В гости к деревьям
методическая разработка (1 класс) по теме

Данный материал расскажет ребятам о деревьях  их жизни и от кого их жизнь прекращается

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_derevyam.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работу выполнила

Учитель начальных классов

Манакова Марина Васильевна

МОУ Мирненская СОШ

Угловского района

Алтайского края

2012г

Театрализованное занятие на экологической тропинке

Цель: познакомить детей с особенностями разных видов де ревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло); воспитать эмоцио нально-положительное, бережное отношение к растениям, на учить видеть их красоту и неповторимость.

Материалы и оборудование: оформите письма детям от хозя ина тропы Боровичка. Тексты писем приводятся ниже. Каж дое послание должно быть написано на листе бумаги, напоми нающем по форме листья деревьев, в гости к которым отпра вятся дети. Эти письма заранее вывешиваются на соответству ющих деревьях тропинки. Ребята о них не должны знать! Воз ле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте ба ранки, конфеты — сюрприз Боровичка, награда детям за вы полнение задания.

Во время занятия ваши воспитанники будут дарить деревь ям подарки. Подготовьте их сообща с ребятами. Каждый по дарок имеет функциональное значение: ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Варианты подарков: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц, капелька воды (из бумаги), что бы дерево могло напиться, солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; бумажный дож девой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рых лит почву под деревом и делает ее плодороднее; земля в ме шочке, чтобы дерево лучше росло и т. д. Возможны различ ные варианты подарков, важно, чтобы они имели экологичес кое содержание и были изготовлены с участием детей. Поми мо этого, вырежьте из зеленой бумаги небольшие листья тех деревьев, в гости к которым пойдут дети. Эти листочки так же незаметно привяжите к нижним веткам деревьев на тро пинке.

Примечание. Занятие можно разделить на несколько частей и провести в несколько этапов: во время первой прогулки по знакомиться с липой, во время второй — с рябиной и бере зой. В тексте перечисляется ряд подарков, вы можете выбрать только некоторые из них или дополнить новыми, которые при думают сами учащиеся.

Наблюдения за обитателями в кустарниках можно проводить только в хорошую погоду, после дождя найти насекомых прак тически не удается, так как они прячутся.

Ход занятия

Ведущая. Ребята! Сегодня, в День дерева, хозяин тропинки — старичок Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:

Дорогие мои маленькие друзья!

Я очень рад, что вы не забываете меня и приходи те в гости ко мне и моим деревьям. Я — хозяин вол шебной тропинки — приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и по просил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: липе, березе, рябине. Слышал, что и вы для моих деревьев приго товили подарки. Они будут очень благодарны.

Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду ждать, пока вы выполните все мои просьбы. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побесе дую с вами.

Ваш любимый старичок Боровичок

Ведущая (продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет липа? Давайте поищем на ее ветках письмо.

Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает.

По ходу чтения ребята выполняют задания липы (следите, чтобы

они постоянно были вовлечены в какую-то деятельность, а не

просто стояли бы и слушали).

ПИСЬМО ЛИПЫ

Я, большая старая липа, очень рада вашему при ходу, так как люблю гостей. Давайте поздороваем ся: обнимите меня крепко-крепко. (Дети берутся за руки, окружая ствол.) Смотрите, какая я большая! Ну-ка, давайте померяемся силой: попробуйте вы тащить меня из земли. (Дети пытаются это сделать.) Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Ответы детей.) А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, пищу.) Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу липы.) Спасибо, ребятки, я те перь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу ладошками и ска жите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)

А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки: это я с вами разговариваю. Что я сей час сказала? (Выслушиваем предположения детей.) А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? И последний вопрос: как вы дума ете, почему ко мне так любят прилетать пчелы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, именно запах цветков привлекает пчел.)

Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Ведущая снимает с дерева бумажные листочки и раздает их де тям. Живые листья рвать нельзя!)

Ведущая. Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили липе подарки, давайте их вручим.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами)

их значение. Например:

-— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

  1. Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает
    тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.
  2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
  3. Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодо
    родной, и она будет кормить тебя.
  4. Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-
    много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними
    от жаркого солнца.
  5. Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих дру
    зей-птиц.
  6. Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кор
    мит и поит тебя.
  7. Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и

из них вырастет много-много твоих деток. Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток.

Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.

После вручения подарков дети отправляются искать следующее де рево — березу. Ведущая. Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас

тоже ждала, письмо приготовила (Дети обнимают березу, а

Ведущая достает письмо с ветки и читает его.)

ПИСЬМО БЕРЕЗЫ

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, лис точками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала, вы полните мои желания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с липой похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с липой — деревья? Может, мы травинки? До кажите мне, что я — дерево! (Дети доказывают, объясняя, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. Пусть дети покажут березе растущие с ней рядом кустарник или травянистое ра стение, травинку.)

И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи, Я се годня именинница, порадуйте меня! (Дети водят вокруг березы хоровод, поют песни, читают коротень кие стихотворения, но недолго!)

Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои лис тики на память. Приходите ко мне еще, не забы вайте меня!

Ваша березка

Ведущая помогает детям достать с дерева бумажные листочки,

предлагает напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее

корешки лучше дышали. Затем ребята дарят березе свои подарки и

направляются в гости к следующему дереву — рябине, ищут на ней

письмо, которое зачитывает

Ведущая.

ПИСЬМО РЯБИНЫ

Ребята, здравствуйте! Очень рада вашему визиту и тоже хочу, чтобы меня погладили. (Дети выполняют просьбу.) Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда бьют по стволу палкой или царапают кору но жом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы Веду щей.) Посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. Про верьте, где темнее — под моими листьями или под ли стьями липы? Почему? Какие птицы ко мне прилета ют? А как вы думаете, почему они меня любят? (Яго ды рябины— пища для многих птиц.) Ребята, а вы про бовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех ра дую. Знаете ли вы обо мне стихи? (Дети рассказыва ют стихотворение о рябине.) И еще у меня просьба: по пробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной. (Дети выполняют просьбу. Если земля твердая, то по ливают дерево.) И, наконец, мой последний вопрос: как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки зем ли, земля становится лучше, значит друзья.)

Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки-листочки и не забывайте обо мне.

Ваша Рябинушка

Дети дарят рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумаж ные листочки.

Ведущая. Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он? (Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру.)

Боровичок. Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, на строение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья. (Делает волшебный знак.) Ваша кожа превра щается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками. Слы шите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире: это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать (вздыхает). Но пора вам опять стать ма ленькими человечками (по волшебному знаку дети «превра щаются» в людей) и отправиться в путь.

Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает

из своей волшебной котомки белую ткань или бумагу и расстилает

под кустом (или раскрывает зонтик и переворачивает его).

Боровичок. Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами — на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кус тарнику):

— Ну-ка, мошки-букашки, паучки-червячки, выходите с нами знакомиться! (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и пауки, обитающие на этом растении.) А теперь я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают всех, кто упал с ветки.) Пожалуйста, обращайтесь с моими ма лышами поаккуратнее, они такие крохотные, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лес ном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.

После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, осторожно стряхнув их с ткани.

Боровичок. Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путе шествие. Понравилось вам? А что больше всего понрави лось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!

Дети ищут дерево, затем Ведущая предлагает им пойти в школу и нарисовать березу, липу, рябину (или их листья по выбору ).

На занятии по рисованию дайте задание каждому ребенку: нарисо вать наиболее понравившееся ему дерево и рассказать о нем: чем пахла кора, о чем шелестели листья и т. п. В заключение органи зуйте выставку рисунков «Наши новые знакомые — деревья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....

Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.

Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание  необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...

Осенняя экскурсия в природу «В гости к деревьям»

Учебно-познавательная беседа во время прогулки об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы...

Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс

Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила...

Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин

Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению....

Экологическая разработка прогулки "В гости к деревьям"

Тема: «В гости к деревьям»Цель: создание условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.Задачи: Развивающие:-Развивать интерес и заботу к растительному миру.-Разви...