"Песни военных лет"
материал по теме

Фомченко Лариса Викторовна

Литературно - музыкальный вечер, посвященный песням Великой Отечетвенной войне. 9 мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_vov_dlya_klassov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Песня защитников Москвы

На 23 км Ленинградского шоссе в 1970 году был воздвигнут памятник защитникам столицы – три огромных, высотой в шесть метров, перекрещивающихся железобетонных «ежа». Он сооружён в том месте, где в декабре 1941 года наши воины остановили врага, преградив ему путь к Москве.
На гранитном пьедестале этого памятника высечены слова:
« И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова.»

Когда войска, оборонявшие Москву, перешли в наступление, решено было сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой. В один строй с воинами встали кинооператоры, под вражеским огнём снимали смертельные схватки с фашистами.
Для картины нужна была песня, которая раскрывала бы боевой дух защитников Москвы.
Режиссёр фильма Илья Копалин разыскал поэта Алексея Суркова, стал его уговаривать. Поэт сказал: «Писать мне песню некогда, но есть у меня стихотворение о защитниках Москвы. Подойдёт – берите».
Музыку на эти стихи сочинил композитор Борис Мокроусов. Это была его первая песня о войне.
В начале 1942 года документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» вышел в свет. И хотя песня прозвучала после нашего героического наступления, но в стихах говорилось: «Мы выроем немцу могилу в суровых снегах под Москвой». Стихи писались с надеждой на Победу.

Впервые стихи были опубликованы в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 3 ноября 1941 года. А неделю спустя их напечатала «Вечерняя Москва». Публикация стихотворения Суркова в «Вечерней Москве» не прошла мимо внимания работников столичной киностудии документальных фильмов. Вместе с войсками, державшими оборону под Волоколамском, на Можайском и других направлениях, под вражеским огнем снимали кинооператоры этой студии военные эпизоды.

В те дни стал выходить киножурнал «На защиту родной Москвы». Вышло пятнадцать его номеров. В одном из них и была «опробована» песня, сочиненная на стихи Алексея Суркова. Автором музыки стал композитор Борис Андреевич Мокроусов, отозванный в Москву из осажденного Севастополя, которого кинодокументалисты познакомили со стихами Суркова, опубликованными в «Вечерней Москве».

Так что «Вечерка» вправе считать себя «крестной матерью» этой песни. А когда пришли долгожданные и радостные дни нашего наступления и разгрома фашистских войск на подступах к столице и на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Песня защитников Москвы» прозвучала в нем целиком в исполнении оркестра и хора, стала своеобразным лейтмотивом и музыкально-поэтическим стержнем картины.[

Марш защитников Москвы
Музыка: Б. Мокроусов
Слова: А. Сурков

В атаку стальными рядами          

Мы поступью твердой идем.          

Родная столица за нами,            

За нами - родимый наш дом.        

Припев:

Мы не дрогнем в бою за столицу свою,

Нам родная Москва дорога.          

Нерушимой стеной, обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага!

На марше равняются взводы          

Гудит под ногами земля,            

За нами - родные заводы            

И красные звезды Кремля.

Припев.

Для счастья своими руками          

Мы строили город родной.          

За каждый расколотый камень        

Отплатим мы страшной ценой.        

Припев.

Не счесть богатырскую силу,        

Могуч наш отпор огневой.          

Загоним фашистов в могилу          

В туманных полях под Москвой.      

Припев.

2 класс

«В землянке»

28 ноября 1941 года после тяжёлого боя под Истрой, в котором участвовал Сурков, под впечатлением пережитого он написал письмо жене, которая тогда была в эвакуации. В нём было шестнадцать «домашних» строчек. Письмо он так и не отправил.
В феврале 1942 года в Москве в редакции одной из фронтовых газет Сурков встретил композитора Константина Листова. Тот стал просить поэта дать ему «что-нибудь, на что можно написать песню». Тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределённое и ушёл. Через неделю он снова появился в редакции и под гитару спел свою новую песню, назвав её «В землянке». И песня зазвучала по всем фронтам. Некоторым слушателям показалось, что строки «…до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага,,.» упадочнические, требовали изменить их. Но Алексей Сурков считал, что эти слова очень точно передавали то, что было пережито в бою под Истрой. «Из песни слова не выкинешь»,- сказал поэт и не стал ничего менять.

В землянке
Музыка: К.Листов
Слова: А.Сурков
1942г.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.  

И поет мне в землянке гармонь  

Про улыбку твою и глаза.      

Про тебя мне шептали кусты    

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,      

Как тоскует мой голос живой.  

Ты сейчас далеко, далеко,      

Между нами снега и снега.      

До тебя мне дойти не легко,    

А до смерти - четыре шага.    

Пой, гармоника, вьюге назло,  

Заплутавшее счастье зови.      

