Конкурсно-игровая программа "День воды" для младших школьников
классный час (1 класс) по теме

 

расши            Расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека,

                          животных;

                         повышать познавательную активность детей, прививать основы

                         экологических знаний;

                          познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;

                           воспитывать привычку бережного отношения к природе,

                           расширять кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konk.progr_._den_vody_2013g.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

20.03.13г.

Праздник «День воды»

Конкурсно-игровая программа для начальных классов

Учитель начальных классов     Рыжова Наталья Анатольевна

Цели:               расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека,

                          животных;

                          повышать познавательную активность детей, прививать основы

                         экологических знаний;

                          познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;

                           воспитывать привычку бережного отношения к природе,

                           расширять кругозор.

Оборудование: рисунки облака, капелек, самовар, глобус, фотографии рек, озёр,

                            морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды»,    

                           звуковой файл  (журчание воды), сосуды с водой, лёд в формочках,

                           пластилин, трубочка (для опыта), снежинки, сосульки, облака из

                           фольги. рисунки, фотографии водоемов и водных растений.

Ход программы

Ведущий:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

-Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. Вы будете соревноваться  как ручейки, бегущие к маме речке. Вас ждут вопросы, задания, загадки о воде.

- В нашей программе участвуют 2 команды: «Росинка» и «Ручеёк».

1 конкурс «Разминка»

 Отгадывание загадок.

 Облака, облака, всё летят куда – то,

 Облака, облака, белые, как вата,

 Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

 - Из чего состоят облака?

 -  Да, из капелек воды.

 -  На капельках написаны загадки о воде. Вы, ребята, берёте капельки, читаете загадку и все вместе отгадываете.

 

1.Шумит он в поле и в саду,

  А в дом не попадёт.

  И никуда я не иду,

  Покуда он идёт.  (дождь)

2.Пушистая вата плывёт куда – то,

   Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( туча)

3. Он всё время занят делом,

    Он не может зря идти.

    Он идёт и красит белым

    Всё, что видит на пути. (снег)

4.Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)

5.На дворе переполох:

   С неба сыплется горох.

   Съела шесть горошин Нина,

   У неё теперь ангина. (град)

6.Вечером родится,

   Ночь живёт,

  Утром умирает.(роса)

7.Растёт она вниз головой.

   Растёт не летом, а зимой.

   Но солнце её припечёт-

   Она заплачет и умрёт.(сосулька)

8.Молоко над речкой плыло

   Ничего не видно было.

   Растворилось молоко-

   Стало видно далеко. ( туман)

9.Что за звёздочки сквозные

   На пальто и на платке?

   Все сквозные, вырезные,

   А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)

10. Чуть дрожит на ветерке

     Лента на просторе.

     Узкий кончик – в роднике,

     А широкий – в море.  (Река)

11.В тихую погоду

     Нет нас нигде,

     А ветер подует –

     Бежим по воде. (Волны)

12. Бегу я, как по лесенке,

    По камушкам звеня,

    Издалека по песенке

     Узнаете меня.(Ручеёк)

2 конкурс «Собери пословицы»

-Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. И люди придумали много пословиц о воде. Командам надо правильно соединить части пословиц.

1. Что в воду упало, то пропало.

    Воду в ступе толочь – вода и будет.

     Вода камень точит.

2. Решетом воду не черпают.

    Хлеб вскормит, вода споит.

    Без воды зима не настанет.

3 конкурс «Песенная заводь»

-Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …

4 конкурс «Художественный»

Ведущий:

Я сегодня видел сам:
Слон летел по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах!
В синеве он важно плыл,
Даже солнце заслонил.
И опять случилось чудо:
Превратился он в верблюда.
Я все это видел сам:
Плыл верблюд по небесам!
Не на юге, не в пустыне,
Над Москвой, в небесной сини.

(В.Лифшиц) 

-О каких слонах и верблюдах рассказывает автор стихотворения? Может быть, кто-нибудь из вас  их тоже видел на небе?

Каждая  команда вырезает  из бумаги облака (3), похожие на те, за которыми  наблюдала. Наклеивает  все облака на большой лист голубой бумаги. У вас получится небо с облаками. А затем команда соперников угадывает, на что похожи облака  другой команды.

5 конкурс «Поэтический» (Домашнее задание)

- Поэты во все времена воспевали воду, посвящали ей удивительные строки. Наступило время поэзии.

РЕЧКА

— Маленькая-маленькая речка,
Куда ты бежишь?
— Далечко!
— Страшно бежать далечко,
маленькая-маленькая речка!
Ямы пойдут,
овраги,
камни пойдут,
коряги,
может и зверь случиться!
— Я ему дам напиться!
— Встретишься с пнем рогатым,
старым да бородатым,
с древней кривой сосною!..
— Я им ноги омою!
— В полночь бежать придется...
В полночь Яга крадется!
Если она обидит?
— Обидит?
Никто не увидит!
— Маленькая-маленькая речка,
зачем ты бежишь далечко?
Зачем тебе труд
да горе?
Что там далечко?
— Море!

(Э.Мошковская)

 

КАКОЙ ДОЖДЬ?

Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный, и горячий,
А еще и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.

(О.Григорьев)

6 конкурс "Перелей-ка"

 

Для каждой команды готовится комплект: ложка и два стакана: один – пустой, второй – с водой. Чтобы вода была хорошо видна, её можно подкрасить акварельной краской. Суть конкурса: после сигнала ведущего каждый из активных игроков должен ложкой перелить воду из полного стакана в пустой. Играть можно на время – тогда каждый следующий игрок приступает к повторному переливанию сразу после того, как закончит предыдущий.

7 конкурс  «ЧТО РАСТЕТ В ВОДЕ»

-В воде и на суше растут разные растения,  водные растения приспособлены именно к существованию в воде и без нее очень быстро гибнут.

Каждая команда получает иллюстрации растений, среди которых есть и водные. Задание: отобрать только водные растения и поместить их в «водоем» (на лист голубой бумаги).

БЕЛАЯ КУВШИНКА.

Кувшинки растут только в стоячей или медленно текущей воде.
У кувшинок прекрасные белые цветки с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок — нектар. Цветки кувшинки особенные: они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Листья и цветки у кувшинок — на длинных стебельках-веревочках. Эти стебельки-веревочки связывают их с толстыми корешками, которые лежат на дне реки и кормят растение. Стебелек у кувшинки очень нежный, в реке его держит вода, а вот на суше он прямо стоять не может. Белые кувшинки очень красивы, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках и озерах остается все меньше этих чудо-цветов. Сорванные, без воды они быстро вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.
В некоторых странах есть растения, похожие на кувшинки, но листья у них очень-очень большие (название растения — «виктория регия»). На таком листе может посидеть не только Дюймовочка или Буратино, но и настоящий ребенок.
По поведению цветков кувшинки можно предсказывать погоду: перед ненастьем они прячутся в воде.

КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ. Не менее известное водное растение — кубышка желтая, которую часто неверно называют желтой лилией. Кубышка обычно растет рядом с кувшинками. Свое название она получила из-за того, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики — кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры.

СТРЕЛОЛИСТ. Это интересное растение. Его несложно найти во многих водоемах нашей страны. Свое название растение получило благодаря форме верхних, надводных, листьев. Лист напоминает наконечник стрелы, отсюда и название. Но не только этим интересен стрелолист. Его нижняя часть всегда находится под водой, а верхняя — над водой, поэтому нижние, подводные, листья, совсем не похожи на верхние, надводные, стреловидные. Нижние листья напоминают длинные тонкие зеленые ленточки. Получается, что на одном и том же растении — разные по форме листья. Очень важно обратить внимание детей на этот факт, так как существование двух типов листьев объясняется тем, что они растут в разных средах: нижние — в воде (она их держит, поэтому они нежные, тонкие), а верхние — над водой, на воздухе (они должны держать себя сами, поэтому листья плотные, твердые).

РЯСКА. На наших речках тоже бывает много ряски — небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Обычно ряска состоит из трех кружочков — одного большого и двух маленьких. Это «мама» и две ее «дочки». Со временем «дочки» отделятся от большого кружочка-мамы и будут плавать сами. Потом у них появятся свои собственные дочки-кружочки. Ряска очень легко прилипает к рукам. Почему? Если животное, например птица, сядет на воду, где много ряски, к ней прилипнет несколько кружочков растения. Полетит птица на другое озеро, и ряска с ней. Так в другом водоеме тоже появится растение ряска. Иногда ее можно увидеть даже в лужах. Ряской питаются многие водные животные.

РОГОЗ. Это растение широко известно под другим названием — камыш, но настоящее его имя «рогоз». Его семена с пухом разносятся ветром. Растет рогоз по влажным берегам болот, озер, рек. В его зарослях прячутся птицы (утки и другие). Из стеблей рогоза плетут корзины, делают канаты, ими покрывают крыши.

8 конкурс «Охранный»

-Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)

   Здравствуй, человек!

Во мне остался только ил.

Небесный зной жестокий

Ручьи до дна пересушил,

Остановил потоки.

Живая быстрая форель

В стремительном полёте

Обречена попасть на мель,

Барахтаться в болоте.

Увы, ничем я не могу

Помочь своей форели

Она лежит на берегу

И дышит еле-еле.

Давно ли я грозных скал

Бурлила и ревела

И водопад мой бушевал,

Вскипая пеной белой.

Прошу, припав к твоим ногам,

Во имя прежней славы.

Ты посади по берегам

Кусты, деревья, травы.

Когда придёшь под сень ветвей

Плеснёт играя рыба

И благородный соловей

Тебе споёт спасибо.

Пускай прохожего ольха

Манит своей прохладой,

А дуб укроет пастуха

От ливня и от града.

Пусть ёлки тянутся ко мне

Своей зубчатой тенью

И видят в ясной глубине

Верхушек отраженье.

Пускай берёз листва звенит

На каменных утёсах

И мой боярышник хранит

Певцов звонкоголосых.

-Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).

Подведение итогов. Награждение победителей.

-Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода.

Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

  В природе путешествует вода,

  Она не исчезает никогда:

  То в снег превратится, то в лёд,

  Растает – и снова в поход.

  По горным вершинам,

  Широким равнинам.

  Вдруг в небо взовьётся,

  Дождями вернётся.

  Вокруг оглянитесь,

  В природу вглядитесь…

  Вас окружает везде и всегда

  Это волшебница, чудо – вода!

Приложение.

(для зрителей)

Знаете ли вы, что…

1.Сколько океанов и морей на нашей планете?

    Океанов – 4, морей – 54

2. На Кипре каждое лето проводится праздник воды, посвящённый богине Афродите.

3. Самое большое озеро на Земле…Каспийское море.

4. Самое глубокое озеро…Байкал.

5. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер равен 9 см.

6. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

7. Великий снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 – 15 апреля 1921 года.

8. Самая короткая река находится в Америке. Её длина 134 метра.

Решение экологической задачи.

- Ребята, а вы знаете, что такое экология? Кто такие экологи?

(Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает)

- Сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли экологов.

- Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества.

- Как это может отразиться на обитателях воды? Что предлагаете сделать?

Конкурс Земля и вода

Эта игра предназначена для развития внимания у детей. Ведущий выкрикивает слово "земля" - после этого дети должны прыгнуть на один шаг вперед. Затем ведущий выкрикивает слово "вода" - дети прыгают на шаг назад. Далее ведущий должен озвучивать синонимы слов "земля" и "вода". Например, если он выкрикивает "берег" или "поле" - дети прыгают вперед. А тому, кто прыгнет не в том направлении, засчитывается один балл (с двумя баллами ребенок выходит из игры). Соответственно, для "воды" синонимы должны быть, например, такие: "море", "озеро", "река" и т.п. Можно чередовать синонимы земли и воды через раз, а можно и вовсе называть так, как хочется. Главное - запутать участников игры. Победителем выходит тот, кто остался последним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Конкурсная игровая программа к 23 февраля "Команда для капитана Врунгеля"

Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия в 1 классе....

Конкурсно-игровая программа для детей младшего школьного возраста «В гостях у кота Леопольда»

/ Сцена украшена шарами. В конце сцены стоит столик, на нем ваза с цветами, стул. Звучит музыка кота Леопольда. Выходит Леопольд /...

МАРАФОН СКАЗОК. Конкурсно-игровая программа для младших школьников.

Условия программы: участвуют 4 команды по 8-10  человек — знатоков сказок.Каждая команда  придумывает название, девиз, рисует  эмблему, выбирает капитана и готовит домашнее задани...

Театрализованная конкурсно-игровая программа для учащихся младших классов "Встречи у осеннего дуба"

    Сценарий театрализованной  конкурсно-игровой программы «Встреча у осеннего дуба» разработан  для обучающихся начальных классов. На протяжении всего праздника появляются ...

Сценарий конкурсно-игровой программы для младших школьников "Зимушка-зима"

Цель: Создать праздничное настроение у детей, посредством активного участия в конкурно-игровой программе. Задачи: - сплочение детского коллектива; - развитие коммуникативных качеств ...

Сценарий конкурсно - игровой программы для младших школьников "Лисичка - сестричка и волшебный сундучок"

Сценарий подойдет для воспитателей, которые работают в интернатате с детьми младшего возрастяа...