Классный час «День воинской славы России – прорыв блокады Ленинграда» 2 класс
классный час (2 класс) по теме

Журавлева Надежда Петровна

Цель классного часа  познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_blokada_lenigrada.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«День воинской славы России – прорыв блокады Ленинграда»

Журавлева Надежда Петровна, учитель начальных класса

Цели: познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, расширять кругозор учащихся.

Класс: 2.

Тип занятия: лекция с мультимедийным приложением: презентация «Блокада Ленинграда» (приложение).

План-конспект

№п.п.

Ход

Слайд

1

Вступление

Звучит песня «От героев былых времён» - А.Агранович. 1 куплет

 1

2

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…

2

3

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза

3

видеофрагмент

клик 

4

Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

 За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

(Рассказ сопровождается показом на карте.)

4

5

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

5

6

А женщины рыли окопы вокруг города

6

7

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

7

8

Началась эвакуация мирных жителей.

8

9

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

9

10

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город

10
видеофрагмент

11

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

11

12

Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

12

13

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

  • Хлебное зерно и мука на 35 суток;
  • Крупа и макароны на 30 суток;
  • Мясо и мясопродукты на 33 суток;
  • Жиры на 45 суток;
  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

13

14

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду

14

15

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

15

16

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

16

17

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

17

18

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

18-19

19

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

20

20

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

21

21

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

22

22

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

23

23

Вот видеосъёмка тех лет…

24

видеофрагмент

клик

24

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

25

25

Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Тогда тревожно завывали сирены, а ночное небо прочерчивали лучи прожекторов, чтобы легче видеть врага защитникам города – зенитчикам.

900 дней и ночей истребительная авиация и зенитная артиллерия охраняли ленинградское небо

26

26

Но в те дни не затихала  жизнь города.

27

Работала Публичная библиотека

27

28

Работали школы.

28

29

«…И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть – дожидаться…» пишет А.Гайдар в «Сказке о Военной Тайне…»

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

29

30

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

30

31

Помогали в госпиталях.

31

32

Разбирали письма на почте.

32

33

Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

33-34

34

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

35

35

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

36

36

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

37

37

Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

38

38

Начали возвращаться вывезенные ценности

39

39

Восстанавливали трамвайные пути по всему городу.

40

40

Сажали деревья вместо тех, которые были уничтожены во время войны.

И даже высадили новый парк у Московского проспекта. Этот парк так и называется - Парк Победы. К этому парку выходит улица Севастьянова, сегодня вы слышали о подвиге летчика Алексея Севастьянова.

41

41

Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.

Пришла долгожданная победа! Конец войне!

42

42

В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

43

43

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!

Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.

Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944.

44

44

Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям

45

45

Прочитать стихотворение О. Берггольц написанное на слайде.

46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День воинской славы. Битва под Москвой".

Классный час «День Воинской славы. Битва под Москвой». Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.Задачи: дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;познако...

«День воинской славы России. Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались в России. В 1995 году был принят закон «О днях воинской славы победных днях России». В эти дни воздаётся дань воинскому подвигу, с...

День воинской славы России. День Победы

Цели деятельности воспитателя: расширить представления учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство гордости за свою страну;  уважительное отношен...

Классный час - "День воинской славы" и "Битва за Москву"

Цели: познакомить детей с ходом битвы под Москвой;познакомить с героями битвы под Москвой;воспитывать в детях патриотизм, любовь к своей   Родине;способствовать развитию внимания, мышления, ...

День воинской славы России

Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, людей, живших и живущих на ней; формирование гражданской позиции, уважения к памяти павших....

Классный час "День воинской славы России — День народного единства"

Сегодня мы поведём разговор о главном государственном празднике России – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА....

Урок мужества «День воинской славы России»

Цели:воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет;активизация...