Классный час "День воинской славы. Битва под Москвой".
классный час (3 класс) по теме

Горина Мария Евгеньевна

Классный час «День Воинской славы. Битва под Москвой».

 

Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.

Задачи: дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;

познакомить с героями этой битвы, с мужеством жителей тыла;

воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей Родине.

 

“Запомните: От этого порога

В лавине дыма, крови и невзгод,

Здесь в сорок первом началась дорога

В победоносный Сорок пятый год.”

 

Ход мероприятия.

 

УЧЕНИК:

К. Симонов «Родина»

 

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

 

 

 

 

Учитель:

     Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось 72 лет назад 30 сентября 1941 года и закончилось победой 5 декабря 1941 года. Оборона Москвы касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да жили бы вообще, неизвестно.

 

Ученик 1:

    Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению победителей приходим мы - их наследники, их потомки. И теперь от нас, мальчишки и девчонки, зависит, будут ли знать и помнить о Великой Отечественной войне.

 

Ученик 2:

    Вы можете спросить:

А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем другая жизнь!

 

Ученик 3:

    Нужно, и именно сейчас, когда многие люди не верят в то, что можно победить трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой безнадежной, ситуации всегда есть выход!

 

Ученик 4:

    После трагического 41-го обязательно придет победный 45-й!

Надо только не отчаиваться - верить в себя, верить в свой великий народ, любить свою Родину! Как верили и любили жители военной Москвы!

 

Дмитриева Ольга Александровна «Рассказ о Войне»

 

Подошла я как-то к деду

-Расскажи мне про Победу!

Дед подумал, помолчал,

Головою покачал.

Слезы брызнули из глаз,

И он начал свой рассказ.

-Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.

 

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.

 

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

 

УЧЕНИК:        

Война - это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о нем.

 

 УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы склоняем головы  перед памятью защитников Москвы, чей подвиг 72 года назад привел к победе над врагом. Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.

 

Ученик

 Была ясная тёплая погода. Во всех школах проходил выпускной бал. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

 

Ученик

Десятиклассники с улыбками на лицах,

Девчонки в фартуках и беленьких бантах,

Мальчишки в строгих и классических костюмах,

Все веселились на школьных вечерах”.

Ученица

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

 

УЧИТЕЛЬ:

22 июня немецкие войска без объявления войны напали на нашу родину.

 

 (Звучит запись голоса Левитана о начале войны, выпускники замирают.)

 

 

 

Мальчик 1:

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

 

Девочка 1:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

 

Девочка 2:

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

 

Ученик 1:

    22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город кольцом и захватить. Он так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил название “Тайфун”. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

 

Ученик 2:

      К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.

    Гитлер заявил, что будет сам принимать парад своих войск в Москве. Начав наступление, фашисты объявили точную дату захвата Москвы – 16 октября. Но за 2 недели, пока немцы уничтожали окруженных, советский фронт был построен заново.   Добровольцами становились мирные люди.

            13 октября начались ожесточенные бои под Москвой

 

(видеозапись «Священная война)

 

 

 

 

Калинина О. Б. «Наша память»

 

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.

 

Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.

 

С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.

 

УЧИТЕЛЬ:

20 октября 1941 года в столице введено осадное положение.

       Но Москва сдаваться не собиралась. «Наше дело правое, победа будет за нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков. Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы.

 

Ученик 3:

      Для защиты столицы с неба были использованы маскировочные сетки, которыми укрывали золотые купола церквей, здания Кремля. В воздух подняли десятки аэростатов, которые мешали немцам бомбить Москву.

    На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий. Из них били по немецким бомбардировщикам. На кремлевской стене Красной площади нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры на самой площади. Стены соборов замазали черными и зелеными полосами. Это ложные мишени.

 

Ученик 4:

      Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В его ряды вступали те, кто не мог быть в армии: старики, женщины, дети. Они рыли окопы, устанавливали "ежи" – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев, взорвали мосты, устанавливали мины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик

Ю.Яковлев «Рассказ защитника Москвы»

            …Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины.

            Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни.

            У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек.

            На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.

В ответ бойцы  писали свои письма.

 

УЧЕНИК:

Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка.

 

Мама, я еще вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, -

Он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

 

УЧИТЕЛЬ:

Фронтовые письма

В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.

Учащиеся читают письма с фронта. (видеоряд с озвучкой)

«… Я уже нагляделся на этих фрицев, лежащих мертвыми на нашей земле. Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».