Мне в холодной землянке тепло  

От моей негасимой любви.  

3 класс

Эх, дороги

Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены и оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову (1896—1984) и поэту Л. И. Ошанину (род. в 1912 г.) был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе.

«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано,— вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин,— И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».
Такой песни еще не было…
Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне».

Хотя авторы «Дорог» в годы Великой Отечественной войны непосредственного участия в боевых действиях не принимали, побывать на фронте им довелось не однажды.

Для композитора, например, особенно памятной оказалась поездка в места боев на Курской дуге, под Орел и Белгород и встречи там с воинами, только что в жестокой битве одолевшими врага.

Л. И. Ошанин многие месяцы провел среди воинов на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах, итогом чего стали песни, широко бытовавшие в армии.

«Дороги» родились,—продолжает поэт свой рассказ, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага…

Помню, как я искал в песне одну строку: «Выстрел грянет. Ворон кружит… Твой дружок в бурьяне…» Вот это место.– Что он—мертв? Убит? Подкошен? Вырван из жизни? Наконец нашлось: «Твой дружок в бурьяне неживой лежит…»
Вот это—«неживой», мне кажется, сказало больше, чем множество слов. которые могли стать на это место…»
Эти и некоторые другие строки песни очень сжато вобрали в себя всю войну.

Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Затем ее подхватили другие солисты и ансамбли.
«Нас с Ошаниным,— вспоминал Анатолий Григорьевич Новиков,—стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»
И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как «сработает» твоя песня…»

“Эх, дороги…” далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый до боли напев.
“Из написанных мною песен, – подытоживал Анатолий Григорьевич свою многолетнюю и плодотворную деятельность в песенном жанре, – наиболее любима “Дороги”… Она очень близка по строю народной песне. Помните: “Эх ты, ноченька…” Тот же глубокий вздох вначале, определяющий основной настрой песни-воспоминания”.
Что верно, то верно: “Нам дороги эти позабыть нельзя”.

Эх, дороги                                                Эх, дороги
Музыка: А. Новиков. Слова: Л. Ошанин.
          Музыка: А. Новиков, сл. Л. Ошанин

Эх, дороги...  Пыль да туман,        

Холода, тревоги да степной бурьян.    

Знать не можешь доли своей,            

Может, крылья сложишь  посреди степей.        


Вьется пыль под сапогами степями,              

полями.                

А кругом бушует пламя  да пули свистят.      


Эх, дороги...    Пыль да туман,        

Холода, тревоги  да степной бурьян.    

Выстрел грянет,  ворон кружит:          

Твой дружок в бурьяне  неживой лежит...      


А дорога дальше мчится, пылится,              

клубится,              

А кругом земля дымится чужая земля.          


Эх, дороги... Пыль да туман,        

Холода, тревог да степной бурьян.    

Край сосновый. Солнце встает.        

У крыльца родногомать сыночка ждет.    


И бескрайними путями,  степями,              

полями                

Всё глядят вослед за нами родные глаза.          


Эх, дороги...          Пыль да туман,        

Холода, тревоги  да степной бурьян.    

Снег ли, ветер, вспомним, друзья!..    

Нам дороги эти  позабыть нельзя.




Эх, дороги...  Пыль да туман,        

Холода, тревоги да степной бурьян.    

Знать не можешь доли своей,            

Может, крылья сложишь  посреди степей.        


Вьется пыль под сапогами степями,              

полями.                

А кругом бушует пламя  да пули свистят.      


Эх, дороги...    Пыль да туман,        

Холода, тревоги  да степной бурьян.    

Выстрел грянет,  ворон кружит:          

Твой дружок в бурьяне  неживой лежит...      


А дорога дальше мчится, пылится,              

клубится,              

А кругом земля дымится чужая земля.          


Эх, дороги... Пыль да туман,        

Холода, тревог да степной бурьян.    

Край сосновый. Солнце встает.        

У крыльца родногомать сыночка ждет.    


И бескрайними путями,  степями,              

полями                

Всё глядят вослед за нами родные глаза.          


Эх, дороги...          Пыль да туман,        

Холода, тревоги  да степной бурьян.    

Снег ли, ветер, вспомним, друзья!..    

Нам дороги эти  позабыть нельзя.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Песни военных лет"

Дети познакомились с песнями военных лет и историей их создания. Роль военных песен была велика. Они нужны были всем: солдатам помогали в друдные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто...

Классный час "Песни военных лет"

Дети познкомились с песнями военных лет и историей их создания. Велика роль песен была. Они нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал,...

презентация "Песни военных лет"

познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне;воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории, к людям старшего поколения....

Педагогический проект «Песни военных лет»

    Военная песня всегда была явлением объединяющим народы, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыс...

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша"

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша", написанной поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером, для воспитания патриотических чувств у...

Песни военных лет и песни о войне

Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве...