Сценарий " Чудо земли - хлеб"
методическая разработка (2 класс) по теме

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_prazdnika.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                      Сценарий праздника:

 «Чудо земли – хлеб»

Классное мероприятие, проведенное во 3 «Б» классе

НОУ Лицей №35 ОАО «РЖД» г.Ржев, Тверской обл.

                                     Составила :

                                      Учитель начальных классов

                                      НОУ Лицей №35 ОАО «РЖД»

                                      Туманова Надежда Павловна.

Праздник начинается с чтения стихотворения  Ф. И Тютчева.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос

Теперь уж пусто все, простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ведущий: Осень! Ласковое и печальное слово! В этом слове слышится шелест листвы, крики улетающих в теплые края птиц, чувствуется запах сырой земли и хлебный запах убранного с полей зерна. Осенью мы складываем в закрома собранный урожай, чтобы весь год до нового урожая на нашем столе был душистый хлеб, макароны, крупа, булочки и бублики, сушки и баранки, вкусное хрустящее печенье, горячие оладьи и блины, пышные пироги, торты.

1. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим-

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

 Принимай хлеб-соль из рук!

Ведущий: А всегда ли мы задумываемся над тем, как хлеб приходит к нам на стол?

( Звучит танцевальная мелодия. Под музыку в зал входят , кружась, колоски, приседают на колени, а затем, по ходу рассказа встают.(вырастают)

 Ведущий: -Сегодня, друзья, вы узнаете о том, как хлеб приходит к нам на стол.

1 колосок:   Было это давным - давно. Так давно, что не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек ваших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно. Они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду, и, чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав и кореньев. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

2 колосок: …Первобытный человек нашел интересную траву, на которой были семена. Он попробовал их, они ему очень понравились. Чудо, какими вкусными показались эти семена! Ученые предполагают, что это были семена дикорастущего ячменя.

3 колосок.   Сколько много труда вложили люди в то, чтобы научиться самим выращивать зерно. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб , имеет дело с морозами, жарой, засухой, буранами, суховеями и дождями.

4 колосок:   Вот почему взрослые, вспоминая хлебную страду говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь , сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко вложено труда-

Знает только солнышко, ветер да вода.

                                    Г. Грубин.

Ведущий:   Да, это так. Поле не терпит бездельников.

Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Так что же такое хлеб?

1ученик:   Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!»

2 ученик:    Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!»

3 ученик:   Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!»

4 ученик:   Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!»

5 ученик: Ешь его, расти и помни,

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!

Ведущий: Вот какое коротенькое, но емкое слово «хлеб»!

А теперь, друзья, давайте попробуем ответить на вопрос , почему хлеб называют «чудом земли»?

Ученик:  Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, черный и ржаной-

Круто жизнь замешана на хлебе.

                             А. Баянов.

( Вбегает девочка – «Сластена», щеки испачканы вареньем, в руках конфе  ты. )

 Напевает:

-Я- Сластена,

Я – Сластена,

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов, хлеба тоже не хочу!

( Топает ногой) –Да-да-да!

Хлеба- не хочу!

Хочу халвы, хочу пирожных, хочу мороженого, хочу конфет!

ВЕДУЩИЙ: Ах, девочка, как ты ошибаешься! Сразу видно, что ты не читала книгу « Робинзон Крузо». А корабль Робинзона потерпел крушение и он оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи, бананов, ананасов, но он так тосковал по хлебу!

И как же он обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных им зерен, взошло несколько росточков ячменя.

Сластена: - Почему?

Ведущий: Я и сама не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба?

Сластена: – А вот я бы смогла!

ведущий: -Если провести такой опыт: кормить человека целый день только одними сладостями, то через 3-4 дня его аппетит поубавится, а через 5-6 дней не сможет и смотреть на эти лакомства.

Хлеб же люди едят каждый день. и он никогда не надоедает.

1ученик:   Хлеб! Наскучит ли он ?

 Никогда!

 Без него обойтись попробуй!

 Без него человеку –беда!

2 ученик:   Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Ведущий: Есть пословица в народе-

Хлеб на стол, и стол – престол!

3 ученик:  «Хлеб не швыряйте, он святой!»

Бывало, скажет дед седой

Нам , детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот,

И жита дух медовый

Всему живому жизнь дают.

                        М. Рыльский.

Ведущий: Ну а все же, как хлеб приходит к нам на стол?

( На доске вывешены иллюстрации с этапами обработки земли и выращивания зерна, помол, выпечка хлеба.)Учащиеся показывают иллюстрации и рассказывают:

1. Весной колхозники пашут землю.

2. Затем землю удобряют и рыхлят.

3.На специальных машинах- сеялках сеют зерно.

4. Летом обрабатывают поля химикатами, защищают от вредителей.

5.Осенью зерно созревает, его косят комбайном и обмолачивают.

6.Зерно сушат и везут на мельницу.

7.На мельнице из зерна получают муку.

8.Муку везут на хлебопекарню, там из нее делают тесто и выпекают хлеб.

9.Готовый хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.

10.Так хлеб приходит к нам на стол!

Мальчик: -Хлеб надо беречь!

Сказительница: - Правильно, милый, ох верно! Ох как надо беречь!

Хочешь я расскажу тебе сказку о том, как один юноша не поверил своей матери, когда она сказала, что хлеб может превратиться в мед?

