« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»
методическая разработка (2 класс) на тему

Голубкова Ольга Николаевна

« Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы» ( Истоки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_kursu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                     Методическая разработка занятия по курсу «Истоки».

                                                         2 класс

                    Тема: « Обобщающее занятие по теме "Родной очаг" «Родные просторы»

                                                                                           Авторы: Голубкова О.Н.

                                                                                                          Мухамалова М.Г

                                                                                                          Маслова С.В.

                                                                                            МБОУ «Лицей №41»

Г.Костромы

Цель:

Приобщение к истокам родной культуры, любви к Родине.

Задачи:

-продолжить работу по формированию нравственных качеств: любви к Родине, семье, друзьям, природе, бережного отношения к ним;

-приобщать к культурным ценностям родного края и народа;

-развивать интерес к окружающему их миру;

-формировать потребность в новых знаниях о Родине. Её фольклоре, краеведении;

В игровой форме уточнить и обобщить    знания детей о Родине.

Показать родителям, что и как изучают дети во внеурочной деятельности по курсу истоки.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование;
  2. Презентация;
  3. Выставка рисунков;
  4. Записи песен, звуков природы;

Художественно-педагогическая идея урока:

«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина» К.Ушинский.

Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися:

Родные просторы. Родина. Мать. Отец. Отечество. Лес. Родной дом. Родные люди. Семья. Родная земля.

Активные формы обучения: ресурсный круг.

Ход занятия.

1.Вступление

Присоединение.

Приходит время, и ты выходишь в большой мир. Выезжаешь в деревню, в другой город. Гуляешь в лесу, купаешься в прохладной реке. Идешь бескрайним полем. Это -  твоя Родина, твои Родные Просторы. Здесь ты узнаешь свое Отечество.

Ведущий. Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия! Отечеством мы зовем её потому, что в ней мы говорим родным нам языком, и все в ней родное; а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но у человека лишь одна мать, одна у него и Родина. (К.Ушинский).

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы с вами, не выходя из класса отправляемся в путешествие, необыкновенное путешествие…

2. Основной этап.

В класс входит мальчик Лучик.

Лучик.

-Здравствуйте! Меня зовут Лучик. Я родился от солнечного света и сразу отправились в путь.

Ведущий

-Куда ты идёшь Лучик?

Лучик.

-Слышал я, что есть на свете

Необычная страна.

В ней есть взрослые и дети,

Птицы. Реки и поля.

Там народ привык трудиться,

Песни петь, любить зверей,

Только, как она зовется,

Подскажите мне скорей.

Ведущий

-Ребята, а вы знаете как попасть в эту страну?

Лучик.

-Так значит, такой страны нет?

Я зря ушёл от мамы, своих братьев и сестер?

Ведущий

-Не расстраивайся, Лучик!

Мы сегодня отправляемся в путешествие. Поехали с нами, может быть и найдем твою страну.

(Лучик усаживается вместе с детьми. Звучит гудок паровоза, поезд отходит.)

Ведущий

-Усаживайтесь поудобнее. Наше путешествие началось.

(Звучит вступление к песне «Голубой вагон»)

-Путешествовать . ребята, веселей с песней.

Запевайте вместе дружно «Голубой вагон скорей».

Песня

Голубой вагон бежит-качается,

Скорый поезд набирает ход.

Приключения нам повстречаются,

Ждем их. Не дождемся круглый год.

Припев: скатертью, скатертью

Дальний путь стелется.

И, упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому в лучшее верится.

Катится, катится голубой вагон.

Ведущий

-А вот и первая остановка….

Презентация(слайд Родные просторы)

(Звучит фонограмма с пением птиц)

-Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «Почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за невиданной птицей.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившейся шорох,

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень

Вопрос за вопросом- итак целый день!