 

«…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…»

 

«…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».

Ученик 5:

     До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации. 7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых.

     С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.

Ученик 6:

    Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, не выдав своих товарищей-партизан и не показав своих страданий.

 

Ученик 7:

На помощь столице пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части с Дальнего востока.

 На 7 ноября 1941 года было назначено прохождение немецких войск по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый вагон с наградами “героям взятия Москвы” дожидался своего часа.

Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт. Чтобы ввести противника в заблуждение, парад назначили не на 10 часов, как обычно, а на 8 часов утра. Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад.

Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

 Участники парада с Красной площади уходили на фронт, многие из них погибли.

Кадры хроники Парада 7 ноября

 

Ученик 8:

 16 ноября 1941 года в неравный бой с фашистами вступила Панфиловская дивизия. Силы были неравные, 28 панфиловцев против 50 вражеских танков. Тогда Василий Клочков обратился к бойцам со словами: “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!” , ставшие девизом всех защитников столицы. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

Ученик

Четырнадцать танков ползут по поляне!

А в пушке последний снаряд!..

Ребята, столица родная за нами!

Ребята, ни шагу назад!

Ни шагу назад… Мы у этой дороги

Солдатскую честь сохраним!

И если нам даже не будет подмоги –

Назло всем смертям устоим!

Кашира, Дмитров, Поляна Красная!..

И почерневший от пороха снег!..

Три контрудара!.. Нет не напрасно мы

Стояли насмерть – пришел успех!

 

Ученик 9:

    В глубокой тайне от противника под Москвой сосредоточились свежие резервные армии, артиллерия и авиация.

    Всё готовилось для внезапного и решающего контрудара.

 5-6 декабря 1941 года войска Красная Армия перешла в контрнаступление по всему фронту. В результате германские войска были отброшены на 300 км от столицы. А 12 декабря советские граждане услышали по московскому радио сводку о победе в обороне Москвы.

 

Учитель:

    Московская битва 1941года нанесла первый сильный удар по Германии, разрушив миф о её непобедимости.

В мае 1965 года за героизм, мужество и стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Москве присвоено почетное звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

     А в память о тех событиях 1941 года  3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.  В Москве была возведена могила Неизвестного солдата.

 

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье.

И в скорби постоим и помолчим.

 

Прошу почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.

(минута молчания )

 

(Видео, метроном, Могила Неизвестного солдата)

 

 

 

 

 

Заключительное слово учителя:

Мы, помним и вечно будем в долгу перед нашими предками, которые воевали ради нашего счастья и мирной жизни!

Ученица

В декабрьских залпах тех дней легендарных

Рождались победа и майский салют!..

Пусть подвиги воинов и командармов

В сердцах благодарных потомков живут!

 

    В ходе декабрьского наступления было разбито 38 дивизий фашистов, из них 11 танковых.

    За Месяцы сражения Германия понесла такие потери, которых ещё не знала: более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 тысяч орудий.

 

     Битва под Москвой закончилась 20 апреля. Победа способствовала подъёму морального духа воинов Красной Армии и всего населения: все увидели, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить! Укрепилась уверенность в Победе, той, единственной, «одной на всех».

 

 песня «День Победы» слайд шоу

 

На этом мы заканчиваем наш классный час. Спасибо за внимание.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Единый классный час «День Воинской славы. Битва под Москвой».

19 декабря

Проводит: учитель начальных классов Горина М.Е.

 

Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.

Задачи: дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;

познакомить с героями этой битвы, с мужеством жителей тыла;

воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей Родине.

Ход мероприятия

1 ведущий

“Запомните: От этого порога

В лавине дыма, крови и невзгод,

Здесь в сорок первом началась дорога

В победоносный Сорок пятый год.”

2 ведущий

К. Симонов «Родина»

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Учитель: 

     Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось 72 лет назад 30 сентября 1941 года и закончилось победой 5 декабря 1941 года. Оборона Москвы касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да жили бы вообще, неизвестно.

Ведущий 1:

    Все меньше фронтовиков надевают награды 9 мая. На смену поколению победителей приходим мы - их наследники, их потомки. И теперь от нас, мальчишки и девчонки, зависит, будут ли знать и помнить о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2:

    Вы можете спросить:

А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем другая жизнь!

