Главные вкладки

    Предновогодние посиделки
    методическая разработка по теме

    Березина Ирина Евгеньевна

    Мероприятие знакомит детей с русскими народными традициями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prednovogodnie_posidelki.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №15 н.п.Нивский»

    Березина И.Е.

    Предновогодние посиделки.

     Цели:

    1. продолжить знакомство с русским фольклором;
    2. познакомить детей с традициями русских посиделок;
    3. развивать учащихся  эстетически и нравственно;
    4. продолжить работу по сплочению коллектива.

    Оборудование:

    1. Валенки - 1 пара.
    2. Снежинки – 2 шт.
    3. Колечки – 2 шт.
    4. Бусы – 2 шт.
    5. Ватрушки – 2 шт.
    6. Бубны – 2 шт.
    7. Соломинки (по количеству участников)
    8. Вода.

    Ход праздника:

    Ведущий:

    Здравствуйте, красные девицы! Здравствуйте, добрые молодцы! Ой, по глазам вашим вижу, не привычны вы к таким обращениям. Думаете, только в сказках старинных парней да девушек так называют. Может и правы вы. Да только сегодня день такой, что отправимся мы с вами если уж не в сказку, то во времена прошлые, в старину глубокую. И расскажу я вам, как в те годы далекие коротали парни да девушки зимние вечера.

            Только, чур, уговор. Я рассказывать и объяснять буду, а вы мне поможете. В забавах старинных поучаствуете. Свою ловкость да смекалку покажете. И все это называться у нас будет «Посиделки».

            Слово такое слышали? Это когда собирались красные девицы да добры молодцы в большой избе, садились по лавкам, что вдоль стен поставлены, друг на дружку смотрели да беседы вели. Ну вот совсем как сейчас. А еще на посиделках молодцы и девицы всякие потехи да  забавы придумывали. По-нынешнему это называется «конкурсы» или «соревнования».

            Итак, разделимся на две артели, или команды. Добры молодцы у нас одной командой будут, а красны девицы – другой. Кстати, и названия для команд вполне подходящие: «Красны девицы» и «Добры молодцы». Вы не против таких названий?

            А теперь я от команд услышать хочу: ну, как, готовы вы в посиделках поучаствовать? Готовы в забавах поупражняться?

            Ох, вижу я, кому-то уже не сидится, не терпится. Что ж, раз не сидится, устроим мы для начала ПЕРЕСАЖИВАНИЕ! Это и будет первая забава. А правила у нее такие. Вот сейчас вы сидите, как сели. А сели вы, кому с кем захотелось или где место свободное было. Сейчас я трижды в ладоши хлопну, и вы пересядете. Первыми сядут те, кто родился в январе, ближе всех к Новому году. За ним февральские сядут, потом – мартовские, и так далее по порядку. Последними места на скамейке займут те, кто в декабре родился. Той команде, которая быстрее с заданием справится, очко присуждается. А еще одно очко – той команде, которая все выполнит правильно, которая меньше ошибок допустит. Все ли понятно? Тогда приготовьтесь, я в ладоши хлопаю. Раз! Два! Три!

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Вот первый конкурс позади. Те, кто проиграл, не отчаивайтесь. Ведь это только зачин был. Или разминка. Все главные потехи впереди.

    А как вы думаете, что раньше в забавах использовалось, какие предметы? Может быть ракетки теннисные или кегли? Конечно же нет! На посиделках в старину с тем забавы устраивали, что под рукой было. Или под ногой. Вот сейчас что у вас на ногах? Как эта обувь называется? (Ответы детей).

    А раньше как обувь называлась, в которой зимой ходили? (Ответы детей). Правильно, в стужу декабрьскую да январскую молодцы и девицы валенки надевали.

    А знаете, сколько всяких затей можно с ВАЛЕНКАМИ учинить? Вот вы что-нибудь про «зимние городки» слышали? От летних они тем отличаются, что вместо биты в них валенок используется. И его не рукой кидают, а с ноги спинывают. Кто метче!

    Или еще одна забава была, она на нынешний хоккей похожа. Это когда все валенки в руки брали, как сегодня хоккеисты клюшки берут, и старались ими клубок под скамейку закатить, по-нынешнему, значит, в ворота попасть.

    Только я вам другую забаву с валенками предлагаю. Такую, чтоб со скамеек можно было не вставать.

    Вот есть у меня два валенка. Как видите, размер у них такой, что кое-кто из вас не то что ногу – всего себя в них спрятать может. Один валенок я одной артели – команде дам, а другой – другой команде. И проведем мы такую, как сейчас говорят, ЭСТАФЕТУ. По моему хлопку первый человек в команде должен в валенок сперва одну ногу засунуть. Когда ваша пятка дна валенка достигнет, вы должны тут же и вторую ногу сунуть в валенок. А первую ногу можно обратно доставать. Когда вторая нога целиком в валенке будет, вы этот валенок легонько к соседу пододвиньте. Потому что теперь и сосед должен одной ногой в валенок ступить. И получится у нас, что двое в одном валенке греются. И вот в этот момент, когда две чужих ноги в одном валенке окажутся, эта парочка должна со скамейки встать  и сказать громко: «Мы готовы!» А дальше вам уже, наверное, все понятно. Двое в одном валенке обратно на скамейку садятся. Первый свою ногу достает, второй же, наоборот, вторую ногу засовывает; а потом все повторяется, пока валенок не достигнет крайней ноги крайнего на скамейке. Так что вот вам валенки, потренируйтесь чуток, а через минутку и приступим.

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

    Ну вот, с одной забавой вы познакомились, а теперь я про другую расскажу. Есть у меня две СНЕЖИНКИ. Я их из картона выстригла. Раньше, когда бумага в деревнях большой редкостью была, их из бересты вырезали. И устраивали с этими снежинками игру, с виду простую, но на самом деле требующую ловкости изрядной. Посудите сами. Сначала сожмем руку в кулачок. Так, будто в нем свечка зажата. Положим на него сверху снежинку. (Показывает) А теперь накроем эту снежинку вторым кулачком. Сожмем  ее крепко между кулаками и руки быстро перевернем. Первый кулак я тихонечко подниму. Как видите, снежинка лежит на втором кулаке, никуда не улетела, не упала. Казалось бы все просто. А только вы попробуйте таким вот образом снежинку от первого до последнего человека, через всю артель, передать. Своими-то кулаками снежинку легко удержать. А вот когда на ваш кулачок свой кулак сосед сверху опустит да когда вы вместе с ним должны руки разом повернуть, вот тут-то сноровка и согласованность ой как требуются. Ронять снежинку нежелательно. Все ли понятно? Тогда по моему хлопку и приступим.

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Эй, добры молодцы и красны девицы, а не засиделись ли вы у меня? Не пора ли нам вновь ПЕРЕСАДКИ устроить? Мне что-то кажется, что пора! Только на сей раз расположимся не по месяцам. Теперь попробуем сесть по первой букве своего имени. Имя-то свое все помнят? Вот и хорошо. У кого имя на «А» начинается, те первые места на скамейке займут. А далее все пойдет согласно азбуке, или, как теперь говорят, алфавиту. Ну-ка, приготовились. Ждем третьего хлопка. Раз! Два! Три!

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Что ж, дорогие мои, местами мы поменялись, пора, стало быть, посиделки наши дальше продолжать. А знаете ли вы, что на посиделки принято было украшаться да наряжаться. Конечно, украшали себя  красны девицы. Приходили они на посиделки в бусах покупных да в колечках литых. А парни, ну, не то чтоб им завидно было, а просто из озорства предлагали с этими колечками да бусами разные забавы устраивать.

            А знаете, сколько с одним лишь КОЛЕЧКОМ можно придумать всяких затей! Его и по столу можно катать И на нитке крутить. А я предлагаю тебе передавать его словно эстафетную палочку. Передавать колечки мы будем с пальца на палец. Есть у меня два колечка. Ни на один ваш палец впору не будет. Да это и не надо. Надо как раз наоборот: чтобы свободно колечки по пальцу скользили. И наденем мы их на самый крохотный пальчик, на мизинец. Вот и попробуйте, добры молодцы и красны девицы, передать это колечко друг дружке, с мизинца на мизинец. Ни другой рукой, ни другими пальцами не помогайте.

            Готовы? Тогда я в ладоши хлопаю.

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Да, с колечком-то вы быстро управились. А вот как скоро у нас дело пойдет с еще одним украшением – с БУСАМИ?  Их мы тоже будем передавать от соседа к соседу. Да вот только ни за что вы не догадаетесь, чем мы их будем передавать. А передавать мы их будем не руками, не пальцами и не носами… Передавать их надо с ноги на ногу! Вот есть у меня пара ниток с бусами. Я их на правую ногу первым артельщикам вешаю. Ну, и предлагаю потренироваться, как у вас получится со своей ноги на чужую без помощи рук их перевесить.

            Довольно, довольно! Хватит понарошку бусы трепать. Пора и взаправду посоревноваться. Повесьте-ка вновь их на ноги первым от меня. Соберитесь! По хлопку начнем!

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Я тут посчитала очки и подумала, наверное, чуть отставшая команда не так сидит. А поэтому предлагаю я вам по-новому ПЕРЕСАДКУ устроить. И сядем мы на этот раз не по первой букве имени. Сесть надо будет согласно номеру квартиры, в которой каждый из вас живет. У кого номер поменьше – ближе к началу скамейки сядет, у кого побольше – ближе к концу.

            Задание все усвоили? Номер свой никто не забыл? Тогда вот три моих хлопка!

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Хочу вас спросить, никто еще не устал? Силы еще есть, чтобы забавы дальше продолжать? Впрочем, даже если кто и устал, дело поправимое. Потому что на всяких посиделках принято было и закусывать, и жажду утолять. Вот мы сейчас и подкрепимся.

