Проект "Загляните в мамины глаза"
материал (3 класс) по теме

Малыши Дмитриева Светлана Алексеевна Мартюшина Ирина Викторовна

Актуальность проекта.

Мама играет важную роль в жизни каждого человека.

Развитие отношений между ребенком  и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

Проблемный вопрос:

Зачем человеку нужна мама?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Академия воспитания внуков»

Автор проекта В.А.Кудрявцева

старший воспитатель детского сада

Аннотация проекта.

Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего  поколения. В недалеком прошлом семьи были многоплановыми. Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими. Дошкольное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты. Так возникла идея  возрождения  «института бабушек-дедушек» как необходимого звена в процессе нравственного развития ребенка.

Проект «Академия воспитания внуков» направлен на установление взаимодействия с ветеранами ЗАО «Омутнинский метеллургический завод»   с  целью воспитания у детей уважения и почета к престарелым людям.

В реализации проекта  примут участие педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, представители ветеранской организации, многие из которых являются бабушками и дедушками наших воспитанников.

Мы планируем проводить просветительскую деятельность среди бабушек и дедушек по вопросам воспитания внуков, обновить культурно-досуговую деятельность представителей ветеранской организации, через  различные мероприятия, в том числе  совместные -   занятия с детьми, праздники и развлечения, выставки и другие. Тесное взаимодействие ориентировано на повышение уровня воспитанности дошкольников, умение общаться с представителями старшего поколения.

Источниками финансирования являются бюджетные средства на материальное обеспечение проекта и поощрение труда педагогов (надтарифный фонд).

     Новизна данного проекта  заключается в том, что подобного опыта работы в районе нет.

Информационная справка

Детский сад № 17 «Чебурашка» открыт в январе 1977 года   и находился в хозяйственном ведении Омутнинского металлургического завода.

        Согласно распоряжению администрации города Омутнинска  в 1995 году детский сад был переведен на баланс администрации города  и с этого времени является муниципальным учреждением общеобразовательного типа.

        Детский сад № 17 «Чебурашка»  находится по адресу: улица 30 лет Победы – 30, телефон 2-57-61, график работы 10,5 часов с 7.30 до 18.00.

Расположен в типовом двухэтажном  кирпичном здании с благоустроенными площадками, в центре города, недалеко от Дворца культуры металлургов, выставочного зала, педучилища, рядом парк с детским городком и заводской аллеей.

        В детском саду имеется музыкальный и физкультурный залы, библиотека, музей, горница русского быта, медицинский и методический кабинеты, кабинет психолога и логопеда, изостудия и театральная комната.

В детском саду воспитываются дети в возрасте от 2 до 7 лет.

        Общая численность детей составляет 231 человек, из них 15 детей раннего возраста и 216 – дошкольного возраста. Функционирует 11 групп – 1 группа раннего возраста и 10 групп – дошкольного.

        Приоритетное направление – социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. В 2003 году нами разработана программа «Надежда России» по краеведению и приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, которая прошла экспертизу в Кировском областном  институте усовершенствования учителей. Принимаем активное участие в организации и проведении практических мероприятий для слушателей курсов повышения квалификации,  активное участие в конкурсах. В 2006-2007 учебном году принимали участие в областном конкурсе «Зеленый огонек» - имеем диплом 1 степени. В 2007-2008 учебном году принимали участие в районном конкурсе программ по дополнительному образованию, имеем дипломы 2 и 3 степени.  Наши воспитанники в 2006-2007 учебном году принимали участие в Международном детском художественно- миротворческом Марафоне «Кисточка мира» в Акции «Индия глазами детей России». Отмечены Благодарственным письмом посольства Индии в Москве. В 2007-2008 учебном году принимали участие в международном конкурсе «Здоровье глазами ребенка» и стали призерами конкурса.

Постановка проблемы.

Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего  поколения. В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали  знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими. Родители, реализующие свои профессиональные  интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям. Дошкольное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.

Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье. Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина. Большое значение уделял воспитанию детей школой совместно с родителями В.А.Сухомлинский. Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.

В настоящее время молодые семьи в большинстве случаев живут отдельно от своих родителей.

Проведенный опрос 112 семей наших воспитанников показал, что старшее поколение чувствует свое одиночество, ему не хватает общения с близкими людьми:

- совместно с бабушками и дедушками  проживает 21%  наших воспитанников  (24 семьи);

- частота встреч с бабушками и дедушками: каждый день – 21 % (24 ребенка); 1 раз в неделю – 27% (30 детей); 1 раз в месяц – 35% (39 детей); редко встречаются с внуками – 17% (19 детей).