Ведущий 3: 

    Нужно, и именно сейчас, когда многие люди не верят в то, что можно победить трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой безнадежной, ситуации всегда есть выход!

Ведущий 1: 

    После трагического 41-го обязательно придет победный 45-й!

Надо только не отчаиваться - верить в себя, верить в свой великий народ, любить свою Родину! Как верили и любили жители военной Москвы!

 «Рассказ о Войне»

 

Подошла я как-то к деду

-Расскажи мне про Победу!

Дед подумал, помолчал,

Головою покачал.

Слезы брызнули из глаз,

И он начал свой рассказ.

-Началось все в 41-м,

В том трагическом году.

Всему советскому народу

Объявили про войну.

Чаша терпенья полна до краев.

Сколько тяжелых было боев!

Но не сумели нас немцы сломать,

Им есть теперь тоже, что вспоминать.

Было очень нам тяжело.

Холодно, голодно, но мы знали одно:

Жизнью мы жертвовали,

Чтоб победить,

Чтоб свободно и радостно

Вы могли жить.

УЧЕНИК:        

Война - это горе и слёзы,

И грохот снарядов вокруг.

Война – это с неба угроза

И пуль пролетающих звук.

Война – это боль и отчаянье,

И ужас в глазах матерей.

Война нам приносит страданье,

Нельзя забывать нам о нем.

 УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы склоняем головы  перед памятью защитников Москвы, чей подвиг 72 года назад привел к победе над врагом. Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.

Ведущий 2

 Была ясная тёплая погода. Во всех школах проходил выпускной бал. Десятиклассники прощались со школой и готовились выйти в огромный мир. Все были счастливы и веселы, ничто не предвещало войны.

Ученик

Десятиклассники с улыбками на лицах,

Девчонки в фартуках и беленьких бантах,

Мальчишки в строгих и классических костюмах,

Все веселились на школьных вечерах”.

Ведущий 1

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

УЧИТЕЛЬ:

22 июня немецкие войска без объявления войны напали на нашу родину.

 (Звучит видеозапись о начале войны.)

Мальчик 1:

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Девочка 1:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Девочка 2:

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1: 

    22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город кольцом и захватить. Он так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил название “Тайфун”. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Ведущий 2:

      К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.

    Гитлер заявил, что будет сам принимать парад своих войск в Москве. Начав наступление, фашисты объявили точную дату захвата Москвы – 16 октября. Но за 2 недели, пока немцы уничтожали окруженных, советский фронт был построен заново.   Добровольцами становились мирные люди.

        13 октября начались ожесточенные бои под Москвой

(видеоозапись «Священная война, кадры хроники)

Ученик

. «Наша память»

 

Вой сирены, дышащее смертью небо

И спасенье в метро от бомбежки.

И кусочек черного хлеба,

Как сокровище в детской ладошке.

Это все Москва сорок первого года.

Я не видел это, но знаю.

Испытания духа народа

Я в семейном кругу постигаю.

С той поры прошло уж немало лет.

Помню памятью близких людей,

Как ушел на войну ополченцем мой дед

Защищать Москву, свой дом и детей.

УЧИТЕЛЬ:

20 октября 1941 года в столице введено осадное положение.

       Но Москва сдаваться не собиралась. «Наше дело правое, победа будет за нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков. Был разработан специальный план обороны Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в Москву; отбросить врага от Москвы.

Ведущий 3: 

      Для защиты столицы с неба были использованы маскировочные сетки, которыми укрывали золотые купола церквей, здания Кремля. В воздух подняли десятки аэростатов, которые мешали немцам бомбить Москву.

    На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий. Из них били по немецким бомбардировщикам. На кремлевской стене Красной площади нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры на самой площади. Стены соборов замазали черными и зелеными полосами. Это ложные мишени.

Ведущий 1:

      Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В его ряды вступали те, кто не мог быть в армии: старики, женщины, дети. Они рыли окопы, устанавливали "ежи" – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев, взорвали мосты, устанавливали мины.

Марш защитников Москвы, видеозапись хроники.

Ученик

 «Рассказ защитника Москвы»

        …Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины.

        Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни.

        У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек.

        На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.

В ответ бойцы  писали свои письма.

УЧЕНИК:

Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка.

 

Мама, я еще вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, -

Он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

УЧИТЕЛЬ:

Фронтовые письма

В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.

Учащиеся читают письма с фронта.(аудиозапись, фильм)

«… Я уже нагляделся на этих фрицев, лежащих мертвыми на нашей земле. Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».

