Неделя психологии
статья (4 класс) по теме

Больнова Ольга Геннадьевна

Одним из путей повышения интереса к работе учителя-логопеда и педагога-психолога является хорошо организованная внеурочная работа. Одной из форм внеурочной совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в нашей школе  является предметная неделя. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают педагогов и учащихся.При планировании предметной недели выбирается  основная тема, идея, вокруг которой строится дальнейшая работа, продумывается  оформление и мероприятия. Мы стараемся учитывать разную подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из видов интегрированной работы педагога-психолога и  учителя-логопеда, в школе проходит традиционная неделя психологии и логопедии с 14 ноября по 19 ноября 2011.

 Девиз недели: «Доброты в мире должно быть больше!»

Цель: популяризация психологических знаний и деятельности психолога в школе;

Сплочение коллектива школы, формирование позитивного отношения к школьной жизни у учащихся;

Активизация творческого потенциала учащихся, педагогов.

План   недели

Понедельник.                   «Будь самим собой!»

  1. Мир добра.
  2. Конкурс рисунков «Я в школе».
  3. Звуки в природе.
  4. Конкурс «Шифровальщик».

Вторник.      

  Люби людей, чтобы  люди  тебя  любили.

  1. Акция «Сила ладони».  «Мы – это много Я!»
  2. Театр теней.
  3. Ловкие пальчики.

Среда.  

 «Вы можете быть любым.  Разрешите  себе  это!»

  1. Конкурс «Какой Я?»
  2. Игра «Доскажи словечко».
  3. Журналистское интервью. «Как вы относитесь к наказанию?»

Четверг                    Все профессии     нужны.

  1. Конкурс «Собери пословицу».
  2. «Доскажи словечко»
  3. «Мир профессий». Презентация.
  4. Кроссворды о профессиях.

Пятница.        

   Помни: только жизнь           имеет      цену!

  1. Кто мы?
  2. «Наши эмоции».
  3.  «Цитаты о воспитании»

Суббота.    

 «Стоп! Остановитесь. Оглянитесь.

 Вокруг Вас – мир, и он – прекрасен»

  1. Акция «Древо жизни».

Мы – против насилия.

В день открытия недели оформили на стенде основные жизненные ценности  человека: мир, добро, жизнь и солнца – как символ тепла.

Центральной линией через всю неделю проходила тема профилактики жестокого поведения и насилия, повышение желания жить и реализовывать себя.

В первый день детям были розданы облака белого и синего цветов, где просили учащихся написать, что им нравится, а что хотелось бы изменить в школе. Воспитанники отметили улучшение материального обеспечения школы, уважительное отношение педагогов к детям. Активное участие приняли ученики 4 класса Б и 6 класса. Основные пожелания высказывались детьми с просьбой о создании детской площадки  для подвижных игр и занятий на спортивных  снаряжениях. Это прекрасно! Ученики готовы заботиться о своем здоровье, ведь физические упражнения помогают справиться со стрессами, формируют коллектив и позволяют каждому ученику добиться реальных результатов, применяя собственную силу и настойчивость в мирных целях.

Участники конкурса «Я в школе» показали, где воспитанникам наиболее комфортно находиться: спортивный зал, швейная мастерская, учебные кабинеты, столовая. Благоприятный климат способствует повышению мотивации к обучению, способствует развитию личности и осознания себя как части целого – школьной семьи.

2 день был посвящен нашим рукам, как помощникам человека. «В руках человека весь мир.

Мир животных, растений, природа, весь земной шар – все для человека» - идея дня.

Для учеников среднего и старшего звена, был оформлен стенд. На нем расположены ряд действий, производимых руками (пальчиковые игры, теневой театр, руки с сигаретой или с рюмкой, руки в наручниках и обнимающие ребенка, играющие в карты и поднимающие гантели и т.п.) Ребятам предлагалось выбрать из предложенных действий те, которые укорачивают жизнь. Клейкой красной лентой воспитанники закрывали отрицательные действия. С ребятами обсуждался  каждый поступок, спрашивали, как часто они поступают так (связь с жизнью), что можно изменить или кого попросить о помощи, чтобы научили делать (н-р, аппликация,  ухаживание за лицом, волосами, да и всего тела человека). Формировали навыки жизненной компетентности, то, что поможет в дальнейшем строить свою жизнь, создавать семью, успешно социализироваться в обществе.  

