"Кирилл и Мефодий"
методическая разработка по теме

Супрун Татьяна Валерьевна

Праздник посвящен тем, кто создал славянскую азбуку – Святым Равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Их деяния положили начало славянской культуре, ибо даже богатейшая устная речь не в силах заменить писаного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Кирилл и Мефодий"58.5 КБ

Предварительный просмотр:

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян.

Ведущие.

                Что для каждого из нас родной язык, слова, которые мы можем написать и прочитать? Очень многое! Без языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы нашей истории.

                Сегодня мы расскажем вам о том, как появились первые буквы и слова, без которых не было бы ни одной книги. Наш сегодняшний праздник посвящен тем, кто создал славянскую азбуку – святым равноапостольным Кириллу и Мефодию…

Было это очень давно – еще в 9-м веке. В ту пору  на границе с Болгарией лежала одна из крупнейших византийских провинций со столицей - городом Солуни. В большой семье военного чиновника по имени Лев росли два сына – Константин и Мефодий. Жители города были наполовину греки, наполовину славяне, да и в семье мать была  гречанка, а отец – болгарином, так что наши солунские братья хорошо знали два языка – греческий и славянский. И характером братья были очень схожи: оба много читали, оба любили учиться.

Мефодий.

                Когда моему брату Константину исполнилось 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал ему избрать одну из них себе в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал себе самую прекрасную. Ее звали София, что по-гречески означает мудрость».

Ведущие.

                Так еще в детстве Константин обручился с мудростью: знания, книги стали для него смыслом всей жизни…

                Учась в школе, Константин проявил редкую даровитость. Слух о его необычайных способностях достиг Константинополя. Как раз в это время император Византии искал товарища по учению к своему сыну Михаилу.

Учитель (обращаясь к придворному).

Царевича наукам я учу

И отрока в помощники ищу.

Он должен честен быть, умен

И добрым сердцем наделен,

Пригож собою, душою нежен,

Послушен и в учении прилежен.

Пусть будет он помощником усердным

Мне в воспитанье царственного сына,

Во всех делах пусть будет другом верным…

Пока ж гнет меня тоска – кручина:

Где отрока такого мне найти?

Скажи, придворный! С кем мне по пути?

Придворный.

Есть у меня ребенок на примете,

Его все любят – взрослые и дети.

В мою семью уже давно он вхож,

Талантлив он, и весел, и пригож.

С ним дружит  младшенький мой сын.

Учитель.

Как отрок сей зовется?

Придворный.

Константин!

Учитель.

Хотелось очень на него взглянуть.

Придворный.

Ну что ж! Гонцов за ним сейчас отправлю в путь.

Сердечно услужить вам буду рад,

Приедет скоро Константин в Царьград!

Придворный и учитель уходят. Звучит негромкая музыка.

Ведущие.

Так юный Константин оказался в византийской столице Константинополе или Царьграде, где с усердием принялся за учение. Благодаря своим способностям и упорному труду он получил блестящее образование. Константин изучил античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Он знал 22 языка. Особенно много времени он проводил в знаменитой Царьградской библиотеке. Нередко он занимался там вместе с наследником престола, пробуждая в нем тягу к знаниям и любовь к наукам…

В упорных трудах прошла юность Константина, и это принесло свои добрые плоды. Пройдет шесть лет, и Константин будет преподавать философию в той же школе, где когда-то учился сам. За великую мудрость его будут почтительно называть Философом…

В то время Царьград был одним из богатейших городов мира. Его окружали три ряда каменных стен с высокими башнями. Улицы и площади украшали мраморные дворцы и фонтаны, всюду можно было видеть прекрасные статуи героев и полководцев. Все купалось в лучах солнца, золоте и небесной лазури…

Красив Царьград! Сияют храмы,

В цветущей зелени садов

Таинственно журчат фонтаны,

Сверкает золото крестов.

Венчают площади скульптуры

Героев древних и бойцов,

Ласкает взор архитектура

Высоких мраморных дворцов!

Все прославляет человека,

Его величье и дела.

Здесь, кажется, звучит от века

Его могуществу хвала!

