Главные вкладки

    Литературная гостиная "Загляните в мамины глаза"
    методическая разработка (3,4 класс) по теме

    Дегтерева Галина Дмитриевна

    Сценарий литературной гостиной к 8 МАРТА или ДНЮ МАТЕРИ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc99 КБ

    Предварительный просмотр:

    авторская методическая разработка воспитательного дела

    Работу выполнила:

    Учитель начальных классов-

    классный руководитель

    МОУ средней школы № 10

    Им. Циолковского К.Э. г.Кирова

    Дегтерёва Г.Д.

    Киров 2007


    1        Цель работы

            Формирование уважительного отношения к маме через умение видеть доброе и прекрасное в окружающей жизни.

    2        Задачи

    1. усвоение понятий «доброта», «красота», «ответственность», «человек», жизнь», «истина», «любовь», «милосердие».
    2. развитие интереса к народному творчеству и русским традициям.
    1. Форма

    Литературная гостиная

    4        Подготовительная работа

    1. конкурс на лучшее стихотворение о маме;
    2. конкурс рисунков «Моя мама»;
    3. изготовление сувениров для мам из солёного теста;
    4. конкурс сочинений «Мамины руки»;
    5. изготовление украшений для класса;
    6. конкурс на изготовление лучшего подсвечника из солёного теста;
    7. подготовка презентаций «Наши мамы».

    5        Оборудование и реквизит

    а)        магнитофон и аудиокассета с записью «Мама»;

    б)        жетоны в виде сердечек для лотореи;

    в)        компьютер, экран, мультимедийный проектор;

    г)        гитара;

    д)        сундучок – «чёрный ящик»;

    е)        детская люлька и мягкие игрушки.

    6        Оформление класса

    Класс оформлен в виде гостиной конца 19 века. Отдельные столики накрыты скатертями. На каждом столе цветы. Кабинет освещается свечами.  Столик хозяйки гостиной расположен обособлено. На её столе - томики стихов. Доска оформлена в виде окна. На нём экран. Перед ним мультимедийный проектор для показа презентации «Наши мамы». Класс оформлен портретами мам. Помощники ведущей до начала вечера раздают всем гостям жетоны в виде сердечек для лотереи.

            

            Зажжем таинственные свечи,

                            Затеплим ласковые речи.

                            Мы столько женщины должны,

                            Поскольку все её сыны.

                            Сотрём хоть часть морщин

    С её лица.

    Забот немалых

    Вон сколько давит на неё,

    Вкривь изгибая бытие

    Под гром небес подставим плечи,

    Участье часто душу лечит-

    И вот, как прежде молода,

    Сияет женщина – звезда!

                                            (В. Анисенко)

    Ведущий: Добрый вечер! Сегодня я ведущая литературной гостиной, а вы гости. Наша гостиная посвящается маме, самому дорогому и близкому человеку для нас.

            Одно из значений слова салон в переводе с французского языка  – гостиная для приёмов.

            Гостиная комната располагалась в дворянском доме там, где принимали гостей и проводили вечера. Салонов было много, но культурную ценность имели только литературные. Там звучала музыка, стихи, исполнялись танцы, то есть всё, что относилось к понятию культура.

    Хозяйкой литературной гостиной должна быть женщина. Вяземский писал: «Умение держать салон- искусство». Главная особенность: руководить им может только женщина. Её ум обольщает и господствует, он отменно чуток на чужой ум. Ум хозяйки встречает и приветствует гостей, располагает их. Сама же хозяйка остаётся в тени, чтобы просторно и вольно было гостям

    Пришло время представить хозяйку нашей литературной гостиной. Её имя в переводе с древнегреческого означает избранная, светлая (Елена).

    Звучит торжественная музыка. Входит хозяйка салона.

    Хозяйка гостиной: Добрый вечер! Рада принять вас в гостиной. Я хозяйка и проведение вечера беру в свои руки.

            Я мама двух замечательных дочерей. Дети - самое дорогое в жизни матери. Счастье матери – это счастье детей. Первая их улыбка, первые шаги, первые слова – расцветает счастьем лицо матери. С болью, с радостью – всегда они бегут ко мне.

