Главные вкладки

    Методическая разработка (2 класс) на тему:
    « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

    Голубкова Ольга Николаевна

    « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_kursu.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

                         Методическая разработка занятия по курсу «Истоки».

                                                             2 класс

                        Тема: « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

                                                                                               Авторы: Голубкова О.Н.

                                                                                                              Мухамалова М.Г

                                                                                                              Маслова С.В.

                                                                                                МБОУ «Лицей №41»

    Г.Костромы

    Цель:

    Приобщение к истокам родной культуры, любви к Родине.

    Задачи:

    -продолжить работу по формированию нравственных качеств: любви к Родине, семье, друзьям, природе, бережного отношения к ним;

    -приобщать к культурным ценностям родного края и народа;

    -развивать интерес к окружающему их миру;

    -формировать потребность в новых знаниях о Родине. Её фольклоре, краеведении;

    В игровой форме уточнить и обобщить    знания детей о Родине.

    Показать родителям, что и как изучают дети во внеурочной деятельности по курсу истоки.

    Оборудование:

    1. Мультимедийное оборудование;
    2. Презентация;
    3. Выставка рисунков;
    4. Записи песен, звуков природы;

    Художественно-педагогическая идея урока:

    «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина» К.Ушинский.

    Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися:

    Родные просторы. Родина. Мать. Отец. Отечество. Лес. Родной дом. Родные люди. Семья. Родная земля.

    Активные формы обучения: ресурсный круг.

    Ход занятия.

    1.Вступление

    Присоединение.

    Приходит время, и ты выходишь в большой мир. Выезжаешь в деревню, в другой город. Гуляешь в лесу, купаешься в прохладной реке. Идешь бескрайним полем. Это -  твоя Родина, твои Родные Просторы. Здесь ты узнаешь свое Отечество.

    Ведущий. Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия! Отечеством мы зовем её потому, что в ней мы говорим родным нам языком, и все в ней родное; а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).

    Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы с вами, не выходя из класса отправляемся в путешествие, необыкновенное путешествие…

    2. Основной этап.

    В класс входит мальчик Лучик.

    Лучик.

    -Здравствуйте! Меня зовут Лучик. Я родился от солнечного света и сразу отправились в путь.

    Ведущий

    -Куда ты идёшь Лучик?

    Лучик.

    -Слышал я, что есть на свете

    Необычная страна.

    В ней есть взрослые и дети,

    Птицы. Реки и поля.

    Там народ привык трудиться,

    Песни петь, любить зверей,

    Только, как она зовется,

    Подскажите мне скорей.

    Ведущий

    -Ребята, а вы знаете как попасть в эту страну?

    Лучик.

    -Так значит, такой страны нет?

    Я зря ушёл от мамы, своих братьев и сестер?

    Ведущий

    -Не расстраивайся, Лучик!

    Мы сегодня отправляемся в путешествие. Поехали с нами, может быть и найдем твою страну.

    (Лучик усаживается вместе с детьми. Звучит гудок паровоза, поезд отходит.)

    Ведущий

    -Усаживайтесь поудобнее. Наше путешествие началось.

    (Звучит вступление к песне «Голубой вагон»)

    -Путешествовать . ребята, веселей с песней.

    Запевайте вместе дружно «Голубой вагон скорей».

    Песня

    Голубой вагон бежит-качается,

    Скорый поезд набирает ход.

    Приключения нам повстречаются,

    Ждем их. Не дождемся круглый год.

    Припев: скатертью, скатертью

    Дальний путь стелется.

    И, упирается прямо в небосклон.

    Каждому, каждому в лучшее верится.

    Катится, катится голубой вагон.

    Ведущий

    -А вот и первая остановка….

    Презентация(слайд Родные просторы)

    (Звучит фонограмма с пением птиц)

    -Когда ты идёшь по тропинке лесной,

    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

    Одно «Почему?» меж деревьями мчится,

    Летит по пятам за невиданной птицей.

    «Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

    «Кто?» ищет в кустах притаившейся шорох,

    «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень

    Вопрос за вопросом- итак целый день!

    Мы с вами друзья по тропинке идем

    Ответы искать под зеленым шатром.

