Главные вкладки

    Классный час по теме:
    внеклассное мероприятие "Я - гражданин России"

    Тонвина Анжелика Викторовна

    внеклассоное мероприятие «Я – гражданин России!», посвященное Дню России  проводилось в форме активной  беседы, направленной на правовое просвещение будущих избирателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon scenariy_meropriyatiya_ko_dnyu_rossii.doc836 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО  ДНЮ РОССИИ

    в летнем пришкольном лагере

    (возраст детей в отряде – 6-10 лет)

    Цели:

    1. формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
    2. популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
    3. расширение исторических знаний и представлений детей;
    4. развить познавательную активность ребят
    5. повышение правовой культуры будущих избирателей

    Оборудование: магнитофон, диск с гимном РФ, Конституция РФ,  изображение  флага  и герба РФ; портрет Президента РФ. текст гимна;  информация о празднике 12 июня, о российской символике;

    Раздаточный материал: пословицы и поговорки о Родине; статьи из Конституции РФ;

    В  отрядном уголке: в рубрике «Это интересно» информация о государственных символах различных государств.

    Накануне мероприятия проводится опрос детей по следующим вопросам:

    1. Какой праздник  отмечает наша страна 12 июня?
    1. Как звали первого Президента Российской Федерации?
    2. Напишите имя ныне действующего Президента России?
    3. Какие символы государства вы знаете?

    Ход мероприятия:

    Звучит гимн России

    Ведущий 1:  Ребята, вы слышали, такие слова, как: «Отечество», «Родина»? Давайте попробуем вместе разобраться в этих понятиях.

    Воспитатели делят детей на две группы, одной из которой дается

    карточка со словом «Родина», а другой – со словом «Отечество».

    Ребятам предлагается за 3 минуты написать ассоциации с этими словами.

    А сейчас я прочитаю вам  небольшой рассказ. Послушайте его внимательно и постарайтесь найти те слова, которые вы написали в своих ассоциациях.

    Ведущий 2:  Возвращается отец из долгой командировки. Вся семья его встречает: и жена, и дети. Ребята радуются приезду отца и начинают его расспрашивать:

    - Папа, а какая она - Америка? Что там интересного?

    - Дети, Америка, конечно, замечательная страна и в ней очень много интересного, и люди там другие, но я очень скучал по России, по родному дому, по вам.

    - Значит, тебе там не понравилось?

    - Нет, мне там понравилось, но каждый человек, уезжая куда-то далеко от дома, от того места, где он родился, вырос, провел своё детство и всю свою жизнь, очень скучает по этому родному уголку, по своей Родине.

    - Вот вы, когда уезжаете летом к бабушке и дедушке в деревню, неужели не скучаете по городу, по своим друзьям?

    - Конечно, скучаем! И по городу, и по школе, и по друзьям, и по вам (родителям).

    - А когда зимой холодными вечерами сидите у камина, неужели не скучаете о летних деньках, которые вы проводили на даче?

    - Очень скучаем!

    - Вот и я скучал по вам, дети мои, и по нашему дому, нашей улице, городу. И как бы не было хорошо в другом городе или другой стране, тебя всегда тянет туда, где прошли твои детские годы, где у тебя много друзей и ярких воспоминаний!

    Ведущий 1: Понравился вам рассказ? Ребята, давайте сравним свои ответы-ассоциации  с теми словами, что  вам встретились в рассказе, которые относятся к понятиям Родина и Отечество.

    Свои ответы-ассоциации  каждая группа зачитывает и аргументирует.

    (Например,  со словом «Родина» - семья, город, Россия, страна, дом, родители и др.

    Со словом «Отечество» - земля, город, родина, дом, школа, папа, улица и другие.)

    Ведущий 1:  Какой вывод мы можем сделать из него? Что же такое Родина? (Дети  делают вывод, что понятия «Родина» и «Отечество» перекликаются.) Родина, Отечество – это место, где человек родился, вырос, где прошло его детство, где жила или живет его семья, его близкие и родные люди, где ему хорошо, комфортно; это место, куда хочется вернуться, где тебя всегда ждут, помнят, где тебе рады, где все такое родное и до боли знакомое. Для нас с вами Родина, Отечество – это Россия.

    Ведущий 1:  Сегодня мы поговорим о нашей Родине,  так как 12 июня День России. Каждый должен знать символы государства, своего Президента и смысл праздника День России.

    Дети читают подготовленное заранее стихотворение:

    Чтец 1:       Россия -

    Радуга и синь,

    Степная сизая полынь,

    Полей разлет,

    И снег,

    И лед,

    И хоровод

    Берез, взметнувшихся над Волгой.

