Проект "Загляните в мамины глаза"
материал (3 класс) по теме
Актуальность проекта.
Мама играет важную роль в жизни каждого человека.
Развитие отношений между ребенком и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
Проблемный вопрос:
Зачем человеку нужна мама?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Академия воспитания внуков»
Автор проекта В.А.Кудрявцева
старший воспитатель детского сада
Аннотация проекта.
Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения. В недалеком прошлом семьи были многоплановыми. Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими. Дошкольное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты. Так возникла идея возрождения «института бабушек-дедушек» как необходимого звена в процессе нравственного развития ребенка.
Проект «Академия воспитания внуков» направлен на установление взаимодействия с ветеранами ЗАО «Омутнинский метеллургический завод» с целью воспитания у детей уважения и почета к престарелым людям.
В реализации проекта примут участие педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, представители ветеранской организации, многие из которых являются бабушками и дедушками наших воспитанников.
Мы планируем проводить просветительскую деятельность среди бабушек и дедушек по вопросам воспитания внуков, обновить культурно-досуговую деятельность представителей ветеранской организации, через различные мероприятия, в том числе совместные - занятия с детьми, праздники и развлечения, выставки и другие. Тесное взаимодействие ориентировано на повышение уровня воспитанности дошкольников, умение общаться с представителями старшего поколения.
Источниками финансирования являются бюджетные средства на материальное обеспечение проекта и поощрение труда педагогов (надтарифный фонд).
Новизна данного проекта заключается в том, что подобного опыта работы в районе нет.
Информационная справка
Детский сад № 17 «Чебурашка» открыт в январе 1977 года и находился в хозяйственном ведении Омутнинского металлургического завода.
Согласно распоряжению администрации города Омутнинска в 1995 году детский сад был переведен на баланс администрации города и с этого времени является муниципальным учреждением общеобразовательного типа.
Детский сад № 17 «Чебурашка» находится по адресу: улица 30 лет Победы – 30, телефон 2-57-61, график работы 10,5 часов с 7.30 до 18.00.
Расположен в типовом двухэтажном кирпичном здании с благоустроенными площадками, в центре города, недалеко от Дворца культуры металлургов, выставочного зала, педучилища, рядом парк с детским городком и заводской аллеей.
В детском саду имеется музыкальный и физкультурный залы, библиотека, музей, горница русского быта, медицинский и методический кабинеты, кабинет психолога и логопеда, изостудия и театральная комната.
В детском саду воспитываются дети в возрасте от 2 до 7 лет.
Общая численность детей составляет 231 человек, из них 15 детей раннего возраста и 216 – дошкольного возраста. Функционирует 11 групп – 1 группа раннего возраста и 10 групп – дошкольного.
Приоритетное направление – социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. В 2003 году нами разработана программа «Надежда России» по краеведению и приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, которая прошла экспертизу в Кировском областном институте усовершенствования учителей. Принимаем активное участие в организации и проведении практических мероприятий для слушателей курсов повышения квалификации, активное участие в конкурсах. В 2006-2007 учебном году принимали участие в областном конкурсе «Зеленый огонек» - имеем диплом 1 степени. В 2007-2008 учебном году принимали участие в районном конкурсе программ по дополнительному образованию, имеем дипломы 2 и 3 степени. Наши воспитанники в 2006-2007 учебном году принимали участие в Международном детском художественно- миротворческом Марафоне «Кисточка мира» в Акции «Индия глазами детей России». Отмечены Благодарственным письмом посольства Индии в Москве. В 2007-2008 учебном году принимали участие в международном конкурсе «Здоровье глазами ребенка» и стали призерами конкурса.
Постановка проблемы.
Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения. В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими. Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям. Дошкольное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.
Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье. Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина. Большое значение уделял воспитанию детей школой совместно с родителями В.А.Сухомлинский. Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.
В настоящее время молодые семьи в большинстве случаев живут отдельно от своих родителей.
Проведенный опрос 112 семей наших воспитанников показал, что старшее поколение чувствует свое одиночество, ему не хватает общения с близкими людьми:
- совместно с бабушками и дедушками проживает 21% наших воспитанников (24 семьи);
- частота встреч с бабушками и дедушками: каждый день – 21 % (24 ребенка); 1 раз в неделю – 27% (30 детей); 1 раз в месяц – 35% (39 детей); редко встречаются с внуками – 17% (19 детей).
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальной. Педагоги находятся в поиске эффективных форм, средств, методов воспитания детей. Новой эффективной формой работы могло бы стать взаимодействие с представителями старшего поколения, ветеранами, сохранившими в себе высокие нравственные идеалы.
Проект «Академия воспитания внуков» появился не на пустом месте.
Дети и педагоги неоднократно выступали перед ветеранами, поздравляли их с праздниками, приглашали в детский сад в День пожилых людей. Общение приносило радость и ветеранам и детям. Дедушки и бабушки помогали нам в пополнении экспонатов музея (приносили вышивки, скульптуры, предметы быта), но все мероприятия носили разовый характер.
Реализуя проект, мы получаем возможность, привлечь к воспитанию дошкольников старшее поколение, даем им возможность проявить свою активность, почувствовать свою значимость, педагогам использовать взаимодействие с целью воспитания у детей уважения и почета к престарелым людям.
Идея проекта: возрождение «института бабушек-дедушек» как необходимого звена в процессе нравственного развития ребенка.
Цель: обновление содержания воспитательной работы, через совместную деятельность ветеранов и педагогов с детьми по знакомству с нравственными категориями, воспитанию уважения к старшему поколению.
Задачи:
- Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников, в том числе используя нетрадиционный подход - взаимодействие с ветеранами.
- Педагогическое просвещение бабушек и дедушек с целью расширения представлений об особенностях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; изучение опыта воспитания старшего поколения.
- Реализация разработанных планов, направленных на знакомство с нравственными категориями, воспитание любви к труду, народной культуре.
- Повышение активности всех участников образовательного процесса, воспитание «деятельной» любви и уважения к бабушкам и дедушкам.
- Формирование благоприятных условий внешней и внутренней среды детского сада: общественного мнения и эмоционально-психологического климата в детском саду.
Руководитель проекта: В.А. Кудрявцева – старший воспитатель детского сада, соруководитель – О.Н.Чебыкина – заведующая детского сада.
Рабочая группа проекта: Л.И. Вотинова, С.В.Васина, Е.В.Целоусова, Н.С. Кощеева, Т.П.Смехова – воспитатели детского сада, Л.Н.Метелева, О.Н.Ситчихина – музыкальные руководители детского сада, О.А.Суворова – руководитель изостудии.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2008 – август 2010 года
Подготовительный этап - сентябрь 2008 года:
- Установление взаимодействия с ветеранами ЗАО «Омутнинский металлургический завод».
- Анкетирование представителей старшего поколения с целью изучения мнения о социальном взаимодействии.
Организационный этап октябрь - декабрь 2008 года:
- Разработка Договора о сотрудничестве.
Практический этап январь 2009 – май 2010 года:
- Проведение мероприятий совместно с бабушками и дедушками.
Обобщающий этап июнь - август 2010 год:
- Анализ итогов проектной деятельности, выводы и результаты.
Участники проекта:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети старшего дошкольного возраста, представители ветеранской организации ЗАО ОМЗ, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
Результаты проводимой работы будут оцениваться как по количественным показателям, так и качественным показателям.
Количество присутствующих ветеранов 20 человек – по результатам анкетирования высказали пожелание о сотрудничестве; выпущенных буклетов - 3, позволяющих повысить компетентность ветеранов в вопросах воспитания внуков;
праздничных сценариев – 4; конспектов совместных занятий – 4; фотоальбом; книжка с детскими рассказами о бабушках.
Качественную оценку деятельности определяют ветераны – на основе анкетирования и отзывов и диагностике усвоения детьми нравственных норм и оценке поведения на основе наблюдения.
Методы (деятельность в рамках проекта)
Совместная деятельность коллектива педагогов дошкольного образовательного учреждения и ветеранов ЗАО «Омутнинский металлургический завод» осуществляется на основе Договора.
В процессе реализации проекта предполагается:
- Просветительская деятельность среди бабушек и дедушек по вопросам воспитания внуков, которая явится гарантией правильных воспитательных воздействий. Предусматриваем давать информацию о воспитании детей дошкольного возраста ежеквартально. Время проведения мероприятия согласуется с председателем Совета ветеранов, нужная информация доводится до бабушек и дедушек. Формы работы – педагогическая гостиная (два мероприятия), круглый стол (два мероприятия). Предполагается как деловое общение, так и организация чаепития, которое располагает к более тесному общению.