            А попотчуемся мы вкусной булочкой. И уж не обессудьте, будет у нас всего две ватрушки, по одной на команду. И угощаться ими мы будем так, как на посиделках принято. То есть с чудинкой какой-нибудь. И значит это, что все вы сейчас руки за спину  спрячете. Я первым из вас ВАТРУШКИ дам. Вы их зубами прикусите, но совсем не кусайте. Откусить вам их удастся, когда вы зубами ватрушку соседу передадите. Он ее тоже прикусит, вот тогда вы свой кусок и отрывайте. А потом прожевывайте не спеша. А тем временем второй сосед таким же образом ватрушку третьему передаст. И так до последнего. Но условие: булки должно всем хватить, а последний доедает остаток. Правила запомнили? Руки спрятали? Начинаем!

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Я думаю, вы со мной согласитесь, если мы теперь булочки запьем чем-нибудь. Что же это за трапеза всухомятку? А кстати, вы знаете, какие раньше напитки в почете были? Сейчас-то все больше чай, да кофе, да воды газированные пьют. А раньше больше уважали квас да молоко. А еще лучше простая вода родниковая. И выносили напитки гостям не в бутылках пластиковых, как теперь, а в кувшинах, или кринках, или ковшах. А когда хотели ЗАБАВУ какую С ПИТЬЕМ затеять, то пили через соломинку. И не такую соломинку, как сегодня, а через настоящую соломинку. Ну, да мы не будем уж все в точности повторять. Соломинки будут современные, каждому по штуке. А вот сосуд у нас будет один на всех. И вода у нас будет не родниковая, а газированная. Вы такую, поди что, больше любите. Вот вам соломинки! Вот чаша с водой! Посмотрим, какая команда ее быстрее осушит. Приготовились! Сейчас я в ладоши хлопну!

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            А как вы думаете, без чего еще не может быть посиделок, кроме как без угощения? Кто сказал, что без песен? Правильно. Песня любые посиделки украшает. Как известно, где песня, там и музыка. А кто мне скажет, на каких инструментах в старину на посиделках играли? Ведь раньше магнитофонов не было, всякая музыка в живом исполнении звучала. Итак, на чем же тогда играли? На гармошке, на балалайке, на рожке, на свирели. А вот был еще один инструмент, знакомый вам хорошо, с которым мы сейчас забаву одну устроим. И называется он – БУБЕН. А забава наша будет вроде и простой, да только это поначалу лишь так кажется. Надо будет вам просто в бубен ударить. Первый ударит раз, второй у него бубен возьмет и дважды ударит, а третий – трижды. И каждый следующий – на один удар больше. Ой, посмотрим, как с таким простым делом последние в команде посидельщики справятся! Вот вам бубны. Вижу, все уже готовы в бубны бить. Что ж, тогда и я в ладоши хлопну.

    (Проводится конкурс)

    Ведущий:

            Ой, как время-то бежит. А значит, и посиделкам конец подходит. Теперь, добры молодцы и красны девицы, считайте свои очки. Будем победителя выявлять.

            Что ж, победить в потехах – большой почет. Да только и поиграть – не велика потеря.

    (Проводится награждение участников)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предновогодний саночный марафон.

    Семья - это главное в жизни любого человека. Данное мероприятие способствовало сближению взрослых и детей, формированию у них положительных эмоций. ...

    Предновогодний утренник для детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. 1 класс.

    Предновогодний утренник для детей и родителей.Ах, как у вас на празднике красиво!Какая чудесная елочка!У нас сегодня весело,Позвали мы гостейИ шарики развесилиНа елочке своей....

    Сценарий спортивного мероприятия «Весёлые старты!» (для начальной школы) «ПРЕДНОВОГОДНИЕ СОСТЯЗАНИЯ»

    Данное спортивное мероприятие для учащихся начальной школы призвано укрепить здоровье ребят, привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом, повысить их эмоциональное настроение....

    Предновогодний проект "Ёлочка, живи!"

    Экологический проект, выполненный учащимися 2 класса на тему "Ёлочка, живи!". Нацелило нас на создание проектов урок внеклассного чтения на тему "Х.-К. Андерсен Ель", всем известное произведение о мал...

    Предновогодний переполох

    Игровая программа "Предновогодний переполох" знакомит детей с новогодними традициями в разных странах. В программу входят весёлые игры с залом, танцевальные игры и развлекательные конкурсы на новогодн...

    Разработка мероприятия "Веселые,предновогодние старты"

    Это разработка самого веселого из спортивных и самого спортивного из веселых мероприятий для учащихся 1-2 классов.Дети почуствовали приближение Нового года,получили заряд бодрости,хорошего настроения....

    Урок-импровизация «Предновогодняя ярмарка»

    освоение этапов  росписи изделия;   выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной композиции;   эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами народного декора...