                Но с некоторых пор юный Константин стал тяготиться городской жизнью. Ему надоели шумные диспуты и собрания. С детства он был слаб здоровьем, но полон любви к наукам и желанию служить Богу. Он решил  удалиться в монастырь к своему брату Мефодию. Его старший брат был военными и до принятия монашества управлял одним из славянских княжеств на Балканах.

                Прежде чем уехать в монастырь, Константин решил помолиться в Царьградском храме Святой Софии – самом величественном храме Византии. Мудрый философ просил Святую Софию помочь ему постигнуть то, что скрыто от человеческого разума, просил открыть ему премудрость Божию.

Входит Константин, опускается на колени, молится перед иконой со свечой.

Константин.

Святая София! Открой

Премудрость Божию нам!

Небесной красотой

Сияет твой дивный храм.

Среди мозаичных плит

Дух Божий царит незримо.

И синий кобальт горит

На крыльях святых серафимов.

И сквозь аркады окон

Ручьями льются лучи.

Открой нам любви закон

И мудрости научи!

Константин уходит. Тихо звучит торжественное песнопение.

Ведущие.

                С тех пор Константин начал новую жизнь, проводя дни в постах и молитвах, живя в келье затерянного горного монастыря.

Входит Константин, теперь уже в монашеском одеянии со свечой и молитвенником в руках.

Константин.

Тихо тлеет огонек лампады,

Дремлет тишина в монастыре,

Только слышно, как звенят цикады

В зарослях колючих на горе.

Хорошо навек уединиться

Средь седых и величавых гор,

Размышлять о Боге, помолиться,

И смотреть в сияющий простор.

Константин уходит. Звучит музыка.

                Однажды в монастырь прибыл гонец. Он привез письмо от императора Михаила. Мудрый правитель Византии просил Константина поехать в Хазарию, чтобы принять участие в переговорах с воинственными соседями. По замыслу императора хазаров надо было уговорить принять христианскую веру. В этом случае Византия в лице своего вечного врага обрела бы надежного союзника и друга. К тому же сами хазары просили прислать к ним ученых мужей.

В 861 году Кирилл и Мефодий прибыли в Хазарию – богатое и могущественное государство Северного Прикаспия. Хазарский царь радушно принял послов. Его потряс их рассказ о христианской вере, о ее красоте и величии. Он велел принести золота и драгоценных каменьев, чтобы наградить братьев. Но те ничего не взяли, лишь попросили выпустить из темниц на волю православных греков. Царь исполнил их просьбу, а в письме византийскому императору написал: «Послал ты нам, Владыка, такого мужа, что показал нам всю христианскую веру и истину о Святой Троице словами и делами. И познали мы, что все это – вера истинная, и повелели, чтобы тот, кто хочет креститься, крестился»… После этого около двухсот местных жителей приняли христианство.

Прошли годы и однажды к императору вновь пришли послы, теперь уже из далекой славянской страны Моравия, что в самом центре Европы на месте нынешних Чехии и Словакии. В то время славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы.

Посол.

Добрый Владыка! Пошли нам, славянам-христианам, такого мужа, который бы поставил нас на путь разума и научил по-своему записывать слово Божие. Знаем мы, что уважаешь ты и другие народы и их языки, и их веру».

Император Константину.

Слышишь ли, Философ,  речи сии? Знаю я, утомлен ты, но никто этого не сделает, кроме тебя. Возьми брата своего Мефодия и идите с Богом, ведь Вы оба – солуняне, а солуняне по-славянски разумеют».

Константин.

Немощен я телом и болен, но с радостью пойду в моравские земли и готов умереть за христианскую веру. Есть ли у славян письменность? Есть ли у них азбука? Могут ли они писать? Ибо просвещение народа без письмен и его языка подобно попыткам писать на воде.

Император.

                Нет. Мой отец и дед пытались изобрести славянскую азбуку, но у них ничего не вышло.

Ведущие.

Как же учить славян христианству, как нести им свет Божий, если священные книги написаны на греческом или латинском языках?  Стал Константин на молитву перед иконой святой Богородицы, стал просить у нее помощи. Очень ему хотелось написать текст Священного писания на славянском языке.

Константин.

Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила Младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

Просвети, Богоматерь, народы,

У которых и книг еще нет.