Планируем приглашать на встречи родителей наших воспитанников. Мероприятия будут проходить как в дошкольном образовательном учреждении, так и с выходом к ветеранам – Дом культуры металлургов. За разработку данных мероприятий ответственность несет старший воспитатель детского сада.
- Совместная деятельность на занятиях трудолюбия по изготовлению народной куклы, выпечке пирогов; творчества - оформлении альбома о встречах, дружбы - рассказ бабушек о своем детстве, советы внукам об отношении к друзьям. Подготовку и проведение практических занятий осуществляют педагоги детского сада.
- Деятельность детей, направленная на подготовку концерта ко Дню пожилых людей и 8 Марта. За данную работу ответственность несут музыкальные руководители ДОУ. Дети старшего дошкольного возраста, готовясь к встрече с ветеранами, готовят подарки в виде рисунков, коллажей, поделок, так как необходимо воспитание деятельной любви по отношению к старшему поколению, проявление заботы о бабушках и дедушках, что явится источником рождения душевного тепла, и уважения к старшим. Ответственность возлагается на педагогов групп старшего дошкольного возраста.
План мероприятий на 2008-2009 учебный год
Цель: установление взаимодействия с ветеранами, просветительская деятельность среди ветеранов.
Мероприятие | срок | ресурсы | Ответствен-ные | Результат каждого шага | |
Анкетирование родителей, изучение социальной ситуации в семье | август | Бумага для печатания анкет, краска для принтера | Старший воспитатель | Анкета | |
Анкетирование членов ветеранской организации, изучение мнения о социальном взаимодействии, изучение запросов на оказание помощи по вопросам воспитания внуков. | сентябрь | Бумага для печатания анкет, краска для принтера | Старший воспитатель | Анкета | |
Подготовка концерта ко Дню пожилых людей. Беседа о целях установления взаимодействия. Экскурсия по детскому саду. | октябрь | Подготовка подарков для гостей (бумага, краски, клей) Подготовка чаепития. | Музыкальные руководители | Сценарий концерта | |
Разработка Договора о сотрудничестве | декабрь | Бумага для печатания Договора, краска для принтера | Заведующая детского сада | Договор о сотрудничестве | |
Педагогическая гостиная «Как нужно любить внуков» (предложить принести фотографии внуков, привлечь к беседе о взаимоотношениях с внуками, обсуждение некоторых педагогических ситуаций, рекомендации) | январь | Бумага для печатания, краска для принтера | Заведующая детского сада | План проведения мероприятия | |
Подготовка рекомендаций по запросам | февраль | Бумага для печатания, краска для принтера | Старший воспитатель | Буклеты | |
Праздничный концерт, посвященный Дню 8 Марта | март | Подготовка подарков для гостей (бумага, краски, клей) | Музыкальные руководители | Сценарий Праздничного концерта | |
Круглый стол: «Как воспитывать положительные черты характера» | апрель | Бумага для печатания, краска для принтера | Старший воспитатель | Сценарий проведения круглого стола, буклет | |
Анализ работы 2008-2009 учебного года | май | Бумага для печатания, краска для принтера | Старший воспитатель | Аналитическая справка |
План мероприятий на 2009-2010 учебный год
Мероприятие | срок | ресурсы | Ответствен-ные | Результат | |
Анкетирование членов ветеранской организации, изучение мнения о социальном взаимодействии, изучение запросов на оказание помощи по вопросам воспитания внуков. | сентябрь | Бумага для печатания анкет, краска для принтера | Старший воспитатель | Анкеты | |
Концерт для пожилых людей. | октябрь | Подготовка подарков для гостей (бумага, краски, клей) Подготовка чаепития. | Музыкальные руководители | Сценарий, посвященный Дню пожилых людей | |
Круглый стол «Мудрые советы воспитания» | декабрь | Бумага, ручки | Заведующая детского сада | Подготовка «Мудрых советов от бабушки» | |
Подготовка рекомендаций по запросам | февраль | Бумага для печатания, краска для принтера | Старший воспитатель | Буклет | |
Праздничный концерт, посвященный Дню 8 Марта | март | Подготовка подарков для гостей (бумага, краски, клей) | Музыкальные руководители | Сценарий | |
Круглый стол: «Поговорим об отношении внуков к бабушкам и дедушкам» | апрель | Видео - съемка | Старший воспитатель | План мероприятия | |