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальной. Педагоги находятся в поиске эффективных форм, средств, методов воспитания детей. Новой эффективной формой работы могло бы стать взаимодействие с представителями старшего поколения, ветеранами,  сохранившими в себе высокие нравственные идеалы.

Проект «Академия воспитания внуков» появился не на пустом месте.

Дети и педагоги неоднократно выступали перед ветеранами, поздравляли их с праздниками, приглашали в детский сад в День пожилых людей. Общение приносило радость и ветеранам и детям. Дедушки и бабушки помогали нам в пополнении экспонатов музея (приносили вышивки, скульптуры, предметы быта), но все мероприятия носили разовый характер.  

 Реализуя проект,  мы получаем возможность, привлечь к воспитанию дошкольников старшее поколение, даем им возможность проявить свою активность, почувствовать свою значимость,  педагогам использовать взаимодействие с целью воспитания у детей уважения и почета к престарелым людям.

Идея проекта: возрождение «института бабушек-дедушек» как необходимого звена в процессе нравственного развития ребенка.

Цель: обновление содержания   воспитательной работы, через  совместную деятельность ветеранов и  педагогов  с   детьми  по знакомству с нравственными категориями, воспитанию уважения  к старшему поколению.

Задачи:

  1. Совершенствование работы по нравственному  воспитанию    дошкольников, в том числе используя нетрадиционный подход - взаимодействие  с ветеранами.
  2. Педагогическое просвещение бабушек и дедушек с целью расширения представлений об особенностях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; изучение опыта воспитания старшего поколения.
  3. Реализация  разработанных планов, направленных на знакомство с нравственными категориями, воспитание любви к труду, народной культуре.
  4. Повышение активности всех участников образовательного процесса, воспитание «деятельной» любви и уважения к бабушкам и дедушкам.
  5. Формирование благоприятных условий  внешней и внутренней среды детского сада: общественного мнения и эмоционально-психологического климата в детском саду.

Руководитель проекта:  В.А. Кудрявцева – старший воспитатель детского сада, соруководитель – О.Н.Чебыкина – заведующая детского сада.

Рабочая группа проекта: Л.И. Вотинова, С.В.Васина,  Е.В.Целоусова, Н.С. Кощеева, Т.П.Смехова – воспитатели детского сада, Л.Н.Метелева, О.Н.Ситчихина – музыкальные руководители детского сада, О.А.Суворова – руководитель изостудии.

Сроки реализации проекта:    сентябрь 2008 – август  2010 года

Подготовительный этап -  сентябрь  2008 года:

- Установление взаимодействия с ветеранами ЗАО «Омутнинский металлургический завод».

- Анкетирование представителей старшего поколения с целью изучения мнения о социальном взаимодействии.

Организационный этап  октябрь - декабрь 2008 года:

- Разработка  Договора о сотрудничестве.

Практический этап январь  2009 – май 2010 года:

- Проведение мероприятий совместно с бабушками и дедушками.

Обобщающий этап  июнь - август  2010 год:

- Анализ итогов проектной деятельности, выводы и результаты.

Участники проекта:

Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, представители ветеранской организации ЗАО ОМЗ, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Результаты проводимой работы будут оцениваться как по количественным показателям, так и качественным показателям.

Количество присутствующих ветеранов  20 человек – по результатам анкетирования высказали пожелание о сотрудничестве; выпущенных буклетов - 3, позволяющих повысить компетентность ветеранов в вопросах воспитания внуков;

праздничных сценариев – 4; конспектов совместных занятий – 4; фотоальбом; книжка с детскими рассказами о бабушках.

Качественную оценку деятельности определяют ветераны – на основе анкетирования и отзывов и диагностике усвоения детьми нравственных норм и оценке поведения на основе наблюдения.

Методы (деятельность в рамках проекта)

     Совместная деятельность коллектива педагогов дошкольного образовательного учреждения и ветеранов ЗАО «Омутнинский металлургический завод» осуществляется на основе Договора.  

В процессе реализации проекта предполагается:

  1. Просветительская деятельность среди бабушек и дедушек по вопросам воспитания внуков, которая явится гарантией правильных воспитательных воздействий.  Предусматриваем давать информацию о воспитании детей дошкольного возраста  ежеквартально. Время проведения мероприятия согласуется с председателем Совета ветеранов,  нужная информация доводится до   бабушек и дедушек. Формы работы – педагогическая гостиная (два мероприятия), круглый стол (два мероприятия).   Предполагается как деловое общение, так и организация чаепития, которое располагает к более тесному общению.

Планируем приглашать на  встречи  родителей наших воспитанников. Мероприятия будут проходить как в дошкольном образовательном учреждении, так и с выходом к ветеранам – Дом культуры металлургов. За разработку данных мероприятий ответственность несет старший воспитатель детского сада.

  1. Совместная  деятельность  на занятиях  трудолюбия  по изготовлению народной куклы, выпечке пирогов; творчества - оформлении альбома о встречах, дружбы -  рассказ бабушек о своем детстве, советы внукам об отношении к друзьям. Подготовку и проведение практических занятий осуществляют педагоги детского сада.
  2. Деятельность детей,   направленная на  подготовку концерта ко Дню пожилых людей и 8 Марта.  За данную работу ответственность несут музыкальные руководители ДОУ. Дети старшего дошкольного возраста, готовясь к встрече с ветеранами, готовят  подарки в виде рисунков, коллажей, поделок, так как необходимо воспитание деятельной любви по отношению к старшему поколению, проявление заботы о бабушках и дедушках, что явится источником рождения душевного тепла,  и уважения к старшим. Ответственность возлагается на педагогов групп старшего дошкольного возраста.

План мероприятий на 2008-2009 учебный год

Цель: установление взаимодействия с ветеранами, просветительская деятельность среди ветеранов.

Мероприятие

срок

ресурсы

Ответствен-ные

Результат каждого шага

Анкетирование родителей, изучение социальной ситуации в семье

август

Бумага для печатания анкет, краска для принтера

Старший воспитатель

Анкета

Анкетирование членов ветеранской организации, изучение мнения о социальном взаимодействии, изучение запросов на оказание помощи по вопросам воспитания внуков.

сентябрь

Бумага для печатания анкет, краска для принтера

Старший воспитатель

Анкета

Подготовка концерта ко Дню пожилых людей.

Беседа о целях установления взаимодействия. Экскурсия по детскому саду.

октябрь

Подготовка подарков для гостей

(бумага, краски, клей)

Подготовка

чаепития.

Музыкальные руководители

Сценарий

концерта

Разработка

Договора о

сотрудничестве

декабрь

Бумага для печатания Договора, краска для принтера

Заведующая детского сада

Договор о

сотрудничестве

Педагогическая гостиная

«Как нужно любить внуков»  (предложить принести фотографии внуков, привлечь к беседе о взаимоотношениях с внуками, обсуждение некоторых педагогических ситуаций, рекомендации)

январь

Бумага для печатания, краска для принтера

Заведующая детского сада

План

проведения мероприятия

Подготовка рекомендаций по запросам

февраль

Бумага для печатания, краска для принтера

Старший воспитатель

Буклеты

Праздничный  концерт, посвященный Дню 8 Марта

март

Подготовка подарков для гостей

(бумага, краски, клей)

Музыкальные руководители

Сценарий Праздничного  концерта

Круглый стол: «Как воспитывать положительные черты характера»

апрель

Бумага для печатания, краска для принтера

Старший воспитатель

Сценарий проведения круглого стола,

буклет

Анализ работы 2008-2009 учебного года

май

Бумага для печатания, краска для принтера

Старший воспитатель

Аналитическая справка

План мероприятий на 2009-2010 учебный год

Мероприятие

срок

ресурсы

Ответствен-ные

Результат

Анкетирование членов ветеранской организации, изучение мнения о социальном взаимодействии, изучение запросов на оказание помощи по вопросам воспитания внуков.

сентябрь

Бумага для печатания анкет, краска для принтера

Старший воспитатель

Анкеты

Концерт для  пожилых людей.

октябрь

Подготовка подарков для гостей

(бумага, краски, клей)

Подготовка чаепития.

Музыкальные руководители

Сценарий, посвященный Дню пожилых людей

Круглый стол

«Мудрые советы воспитания»

декабрь

Бумага,

ручки

Заведующая детского сада

Подготовка  «Мудрых советов от бабушки»

Подготовка рекомендаций по запросам

февраль

Бумага для печатания, краска для принтера

Старший воспитатель

Буклет

Праздничный  концерт, посвященный Дню 8 Марта

март

Подготовка подарков для гостей

(бумага, краски, клей)

Музыкальные руководители

Сценарий

Круглый стол: «Поговорим об отношении внуков к бабушкам и дедушкам»

апрель

Видео -

съемка

Старший воспитатель

План мероприятия

Анализ работы 2009-2010 учебного года

май

Бумага, краска

Старший воспитатель

Аналитическая справка

План работы с детьми на 2008-2009 учебный год

Тема

срок

Цель

Ответствен-ные

Результат

Урок  трудолюбия

Совместное изготовление народной куклы - куватки.

январь

Формировать умение общаться с представителями старшего поколения

Воспитатель Смехова Т.П.

