Главные вкладки

    Праздник "Земля - наш дом родной"
    методическая разработка по теме

    Федяева Людмила Михайловна

    Сценарий предназначен для учащихся 1-4 классов при организацци и проведении недели окружающего мира, экологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zemlya.nash_dom_rodnoydoc.doc333.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторы сценария: Галай В. Р., Федяева Л. М., Чернецкая А. В.

    Цели:

    азвивать у младших школьников эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;

    - помочь ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

    Выставка работ учащихся «Родная природа».

    Плакаты: «Охранять природу – значит охранять Родину», «Как прекрасен этот мир».

    Есть одна планета – сад

    В этом космосе холодном

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелётных.

    Лишь на ней одной увидишь –

    Ландыши в траве зелёной,

    И стрекозы только тут-

    В реку смотрят удивлённо.

    Береги свою планету

    Ведь другой на свете нету!

    Утром солнышко встаёт,

    Всех на улицу зовёт

    Выхожу из дома я, -

    Здравствуй, улица моя!

    Я пою и в вышине подпевают птицы мне.

    Травы шепчут мне в пути

    Ты скорей, дружок, расти!

    Отвечаю травам я,

    Отвечаю ветрам я,

    Отвечаю солнцу я,

    Здравствуй, Родина моя!

    Исполняется песня «Улыбка» Сл. Пляцковского, муз. В. Шаинского.

    Есть просто храм,

    Есть храм науки.

    А есть ещё природы храм –

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь

    Входи сюда, будь сердцем чуток,

    Не оскверняй её святынь.

    Три клада у природы есть:

    Вода, земля и воздух –

    Три её основы.

    Какая бы ни грянула беда –

    Всё возродится снова.

    Но если…

    Впрочем, с нами жестокий век

    Понятно всем, что это «если» значит?

    О Человек!

    Природа-мать ни рек,

    И не морей от глаз твоих не прячет.

    Ни росных трав, ни голубых озёр…

    Цени её доверие, Природы!

    Не обмани его!

    И в тёмный лес входи,

    Как в храм под мраморные своды.

    Звучит запись «Голоса птиц».

    Ведущий. Отгадайте загадки о лесе и его обитателях.

    1. Хитрая плутовка,

    Рыжая головка

    Хвост пушистый – краса!

    А зовут её …(лиса)

    2. В сосне дупло,

    В дупле тепло.

    А кто в дупле

    Живёт в тепле?   (белка)

    3. Горбоносый, длинноногий,

    Великан ветвисторогий

    Ест траву, кустов побеги,

    С ним тягаться трудно в беге,

    Коль такого довелось встретить,

    Знайте, это …(лось).

    4. Он, как ёлка весь в иголках,

    Ловит смело страшных змей

    И хотя он очень колкий,

    Обижать его не смей!

    Он в лесу живёт и вхож он в сады,

    Отважный … (ёж).

    5. Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой.  (Медведь)

    6. Возле дуба острым рылом

    Деловито землю рыл он.

    Видно жёлуди искал.

    Я пугать его не стал.

    Не спугнул и мой Полкан,

    Очень грозен был … (кабан)

    7. Меньше тигра, но немножко

    Больше крупной рыжей кошки.

    На суку она обычно,

    Притаившись, ждёт добычу,

    Не робей, но берегись:

    В том лесу, где бродит … (рысь)

    8. Зимой на ветке яблоки,

    Скорей их собери!

    И вдруг вспорхнули яблоки,

    Ведь это …(снегири).

    9. Кто, как только жарко станет

    Шубу на плечи натянет,

    А нагрянет холод злой –

    Скинет с плеч её долой?  (лес)

    10. Чем больше колец, тем старше жилец.  (Дерево)

    Перекличка цветов.

    Белая рубашка, жёлтенький платок.

    Как зовут?

    - Ромашка, полевой цветок!

    2. Цветик-невиличка, яркий огонёк,

    Кто же ты?

    - Гвоздичка, полевой цветок!

    3. Вот ещё малютка, голубее дня

    Кто ты?

    -Незабудка, с поля я пришла.

    4. Из глуши еловой прибежал сюда

    Кто ты?

    - Лиловый колокольчик я.

    5. Вот какие маки, вот какие маки!