Параллельно проводилась  акция «Сила ладони». Всем желающим предлагалось обвести свою ладонь тому, кто готов совершать добрые поступки для людей. Применять силу ладони только для пользы, а, не причиняя вред своему здоровью. В акции приняли участие много желающих. В конце дня был подведен итог: «Все в наших руках». При рисовании ладоней старшими детьми, обращалось внимание на то, что рядом с их ладонью, расположена маленькая, хрупкая ладонь первоклашек.  При сравнении ладоней, делался вывод о том, что малыши нуждаются в защите, поддержке и помощи старших. «Не проходите мимо, посмотрите вокруг: кто нуждается в вашей помощи, о ком можно проявить заботу уже сейчас, находясь в школе».  

Третий день, посвящен труду, как важному направлению в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во время перемен демонстрировалась презентация  «Мир профессий». В коллективной работе ученикам предлагалось отгадать загадки о профессиях с неожиданным ответом; задание «Восстанови рифму» направлено на уточнение представлений о том, что делает представить разных профессий (доступных для понятия детей).

Задание «Кто так говорит?» было направлено на развитие диалогической речи. Кроме ответа на вопрос, был задан встречный: «А как вы можете обратиться к …(повару)?». Ребята предлагали широкий спектр вопросов и даже (!!!) просьб и пожеланий («Спасибо за обед». «Подайте, пожалуйста, конфет»).

  Вспомнили и о 5 трудовых направлениях в нашей школе, где учащиеся получают начальные профессиональные навыки. В проведенной игре «4 лишний», предлагалось исключить предмет из орудий труда специалиста. «Лишний предмет» обязательно пригождался в работе других рабочих профессий, доступных для наших учеников. Ребята легко и весело справились и с этим заданием.

В презентации уделялось место и специальной форме работников. Ребята высказывали мнения о том, где и кто носит специальную форму, объясняли важность ее и значимость для той или профессии. А так как учение – это тоже труд, то и для учеников должна быть специальная одежда для учебы в школе. Велась пропаганда переодевания после уроков. После был сделан итог: «Все профессии нужны, все профессии важны».

На стенде размещалась информация о теме дня, кратко о значении труда в жизни человека. А также были предложены дифференцированные кроссворды о профессиях для 2, 3, 4, 5  классов. Ученики активно приняли участие в решении их. Однако, в написании пословиц о труде (самостоятельное нахождение, посещение библиотеки, помощь педагогов) выделился 4 класс Б, пословицы подобраны разнообразные. В 3 классе только Иван М.  записал пословицы. Упражнение направлено также и на формирование письменной речи, ведь не секрет, ребята не очень любят писать.

На следующий день было проведено журналистское расследование. Ученицами нашей школы, журналистками телекомпании «ШИ 3», проводился опрос по следующим вопросам:

-Можно ли наказывать детей? За что?

- Дети,  вас родители наказывают? Как?

- Какое наказание запомнилось?

- Как вы думаете, справедливо вас наказывают или нет?

- А можно ли обойтись без наказаний?

Воспитанники активно отвечали на вопросы, смущаясь первоначально. Выразился ученик 7 класса: «Без наказаний наша школа бы развалилась». Предлагали формы наказания: «Мыть пол, дежурить в кабинете, убирать территорию и т.д.» Но вывод однозначный: применение физического насилия вредит воспитанию.

Параллельно учениками развешивались по школе следующие высказывания:

Предварительно прочитывались данные мысли великих людей, обсуждались, велась беседа о смысле фраз. Для родителей также приведены цитаты:

Четвертый день был посвящен эмоциям и настроению, как важной составляющей жизни любого человека. Играли в игру «Покажи эмоцию», где ребята с удовольствием демонстрировали и гнев, и радость, и злость, и страх. Делался вывод о том, что если ты спокоен, рад, то все у тебя получится, ты справишься с любыми трудностями.

На стенде размещались картинки со сказочными героями, демонстрирующими ту или иную эмоцию. Ребятам нужно было правильно назвать ее. Велся опрос, в каких случаях они испытывают эти чувства, как они справляются с плохим настроением. Воспитанники с удовольствием рассказывали когда, при каких обстоятельствах они так поступают.