            Слово мама почти одинаково произносится на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, армянском. В нём есть открытый звук «а», который встречается в ласковых напевах колыбельной песни – «Баю-баюшки-баю». Дочки мои уже выросли, но я, как в младенчестве им часто пою колыбельные песни, стараясь перелить в них свою любовь и нежность.

    Ведущий: Хозяйка литературной гостиной всегда обладала каким-либо талантом. Вот и наша хозяйка отлично поёт. Она исполнит для вас колыбельную.

    Хозяйка исполняет колыбельную из мультфильма «Умка» (1 куплет).

    Ученица.    М.Егорова «Маме».

    Мама, склоняясь над кроваткой,

    Спокойную песню поёт…

    На цыпочках выйдет украдкой,

    И добрые сны позовёт.

    Я её не буду трогать

    Только возле постою.

    Пусть поспит она немножко-

    Я ей песенку спою.

    Исполняет колыбельную:

                    Мама спит, она устала,

    Ну и я играть не стала,

    Я волчка не завожу, а уселась и сижу.

    Не шумят мои игрушки,

    Тихо в комнате пустой,

    А по маминой подушке

    Луч крадётся золотой.

    Припев:                Баю-баю-баю, мама,        

            Буду я послушной самой

            Я тебе опять покоя не даю

            Баю-баю-баю, мама,

            Буду я послушной самой.

            Это я тебе пою.

    Я бы многого хотела,

    Не могу сидеть без дела.

    Я могла бы танцевать

    Или в куклы поиграть.

    Но молчат мои игрушки,

    Тихо в комнате пустой

    А по маминой подушке

    Луч крадётся золотой.

    Припев:

    Ведущий: Народ всегда высоко чтил Мать. В устной поэзии с древних времён её облик наделён самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, верная жена, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

    1 ученик: Л.Н. Толстой лишился своей матери в младенчестве, а 10 марта 1906 года он сделал такую запись на отдельном листке бумаги: «Целый день тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиленье-желание ласки-любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым.

    Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых много людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ё себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл ещё, не умея говорить. Да, она, высшее моё представление о чистой любви, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты, приласкай меня. Всё это безумие, но всё это правда».

    2-ой ученик: Сколько великих художников посвятили свои полотна святому образу матери. Не сосчитать музыкальных произведений, воспевающих женщину-мать! А сколько поэтов благословила муза на великие нежные строки! Не обошла своим вниманием муза и детей. Вот какие замечательные стихи написали мои одноклассники.

    Дети читают стихи собственного сочинения.

    Ведущий: В литературных гостиных было принято читать мадригалы, короткие стихи, восхваляющие хозяйку.

    1-й ученик:        

    «Красота – неповторимый дар,

    Подари нам добрый взгляд на память,

    Подари нам свой счастливый смех,

    Свой портрет нам нарисуй при всех,

    Убеди, что ты нам не приснилась!»

    2-ой ученик:

    (преподносит хозяйке розу)

    Пусть день ваш будет солнечным, прекрасным,

    И розами ваш устлан будет путь,

    И каждый вечер – звёздным, чистым, ясным.

    О, женщина, всегда счастливой будь!

    Ведущий: И я в качестве мадригала дарю хозяйке романс на стихи Н. Заболоцкого «Очарована, околдована».

    Ведущий: В разлуке с детьми нет для матери большей радости, чем их письма. И нет ничего томительней и горестней, чем ожидание вестей. Чего только не придумает она, когда письма не приходят или сильно запаздывают. Ночью бессонница, днём всё валиться из рук, картины одна ужаснее другой встают в воображении. «Ну, чего ты зря беспокоилась,- говорим мы при встрече,- что могло случиться?» Обещаем, что больше такого не повторится.

    Дети читают стихотворение Сергея Викулова «Пишите письма матерям».

    1-й  ученик:        

    Поют гитар походных струны

    В тайге, в горах, среди морей.

    О, сколько вас сегодня, юных,

    Живёт вдали от матерей!

    Вы вечно, юные, в дороге-

    То там объявитесь, то тут.

    А ваши матери в тревоге

    Вестей от вас все ждут и ждут.

    2-ой  ученик:        

    Они считают дни, недели,

    Слова, роняя невпопад…

    Коль рано матери седеют-

    Не только возраст виноват.