    - Красные большие в поле расцвели.

    Танец цветов.

    1. Выглянул подснежник

    В полутьме лесной,

    Маленький разведчик,

    Посланный весной.

    2. Родился ландыш в майский день

    И лес его хранит.

    Мне кажется,  его задень,-

    Он тихо зазвенит.

    И этот звон услышит луг,

    И птицы, и цветы вокруг.

    3. Носит одуванчик

    Жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт, нарядится

    В беленькое платьице,

    Лёгкое, воздушное,

    Ветерку послушное.

    Он заметный, золотой,

    Постарел и стал седой,

    И как только поседел,

    Вместе с ветром улетел.

    Ведущий. В наших лесах встречаются прекрасные представители царства растений.

    Кедр. 

    Кедр - ценнейший дар природы

    Настоящий клад в тайге.

    Бурундук, клесты и белки

    Тут добудут корм себе.

    Но нуждаются в охране

    Даже кедры-великаны.

    Не играй в лесу с огнём

    -Береги зелёный дом.

        Ведущий. Эти растения стали редкими, занесены в Красную книгу.

    Венерин башмачок.

    В уссурийской тайге встретишь  редкое чудо:

    Венерин растёт башмачок.

    Увидев однажды его, не забудешь

    Прекрасный и нежный цветок.

    Женьшень. О корне жизни, о женьшене

    Немало сложено легенд.

    Излечит многие болезни,

    Позволит не стареть, взбодрит.

    Лотос. Над водою гордый лотос -

    Хранитель памяти веков.

    Он постоянно радует кого-то

    Своей неповторимой красотой.

    Сценка «Белая черёмуха».

    Девочка (идет по сцене и читает стихотворение, показывая на дерево).

    Расцвела черемуха около ручья,

    На апрельском солнышке

    Ветками шепча.

    Легкая, как облачко,

    Чистая, как снег.

    Радовался деревцу каждый человек.

    Приходили девочки

    Посидеть под ней.

    И могла цвести она

    Много-много дней.

    Ведущий. Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки.

    Одна другой говорит:

    — Это чья черемуха?

    — Да она ничья.

     Белая снегурочка

    Около ручья.

    Идет группа школьников.

    Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.

    Прибежали девочки,

    А снегурки нет,

    Лишь в пыли валяется

    Вянущий букет.

    А была черемуха

    Чистая, как снег,

     Радовался деревцу

    Каждый человек.

    На земле исчезают цветы,

    С каждым годом заметнее это. 

    Меньше радости и красоты

    Оставляет нам каждое лето.

    Откровенье цветов луговых

    Нами понято было едва ли. 

    Беззаботно топтали мы их 

    И безумно, безжалостно рвали.

    В нас молчало безумное «стой!».

    Нам казалось все мало, все мало. 

    А потом в толчее городской

    Мы охапки тащили устало.

    И не видели, как из-под ног 

    Молчаливо, дыша еле-еле,

    Обреченно глядел василек,

    Безнадежно гвоздики глядели...

                                            Евгений Карасев

    Ученик. Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься

    Если будут уничтожены они

    На планете мы останемся одни.

    Ведущий. В 1980 году, в июне, в нашей стране приняты законы об охране растений, животных и воздуха. Он действует с 1 января 1981 года. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга названа так, потому что красный цвет – сигнал опасности.

    Красная книга – Красная!

    Значит, природа в опасности!

    Значит нельзя терять даже мига,

    Всё живое хранить зовёт.

    Пусть зовёт не напрасно:

    «Красная книга! Красная книга!»

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если все и я, и ты,

    Если мы сорвём цветы –

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты!

    ДОБРОЕ ДЕРЕВО

    Доброе дерево, старые ветви.

    В листьях запутались шумные ветры.

    Сколько птенцов под густою листвою

    Ты укрывало от стужи и зноя!

    Старые ветви ночами не спали,

    Чтобы на землю птенцы не упали,

    Чтобы им с дерева, словно с порога,

    В синее небо открылась дорога.

    Лето промчится, и перед зимой

    Дерево птицам помашет листвой.

     Будет потом ему сниться и сниться,

    Как по весне возвращаются птицы.

    Их не пугают опасные кручи,

    Белые молнии, черные тучи.

