Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".
методическая разработка (3 класс) по теме

Третьякова Ирина Гаврильевна

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tretyakova_i._g._chudo_zemli_-_hleb.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие                                                                                                 «Чудо земли – Хлеб!» (8-10 лет)                                                                                Автор учитель начальных классов                                                           Муниципального общеобразовательного учреждения                                  Зырянской начальной общеобразовательной школы  № 1                                           Верхнеколымского района п. Зырянка                                                                       Республики Саха (Якутии)                                                                                    Третьякова Ирина Гаврильевна

Праздник на тему «Чудо земли – Хлеб!»

Цель:                                                                                                                                                                                     - воспитание бережного отношения к хлебу;                                                                                                                                         - раскрыть ценность хлеб;                                                                                                                                                         - расширить представления учащихся о ВОВ, о блокадном хлебе.

Под песню «Гимн хлебу» дети проходят по залу и останавливаются.

Учитель.  Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь. Чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Слышите? (Звучит «Гимн хлебу»).

Ученик.  Как пришел ты к людям, хлеб?

Колоски. Выбегают Колоски, танцуют, а затем располагаются, символизируя снопы.

1колосок. Выходит и кланяется присутствующим.

       Было это давным-давно. Так давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. Но уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…

 Появляются первобытные  люди. Они устало бредут, понурив головы. Вдруг один останавливается у дерева, рассматривает траву, срывает и кладет в рот семена. На лице его появляется улыбка, он радостно кричит: «О-о-о!» - другие подбегают к нему, пробуют зерна и начинают радостно танцевать. Пританцовывая. Они уносят в ладонях зернышко.

Учитель. Чудо! Какими вкусными показались эти семена людям! Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень (показываю колос ячменя).

2 колосок. А я хочу подарить вам сказку. Но эта сказка не простая! Хотите послушать и увидеть ее? «Жили – были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили.  Не тужили.  Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало. Труд оберегал. Но вот откуда, ни возьмись…» (Входит бездельница)

Бездельница. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Бездельницей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видали? (Появляется Труд. В руках он несет зерно).

Труд. Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра! (Бездельница набрасывается сзади на него, питается отнять зернышко, они борются).

Бездельница.  Все равно я стану владычицей Земли! Не бывать по – твоему!

Труд. Владыкой мира будет труд!

Бездельница. Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд. Будь по – твоему! (появляется Человек). Вот тебе горсть зерен. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Бездельница. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем!

Человек (клянется Труду). Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу!                                                                   (Звучит русская народная мелодия. Человек сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хоровод).

Бездельница.  Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была ни была! Позову – ка я Мороза, пусть заморозит всходы! Эй, вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь! (влетают морозы «Красный нос» и «Синий нос», бегут по залу).

Труд.  Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!

Морозы. Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы (перетягивание каната, Морозы убегают).

Бездельница.  Ох, бездельник эти Морозы! Ну да у меня еще ветры – суховеи про запас есть! Ветры! Ветры – суховеи! Отзовитесь! Появитесь! (вбегают ветры). Ну, суши! Ну, губи!

Человек.  Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры – суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!

Конкурс.  Стоят 2 ведра с водой, а напротив 2 пустых ведра. 2 команды должны перенести в стаканах воду, как можно меньше разливая на полу. Кто быстрее и больше.

Всходы.  Спасибо, ребята, напоили нас! Теперь бы Солнышко нас согрело.

Бездельница.  Я закрыла его тучами с градом.

Труд. Ребята, вы не знаете, как человек научился бороться с градом? (ответы детей). Как видишь, бездельница, и град можно победить.

Бездельница. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу, какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось повеселиться…

Труд и Человек.                                                                                                                                                                  Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но я хочу, чтобы ребята знали, что суховеи. Бураны, засуха бывают не только в сказках, а на самом деле. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеет с ними дело.

Песня «Золотое зернышко».

Учитель. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: «Что такое хлеб?»

1 ученик. Только снег сошел в апреле.

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

2 ученик. Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.                                                                                                                                     Мы говором: «Хлеб».

3 ученик. Вот зерно течет рекой,                                                                                                                     Чтобы сделаться мукой.                                                                                                                                                    Мы говорим: «Хлеб».

4 ученик. Тесто кружится в квашне,                                                                                                                      Запекается в огне.                                                                                                                                                Мы говорим: «Хлеб».

5 ученик. Ешь его, расти и помни:                                                                                                                                             В мире нет труда огромней,                                                                                                                                               Чтоб на стол к тебе явился                                                                                                                                                 Свежий хлеб.

Учитель. Вот какое коротенькое, но емкое слово – «хлеб», А теперь, друзья, давайте вместе с амии попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? (появляется девочка в костюме конфетки, напевает, приплясывает).