Мальчик: -Хочу!

Сказительница: Это туркменская сказка. Слушай!

У одной женщины был сын. Чтобы прокормить себя и мать ,ему приходилось работать день и ночь на богатого бая , а за свою работу он не получал ниче- го , кормил бай и то впроголодь.

Однажды мать сказала ему: « Сынок, шел бы ты лучше дрова в лес готовить. Мы бы их продавали беднякам. Хоть и небольшие деньги, но на них можно жить.» Сын послушался мать и стал собираться в лес. Мать дала ему с собой кусочек хлеба и сказала: « Сынок, вот тебе хлеб из Джугары, но не ешь его до тех пор, пока он не превратится в мед». Сын удивился, но матери перечить не стал. Пришел он в лес, долго махал топором, устал, есть хочется. Развернул , посмотрел, а хлеб как был, так и остался хлебом, до меда ему было далеко. Снова стал он топором махать , из сил выбился. Сел, развернул хлеб, а он снова не превратился в мед. « Эх, сказал парень, наверное матушка мне наврала!».Откусил он кусочек хлеба, а хлеб показался ему и вправду слаще меда.

« Прости меня , матушка, за плохое слово. Сладок хлеб! Слаще меда!»

Сказительница:  Понял ли ты сказку? Понравилась ли она тебе?

Мальчик:  Конечно понял, да и все ребята поняли, что хлеб показался юноше слаще меда потому, что он был голоден, долго работал , ему очень хотелось есть.

1ученик:- Хлеб- драгоценность!

                Им не сори.

                 Хлеба к обеду в меру бери!

2 ученик: -Зерна наших дней , светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы:

-Берегите, берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

-Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!

            Отрывок из стихотворения Н. Тихонова.

3 ученик:

Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено и кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет-

Им спасибо говори!

Их за все благодари!

               Ю. Яковлев.

4 ученик:

 Нас учат дома, учат в школе,

Что хлеб- святыня для людей.

Когда тебе доверят поле,

Любое зернышко лелей.

                В.Крючков.

( Исполняется песня  « Золотое зернышко», муз. Ю.Чичкова, слова П. Синявского.)

Ведущий: - Спасибо вам, золотые колоски !

Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто хлеб приходит к нам на стол.

Недаром в народе говорят: для того , чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: земля, солнце, труд.

И тогда каждый год будет приходить к нам на стол это чудо земли- хлеб!

Есть только одно слово, которое равнозначно слову « хлеб».Это слово- жизнь.

В музее истории г. Ленинграда, ныне Санкт- Петербурга, хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец, таков был в зимние месяцы блокады паек на целый день для жителей Ленинграда, осажденного немцами в годы Великой Отечественой войны. А людям нужно было работать, нужно было жить и выжить. (показывает кусочек хлеба)

1 ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран-

Тяжелого хлеба.

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

                     Р. Рождественский.

2 ученик:

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит правильны слова:

«Хлеб всей жизни голова.»

( Исполняется песня сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова « Расти колосок»

3 ученик:

Пышный, мягкий, поперченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

                  С.Погореловский.

Ведущий:

Замечательный французский писатель, летчик, сказочник  Антуан- де -Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей потому, что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравнить ни с чем.»

4 ученик:

Когда за столом вы , ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург, народ!

5 ученик:

на свете я видела хлеба немало:

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка-

ни крошки, ни корки- ломоть до конца!

Ведущий:

Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем,что в хлебе -душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

И еще помни: для того. чтобы хлеб был у всех сегодня на столе, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

1. Утрами хлебный запах льется,

Бегут буханки по лоткам.

Я знаю, как тот хлеб дается

Рабочим праведным рукам.

2.его формуют на рассвете,                                                                                 Чтоб он в духу румяно креп.

Нет хлеба легкого на свете,

Во все века был труден хлеб!

3.Он труден летом и зимою,

То сев, то жатва, то помол.

Тот хлеб особою ценою

ложится пахарю на стол.

4.Ему как прежде, так и ныне,

Всегда была цена одна:

Она не та, что в магазине,

А та, что во поле цена.

             А. Мишин.

Ведущий: Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Сколько же их надо, чтобы накормить весь народ?

 Я думаю, что теперь, ребята, ни один из вас не бросит под ноги кусочек хлеба, а будет трепетно и бережно относиться к хлебу.

Использован материал из книги В. А Георгиевского и Л.И.Шитиковой «Праздники в начальных классах.»

Оборудование: Пословицы о хлебе, костюмы колосков, костюм Сластены,

иллюстрации с этапами посева, сбора зерна и получения хлеба; стол, накрытый скатертью, с рушником, большим подносом , на подносе – круглый хлеб с солонкой и солью, а вокруг хлеба разные хлебные изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо земли - хлеб.

Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;  воспитывать уважительное отношение к труду людей,  любовь к родной земле; формирование бере...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Чудо земли - хлеб

Занятие о хлебе. О его возникновении и производстве....

Утренник "Чудо земли - хлеб"

Задачами  данного мероприятия является расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отнош...

Классный час "Чудо земли-хлеб"во 2 классе

Открытое мероприятие во 2 классе " Чудо земли-хлеб!"...

Чудо земли - хлеб!

Внеклассное мероприятие...