Встречаем пернатых друзей
методическая разработка по теме

Голубева Светлана Филипповна

Внеклассное мероприятие "Встреча пернатых друзей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrechaem_pernatykh_druzey.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

                                   «Встречаем пернатых друзей»

              Оформление: на доске плакат «Здравствуйте, наши пернатые друзья!»

      На средней доске – ветка с изображением перелётных птиц, на боковых досках изображения зимующих птиц. На стене выставка детских рисунков «Это наши друзья»

               Учащиеся разделены на две команды и сидят полукругом.

Ученик: ( читает  стихотворение Б.Пастернака «Весна» )

                       Ах, это сызнова, верно, сегодня                                                                                                                                                        

                       Вышел из рощи ночью ручей.

                      Это, как в прежние времена,

                      Сдвинула льдины и вздулась запруд

                      Это поистине новое чудо,

                      Это, как прежде, снова весна.

Ученик: (читает стихотворение С.Погореловского «Наши гости»)

                      Мы вставали ночью даже,

                      Из окна смотрели в сад.

                      Ну  когда же. Ну  когда же

                      Гости наши прилетят?

Ну  когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?!

                    Что скворечник ждёт их новый,

                   Что проснулись луг и сад…

                   Всех гостей  встречать  готовы.

                    Что же гости не летят?

                   А сегодня поглядели –

На ольхе сидит скворец.

Прилетели, прилетели…

Прилетели  наконец!

Ведущий: Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвящённый  прилёту птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них погибают.

           Долетают самые сильные. Расселяются  на ветках деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем  поудобнее  и представим себе весенний лес...

                 (Звучат в грамзаписи голоса птиц)

Ведущий: Вы слышали, ребята? Что это такое? Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землёй, радуются весне, теплу, солнышку. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они яркие, красивые, как цветы.

                ( Открывается доска)

          А кто подпевает перелётным птицам? Правильно, синицы. Чему они радуются? Зимующие птицы прилетели к нам, чтобы встретить своих братев. Вы знаете этих птиц, ребята? Знаете. Тогда ответьте на вопросы:

-  Какие  птицы прилетают с юга первыми? (Грачи)

-  Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)

-  Какая птица любит воровать блестящие  предмет? (Сорока)

-  Какую птицу называют лесной кошкой? За  что? ( Сову.  Охотится  ночью)

-  Какая  птица самая болтливая? ( Сорока)

           - Вы правильно ответили на все вопросы. Что вы ещё знаете о птицах?

                  (выступают заранее подготовленные учащиеся)

  1 – й ученик: Всех перелётных птиц черней,

                         Чистит пашню от червей,

                          Целый день по пашне вскачь,

                          А зовётся птица… (грач)

    Ведущий: Правильно. Я хочу вам рассказать об этой важной  чёрной  птице с белым носом ( показ на доске грача). Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнёздам. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнёзд уцелело немного: ещё с осени многие из них разметал ветер, но старые капитальные постройки не поддались ему. На одном дереве насчитывается  иногда пятнадцать – двадцать гнёзд.

   2 – й ученик: Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея и хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, четырёхпалые, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев чёрная, блестящая. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.

                       А у нас в саду жилец –

                       Бойкий маленький скворец.

                       Тихий сад повеселел

                       Оттого, что он запел.

                       С солнцем скворушка встаёт,

                       Ест жучков, росинки пьёт.

                       Сдвинув шапку набекрень,

                      Распевает целый день.

     3 – й ученик: Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она? Узнайте!

                      Когда весенний лес весну

                      Торжественно встречает,

                      Колдунья серая в лесу

                      Усердно годы нам вещает.

                                           Шумит листва. Лучится свет.

                                            Ку – ку !  А сколько в веке лет,

                                           А ну, кто первый даст ответ?

               - Правильно, это кукушка. Знают эту птицу по её пению, но немногим приходилось её видеть, так как селится она в чаще леса. Но сегодня к нам гости прилетела кукушка. Вот она! Размером она меньше голубя. Голова, спина и верх зоба  пепельно  – серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Хвост длинный ( до 18 см.). Гнездо кукушка не вьёт, а откладывает яйца в гнёзда других птиц. Форма и окраска кукушечьих яиц разная, они похожи на яйца тех птиц, в чьи гнёзда будут отложены.Птицы, увидев кукушку возле своего гнезда, начинают кричать. По -  разному реагируют  на подложенное яйцо – одни выбрасывают его, другие покидают всю кладку. Часто птицы не замечают чужого яйца.