Конспект занятия

План работы с детьми на 2009-2010 учебный год

Тема занятия

срок

Цель

Ответствен-

ные

Результат

Урок  творчества

Мир увлечений (вязание, вышивка, рисование…)

Привлечь к данному занятию людей старшего поколения, имеющих увлечения. Организовать выставку.

ноябрь

Знакомить с работой мастеров, воспитывать уважение к их творческой деятельности.

Руководитель изодеятельности Суворова О.А.

Детские поделки, фотографии

Урок трудолюбия -

выпечка пирогов.

декабрь

Организация совместной деятельности,

воспитывать умение общаться.

Руководитель кружка по кулинарии Кощеева Н.С.

Фотографии о встрече

Урок дружбы

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Рассказ бабушек о своем детстве, советы внукам об отношении к друзьям.

апрель

Продолжать знакомить с нравственными категориями, воспитывать уважение к старшим.

Воспитатель Вотинова Л.И.

Поделка книжки с рассказами бабушек о своем детстве.

Определение обязанностей и их распределение.

Список членов команды

Основные задачи

Обязанности

  1. Чебыкина Ольга Никитична - заведующая ДОУ

Установка  связи с ветеранами ОМЗ;

Создание условий для взаимодействия;

Подготовка нормативных документов;

Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение

  1. Кудрявцева Валентина Афанасьевна - старший воспитатель детского сада

Изучение проблемы на основе анкетирования,  опроса и наблюдения;

Разработка планов  работы;

Изучение качества проводимых мероприятий; обобщение опыта работы по данному направлению;

Методическое обеспечение

  1. Суворова Ольга Анатольевна - руководитель изостудии

Организация экскурсий по детскому саду

Профессиональная деятельность

  1. Педагоги старших групп детского сада:

Вотинова Людмила Ивановна, Целоусова Елена Викторовна,

Кощеева Наталья Семеновна, Васина Светлана Викторовна, Смехова Татьяна Петровна.

Организация практических мероприятий и установление взаимодействия с бабушками и дедушками (приглашение на занятия, знакомство с целями занятия, обязанностями)

Профессиональная деятельность

  1. Музыкальные руководители:

Ситчихина Ольга Николаевна

Метелева Лариса Николаевна

Подготовка концерта для ветеранов

Профессиональная деятельность

Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Что необходимо

сумма

Источники финансирования

  1. Бумага для печатания анкет (4 пачки)

400 рублей

Бюджетные средства

  1.  Краска для принтера (4 картриджа)

300 рублей

  1. Подготовка  чаепития

500 рублей

  1. Изготовление фотографий к презентации

100 рублей

  1. Оплата педагогам

100 рублей за мероприятие

Итого:

4 900  рублей

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня воспитанности дошкольников, умения общаться с представителями старшего поколения.
  2. Обобщение опыта семейного воспитания бабушек и дедушек.
  3. Создание благоприятных условий внешней и внутренней среды детского сада.

Разработка системы оценки проекта:

  1. Анкетирование педагогов и ветеранов.  Изучение мнения о социальном взаимодействии, запросов на оказание помощи по вопросам воспитания внуков, удовлетворенности взаимодействием с участниками проекта.
  1. Диагностика нравственного воспитания дошкольников (оценка знания норм общения с представителями старшего поколения и поведения детей на основе наблюдения).
  1. Наличие подготовленных материалов (конспектов, сценариев, книги советов от бабушки и другие).
  1. Оценка качества проводимых мероприятий (на основе отзывов ветеранов о проводимой работе).

Таким образом,  проект ориентирован на совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста и может быть использован в дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми старшего дошкольного возраста. После реализации проекта и подведения итогов предполагается его корректировка и распространение опыта работы на уровне района и области.

Литература:

  1. Использованы материалы семинара «Социальное проектирование», подготовленным по рекомендациям автора  А.С.Прутченкова.
  2. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Т.А.Шарыгина, «ТЦ Сфера», 2007г.
  3. «Школа доброты» Ю.Куклачев
  4. «Отцы и дети в меняющемся мире»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загляните в мамины глаза"

Классный час ко Дню матери....

Литературная гостиная "Загляните в мамины глаза"

Сценарий литературной гостиной к 8 МАРТА или ДНЮ МАТЕРИ....

Загляните в мамины глаза.

Утренник посвящен к 8 марта....

КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНЫ ГЛАЗА"

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ ГООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат»        Открытое внеклассное мероприятие«Загляните в мамины глаза!»...

"А мамины глаза всегда следят с волнением за нами..."

Родительское собрание-праздник. Проводится ко Дню Матери....

«Загляните в мамины глаза»

Сценарий к празднику «8 Марта» в первом классе ...

Мамины глаза

Ко дню матери. Замечательная, нежная песня о маме....