«…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…»

«…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».

Ведущий 1: 

     До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации. 7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых.

     С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.

Ведущий 2:

    Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, не выдав своих товарищей-партизан и не показав своих страданий.

Ведущий 3: 

На помощь столице пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части с Дальнего востока.

 На 7 ноября 1941 года было назначено прохождение немецких войск по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый вагон с наградами “героям взятия Москвы” дожидался своего часа.

Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт. Чтобы ввести противника в заблуждение, парад назначили не на 10 часов, как обычно, а на 8 часов утра. Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад.

Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

 Участники парада с Красной площади уходили на фронт, многие из них погибли.

Кадры хроники Парада 7 ноября

Ведущий1 :

 16 ноября 1941 года в неравный бой с фашистами вступила Панфиловская дивизия. Силы были неравные, 28 панфиловцев против 50 вражеских танков. Тогда Василий Клочков обратился к бойцам со словами: “Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!” , ставшие девизом всех защитников столицы. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

Ученик

Четырнадцать танков ползут по поляне!

А в пушке последний снаряд!..

Ребята, столица родная за нами!

Ребята, ни шагу назад!

Ни шагу назад… Мы у этой дороги

Солдатскую честь сохраним!

И если нам даже не будет подмоги –

Назло всем смертям устоим!

Кашира, Дмитров, Поляна Красная!..

И почерневший от пороха снег!..

Три контрудара!.. Нет не напрасно мы

Стояли насмерть – пришел успех!

Ведущий 3 :

    В глубокой тайне от противника под Москвой сосредоточились свежие резервные армии, артиллерия и авиация.

    Всё готовилось для внезапного и решающего контрудара.

 5-6 декабря 1941 года войска Красная Армия перешла в контрнаступление по всему фронту. В результате германские войска были отброшены на 300 км от столицы. А 12 декабря советские граждане услышали по московскому радио сводку о победе в обороне Москвы.

Ученик: 

    Московская битва 1941года нанесла первый сильный удар по Германии, разрушив миф о её непобедимости.

В мае 1965 года за героизм, мужество и стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Москве присвоено почетное звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

     А в память о тех событиях 1941 года  3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.  В Москве была возведена могила Неизвестного солдата.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье.

И в скорби постоим и помолчим.

Прошу почтить минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.

(минута молчания )

Метроном, видеозапись «Вечный огонь, могила неизвестного солдата»

Заключительное слово учителя:

Мы, помним и вечно будем в долгу перед нашими предками, которые воевали ради нашего счастья и мирной жизни!

Ученик

В декабрьских залпах тех дней легендарных

Рождались победа и майский салют!..

Пусть подвиги воинов и командармов

В сердцах благодарных потомков живут!

Учитель

    В ходе декабрьского наступления было разбито 38 дивизий фашистов, из них 11 танковых.

    За Месяцы сражения Германия понесла такие потери, которых ещё не знала: более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 тысяч орудий.

 

     Битва под Москвой закончилась 20 апреля. Победа способствовала подъёму морального духа воинов Красной Армии и всего населения: все увидели, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить! Укрепилась уверенность в Победе, той, единственной, «одной на всех».

 песня «День Победы» слайд шоу

На этом мы заканчиваем наш классный час. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Битва за Москву"

   Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное ...

Классные часы по дням воинской славы

Сталинградская битва, Блокада Ленинграда....

Классный час «День воинской славы России – прорыв блокады Ленинграда» 2 класс

Цель классного часа  познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся....

«День воинской славы России. Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались в России. В 1995 году был принят закон «О днях воинской славы победных днях России». В эти дни воздаётся дань воинскому подвигу, с...

Классный час - "День воинской славы" и "Битва за Москву"

Цели: познакомить детей с ходом битвы под Москвой;познакомить с героями битвы под Москвой;воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей   Родине;способствовать развитию внимания, мышления, ...

Классный час по теме "Битва под Москвой"

Классный час по теме "Битва под Москвой" Направление: гражданско-патриотическоеЭпиграф:“Сыны Москвы с отвагой несравненнойВы все расчеты вражьи погребли:Здесь пробил час душителя вселенной,З...

"День воинской славы. Битва под Москвой" (заочное путешествие)

Знакомство детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году. Дать информацию о ходе битвы,  ее героях , о мужестве жителей тыла. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине....