Берегите свой дом от пожара.
классный час (1 класс) по теме

Гурова Тамара Алексеевна

Классный час на тему "Берегите свой дом от пожара"

 Цели:

знакомить ребят с тем, какую пользу приносит огонь и какой он причиняет вред;

познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности;

учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара;

прививать навыки осторожного обращения с огнём;

воспитывать умение владеть собой в опасных ситуациях.

 

Оборудование: противопожарные плакаты,  рисунки детей, презентация.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

 (Слайды 1, 2)

Посвятим наш классный час

 Вопросам пожарной безопасности,

 Чтобы знать, как поступать

 В опасной ситуации.

II. Минутка истории. Легенда о Прометее.  (Слайд 3)

 

– Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

– В давние времена, когда миром правил Зевс, люди, только-только расселившееся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море, высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

– Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили дружнее и веселее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовали огонь.

III. Применение огня.  (Слайд 4)

Стихотворение «Если бы не было огня»

Мне мамуля говорила,

 Что огонь нам друг и враг.

 Без него тепло бы было,

 Жили б мы совсем не так.

 

 Мы б от холода дрожали,

 Превратились бы в пингвинов

 Или мамонтами стали,

 Обросли бы шерстью длинной.

 

 Телевизора б не знали,

 Ни поесть и ни попить,

 В «Денди» тоже б не играли,

 В общем, плохо было б жить.

 Н. Афанасьева.

 

 А без доброго огня обойтись нельзя и дня.

 Он надёжно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак.

 Он приветливое пламя поднимает будто флаг.

 Всем огонь хороший нужен и за то ему почет,

 Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печёт.

IV. Беседа «Чем опасны пожары».

 

 (Слайд 5)

– Но не всегда огонь оказывается другом, и тогда случается беда: в считанные минуты он может уничтожить то, что создавалось долгими годами упорного труда.

– Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное – при пожаре могут погибнуть люди.

– Сегодня мы с вами поговорим о том, отчего возникает пожар, каковы причины возгорания, познакомимся с правилами поведения во время пожара.

– Давайте вспомним, отчего возникает пожар в квартире. (Если баловаться дома спичками)

– Это одна из причин возникновения пожара. Ещё. (Если забыть выключить электроприборы)

– Верно.

Не суши над газом штаны после стирки,

 А то от штанов останутся дырки!

(Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. Если находишься на даче, нельзя без взрослых подходить и открывать печную дверку – может выкатиться уголёк, тогда загорится весь дом)

– Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.

– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

– Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха.

– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)

 

 

(Слайды16, 17)

Не играй, дружок со спичкой!

 Помни ты, она мала,

 Но от спички-невелички

 Может дом сгореть дотла.

 Ленту гладила Анюта

 И увидела подруг,

 Отвлеклась на три минуты

 И забыла про утюг.

 Тут уж дело не до шутки!

 Вот что значит три минутки!

 Ленты нет, кругом угар,

 Чуть не сделался пожар.

 

 Смастерил Сергей пугач,

 Пострелял немного.

 А теперь Серёжу врач

 Лечит от ожога.

 От такого пугача

 Путь обычный до врача.

 Возле дома и сарая

 Разжигать костры не смей,

 Может быть беда большая

 Для построек и людей.

 

 V. Физкультминутка.

 

(Слайд 18)

 

 

– Бом-бом! Тили-бом!

 Был у кошки новый дом.

 Ставенки резные,

 Окна расписные.

 – Бом-бом! Тили-бом!

 Загорелся Кошкин дом.

 Бежит курица с ведром

 Заливать Кошкин дом.

 – Бом-бом! Тили-бом!

 Вот и рухнул Кошкин дом!

 Погорел со всем добром.

VI. Правила поведения при пожаре.

(Слайд 19)

– Пожар всегда возникает неожиданно. И взрослые, и дети на пожаре действуют не всегда правильно. Чаще всего люди начинают бояться, и возникает паника.

Правило 1. Не поддаваться панике. (Слайд 20)

– Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.

– Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.

Правило 2. Немедленно покидать горящее помещение.

– Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе.

– И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, - вас могут не понять и не расслышать.

– Надо чётко назвать улицу, номер дома, подъезд, код, этаж, номер квартиры, а также кратко скажите, что, и где и как долго горит.

 

– Как мы уже с вами говорили, при пожаре очень опасен дым. Большинство людей погибает от дыма.

– Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.

– Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.

– Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.

 – Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.

 

 VII. Анализ и решение ситуаций.

 

(Слайд 21)

– Выберите правильный вариант ответа, чтобы не случился пожар в доме.

Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.

– Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача «Сам себе режиссёр». Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

– Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, – попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

 

VIII. Самостоятельная работа.

 

 (Слайд 22, 23)

IX. Итог занятия.

(Слайд 24)

– Специально к нашему сегодняшнему занятию на уроках музыки приготовили частушки безопасности. Исполните их, пожалуйста, в заключении. Надеюсь, что они, как и весь материал нашего классного часа, содержат полезную информацию.

Частушки по пожарной безопасности.

Раз я бросил под окно

 Петарду – завертелась,

 Думал: «Малость пошучу…»

 Вдруг крыша загорелась.

 Чайник на плиту поставим

 Сами в «Денди» поиграем.

 Позабыли мы про газ…

 Лишить жизни может нас.

 На каникулах всегда

 «Телек» включен у меня,

 И компьютер, и плита –

 К одной розетке провода.

 Эй, молодчик, вдруг взорвётся,

 А в ответ он лишь смеётся.

 Смех хорош только тогда,

 Если не грозит беда.

 Спичка брошена нечаянно,

 Пламя вспыхнуло отчаянно.

 Вы без паники, друзья,

 Жильё спасайте от огня.

 На чердак забрались дети,

 Дым почуяли соседи.

 Вы, ребята, догадались,

 Чем они там занимались?

 

 

 Пожар в квартире номер пять,

 Лезут дети под кровать.

 А спасатели придут,

 Как они их там найдут?

 День рождения у Светы –

 Свечи зажигаются.

 Бросили их без присмотра –

 Искры разлетаются.

 

После всякого пожара

 Зрелище ужасное!

 Дотла сгоревшего дома –

 Пелелище страшное.

 О пожаре пели мы, (Слайд 25)

 Чтоб спасти вас от беды.

 Призываем всех: «Друзья,

 С пламенем играть нельзя!»

Огонь хорош, я с тем не спорю,

    Но он полезен не всегда!

    Когда он вышел из контроля

    Всегда случается беда!!!

Правила поведения при пожаре (Слайд 13 - 22)

Знать обязан каждый гражданин - 
Телефон пожарных - 01. 
Если что-то загорелось, 
На себя возьмите смелость: 
Срочно 01 звоните,

Точно адрес назовите, 
Что горит? Давно ли? Где?
Несколько минут промчится -
К вам пожарная примчится. 
И поможет вам в беде.

 

·         Сообщи о возгорании любому взрослому

·         Отключи газ, электроэнергию, закрой окна и двери

·         Немедленно покиньте помещение, не бегите наугад, не мешкайте на выходе

·         Накройтесь мокрой тканью (одеялом, полотенцем). Дышите через мокрый носовой платок, ткань, одежду

·         Не в коем случае нельзя использовать лифт

·         Если нельзя использовать лестницы, прыгайте в окно. Сократите высоту прыжка, связав простыни. Прыгайте на полотняное покрытие грузовика, крышу машины, цветник, навес или на предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры

·         Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости облейте пол и двери водой, тестом можно промазать щели

·         Не раскрывайте окна, т.к. приток воздуха только усилит горение

·         По прибытии пожарных полностью подчинитесь их командам

8.     ПОЖАРНЫЕ – люди, которые, каждый день ведут борьбу с огнём!

Слово “пожар” вам приходилось слышать. Некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь – также и давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит людям в повседневном быту и на производстве.

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Вам огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печет.

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
 

 

 

КОНКУРС “ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ”.

 Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг,

Не смотри. Не жди, не стой,

А залей его...(водой).

 

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не унесешь? (костер)

 

Заклубился дым угарный, гарью комната полна.

Что пожарный надевает?

Без чего никак нельзя?

(противогаз)

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит

(огнетушитель)

Встреча с пожарным. 
 

Но иногда в жизни случаются и так, как написано в стихотворении С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого -то 

Лет двадцати.

Учитель. Вот таких героев, ваших сверстников, в нашей стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество. Юных героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». 

Учитель. Конкурс «Отгадай загадку».

1.Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой, а залей его…. (водой)

2.Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те….(отнять).

3.Если где хранится мусор или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться, навести порядок там.

Метлу, лопату взяли быстро все….(убрали)

4. Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.)

5.Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. (Огонь).

6. Что бывает, если птички зажигают дома спички? (Пожар)

7.Летела мошка- осиновая ножка.

На стог села- все сено съела. (Спичка)

8. То назад, то вперед

Ходит бродит пароход, остановишь- горе.

Продырявит море (утюг).

Из каких произведений взяты следующие строки?

1. «Море пламенем горит, выбежал на море кит,

«Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!»(К. Чуковский. «Путаница») 

2. «И вдруг заголосили: «Пожар !Горим! Горим!

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом. (С.Маршак. «Кошкин дом»)

3. «Что за дым над головой? Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом, что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда, от огня спасает дом.» (С.Михалков. «Дядя Степа»)

 О пожаре пели мы,

Чтоб спасти вас от беды.

Призываем всех: «Друзья,

С пламенем играть нельзя!»

Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.          

Знает каждый гражданин: номер спасенья «01»

Со всех сотовых бесплатно,

Если трудно, то звони.

При пожаре, первым делом, «01» ты набери!

Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару.)

Ученик.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Ученик.

Причины пожаров

– Неосторожное обращение с огнем (90 %).

– Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

– Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

– Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

– Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

– Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

– Шалости детей с огнем.

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Какие рекомендации вы еще подготовили?

Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки.
Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

– При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности – радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.

Давайте мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)

Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы чернобыльская трагедия никогда не повторилась.

– Любые игры с огнем могут привести к травме – ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени.Первая – когда кожа краснеет. Вторая – когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья ичетвертая — самые тяжелые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.

 

Учитель. “У меня зазвонил телефон...”

Каждому из вас знакомы эти строчки Корнея Чуковского.

– О чем эти детские стихи? (Об играх с телефоном).

– А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру “01”?

– Допустимы ли такие действия?

– Почему? <Рисунок № 18>

Знает каждый гражданин 
Этот номер — 01. 
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
А если нету телефона.
Позови людей с балкона.

(Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему.

За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)

 “Правила поведения при пожаре”

– Вызвать пожарных по телефону “01”.

– Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

– Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

– Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

– Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

– Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

– Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

– Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

Первая помощь при ожогах.

– Наложить чистую марлевую повязку.

– Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.

8. Вопросы для викторины.

Учитель. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок. <Рисунок № 20>

1) Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2) Какие гвозди можно забивать между проводами?
3) Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4) Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5) В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
6) С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя.)

9. Подведение итогов. <Рисунок № 21>


 Песня пожарных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический утренник "Береги свою планету" 3-4 классы

На фоне занимательного инсценирования, конкурса загадок, игр, интеллектуальных заданий, веселых песен дети постигают законы природы, получают представление о взаимосвязи природы и человека, учатся нес...

Берегите своих детей!

Стихотворение- пожелание для родителей....

Как уберечь свой дом от пожара

Классный час по пожарной безопасности"  Как уберечь свой дом от пожара. Огонь-друг, огонь-враг"....

Береги свою планету

Урок - праздник  по  окружающему  миру....

Классный час: Берегите свой дом от пожара

Познакомить  с легендой появления огня. Выяснить пользу и вред огня....

ЗАЩИТИ СВОЙ ДОМ ОТ ПОЖАРА!

Дневник пожарной безопасностижителя Республики Татарстан пособиепо предупреждению пожара  В ЖИЛОМ СЕКТОРЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД...

Берегите свой дом от пожара

Учащиеся знакомятся с причинами возникновения пожара, какой он причиняет вред, учатся правильно действовать в случае обнаружения пожара, воспитывается умение владеть собой в опасных ситуациях....