Первым в гнезде выводится кукушонок. Он очень беспокойный первые три – четыре дня. Всё, что касается его голой спины, он выталкивает из гнезда. А это другие птенцы, яйца.

    4 – й ученик читает стихотворение М.Джалиля, в котором говорится о пении кукушки:       Тихо в лесу.

                                    Лишь звучит в отдаленье

                                    Птицы  какой – то

                                     Грустное пенье:

                                    Ку – ку!  Ку – ку!

       Это кукушка кричит на опушке

       Сидя на высохшей

         Дуба верхушке:

         Ку – ку!  Ку – ку!

                         Пела б кукушка

                         Весёлые песни,

                         Если б птенцы ее

                        Были с ней вместе:

                        Ку – ку!  Ку – ку!

        5 – й ученик: Отгадайте мою загадку. Что это за птица?

                    Спереди – шильце,

                    Сзади – вильце.

                    Сверху черненько суконце,

                    Снизу бело полотенце.  (Ласточка)

     -    Ласточку легко узнать. Их три вида: деревенская, городская, береговушка. У нашей, городской ласточки верх тела сине – черный, вся нижняя сторона тела белая. Хвост с неглубокой вырезкой посередине. Городские  селятся в долинах горных рек, в каменистых пещерах и скалах. Но большая часть из них приспособилась к жизни в городе. Строят свои гнёзда на стенах, карнизах, под балконами и крышами.

            Деревенская ласточка ничем не отличается от городской, но больше размером.

            У ласточки – береговушки спинка бурая, брюшко грязно – белое. С широкой белой полосой на зобе и груди. Гнездятся они по обрывистым берегам водоёмов. Ласточки – береговушки делают  норки от 50 до 150 сантиметров. В конце норы располагают гнездо.

       Ведущий: Замечательно, ребята! Вы много знаете о птицах.

-Потрудились вы немало и, наверное, очень устали. Давайте проведём физкультминутку.

                 Летели две птички, собой невелички .

                 Как они летели, все люди глядели.

                 Как они садились, все люди дивились.

      -Отдохнули? А теперь поиграем. Игра немного необычна. Называется она      « Построим скворечник». Каждой команде  я буду по очереди предлагать задание, а вы – выполнять. За каждое выполненное  задание буду прикреплять на доске деталь скворечника. Какая  команда быстрее соберёт скворечник, та и победит.

            Задания:

      1 – я команда: Прочитайте стихи о перелётных птицах.

                     Совушка – сова,

                     Большая голова,

                     На пеньке сидит,

                     Головой вертит,

                     Глазами – хлоп – хлоп!

                     Ножками  – топ – топ!  (Народная песня)

Мы  построили скворечню –

Дом великого скворца.

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

 Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат:

-Мы хотим добавку –

Муху  и козявку! ( Е.Тараховская)

                      На солнце темный лес зардел,

                      В долине пар белеет тонкий,

                     И песню раннюю запел

                     В лазури жаворонок звонкий.

                     Он голосисто в вышине

                     Поет, на солнышке сверкая:

                     -Весна пришла к нам молодая,

                     Я здесь пою приход  весны.  (В.Жуковский)

        2 – я команда: Прочитать стихи об оседлых птицах.

-Пить.

Попить, - кричит щегол,

Стройный, пестрый

Щеголь – птица.

На репейник, как за стол,

Семена  лущить  садится.

На ветру бурьян садится.

На ветру   бурьян колючий

Со щеглом качается,

Вьется тучей пух летучий,

И…  обед  кончается. ( А.Барто )  

На дворе морозище –

Градусов под сорок.

Плачут воробьишки,

Что весна не скоро,

 Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принес воробьишкам

На тарелке крупки:

-Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает, -

Потеряет валенки…  (В. Звягина)

              Особа всем известная,

              Она  крикунья  местная.

              Увидит тучку темную –

              Взлетит на ель зеленую

              И смотрит, словно с трона,

              Ворона!                 (В.Степанов)

 

       Ведущий: Молодцы! Умницы! Обе команды заработали по одной детали скворечника. Вы так хорошо, выразительно читаете стихи! А сами сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуем. Я называю слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы:

Гол – (щегол).

Палка – (галка).

Шляпка – (оляпка).

Кораблик – (зяблик).

Макушка – (кукушка).

Капля – (цапля).

Париж – (чиж, стриж).

Птица – (синица).

Врач – (грач, дергач).

Корона – (ворона).

    Ведущий: Вы хорошо справились с этим заданием и еще заработали по одной детали. Может, попробуем задание посложнее ?  Согласны?

Внимание! Закончите стихотворные строки:

                          Я весь день ловлю жучков,

                          Уплетаю червячков.

                          В теплый край не улетаю,

                          Здесь под крышей обитаю.

                          Чик – чирик! Не робей!

                          Я бывалый… (воробей).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?.. (соловей).

                         Угадайте, что за птица:

                      Света яркого боится,

                      Клюв крючком, глаза пятачком,

                      Ушастая голова. Это… (сова).

Я люблю непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый… (гусь).

                       Длинным клювом тонким

                       Схватит лягушонка.

                       Капнет с клюва капля.

                       Кто же это?..  (цапля).

В перевалку шел со льдин

К нам на праздник… (пингвин).

   -Молодцы! Обе команды получают еще по одной детали для скворечника.

Вы уже близки к цели! Осталось совсем немного.

    -Следующее задание потребует особого задания. Я буду медленно читать стихотворение а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.

                         Зябко в лесу. Словно щеки горят,

                         Яркие гроздья рябины горят.

                         Бодрая птаха, готовясь в полет,

                         Лето с собою в дорогу зовет.

                         И улетает в осеннюю синь

                         Краткая звонкая песня: «Пинь – пинь!»

  Чубчик тонкий тонкий вздернув вверх драчливо,

  И, кружась, над нашей головой,

  Беспокойно и нетерпеливо

  Испокон веков кричит он: «Чьи вы?»,

  Словно сторон жизни луговой.

                        Изящная корзиночка – гамак

                        Вплелась в прозрачный летний березняк.

                        Оттуда флейты нежной переливы

                        Летят в румяный день: «Фиу – ти – лиу».

                        Горит пичуга краской золотой,

                        А лес до края солнцем налитой!

Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи

Игольчатые сосны – вековушки.

Луна желтеет коркой на снегу.

И леденит трусишкам – зайцам души

Ночной зловещий хохот: «У – ху – ху!»

       (зяблик, чибис, иволга, филин)

  -Отлично, ребята! У обеих команд скворечники готовы. А смогут ли скворцы жить в таком скворечнике? Конечно нет. Сейчас вы научились строить скворечник из бумажных деталей, а дома вместе с папой, дедушкой или старшим братом постройте настоящие.

   -Каждый народ по – своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай. И я хочу рассказать о нем и пригласить принять участие в маленьком спектакле, который называется «Весну закликать, весну встречать». Что же это за обычай?

   -в конце марта, 22 – го числа, отмечается на Руси русский праздник второй встречи весны. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники – утренние заморозки, которые продолжаются сорок дней.

22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день сорок пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Этот обычай пришел к нам от греков. И он не должен умереть, потому что в любом обычае заключается мудрость народная, наблюдения наших предков за особенностями природы.

-Женщины пекут из теста жаворонки, а дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое  и сухое место – подоконник,

забор, ветви  деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку.

Дети берутся за руки, становятся в хоровод, исполняют песенку:

                  Весна – красна,

                  На чем пришла?

                  - На крутику, на хомутику,

                  На сохе, на бороне,

                  На седой бороде.

                   - Кулички – жавороночки,

                  Прилетайте к нам на ладонечки

                  Овес клевать.

Как вы думаете, ребята, услышали птички нашу зазывную песенку? Ну а если некоторые еще в пути, далеко от нас, им нашу песенку передадут птички, которые сегодня здесь, у нас на празднике.

- А жаворонки потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне, о весне.

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

Презентация "Встреча пернатых друзей

Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Альбом фотографий "Встречаем пернатых гостей"

Весной возвращаются в родные края птицы. Ребята 1 класса вместе со своими родителями решили помочь пернатым друзьям  и сделали для них домики, которые развесили на территории школы....

Проект "Встречаем пернатых гостей"

Проект разработан для проведения в классе или небольшой школе. Цель: изготовить скворечники и разместить их в поселках, в лесу, на территории ОУ...