Мы с вами друзья по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

-Ребята! На этой станции вас ждет серьёзная проверка, вы должны отгадать загадки о природе:

Невысок и коренаст,

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под елками,

Лист, с прилипшими иголками (Гриб)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.( Ромашка)

Тёмной он покрыт корою, лист красивый, вырезной,

А на кончике ветвей много-много желудей. (Дуб)

Поднялись врата, всему миру красота! (Радуга)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река)

На горе шумит,

А под горой молчит. (Лес)

Чешечка медку

Закопана в ледку

До нового годку. (Озимь)

Стоит дерево кудряво

На этом дереве пять угодьев

Первое угодье-

Хворому здоровье,

Другое угодье-

Разбитому крепость,

Третье угодье-

Заперто море,

Четвертое угодье-

Малому угроза,

Пятое угодье-

Ночной свет.

(Банный веник, береста для разбитого горшка, посуда из бересты. Прут для наказания, лучина)

Ученик

-Какое милое очаровательное дерево береза. Давно бескорыстно дружит оно с людьми. Рядом с домами или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Можно весь свет обойти и нигде такого дерева не встретить. У неё единственная в мире белая кора. Разве не чудо. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, которое олицетворяло свет, чистоту, женственность. Во все времена береза была связана с весенними, летними церковными праздниками «Седмиг», «Троица». В эти радостные дни, девушки украшали березу лентами, водили хороводы.

Берёза, берёзонька

Завивайся кудрявая

К тебе девушки пришли

К тебе ленты принесли.

(танец-хоровод)

Ведущий

-Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою.

(Далее звучит песня «Журавли»)

Ведущий

-Продолжаем наше путешествие.

(Звучит песня «Крыша дома твоего»)

-Итак, следующая остановка «Родной дом»

Слайд (Родной дом)

Ученик

Дом защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут и приласкают, уму-разуму научат. Здесь тепло родного очага.

Когда вы станете взрослыми, покинете свой дом. И тогда он станет родительским домом. Помни: родительский дом- начало начал.

Ученик

Утром, после ночной тишины. Дом заполняется звуками, торопливой суетой. Потом все затихает, и дом терпеливо ждет вашего возвращения. К вечеру дом собирает под крышу всю свою семью. Каждый уголок окрашивается теплым светом, слышна неторопливая беседа, в доме уютно и спокойно.

В праздники дом становится нарядным, шумным, весёлым, приходят гости, стол покрывают белоснежной скатертью, ставится красивая посуда, выносятся угощения, вкусно пахнет пирогами.

Родной дом любят не за богатство. А душевную щедрость людей, живущих в нём.

В родном доме хорошо и будни, и в праздники.

Ведущий

Если кто-то покинув кров,

На чужбине находит счастье

Я поздравить его готов

И над сердцем своим не властен.

(звучит песня «Дом родной»)

Ведущий

-Следующая станция « Родные люди»

Слайд (Родные люди)

-А кто для вас, ребята, родные люди?

(ответы детей)

Ученик

Мама и Родина очень похожи:

Мама красивая, родина тоже!

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же , как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню. То ей

Вторит веселый и звонкий ручей.

Так и должно быть : что дорого нам,

Напоминает всегда наших мам.

Песня "Мама"

  Ученик                              

Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе стола. Его слово было последним и решающим на семейном совете. Отца и до сих пор величают главой семьи.

Дети видят в нём пример мужества и силы.

Раньше отца называли тятя, тятенька, батюшка, батя, папаша.

Ведущий

-А как вы называете своего отца?

(ответы детей)

(Исполнение песни  «Лучше папы друга нет на свете»)

Ученик

«Моя Семья».

Вот дом, в котором я живу

И для меня он лучший самый

Здесь и во сне и наяву

Я слышу добрый мамин голос.

Здесь вечерами папа мне

Когда смолкают птицы в гнездах

Рассказывает о луне

Планетах, спутниках и звёздах.