    Птицы на родину мчатся уверенно,

    Зная, что помнит их доброе дерево.

    ЛЕСНОЙ ПОЖАР

    Забывчивый охотник на привале

    Не разметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушел, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра.

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костер.

    И, сыпля искры впереди поляны,

    Багровые лохмотья распростер.

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зеленый лес пошел,

     Как вспуганная стая белок рыжих,

    Он заметался со ствола на ствол.

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы.                         Вадим Шефнер

    Танец огня.

    Пожар отклокотал и умер,

    И умер лес, отзеленл.

    Ведущий.

    Не все, к сожалению, любят и берегут природные сокровища. По вине людей горят леса, исчезают животные, растения, загрязняются реки.

    Послушайте!

    Речушка вдоль околицы текла

    Негромкая…

    Но мы любили. Дети

    Её – она ведь первою была

    Для нас и, значит, лучшею на свете

    Сейчас в ней всякий хлам,

    И ржавь и слизь

    Зелёная. И хвощ болотный вылез…

    Как будто люди целью задались

    Убить её –

       и своего добились.

    Давайте, люди,

    Любить планету

    Во всей Вселенной

    На всех одна,

    Что будет делать

    Без нас она?

    СЦЕНКА «РЕБЕНОК И МОТЫЛЕК»

    Мальчик.

    Мотылек, как же так?

    Целый день ты летал

    И совсем не устал?

    Расскажи, как ты живешь?

    Что ты ешь? Что ты пьешь?

    Где твой мир? Где твой дом?

    Расскажи обо всем.

    Мотылек.

    Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

    Я летаю весь день в голубых небесах.

    Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

    Мне еда и питье — ароматы цветов.

    Но живу я недолго — не более дня.

    Будь же добрым со мной и не трогай меня!

    Парад знаков.

          

    Игра.

    - Кто весною ранней дружно

    Во дворе копает клумбу,

    Деревца кругом посадит

    И скамеечку наладит

            Это я, это я,

            Это все мои друзья!

    Кто зимою в холод, в стужу

    Насыпает корм в кормушку,

    Чтоб синички, воробьи

    Под окном чирикали?

            Это я, это я,

            Это все мои друзья!

    Отдыхая на полянке,

    Кто бросает банки, склянки

    На цветы и на траву,

    Губит леса красоту?

            *********

    Кто, бредя домой из школы,

    Ободрал кору с берёзы.

    Одуванчиков нарвал

    И повсюду разбросал?

            *********

    Кто, услышав гомон птичий,

    Не вспугнёт зверюшек криком,

    Обойдёт гнездо сторонкой,

    Не разрушит лисью норку?

            Это я, это я,

            Это все мои друзья!

    Все – все,

    На свете нужны!

    И мошки

    Не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись

    Без чудищ нелепых

    И даже без хищников

    Злых и свирепых

    Нужны все на свете!

    Нужны все подряд –

    Кто делает мёд,

    И кто делает яд.

    Плохие дела у кошки без мышки

    У мышки без кошки

    Не лучше делишки.

    Да! Если мы с кем-то не очень дружны

    Мы всё-таки очень друг другу нужны.

    Песня «Не дразните собак»

    Слова Е. Птичкина, музыка В. Шаинского.

    1. Не дразните собак, не гоняйте кошек.

    Не жалейте для птиц ни зерна, не крошек,

    И тогда воробьи песенкой разбудят,

    И царапать и кусать вас никто не будет.

    2. Если очень шуметь около берлоги,

    То придётся тогда уносить вам ноги.

    И пчела просто так тоже не пристанет.

    Ведь ни жалить, ни рычать

    Зря никто не станет.

    3. Ни к чему обижать бабочку на ветке,

    Веселее в лесу от её расцветки.

    Не пугайте жуков с длинными усами

    И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

    4. Если вам по душе красота земная

    Берегите её устали не зная.

    Непременно тогда станем мы друзьями.

    А про кошек и собак пойте вместе с нами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

    Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

    Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

    Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

    ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

    1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

    Конспект урока "Я и мои родные места. Родной поселок."

    Конспект урока кубановедения "Я и мои родные места. Родной поселок."...

    « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

    « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)...

    Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"

    Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому  необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...