    И потому, служа солдатом

    Или скитаясь по морям

    Почаще всё-таки, ребята,

    Пишите письма матерям.

    Девочки исполняют танец со свечами (песня Витаса «Мама»).

    Ведущий: В литературных салонах проводились различные игры. И мы сегодня с вами поиграем, окунёмся в историю и узнаем необычное об обычных вещах.

    - Внесите чёрный ящик!

    - В чёрном ящике находится предмет, который являлся на Руси самым желанным подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города на базар, из дальних краёв крестьянин, справлялась ли свадьба или крестины – всегда во всех случаях любовь, внимание, приязнь, выражались этим порядком. О чём идёт речь?

    (головной платок).

    Рассказ ученицы.

            По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой. Какое же значение для женщины имел платок, если две трети своей жизни она с ним не расставалась?

            Головные женские платки…Какие невыдуманные истории могли бы рассказать они о тех, чьи головы покрывали. Затаённые обиды, скрытые от всех слёзы знал только платок – в укромном тёмном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской.

            Плат - от самого дорого, шитого золотом, до самого дешёвого скорбного холщового покрова вдовы -  был символом честности женской жизни. Самым большим позором для женщины на Древней Руси было насильственное публичное обнажение головы.

    Хозяйка гостиной читает стихотворение «Молоко»

    Пошла, корову подоила,

    Пришла,

    Смахнула со стола,

    По кружке мальчикам налила,

    И чашку дочке налила

    По самый край большую банку-

    Хозяину, когда придёт.

    Плеснула котику в жестянку:

    Пускай проворней будет кот.

    Собаке

    В выщербленной плошке

    Хлеб забелила в свой черёд.

    Ещё подбавила немножко:

    Скорее зайца принесёт.

    Повеселела,

    Разогнулась,

    Прошлась со вздохом по избе,

    К столу присела,

    Улыбнулась:

    Ну, вроде можно-

    И себе.

    Ведущий:  Продолжим игру. Каждый народ, создавая своё понятие прекрасного, на протяжении веков отбирал материалы, которые в его глазах лучше всего передают зримую красоту, воплощают его замыслы и радуют сердца людей.

            Среди излюбленных материалов Древней Руси: дерева, белого камня, льна, серебра, меди – особое место принадлежит предмету, находящемуся в черном ящике. Все иностранцы, приезжавшие в Россию в 17-18 веках, называли его национальным русским камнем, так много его было среди русского населения, и так часто он встречался в самых различных сочетаниях. О чём идет речь?

    (жемчуг)

            

    1-й ученик. 165 рек поставляли нашим предкам этот удивительный дар природы, который стал для людей символом красоты. Долгое время возникновение жемчужин в раковинах было окутано легендами. Считалось, что жемчужины – это яйца моллюсков, жившего в жёстких створках раковин. Лишь в 19 веке люди объяснили процесс образования жемчуга.

            Спокойные или бурные воды, протекая над раковиной моллюска, выделявшего перламутр, не причиняют ей вреда, но иногда в приоткрытые створки попадает грубая песчинка. Она ранит нежную поверхность мантии моллюска, и,  стараясь   защитить себя от боли, мантия вырабатывает перламутр, обволакивает эту песчинку, сглаживает её и возникает жемчужина.

    2-ой ученик:        Люди не только доставали раковины со дна, но, вскрыв её, доставали мелкую жемчужину и чтобы она затвердела на 2-3 дня помещали в рот, а после, завернув во влажную тряпицу, клали за пазуху, и только через несколько часов жемчуг окончательно затвердевал.

            Считалось, что добывать жемчуг могут только положительные люди, с чистой душой. Перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно вымыться, выпариться в бане. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не давался он в руки пустым людям, жадным, прельщавшимся наживой. Крестьяне, и посадские люди, и бояре – все носили жемчуг. А шитьё жемчугом - это большая область русского прикладного искусства.

            В Нижегородской области в начале 19 века каждая крестьянка носила на шее и в головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин.

    (показ картин с изображением  различных головных уборов шитых жемчугом).

    Хозяйка гостиной читает стихотворение А. Люкина  «Мать и дочь»

    - У матери моей-

    Какое чудо!-

    За два часа прошла простуда.

    Дров наколола,

    Вот и руки в тесте.

    Работает,

    А захворали вместе

    …Не знала дочь,

    Но крепко знала мать:

    Чтоб хлеб испечь

    Кому-то надо встать.

    Ведущий: В нашем ящике находиться ещё один предмет. Это снаряд с зубьями. Бывает он редкий и частый. Делали его из рогов, черепах, в виде украшения женской головы и для поддержки косы. О чём идёт речь?

            

    Рассказ ученицы:  Это гребень, гребёнка, расчёска. Гребень, это не только предмет, который вам поможет следить за внешним видом. Гребень- это ещё и оберег. Наши предки вешали на металлическую душку в числе прочих оберегов и маленький гребешок.    Какая же сила заключена в гребне?   В Древней Руси волосам приписывалась особая   сила.    Видимо, при расчёсывании волос часть магической силы

    переходила на гребень. Маленький гребешок – оберег защищал от зла, невзгод, злых духов.

    Ведущий:  Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за мамиными руками?

    Вспомните, как они ласково гладят вас, как ловко шьют, готовят вкусные пирожки, заботливо стирают бельё.

    - Расскажите о своих воспоминаниях.

     (рассказы детей, мам, зачитываются отрывки из сочинений).

    Ведущий:    В нашей литературной гостиной можно не только услышать стихи и песни о маме, но можно совершить прогулку по классному Арбату. Настя и Лена нарисовали свои рисунки для мамы,  передавая свою любовь к ней с помощью красок и карандашей.

    Настя и Лена исполняют стихотворение.

                            Я подарок разноцветный

                            Подарить решила маме.

                            Я старалась, рисовала

                            Четырьмя карандашами

                            Но, сначала, я на красный

    Слишком сильно нажимала,

    А потом за красным сразу

    Фиолетовый сломала,

    А потом сломала синий

    И оранжевый сломала.

    Всё равно портрет красивый

    Потому что это мама.

    Ведущий: Все дети постарались. После гостиной у вас будет возможность рассмотреть работы внимательнее.

    Хозяйка гостиной проводит розыгрыш лотореи:

    А сейчас розыгрыш лотореи. Мне будут помогать Даша и Рома. На моём столике чудесный букет тюльпанов. Они то и помогут определить победителей.

    1) Разыгрывается предмет, который переводится с тюркского языка как «чёрный камень».

    - Что это? Верно, карандаш. Его получают номера  16,4,22.23.

    (Рома раздаёт карандаши)

    Хозяйка:        Всё нарисует карандаш

                    Когда ему работу дашь.

                    Но сам без дела не сиди,

                    Подарок маме сотвори.

    2) Разыгрывается предмет, которому уже почти 300 лет. У него два имени. Для его изготовления необходимы опилки, нефть, стеклянная пудра.

    - Что это? Это резинка ли ластик. Его получают номера 13,42,20,1.

    (Даша раздаёт резинки)

    Хозяйка: Всем школьникам, художникам, поэтам этот предмет необходим. Ластик сотрёт ненужное на ваших рисунках, исправит строчки в стихах, которые вы сочините для мам.

    3) А этот предмет вам понадобится, когда вы поздним вечером перед сном будете читать маме её любимые стихи. Он поможет вам найти нужную страницу.

    - Что это? Это закладка. Его получают номера 5,8,37,25.

    (Рома раздаёт закладки).

    4) По описанию узнайте, о чём идёт речь. Он бывает Солнечный, Римский. Юлианский, Григорианский, Лунный.

    - Что это? Это календарь. Его получают номера 9,18,44,11.

    (Даша раздаёт календарики).

    Хозяйка: Эти календарики напомнят вам, когда у мамы день рождения, именины, напомнит, что в выходные вы с мамой обязательно должны сходить в театр, музей, в кино.

    5) Хозяйка:         Отгадай, что за вещица.

                    Острый клюв, а не птица.

                    Этим клювом она сеет, сеет семена

                    Не на поле, не на грядке,

                    На листах твоей тетрадки.

    - Что это? Это ручка. Его получают номера 12,26,35,47.

    (Рома раздаёт ручки).