Сластёна. Я – Сластёна! Я – Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов,

Хлеба тоже не хочу! (Останавливается, капризно надув губы, топает ногой).

Да, да, да! Хлеба – не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого!

Хочу конфет! (После каждого «хочу» топает ногой, опять начинает напевать и пританцовывать).

Я – Сластёна! Я – Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу бананов! Хочу апельсинов! Хочу ананасов!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь – хлеб!

Появляется Робинзон Крузо (кто – то из родителей).

Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно. Ты еще не читала книгу «Робинзон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение. И я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и ананасов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных много зёрен взошло несколько росточков ячменя.

Сластёна. Почему?

Робинзон Крузо. Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба.

Сластёна. А вот смогла бы!

Колосок. Может быть, кто – нибудь из сидящих в зале так же, как Сластёна, думает: «Ну, подумаешь – хлеб! Да хоть бы мне его и не давали! Вот шоколад, мороженое. Это другое дело!». Так? Так, не так! Если бы провести такой опыт: кормить целый день человека одними сладостями. День – два он съедал бы много сладкого да ещё посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через три – четыре дня аппетит его поубавится, а через 5 – 6 дней он и смотреть не сможет на лакомства. Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос.

Учитель. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое – нибудь главное вещество (показываю таблички с надписями: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины). А в хлебе есть они все! (Подхожу к группе Колосков и даю эти таблички им).

Ученик. Хлеб… наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Водим игру – хоровод «Каравай – каравай».

Учитель. Есть пословица в народе «Хлеб на стол, и стол престол...» Ну, а все же, как приходит этот хлеб к тебе на стол? (ответы детей).

Ученица. В. Данько «Откуда хлеб берется?»

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

День и ночь гудят комбайны…

Взором радостным объёмно

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю.

Тем, кто трудится на ней!

Учитель. Хлеб надо беречь! И какого хлеба только нет: ржаной, пшеничный,  батоны, булочки, баранки и сушки! Все и не перечтешь. Известно 750 видов хлебобулочных и кондитерских изделий. Сколько стоят батон, булочка, буханка черного хлеба, белого хлеба? (ответы детей)

Ученик. Не дорог у нас хлеб. Но как дорого он нам достается. Лишь на 1 батон уходит 12 тысяч хлебных зерен, а их надо вырастить.

Учитель. Вам известно, что наша страна пережила тяжелые года войны.

Показываю запись прабабушки ученика, которая была очевидцем этого.

Родитель 1. В сентябре 1941года Ленинград (ныне  Санкт – Петербург) оказался в блокаде со всех сторон врагами. Не было света, воды, хлеба. Наступили сильные  морозы. За водой ходили к Неве, рубили проруби и везли ведра на санках под пулями врагов. Люди умирали. Стоя в очередях за хлебом, умирали прямо на улице и у себя дома.

На один день давали 125 грамм  хлеба (показывает).

(Роберт Рождественский).                                                                                                                                                       В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

126 грамм

 С ноября по 1941 года по октябрь 1942 года от голода в Ленинграде погибло более 650 000 человек.

О ночное воющее небо.

Дрожь  земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба –

Он почти не весит на руке.

Родитель 2. Рассказ о Филиппе Сапожникове, который вел свою машину в Ленинград по Ладожскому озеру. Вдруг машина остановилась посреди озера. Заглох мотор.  Мороз – 40градусов. Чтобы прогреть мотор, он облил свои рукавицы бензином и поджег их, огонь обжег обмороженные руки. Устранив неисправность, Филипп вел машину голыми руками. К месту назначения привел свою машину локтями.

Почему Филипп не бросил машину и не повернул обратно? (ответы детей)

Родитель 3. Блокадный хлеб крепко объединил людей. Один шофер грузовой машины, объезжая сугробы, спешил доставить свежевыпеченный хлеб к открытию магазинов. На углу дома вблизи грузовика разорался снаряд. Переднюю, часть кузова, словно косой срезало, буханки хлеба рассыпались по мостовой, шофера убило осколком, вокруг темнота. Условия для хищения благоприятные, некому и не с кого спросить. Прохожие, заметив, что хлеб никем не охраняется. Подняли тревогу, окружили кольцом место происшествия и до тех ор не уходили. Пока не приехала другая машина. Буханки были собраны и доставлены в магазины. Голодные люди охраняли разбитую машину с ценным грузом. Соблазн был велик, но все, же сознание долга преодолело искушение…

Родитель 4. Много людей умирало в блокадном Ленинграде. На одном хлебозаводе работал юноша 17 лет. Его мать, сестра, бабушка умерли от голода. Остался один брат, которого взяли в детский дом в тяжелом состоянии. Мальчик был сильно истощён. Врачи сказали, что он вряд ли будет жить, так как его нечем было корить. Боясь за жизнь брата, юноша решил потихоньку вынести хлеб с завода, но сделать это было почти невозможно. Но все-таки он решился. Горячую буханку хлеба (прямо из печи) он засунул под рубашку…  И так ежедневно он приносил буханку хлеба в детский дом. Дети ждали его с нетерпением. Его брат стал потихоньку поправляться. Но вот однажды на заводе заметили, как он брал хлеб.  