Здесь и сестра мои и брат

Хотя я часто с ними ссорюсь,

Но всё же поделиться рад

Игрой и книжками своими

Здесь в мире мы за годом год

Живём друг другу помогая

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

(Далее выслушиваются рассказы детей о своих семьях)

Ведущий

Любили тебя без особых причин

За то, что ты- внук.

За то. Что ты- сын,

За то, что малыш,

За то. Что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей

Ведущий

-Наше путешествие продолжается. Следующая станция : «Родная земля»

Слайд (Родная земля)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля…

Это – русское раздолье,

Это- русская земля!

Ученик.

Важнейшим из всех дел на земле было земледелие. Труд на земле имел в глазах крестьян великий смысл. Они понимали, что именно земледельцы кормят на земле всех остальных, всё отечество.

Крестьяне старались в своей жизни следовать опыту отцов и дедов. У них было твёрдое убеждение в том, что обычаи предков являются надёжным жизненным образцом. «Как отцы и деды. Так и мы, - так говорили в деревне.

(Выступление дедушки или бабушки одного из учеников.)

Ведущий

Как ты и я Земля жива

И кружится дыша

Есть у земли свои слова.

Есть у Земли душа.

Услышать речь её сумей,

Пойми Земли язык…

Тот. Кто трудами связан с ней,

Вникать в него привык.

(Звучит песня «Рассвет-чародей»)

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

Ребята, по какой стране вы путешествовали?

-Вспомните вопрос, который мы поставили в начале пути.

Сможете ли вы ответить на него?

3.Заключительный этап.

Ведущий

Ресурсный круг"Родина"

Песня "Родина"

-Где растут самые красивые цветы и живут самые разные животные?

-Где нас ждут родные и близкие и любят нас за то, что мы рядом с ними, такими, какие есть : и худыми и полными, и грустными и весёлыми, хорошими и не очень, не всегда..?

Ведущий обращается к Лучику.

Хороша страна родная,

Где родился и живёшь,

С мамой, папой и друзьями

Учишься, растёшь, цветёшь.

Там и солнце ярче светит,

Там любой тебя приветит.

Вот страну такую, Лучик,

Родиною мы зовём!

Лучик

-Я всё понял! Самая лучшая страна- это та, где ты родился. Где живут твои родные, моя милая мама. Спасибо вам за путешествие.

До свидания, ребята.

Ведущий

-А вы, друзья, не подкачайте!

Правдивыми, честными быть обещайте,

Любить родных, друзей,

Простор полей-

Всё, что зовётся Родиной твоей!

(звучит песня «Родина»)

Дети и гости выберите листочек такого цвета, которое соответствует вашему настроению (листочки прикрепите к дереву).

чаепитие.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимующие птицы.Обобщающее занятие-праздник

Обобщающее занятие-праздник для обучающихся 1-2 классов специальной коррекционной школы VIIIвида направлено на   закрепление знаний о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях обитания...

Обобщающее занятие – игра по теме «Графический редактор»

Цель: в игровой форме проверить уровень знаний воспитанников по пройденному материалу.Оборудование: карточки с заданиями, компьютеры.Краткое описание:Воспитанникам необходимо собрать картинку, р...

Обобщающее занятие по основам актёрского мастерства

Занятие с различными видами заданий по теме"Основы актёрского мастерства" Сценическая речь, сценическое движение,выражение эмоций.Используется раздаточный материал....

Обобщающее занятие по теме "Предлоги"

Материал предназначен для учителей-логопедов школ. Занятие рассчитано на младших школьников, имеющих недостатки письменной речи, обусловленные НВОНР....

Обобщающее занятие по математике для детей 6 лет

Данная презентация поможет педагогу провести интересное игровое занятие, целью которого является обобщение знаний, полученных детьми на занятиях по математике и развивающим играм....

Классный час "Обобщающее занятие по государственной символике" 3 класс

Занятие проводится с использованием системы интерактивного голосования SMART Response. Дети отвечают на вопросы теста с помощью пультов. Тест можно проводить на уроке окружающего мира, во внеклассной ...