    Чтец 2:       Она багряный листопад,

    И снова синь,

    И снова сад,

    А в нем, пленительный и долгий,

    Шального соловья раскат.        

    Чтец 3:       Россия –

    Ясная роса,

    Косого ливня полоса

    И запах медуниц от луга,

    Глаза ребенка,

    Сердце друга,

    Вечерних росстаней печаль.

    И распахнувшаяся даль

    От Селигера до Байкала.

    Чтец 4:       Все, все она в себя впитала!

    Россия – все, чем я живу,

    К чему во сне и наяву

    Душа стремиться не устала.

    Ведущий 2: День России или же День независимости России - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. Первым президентом России был Борин Николаевич Ельцин. 12 июня 1994 года президентом была подписана  Декларация о государственном суверенитете России.  С этого дня его стали называть Днем независимости. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на принципах конституционного федерализма, равноправия и партнерства.

    Сейчас День России — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

    Ведущий 1: Наше государство называется Россия или Российская Федерация. Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны. Россия - Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство.

    Демократическое - это значит, что источником власти в государстве является народ. В демократическом государстве граждане имеют право участвовать в решении государственных дел. Федеративное - это значит, что государство состоит из равноправных частей. Правовое - означает, что у граждан есть права и обязанности, а у государства есть законы, которые никто, ни граждане, ни само государство, не должны нарушать. Главным законом, по которому живут все граждане России – Конституция. Конституция закрепляет государственный строй, основные права и свободы граждан, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.

    Раздаются статьи Конституции, ребятам предлагается в нужном разделе

     найти  права граждан РФ и прочитать их. Особое внимание обратить  

    внимание на право граждан выбирать и быть избранными.

    Ведущий 2: Скорее всего, вы уже слышали от взрослых это красивое, звучное слово «президент». В  переводе с латинского — это «сидящий впереди, стоящий во главе». Первым  президентом России был Борис Николаевич Ельцин. Годы правления 1991-1999 гг. Второй президент РФ – Путин Владимир Владимирович. Годы правления: 2000-2008 гг.  На данный момент во главе нашего государства, т.е. является президентом Российской Федерации – Медведев Дмитрий Анатольевич.

    1. Можете ли вы назвать нескольких президентов? (Ответы детей)
    2. А знаете ли вы, чем они занимаются? (Руководят, управляют.)
    3. А вы знаете, почему именно они стали президентами?
    4. Давайте подумаем, каким должен быть человек, которого выбирают в президенты? (Дисциплинированным, образованным, ответственным, серьезным, аккуратным, важным, деловым, образованным.)

    Ведущий 1: Правильно, ребята! А может ли двенадцатилетняя девочка стать Президентом?

    Да, может. Несмотря на то, что по закону Российской Федерации Президентом имеет право быть только взрослый не младше 35 лет. Однако любая девочка или мальчик может стать Президентом, когда вырастет. Кстати, имейте в виду, в наше время женщины всё чаще и чаще становятся главами государств.

    Ведущий 2: Президент -  это глава государства, избираемый всем народом на 4 года, им принадлежит верховная власть, и они имеют большие права, но и столь же большую ответственность перед своими избирателями. Но есть и другие президенты. Повзрослев, вы непременно встретитесь с теми, кто стал президентом, кого выбрали руководить учреждениями, например Академией наук, возглавлять крупные финансовые и промышленные компании, корпорации, исследовательские и благотворительные фонды, спортивные клубы. Можете ли вы привести мне примеры таких президентов? (Ответы детей)

    1. Президентом какой компании хотел бы стать ты?
    2. Кто хотел бы стать президентом финансовой компании? Благотворительного фонда? Спортивного клуба? Президентом страны? (выслушиваются ответы детей)

    Представьте себе ситуацию: вы выдвинули свою кандидатуру на пост президента спортивного клуба, но на ваши выборы никто не пришел, хотя клуб очень важен для вашего города. Как вы думаете, выборы состоятся? А почему?  А что же сделать для того, чтобы они состоялись? Ведь только если выборы состоятся, то и клуб в городе появится. (ответы детей)  

    Ведущий 1: Часто ли ваши родители ходят на выборы? Бывает ли так, что мама или папа говорят: зачем идти на выборы, если и так все решат без меня? Как вы думаете, нужно ли ходить на выборы? Или можно их и «прогулять»?