    Хозяйка: Ручка вам понадобится, когда вы, уходя на прогулку или тренировку, захотите написать маме записку, чтобы она не беспокоилась.

    Ведущий: Много слов прозвучало сегодня на литературной гостиной в адрес мамы.

    А теперь я хочу проверить, какие качества вы выбрали для себя, как будете относиться к маме, какие чувства будете проявлять?

            Напишите одно из качеств на сердечке и приклейте на нашем большом сердце, которое мы подарим всем мамам.

    Мальчики читают стихи.

    1-й мальчик:                Любимые!

                            Как много вы нам дали!

                            Как многому вы научили нас!

                            Любовь свою мы к вам всегда скрывали,

                            И продолжаем мы её скрывать сейчас.

    2-ой мальчик:        Но хочется, чтоб знали вы и верили,

                            Что нет нигде таких на свете мер,

                            Которыми б любовь мы к вас измерили

                            И всю огромность ваших добрых дел.

    3-й мальчик:         Мы никогда ни за что не смогли бы

                            Всего, что вы сделали, перечесть.

                            Примите огромное наше спасибо

                            За то, что вы с нами,

                            За то, что вы есть.

    4-й мальчик:                Вам по-прежнему нет покоя-

                            Тревожат заботы детей.

                            Спасибо вам за сердце такое-

                            Выше звёзд и глубже морей.

            

    5-й мальчик:                Спасибо вам за вашу доброту,

                            За преданность и нежность вашу.

                            А так же за любовь и теплоту,

                            Спасибо вам, бесценные вы наши!

    Ведущий: Чтобы в вашем доме всегда царила любовь, забота и внимание, чтобы сердце всегда оставалось добрым, а дом гостеприимным, мы приготовили для вас подарок.

    Ученица читает стихотворение:

    В этом слове солнца свет! Мама!

    Лучше слова нет! Мама!

    Кто роднее, чем она? Мама!

    У неё в глазах весна! Мама!

    На земле добрее всех! Мама!

    Дарит сказку, дарит смех!

    И за нас грустит! Мама!

    Пожалеет и простит! Мама!

    В этом слове солнца свет!

    Лучше слова нет!

    Льётся песенка ручьём!

    Это мы о ней поём!

    Ведущий: Ансамбль девочек исполняет песню «Наши мамы» на стихи И. Шаферана.

                    

    Та весна, казалась, будет вечной…

                    И глядят из рамочек со стен

    Наши мамы в платьях подвенечных,

    Наши мамы юные совсем.

    Брови разлетаются крылато,

    Ни одной морщинки возле глаз.

    Кто теперь поверит, что когда-то

    Наши мамы были младше нас?

    Мы ещё в рассветных снах витаем-

    Мамы просыпаются чуть свет.

    Мы опять куда-то улетаем-

    Мамы долго- долго машут вслед.

            И лежат сыновние печали

                            Белым снегом на висках у них.

                            Если б матерей мы выбирали,

                            Всё равно бы выбрали своих.

                    Можете объехать всю Россию,

    Провести в дороге много дней,

    Никого не встретите красивей,

    Никого не встретите родней.

    Шлите им почаще телеграммы,

    Письмам старайтесь их согреть.

    Все на свете могут наши мамы,

    Только не умеют не стареть.

    Песня сопровождается презентацией слайдов  «Наши мамы».

    Дети дарят мамам  подарки.

    Хозяйка: На этой волнительной ноте я закрываю нашу гостиную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Загляните в мамины глаза"

    Классный час ко Дню матери....

    Загляните в мамины глаза.

    Утренник посвящен к 8 марта....

    КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНЫ ГЛАЗА"

    РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ ГООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат»        Открытое внеклассное мероприятие«Загляните в мамины глаза!»...

    Проект "Загляните в мамины глаза"

    Актуальность проекта.Мама играет важную роль в жизни каждого человека.Развитие отношений между ребенком  и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь ...

    "А мамины глаза всегда следят с волнением за нами..."

    Родительское собрание-праздник. Проводится ко Дню Матери....

    «Загляните в мамины глаза»

    Сценарий к празднику «8 Марта» в первом классе ...

    Мамины глаза

    Ко дню матери. Замечательная, нежная песня о маме....