    -Ребята! На этой станции вас ждет серьёзная проверка, вы должны отгадать загадки о природе:

    Невысок и коренаст,

    Поглядеть решил на нас,

    Приподняв с утра под елками,

    Лист, с прилипшими иголками (Гриб)

    Стоят в поле сестрички:

    Желтый глазок, белые реснички.( Ромашка)

    Тёмной он покрыт корою, лист красивый, вырезной,

    А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб)

    Поднялись врата, всему миру красота! (Радуга)

    Не конь, а бежит,

    Не лес, а шумит. (Река)

    На горе шумит,

    А под горой молчит. (Лес)

    Чешечка медку

    Закопана в ледку

    До нового годку. (Озимь)

    Стоит дерево кудряво

    На этом дереве пять угодьев

    Первое угодье-

    Хворому здоровье,

    Другое угодье-

    Разбитому крепость,

    Третье угодье-

    Заперто море,

    Четвертое угодье-

    Малому угроза,

    Пятое угодье-

    Ночной свет.

    (Банный веник, береста для разбитого горшка, посуда из бересты. Прут для наказания, лучина)

    Ученик

    -Какое милое очаровательное дерево береза. Давно бескорыстно дружит оно с людьми. Рядом с домами или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Можно весь свет обойти и нигде такого дерева не встретить. У неё единственная в мире белая кора. Разве не чудо. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, которое олицетворяло свет, чистоту, женственность. Во все времена береза была связана с весенними, летними церковными праздниками «Седмиг», «Троица». В эти радостные дни, девушки украшали березу лентами, водили хороводы.

    Берёза, берёзонька

    Завивайся кудрявая

    К тебе девушки пришли

    К тебе ленты принесли.

    (танец-хоровод)

    Ведущий

    -Эту истину знаю от роду

    И её никогда не таю

    Кто не любит родную природу

    Тот не любит Отчизну свою.

    (Далее звучит песня «Журавли»)

    Ведущий

    -Продолжаем наше путешествие.

    (Звучит песня «Крыша дома твоего»)

    -Итак, следующая остановка «Родной дом»

    Слайд (Родной дом)

    Ученик

    Дом защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут и приласкают, уму-разуму научат. Здесь тепло родного очага.

    Когда вы станете взрослыми, покинете свой дом. И тогда он станет родительским домом. Помни: родительский дом- начало начал.

    Ученик

    Утром, после ночной тишины. Дом заполняется звуками, торопливой суетой. Потом все затихает, и дом терпеливо ждет вашего возвращения. К вечеру дом собирает под крышу всю свою семью. Каждый уголок окрашивается теплым светом, слышна неторопливая беседа, в доме уютно и спокойно.

    В праздники дом становится нарядным, шумным, весёлым, приходят гости, стол покрывают белоснежной скатертью, ставится красивая посуда, выносятся угощения, вкусно пахнет пирогами.

    Родной дом любят не за богатство. А душевную щедрость людей, живущих в нём.

    В родном доме хорошо и будни, и в праздники.

    Ведущий

    Если кто-то покинув кров,

    На чужбине находит счастье

    Я поздравить его готов

    И над сердцем своим не властен.

    (звучит песня «Дом родной»)

    Ведущий

    -Следующая станция « Родные люди»

    Слайд (Родные люди)

    -А кто для вас, ребята, родные люди?

    (ответы детей)

    Ученик

    Мама и Родина очень похожи:

    Мама красивая, родина тоже!

    Вы присмотритесь, у мамы глаза

    Цвета такого же , как небеса.

    Мамины волосы, словно пшеница,

    Что на бескрайних полях колосится.

    Мамины руки теплы и нежны,

    Напоминают луч солнца они.

    Если поет мама песню. То ей

    Вторит веселый и звонкий ручей.

    Так и должно быть : что дорого нам,

    Напоминает всегда наших мам.

    Песня "Мама"

      Ученик                              

    Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе стола. Его слово было последним и решающим на семейном совете. Отца и до сих пор величают главой семьи.

    Дети видят в нём пример мужества и силы.

    Раньше отца называли тятя, тятенька, батюшка, батя, папаша.

    Ведущий

    -А как вы называете своего отца?

    (ответы детей)

    (Исполнение песни  «Лучше папы друга нет на свете»)

    Ученик

    «Моя Семья».

    Вот дом, в котором я живу

    И для меня он лучший самый

    Здесь и во сне и наяву

    Я слышу добрый мамин голос.

    Здесь вечерами папа мне

    Когда смолкают птицы в гнездах

    Рассказывает о луне

    Планетах, спутниках и звёздах.