На следующий день была проведена акция «Древо жизни» для педагогов. Взрослым предлагалось вырезать, приклеить на дереве цветок – символ добра и справедливости. Мы обратились к педагогам: «Уважаемые педагоги! Присоединяйтесь к акции «Школа без жестокости к детям». Каждый приклеенный Вами цветок будет означать, что Вы против жестокого обращения к детям». Большинство педагогов приняли участие в этой акции. Большое всем спасибо. Ребята смотрели, как работают взрослые, творят красоту, создают прекрасное. И пусть на улице холодно, снег, пасмурно, но в нашей школе царит весна, покой, мир, и, разумеется, без жестокости и насилия. Детям очень хотелось также присоединиться к этой работе. И конечно, мы им разрешили. Во время работы, педагоги высказывались: «Простая работа. А как успокаивает», «Здорово вы придумали», «Пока вырезала, отвлеклась от насущных проблем» и т.д. Как здорово, что в нашей школе нет равнодушных педагогов. Сотворив красоту, многие останавливались у плаката. О чем-то задумываясь о своем. Примечательно, что было предложено разные формы цветков, и каждый выбирал тот, который ему нравился.  

В заключительный день были подведены итоги недели, разместили рисунки учеников, плакат учеников 3 класса с ладонями «Мы вместе».

Большое спасибо всем, кто принимал участие в работе Недели. На торжественной линейке, на глазах у всей школы, 3, 4 классу Б были вручены грамоты за активное участие в Неделе, а также отдельным ученикам, принявшим участие в большинстве конкурсов. Все победители отмечены сладкими призами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир профессий МОУ «Школа-интернат №3» Неделя психологии и логопедии Составитель: Больнова Ольга Геннадьевна, педагог-психолог Г. Прокопьевск

Слайд 2

Загадки Чёрный весь, как будто грач, С нашей крыши лезет ... Трубочист Булки нам и калачи Каждый день пекут ... Пекари

Слайд 3

Загадки Варит кашу и бульон Добрый, толстый ... повар Говорят про звуки парные В школе нам с тобой ... учителя

Слайд 4

Загадки Посадил уж сотни роз В городском саду ... садовник , цветовод Дрессирует львов, собак Храбрый, смелый наш ... укротитель

Слайд 5

Загадки Кто пасёт коров, овец? Ну, конечно, ... пастух Подметает чисто двор В шесть утра, конечно, ... дворник

Слайд 6

Загадки Складки, карманы и ровненький кант - Платье красивое сшил ... Портной Высадить новые саженцы в ельник Снова отправится утром наш ... лесник

Слайд 7

Загадки В ресторане блюдо из дичи Приготовит умело ... Повар Стены выкрасила ярко В нашей комнате … Маляр

Слайд 8

Задание «Восстанови рифму»: Поезд водит Трактор водит…. В школе учит нас …. Строит здание …. Стены выкрасил… Доску выстругал… В шахте трудится… В доме свет провел… В жаркой кузнице… Кто всё знает - … машинист тракторист учитель строитель маляр столяр шахтер монтёр кузнец МОЛОДЕЦ! Профессий всех не сосчитать! А вы, какие можете назвать?

Слайд 9

Ч еловек какой профессии так говорит. « Кому добавки ?» «Какой зуб вас беспокоит ?» «Большое спасибо за покупку » «Вам посылка, распишитесь » «В мою сеть попало много рыбы » «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые » «Присаживайтесь, как будем стричься ?» Кто так говорит?

Слайд 10

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть, Нетрудно, а всё-таки надо уметь, За что ни возьмись, нужно мастером стать. И дело любое уметь выполнять! Сломалась игрушка – умей починить, А новую сам научись мастерить, Недаром ребятам смекалка дана Во всём и везде помогает она. Умей, если нужно заштопать чулок, Без помощи свой приготовить урок, Будь первым в ученье, Будь первым в труде, У нас белоручек не любят нигде.

Слайд 11

Швея

Слайд 12

Строитель

Слайд 13

Слесарь

Слайд 14

Садовод

Слайд 15

Младший медицинский персонал

Слайд 16

Специальная форменная одежда

Слайд 17

Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И интересны, и важны. И ты скорее подрастай, Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить!