Анализ работы 2009-2010 учебного года | май | Бумага, краска | Старший воспитатель | Аналитическая справка |
План работы с детьми на 2008-2009 учебный год
Тема | срок | Цель | Ответствен-ные | Результат | |
Урок трудолюбия Совместное изготовление народной куклы - куватки. | январь | Формировать умение общаться с представителями старшего поколения | Воспитатель Смехова Т.П. | Конспект занятия |
План работы с детьми на 2009-2010 учебный год
Тема занятия | срок | Цель | Ответствен- ные | Результат | |
Урок творчества Мир увлечений (вязание, вышивка, рисование…) Привлечь к данному занятию людей старшего поколения, имеющих увлечения. Организовать выставку. | ноябрь | Знакомить с работой мастеров, воспитывать уважение к их творческой деятельности. | Руководитель изодеятельности Суворова О.А. | Детские поделки, фотографии | |
Урок трудолюбия - выпечка пирогов. | декабрь | Организация совместной деятельности, воспитывать умение общаться. | Руководитель кружка по кулинарии Кощеева Н.С. | Фотографии о встрече | |
Урок дружбы Нет друга – ищи, а найдешь – береги. Рассказ бабушек о своем детстве, советы внукам об отношении к друзьям. | апрель | Продолжать знакомить с нравственными категориями, воспитывать уважение к старшим. | Воспитатель Вотинова Л.И. | Поделка книжки с рассказами бабушек о своем детстве. |
Определение обязанностей и их распределение.
Список членов команды | Основные задачи | Обязанности | |
| Установка связи с ветеранами ОМЗ; Создание условий для взаимодействия; Подготовка нормативных документов; | Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение | |
| Изучение проблемы на основе анкетирования, опроса и наблюдения; Разработка планов работы; Изучение качества проводимых мероприятий; обобщение опыта работы по данному направлению; | Методическое обеспечение | |
| Организация экскурсий по детскому саду | Профессиональная деятельность | |
Вотинова Людмила Ивановна, Целоусова Елена Викторовна, Кощеева Наталья Семеновна, Васина Светлана Викторовна, Смехова Татьяна Петровна. | Организация практических мероприятий и установление взаимодействия с бабушками и дедушками (приглашение на занятия, знакомство с целями занятия, обязанностями) | Профессиональная деятельность | |
Ситчихина Ольга Николаевна Метелева Лариса Николаевна | Подготовка концерта для ветеранов | Профессиональная деятельность |
Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
Что необходимо | сумма | Источники финансирования |
| 400 рублей | Бюджетные средства |
| 300 рублей | |
| 500 рублей | |
| 100 рублей | |
| 100 рублей за мероприятие | |
Итого: | 4 900 рублей |
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня воспитанности дошкольников, умения общаться с представителями старшего поколения.
- Обобщение опыта семейного воспитания бабушек и дедушек.
- Создание благоприятных условий внешней и внутренней среды детского сада.
Разработка системы оценки проекта:
|
|
|
|
Таким образом, проект ориентирован на совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста и может быть использован в дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми старшего дошкольного возраста. После реализации проекта и подведения итогов предполагается его корректировка и распространение опыта работы на уровне района и области.
Литература:
- Использованы материалы семинара «Социальное проектирование», подготовленным по рекомендациям автора А.С.Прутченкова.
- «Беседы о хорошем и плохом поведении» Т.А.Шарыгина, «ТЦ Сфера», 2007г.
- «Школа доброты» Ю.Куклачев
- «Отцы и дети в меняющемся мире»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Загляните в мамины глаза"
Классный час ко Дню матери....
Литературная гостиная "Загляните в мамины глаза"
Сценарий литературной гостиной к 8 МАРТА или ДНЮ МАТЕРИ....
Загляните в мамины глаза.
Утренник посвящен к 8 марта....
КЛАССНЫЙ ЧАС "ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНЫ ГЛАЗА"
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ ГООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат» Открытое внеклассное мероприятие«Загляните в мамины глаза!»...
"А мамины глаза всегда следят с волнением за нами..."
Родительское собрание-праздник. Проводится ко Дню Матери....
«Загляните в мамины глаза»
Сценарий к празднику «8 Марта» в первом классе ...
Мамины глаза
Ко дню матери. Замечательная, нежная песня о маме....