    Пока вы еще дети, за вас принимают решения важных вопросов родители: до которого часа гулять, какую школу посещать с учетом ваших интересов и способностей. Но наступает момент, ответственный в жизни каждого гражданина, когда ему исполняется 18 лет – он обязан принимать участие в главных выборах государства - выборах президента. Если прогулять эти выборы, не прийти на них, то придётся опять, как в раннем детстве, послушно пользоваться тем, что выбрали для вас другие.

            Что вы сейчас скажете своим родителям, если услышите мнение, что от них ничего не зависит? А когда вы станете взрослыми, будете ли ходить на выборы? А брать с собой детей?  (выслушать ответы детей)

    Ведущий 2: Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои символы. К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

    Ведущий 1: Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств. Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России.

    Цвету флага придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести; Синий – небо, верность и правду; Красный – огонь и отвагу.

    Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам. Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира. Вверху – божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет. Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый». Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

    Ведущий 2: И герб сочетает эти же цвета: Белый – Святой Георгий Победоносец, Синий – развевающийся плащ всадника, Красный – фон, щит герба.

    Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. В народных преданиях говорят: Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху само солнце; два крыла его сестры – Заря Утренняя и Заря Вечерняя. С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел является гербом нашей России. Вглядитесь внимательно в российский герб. Разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами – перьями? Вот он, флаг и герб нашей Российской Федерации, символ единства и независимости нашего народа.

    1. Что мы узнали о гербе РФ?
    2. Что он символизирует?
    3. Что такое флаг?
    4. Какие цвета у Российского флага? (Ответы ребят)

    Ведущий 1: Следующий символ государства - это гимн. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение. Гимн исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Как проявляется уважение, а стране, когда люди слушают гимн? (люди встают) Давайте прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.

    Звучит гимн, дети встают.

    Ведущий 1: Итак, ребята, в сегодняшней нашей беседе в преддверии Дня России, мы вспомнили о конституционных правах, о государственных символах России. Какие же выводы можно сделать?  (Ответы ребят)

    Для детей постарше можно предложить написать эссе

    «Что нового я узнал о своих правах и обязанностях»

    Ведущий 2: Ребята, давайте вернемся к вопросам, которые мы задали вам вчера. (детям раздаются листы с их ответами и предлагается рядом написать новые  варианты ответов – подтвердились ли  их знания, узнали ли что-то новое)

    В заключении мероприятия ребятам предлагается нарисовать символику РФ – детям младшей возрастной группы флаг РФ, а старшей возрастной группе – герб России. Рисунки ребят оформляются в выставку. Наиболее активные участники мероприятия поощряются сладкими призами.

    Возможно проведение небольшой викторины или разгадывание кроссворда по итогам беседы  для закрепления материала. (Приложение №1)

    Приложение 1

    Кроссворд:

    1. Как иначе называется трехцветный российский флаг
    2. Страна, в которой мы живем
    3. Один из цветов российского флага
    4. Первый Президент РФ
    5. Главный закон государства
    6. Музыкальный символ государства
    7. Кто изображен на российском гербе
    8. Знак, отличие
    9. Государственный символ
    10. Какое животное изображено на гербе РФ
    11. Избрание путем голосования
    12. Один из символов государства

    1

    т

    3

    4

    2

    р

    о

    с

    с

    и

    я

    к

    е

    5

    к

    о

    н

    с

    т

    и

    т

    у

    ц

    и

    я

    р

    л

    6

    к

    а

    ь

    г

    7

    п

    о

    б

    е

    д

    о

    н

    о

    с

    е

    ц

    8

    с

    и

    м

    в

    о

    л

    9

    н

    и

    м

    о

    ф

    11

    ы

    н

    н

    10

    о

    р

    е

    л

    в

    й

    а

    ы

    12

    г

    е

    р

    б

    о

    р

    ы

    Приложение 2

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия "Я - гражданин России"

    Сценарий внеклассного мероприятия "Я - гражданин России" для 4 класса...

    внеклассное занятие "Я-гражданин России"

    Занятие по патриотическому воспитанию. Можно это занятие провести 1 сентября, как классный час.Желаю успеха!...

    Внеклассное занятие "Я - гражданин России"

    Форма проведения: беседа с элементами игры. Задачи:формирование представления учащимися о государственных символах России, Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан....

    Внеклассное мероприятие "Я - гражданин России"

    Внеклассное мероприятие «Я – гражданин России!», посвященное Дню России  проводилось в форме активной  беседы, направленной на правовое просвещение будущих избирателей....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия Блиц-игра «Я – гражданин России».

    Методическая разработка внеклассного мероприятияБлиц-игра «Я – гражданин России»....


     

    Комментарии

    Звонарева Татьяна Николаевна

    Спасибо! Интересный материал.