Слайд 18

Все профессии важны, Все профессии нужны!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья № 3»

(МКОУ «Школа № 3»)

г. Прокопьевск

Отчет о проведении Недели психологии

В школе с 21 по 25 ноября 2016 года проходила Неделя психологии и логопедии. Неделя психологии – общешкольное мероприятие, которое проводится в течение недели и предлагает участие в ней всей школы: в первую очередь школьников, а также педагогов.

Тема: Мир вокруг нас.

Направление: просветительско-профилактические мероприятия.

Цель недели: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.

  Задачи недели:

  • активизировать  познавательный  интерес учащихся;
  • формировать навыки бесконфликтного общения;
  • популяризировать психолого-педагогические знания и деятельность специалистов в школе;
  • привлекать внимание учащихся к психологическим знаниям и социально-психологическим навыкам.

 Организаторы  мероприятий: учитель-логопед Л.С. Ваганова, педагог-психолог О.Г. Больнова.  

Форма проведения:

  1. Работа со стендовой информацией на переменах.
  2. Занятия по психологии для учащихся 6-9 классов «Жить в мире и согласии».
  3. Конкурс рисунков «Кляксомания».
  4. Акция «Заколдованное сердце».
  5. Составление рассказов «Как поступить, чтобы не было конфликта».
  6. Компьютерная презентация «Из скучного серого в разноцветное».
  7. Мастер-класс для родителей «Травница-чудесница».
  8. Видео-ролик «Как делать добро».

Принципы построения Недели психологии в школе.

При общем планировании недели мы  исходили  из принципов.

  1. Целостность и законченность. Очерчены начало и конец Недели, основная идея и девизы дней.
  2. Цикличность и преемственность. Каждый день являлся продолжением предыдущего. Каждый день носит определенную информацию для размышления.
  3. Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
  4. Общая психологическая атмосфера. В общешкольных мероприятиях могли принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители.
  5. Связь с годом Кино в России. Повышение культуры учащихся через обсуждение как современных мультфильмов, так и более раннего производства.

Методическое обеспечение: план и разработка мероприятий, наглядный материал, набор специально подобранных упражнений и заданий, мультфильмы «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Мешок яблок»; сладкие призы для награждения и др.  

План мероприятий на неделю

День недели

Мероприятие

Понедельник

Услышать мир

Звуки вокруг нас.

Вирус Сквернословия.

Литературно-музыкальная гостиная «Мир звуков».

Вторник

Маша спрашивает.

«Заколдованное сердце».

Среда

Увидеть мир

Смешарики приглашают в гости.

Из серого в разноцветное.

Четверг

Придумай продолжение истории.

«Кляксомания».

Мастер-класс для родителей «Травница-чудесница»

Пятница

Сделать для мира

Фиксики ждут помощи.

Быть Добру.

Подведение итогов.

Основное содержание Недели психологии.

Часть первая

Девиз «Услышать мир».

Основные мероприятия:

1)        Информация о вирусе Сквернословия.

2)        Акция «Заколдованное сердце».

3) Приглашение героев из мультфильма «Маша и Медведь».

На первой перемене объявили о начале проведения Недели психологии. Обсудили актуальность выбранной темы «Мир вокруг нас». В мире много  можно услышать звуков, слов, песен. Они могут быть как приятными и приносить удовольствие, радость, счастье. Встречаются неприятные слова, звуки, предупреждающие об опасности. Сообщили учащимся, что в школе появился вирус Сквернословия, разрушающий мирную школьную жизнь. Разобрали значение слова «сквернословие».

Далее объявили о начале игры «Заколдованное сердце». На большом плакате с учащимися 8 класса нарисовали серое (заколдованное, железное, холодное) сердце мальчика, который болен вирусом Сквернословия. Все желающим предложили помочь герою справиться с этим недугом. Нужно написать на бумаге в виде сердечка красного цвета добрые, хорошие, ласковые слова, прикрепить на серое сердце так, чтобы не осталось ни одного серого пятнышка.

Цель этой игры была в том, чтобы еще раз ребятам напомнить о «Азбуке хороших слов», вспомнить добрые и вежливые слова. Учащимся 2-4 классов очень понравилась эта игра. Классные руководители вместе с педагогом-психологом еще раз на классных часах  проговорили с учащимися о том, как важно и нужно чаще в речи употреблять слова, приятные для других.