Дай им веру, любовь, и свободу,

И ученья христианского свет!

Звучит музыка.

Ведущие.

В тот вечер в храме было тихо, мерцали свечи, в окна смотрели звезды. Вдруг у Константина стало радостно на душе: он понял, что его молитва услышана!

После молебна братья и несколько их учеников приступили к созданию славянской азбуки. Дело шло быстро, азбука складывалась, как мозаика из кусочков стекла, и, наконец, Константин написал красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна по-славянски: «В начале было Слово»…

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнею рукой.

И казалось, блеск небесных звезд

Эта книга бережно хранит,

И казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

Звучит красивая торжественная музыка.

Константин.

                Слава Богу! Теперь наши братья в Моравии смогут прочесть Святое Евангелие. (Снова склоняется над рукописью).

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» – заявила Вселенной,

«Я есмь» – заявила векам.

Братья и их ученики перевели на славянский язык Евангелие и некоторые богослужебные книги. Потом поехали в Моравию, где многих людей обучили Истине и Вере.

Вся жизнь Константина была наполнена частыми и трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы и в 42-ом году он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл.

С этим именем он прожил еще 50 дней. Скончался он 14 февраля 869 года в одном из монастырей, молясь за детей своих – славян, обращенных им в христианство. Перед смертью Кирилл сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на гору…»

Случилось это в Риме, куда братья вновь приехали искать у папы римского защиты своего дела – распространения славянской письменности.

С колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки.

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой.

Ведущие.

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещения славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив около двухсот  обученных им священников-славян.

Ученики Кирилла и Мефодия продолжали просветительскую деятельность среди южных славян, хорватов, сербов, болгар, а с10-века – на Руси. Здесь сложился русский вариант церковно-славянского языка, который сохранил свою оригинальную красоту до наших дней.

Первые книги Священного писания на славянском языке были рукописные, изящно украшенные.

Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью.

И, словно драгоценные венцы,

Евангелия старинные сияли.

В обителях послушники-писцы

Умелою и твердою рукой

Строку вели усердно за строкой.

Письма славянского узорчатая вязь

Орнаментом прекрасным оплелась,

В нем были силуэты и зверей, и птиц,

Цветы и травы в нем затейливо вились.

                О жизни Древней Руси есть немало летописей – это историческое повествование, в котором записи велись по годам.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древне русской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

На сцене келья старый монах, под музыку, кашляя, входит монах со свечой.

Еще одно последнее сказанье,

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному…

                Да…Воистину сказано «Сочинение книги подобно сооружению храма». В тяжелую минуту, человече, открываешь книгу, словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали… Прими же, отец наш небесный, молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские – Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли…Светает, пойду прилягу, отдохну, а то скоро братья мои придут, станем перьями скрипеть, историю Руси Святой писать…

Кашляя уходит.

Ведущие.

                Где найти слова, чтобы оценить великий подвиг Кирилла и Мефодия? Их деяния положили начало славянской культуре, ибо даже богатейшая устная речь не в силах заменить писаного слова. Усилия братьев впервые многие народы обрели возможность хранить и передавать следующим поколениям накопленную мудрость. Пока жив хоть один славянин, память о равноапостольных первоучителях не угаснет.

Слава Вам, братья, славян просветители

Церкви  славянской святые отцы!

Слава Вам правды христовой учители

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил

        Величание.

Величаем вас, святии раывноапостольнии Мефодие Кирилле,

Вся словенския страны ученьями своими просветившия и ко Христу приведшия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - СОЗДАТЕЛИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Классный час. День славянской культуры и письменности (День святых Кирилла и Мефодия)

Праздник, известный как день памяти первоучителей славянских народов — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (IX в.). Второй (после Рождества) в современном российском календаре государств...

Кирилл и Мефодий

Презентация по теме "Кирилл и Мефодий"...

Кирилл и Мефодий

Игровое занятие для детей младшего школьного возраста. Данное занятие рекоммендуется проводить как в одной возрастной группе, так и в смешаной группе 1-4 классов. Целесообразно использовать в канун пр...

Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Классный час  по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки" прошёл интересно и увлекательно....