    Здесь и сестра мои и брат

    Хотя я часто с ними ссорюсь,

    Но всё же поделиться рад

    Игрой и книжками своими

    Здесь в мире мы за годом год

    Живём друг другу помогая

    И вместе с нами здесь живет

    История родного края.

    (Далее выслушиваются рассказы детей о своих семьях)

    Ведущий

    Любили тебя без особых причин

    За то, что ты- внук.

    За то. Что ты- сын,

    За то, что малыш,

    За то. Что растёшь,

    За то, что на папу и маму похож.

    И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей

    Ведущий

    -Наше путешествие продолжается. Следующая станция : «Родная земля»

    Слайд (Родная земля)

    Вижу чудное приволье,

    Вижу нивы и поля…

    Это – русское раздолье,

    Это- русская земля!

    Ученик.

    Важнейшим из всех дел на земле было земледелие. Труд на земле имел в глазах крестьян великий смысл. Они понимали, что именно земледельцы кормят на земле всех остальных, всё отечество.

    Крестьяне старались в своей жизни следовать опыту отцов и дедов. У них было твёрдое убеждение в том, что обычаи предков являются надёжным жизненным образцом. «Как отцы и деды. Так и мы, - так говорили в деревне.

    (Выступление дедушки или бабушки одного из учеников.)

    Ведущий

    Как ты и я Земля жива

    И кружится дыша

    Есть у земли свои слова.

    Есть у Земли душа.

    Услышать речь её сумей,

    Пойми Земли язык…

    Тот. Кто трудами связан с ней,

    Вникать в него привык.

    (Звучит песня «Рассвет-чародей»)

    -Вот и подошло к концу наше путешествие.

    Ребята, по какой стране вы путешествовали?

    -Вспомните вопрос, который мы поставили в начале пути.

    Сможете ли вы ответить на него?

    3.Заключительный этап.

    Ведущий

    Ресурсный круг"Родина"

    Песня "Родина"

    -Где растут самые красивые цветы и живут самые разные животные?

    -Где нас ждут родные и близкие и любят нас за то, что мы рядом с ними, такими, какие есть : и худыми и полными, и грустными и весёлыми, хорошими и не очень, не всегда..?

    Ведущий обращается к Лучику.

    Хороша страна родная,

    Где родился и живёшь,

    С мамой, папой и друзьями

    Учишься, растёшь, цветёшь.

    Там и солнце ярче светит,

    Там любой тебя приветит.

    Вот страну такую, Лучик,

    Родиною мы зовём!

    Лучик

    -Я всё понял! Самая лучшая страна- это та, где ты родился. Где живут твои родные, моя милая мама. Спасибо вам за путешествие.

    До свидания, ребята.

    Ведущий

    -А вы, друзья, не подкачайте!

    Правдивыми, честными быть обещайте,

    Любить родных, друзей,

    Простор полей-

    Всё, что зовётся Родиной твоей!

    (звучит песня «Родина»)

    Дети и гости выберите листочек такого цвета, которое соответствует вашему настроению (листочки прикрепите к дереву).

    чаепитие.

                                                                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающее занятие по основам актёрского мастерства

    Занятие с различными видами заданий по теме"Основы актёрского мастерства" Сценическая речь, сценическое движение,выражение эмоций.Используется раздаточный материал....

    Обобщающее занятие по теме "Предлоги"

    Материал предназначен для учителей-логопедов школ. Занятие рассчитано на младших школьников, имеющих недостатки письменной речи, обусловленные НВОНР....

    Обобщающее занятие по математике для детей 6 лет

    Данная презентация поможет педагогу провести интересное игровое занятие, целью которого является обобщение знаний, полученных детьми на занятиях по математике и развивающим играм....

    Классный час "Обобщающее занятие по государственной символике" 3 класс

    Занятие проводится с использованием системы интерактивного голосования SMART Response. Дети отвечают на вопросы теста с помощью пультов. Тест можно проводить на уроке окружающего мира, во внеклассной ...

    Обобщающее занятие по теме "Устное народное творчество"

    Занятие кружка "Литературное творчество"...

    Конспект коррекционно-развивающего интегрированного обобщающего занятия по теме «Времена года. Осень» в 1-х классах.

    Повторение и закрепление ранее изученного материала, стимулирование учебных навыков с использованием театральной игры....