Часть вторая

Девиз «Увидеть мир        разным».

Основные мероприятия:

  1. Смешарики приглашают в гости.
  2. Из серого в разноцветное.
  3. Конкурс «Кляксомания».
  4. Компьютерная презентация «Из скучного серого в разноцветное».
  5. Мастер-класс для родителей «Травница-чудесница»

Данные мероприятия были посвящены цветовому насыщению пространства в нашей жизни.

Конкурс «Кляксомания» был направлен на проявление творчества, развитие зрительного восприятия, умение серое превратить в разноцветное. Ученикам были предложены кляксы разной формы. Обсудили, что такое «клякса», как они появляются, и что можно с ними делать, если они появились в тетрадях, на одежде. Мы предложили ребятам раскрасить, изменить, добавить то, что превратит кляксы в другие предметы. Большой интерес вызвал у учащихся данный конкурс. Ребята смогли придумать разные формы, использовали разные цвета, некоторые выполнили по 2-3 работы.

Для учащихся 5-6 классов мы предложили найти на цветных карточках слова, из которых можно составить правила дружбы. Это задание также требовало от учеников внимательности (выбрать только нужные слова), развитие мышления (составить из слов предложение), аккуратности (правильно записать фразы).

С учащимися 7-9 классов просмотрели и обсудили компьютерную презентацию «Из скучного серого в разноцветное». Учились наполнять окружающий мир цветными вещами, как в одежде, так и в быту (можно украшать одежду, интерьер в своей комнате и пр.) Подростки предлагали свои варианты украшения предметов быта, используя покраску, аппликацию, текстиль для создания более яркого, а значит интересного и красивого мира вокруг себя. Не забывали проговорить и о чистоте тела, дома, содержания школьной сумки. Ребята высказывали мнение о том, что на них произвела впечатление данная презентация.

Часть третья

Девиз «Сделать для мира».

Основные мероприятия:

  1. Фиксики ждут помощи.
  2. Быть Добру.
  3. Правила мирного общения.
  4. Подведение итогов.

Заключительный день был посвящен датам 16 ноября – день добра, 19 ноября – день толерантности. Все мероприятия проходили под идеей – Быть добру. Во время занятий обсуждались ситуации проявления доброты к окружающим. Приводились примеры помощи детей, подростков людям, оказавшимся в трудных ситуациях. Кто-то помог справиться во время пожара и вынести из дома маленьких детей, кто-то помог мужчине с переломанным позвоночником выбраться на берег и позвать на помощь, кто-то помогал искать детей в воде и заблудившихся в лесу. Приятные чувства  вызвал видео-ролик «Как делать добро», и просмотр мультфильма «Просто так» (производства «Союзмультфильм»).

Предложили варианты помощи герою из мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» решить вопрос разделения последнего яблока на троих героев. Просмотр мультфильма по данному произведению еще раз помог ребятам понять, что быть добрым не только приятно, но может быть и выгодным.

Помогли козлам (по сказке «Два козла», мультфильм) решить вопрос о переправе по мосту, предложив разные варианты решения надвигающегося конфликта.

Выполненное задание «Составь правила мирного общения» сравнили с описанием «Правил дружбы», расположенном на стенде.

Подведение итогов показало, на сколько предложенные задания, мероприятия, занятия были интересны учащимся. Каждый принимающий участие в конкурсе школьник получил не только сладкий приз, но и заряд бодрого, веселого настроения. Надеемся, что обобщенные знания детей помогут им видеть мир ярким, сочным, вкусным и справляться с любыми неприятностями.

Для педагогов в учительской был предложен ряд упражнений. Для снятия напряжения, предложено на чёрном фоне корректором нарисовать любое изображение. На звездном небе создать своё Созвездие и дать ему название. Для развития творческого воображения предложили увидеть, что же скрывается за черными пятнами. Контурный образ «Нехорошего человека» испачкать цветными фломастерами. Был предложен плакат «Секрет счастья», который нужно было внимательно рассмотреть, чтобы  прочитать.

Педагоги смело высказывали своё мнение, делились впечатлениями, благодарили за интересный материал.

Более подробная информация размещена на личной страничке педагога-психолога по адресу http://nsportal.ru/bolnova-olga-gennadevna в рубрике «Неделя психологии».  

Педагог-психолог            ________________     О.Г. Больнова