Пришли в детский дом проверить, действительно ли он приносил хлеб ребятам. А когда поняли, что это он делал не для себя, а для детей из детского дома, то разрешили делать это ежедневно.

Учитель. Победой советского народа закончилась Великая отечественная война. Но хлеба и после войны не хватало. Хлеб дорог людям во все времена.

Родитель 5. Спасая хлеб, погиб Анатолий Мерзлов. Это случилось летом 1972 года. Рязанский парень Анатолий Мерзлов с друзьями работал на пшеничном поле. Он работал на тракторе, подбирая солому.  От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было поле неубранной пшеницы. Пламя могло перекинуться и туда. Анатолий бросился к своему трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.

Родитель 6. Летом 1980 года на Дон приехали помогать убирать хлеб колхозникам воины – водители. На поле вспыхнул пожар. Одним из первых, кто бросился спасать хлеб, был капитан Николай Михайлович Кузнецов. В схватке с огнем капитан Кузнецов погиб. Обоженного, его вывезли «как солдата с поля боя». 9 часов подряд врачи боролись за его жизнь, удивляясь стойкости и мужеству этого человека. Боролся за жизнь и он сам, но прожил недолго.  Ценой собственной жизни спасал хлеб Николай кузнецов. Они погиб, защищая хлеб. Помните об этом.

Почему Анатолий Мерзлов и Николай Кузнецов, не задумываясь, отдали свои жизни, спасая хлеб? (ответы детей).

Учитель. Сейчас послушаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Булка».

Ученик 1.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Ученик 2.

Потом, насупившись сердито, он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто при всех её поцеловал.

Вы кто такой? – спросили дети, забыв на время про футбол.

Я – пекарь! – человек ответил и с булкой медленно ушёл.

И это слово, пахло хлебом, и той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель. О чем это стихотворение? А что можете сказать о своём отношении к хлебу? У кого из ваших родителей работа связана с хлебом? (рассказы детей).

 Обучающиеся писали сочинения и отрадно отметить, что они отлично понимают, что булки не растут на деревьях. Во всех сочинениях дети писали о большом труде, который вкладывают колхозники в каждый колос, каждое зернышко (отрывки из сочинений).

Колосок. Хлеб – драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!

Колосок. Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Ученик. Мы обещаем вам, уважаемые Колоски, помнить ваш завет. А вы растите.

Учитель. Спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто приходит хлеб к нам на стол. Недаром в нашем народе говорят, что для того, чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, нужны 3 силы (появляются Солнце и Земля).

Земля. Я – земля!

Солнце. Я – Солнце! Но главная сила не в нас.

Учитель.  А в чем же, ребята?

Дети. В труде.

Ученик 1. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!»

Для хлеба комбайны нужны, трактора!

Все. Дадим.

Ученик 2. Отвечают в цехах металлисты:

Для хлеба машины мы сделаем быстро!

Но только нам нужен металл непременно…

Все. Дадим.

Отвечают немедля мартены:

Нам только руду подавайте сюда!

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог.

Для хлеба идет на гору уголек.

Для хлеба плотины на реках стают.

И краны. И вышки до самого неба.

Все. Для хлеба! Для хлеба! Для хлеба!

Учитель. Когда за столом вы, ребята,  сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает

Колхозник! Рабочий! Нефтяник! Строитель! Шахтер! Машинист! Металлург!

Все. Народ.

Каждый день  приходит в наш дом это чудо земли – хлеб!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий " Чудо земли - хлеб"

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей....

Чудо земли - хлеб.

Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;  воспитывать уважительное отношение к труду людей,  любовь к родной земле; формирование бере...

Чудо земли - хлеб

Занятие о хлебе. О его возникновении и производстве....

Утренник "Чудо земли - хлеб"

Задачами  данного мероприятия является расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отнош...

Классный час "Чудо земли-хлеб"во 2 классе

Открытое мероприятие во 2 классе " Чудо земли-хлеб!"...

Чудо земли - хлеб!

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»

Цель: Дать детям понятие об истиной цене хлеба в жизни человека; воспитать бережное отношение к хлебу. ...