходить только по тропинкам (можно)
  • Рвать большие букеты цветов (нельзя)
  • Любоваться ими (можно)
  • Оставлять мусор в лесу (нельзя)
  • Собрать мусор в яму и закопать (можно)
  • Разжигать костры в лесу (нельзя)
  • Беречь лес от пожара (можно)
  • В лесу шуметь (нельзя)

Ведущий:  И так, подведём итог: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Ученик 1: Лес – это наше богатство!

Ученик 2: Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Ученик 3: Лес – это дом для зверей и птиц.

Ученик 3: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Ученик 5: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Ведущий: Ребята, предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Чудесный мир леса».

Ведущий: Наше занятие заканчивается. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она - наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.

Список литературы:

  1. Агаларова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников.// Начальная школа.- № 12.-2007
  2. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва: «ЦГЛ» 2003
  3. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.// Начальная школа.- №10.-2000

Материалы сайтов:

1. Внеклассное занятие по экологии для младших школьников «Бабочек веселый хоровод»- https://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-vneklasnyh-meroprijatii/klasnyi-chas-po-yekologi-1-2-klas.htm

2.Сценарий экологического выступления https://multiurok.ru/files/stsienarii-ekologhichieskogho-vystuplieniia.html

3. Сценарий экологического праздника для начальной школы: https://infourok.ru/scenariy-ekologicheskogo-prazdnika-dlya-nachalnoy-shkoli-170469

4. Экология детям: http://dou459.forchel.ru/tsv-gorod/693-ekologiya-detyam.html