Урок - игра "Осень - припасиха"
классный час (1 класс) на тему

Лахминова Галина Николаевна

Урок составлен по мотивам русского фольклора и славянской мифологии для учащихся 1 класса. Хотелось познакомить детей с истоками народного творчества, традициями народа. О народных обычаях, играх лучше всего расскажут герои славянской мифологии и народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen-pripasikha.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра в 1 классе.

Осень-припасиха.

Цель.

- Познакомить учащихся с  обычаями древних славян праздновать окончание осенних работ в поле, саду песнями, хороводами,

- разучить старинные игры.

1 ученик.        Сбросили ромашки белые рубашки.

                Верная примета, что уходит лето.

                Не хотят, как видно, умницы-ромашки,

                Чтобы дождь осенний намочил рубашки.

2 ученик.        Вьётся в воздухе листва.

                В желтых листьях вся земля.

                У окошка мы сидим и наружу.

                Шепчут листья: «Улетим!».

                И ныряют в лужу.

3 ученик.        Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень.                Принесла я вам муки.

                Значит будут пироги.

                Принесла вам гречки-

                Каша будет в печке.

                Принесла вам овощей

                И для супа и для щей.

Рады ли вы грушам?

А уж яблоки, что мед,

На варенье и компот.

Принесла и меду

Полную колоду.

        Здравствуйте, уважаемые участники игры. По календарю у нас последний месяц осени -ноябрь. Какие еще осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей). Мы сегодня поиграем, узнаем много нового, разгадаем загадки. Еще древние славяне, когда заканчивали работы в поле, собирались на праздник. Они водили хороводы, пели песни, дарили богам подарки, чтобы боги каждый год богатый урожай людям приносили.

Лесовик.        На всей Земле люди верили, что их окружают добрые и злые духи. Я – дух леса, его хозяин. На Руси меня называли по-разному: Леший, Лесной царь, Лесовик, Лесной дедушка, Лешак. Леший – не злой дух, но любит проказничать, шутить. То водить по лесу начинает, то туману напустит. Люди приносили Лешему хлеб с солью, кашу, блины, пироги. Люди спрашивали разрешения войти в лес, старались не шуметь, не ломать веток.

Житный.        Я живу в поле, дух урожая – Житный. Что вам напоминает это слово? (Ответы детей). Жито – это Хлеб, Жизнь. Я люблю честных трудолюбивых людей. Кто много труда вкладывает, тот с хлебом всю зиму. Мне люди тоже подарки оставляли: в поле несколько несрезанных колосков, в саду – яблок, на току – горсть зерен.

Учитель.        Мы сейчас пойдем в лес. Лесовик обещал нам показать много интересного. Готовы?

Физминутка.        Выходим из дома. (топают ногами)

                Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами).

                Впереди река, идем  по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).

                По деревянному мосточку переходим через речку (хлопки ладонями по коленям).

                Речку перешли и снова  идем по песочку (трут ладонью о ладонь).

                А теперь по листьям (скользящие движения ногами).

                Впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

                А вот и лес. Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

                Скажем громко: «Мы в лесу!».

1 задание. Лесовик раздает карточки. Заменив одну букву в слове, мы получим название дерева.

ЗУБ (ДУБ)                            ЛУПА (ЛИПА)                    КЛИН (КЛЕН)    

КАФТАН (КАШТАН)          СЛАВА (СЛИВА)               ЛИМАН (ЛИМОН)    

2 задание. Игра «Грибное лукошко». Отгадай загадку и найди нужный гриб.

                У меня нарядный вид,

Но я очень ядовит.

 Я сигналю всем в округе –

                Брать меня не надо в руки.

                Яркий, будто светофор,

                Называюсь ……… (мухомор).

                Ходят в рыженьких беретах,

                Осень в дом приносят летом.

                Очень дружные сестрички

                Золотистые …… (лисички).

                В лесу на лужочке

                Гнилые пенечки.

                На каждом из них

                Много братьев лихих.  (опята)

                Есть старуха вредная,

                На ней шляпа бледная,

                А нога в ботинке,

                На чулке шерстинки,

                Вокруг ворота

                Распорото;

                Кто к ней прикоснется,

                Тот не проснется …. (бледная поганка)

                Я в красной шапочке расту

                Среди корней осиновых.

                Меня увидишь за версту,

                Зовусь я ….(подосиновик).

Учитель.         В лесу не только грибы, но и других загадок много.

                

Посмотри на колобок,

                Он румян и краснобок.

                Но не рви его до срока –

Из него не будет прока.

А когда наступит срок,

Раскуси – и брызнет сок.

Видно очень далеко

Наливное ….. (яблоко).

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (черника)

Очень густо он растет,

Незаметно он цветет.

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажках, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки.   (орешник).

Лесовик.        Спасибо, ребята.  Вы много о лесе знаете.  Приходите в лес. Я с вами всегда дружить буду.

Учитель.         Спасибо и тебе, Лесовик. Поиграй с нами в народную игру «Жук-жучище».

Ученики.         Туча, ты туча,

                Пролейся дождем,

Мы давно тебя ждем!

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай,

Будет славный урожай,

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица,

В огороде лук, бобы,

В лесу ягоды, грибы,

А в саду зеленый хмель,

Лей-ка, дождик, целый день!

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

Житный.        Фу! Накликали дождя. Весь промок. Обижусь и уйду, если веселить не станете.

Учитель.        Не уходи, Житный. Нам дождь не помеха, а урожаю только на пользу. Вот послушай, что ребята о хлебе знают, да поиграй с нами.

К хлебу всегда было уважительное отношение. Резал хлеб самый уважаемый человек, резал его стоя, ровными ломтиками, не спеша, прижимая к груди. Крошки собирали в ладошку и съедали их в знак уважения к хлебу. «Хлеб да соль» желали хозяева дома гостям. Отсюда и пошло название хлебосольные, значит, очень щедрые хозяева.

ВИКТОРИНА О ХЛЕБЕ.

- Что такое хлеб? Каким он бывает?

- Какой хлеб, черный или белый, считают русским национальным блюдом?

- Как называется хлеб, которым угощают гостей?

- Что на сковородку наливают, потом вчетверо сгибают?

- В какой русской народной сказке случилось так: «Посеял раз мужик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то пшеницу мять да таскать…»?

- Вспомните другую сказку: «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями. По бокам узоры печатные, сверху города с заставами». «А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб! Только в праздники его есть!» Кто этот хлеб испек?

- Кто в сказке не велел садиться на пенек и есть пирожок?

- Почему каравай так назван?

ИГРАЕМ В «КАРАВАЙ».

        По окончании игры выходит девочка. В руках каравай на рушнике.

                

                Вот он хлебушко душистый,

                С хрусткой коркой завмтой.

                Вот он теплый, золотистый,

                Ясным солнцем налитой.

                В каждый дом, на каждый стол

                Он пожаловал, пришел.

                В нем здоровье наше, сила,

                В нем чудесное тепло.

                Сколько рук его растило,

                Охраняло, берегло.

                В нем земли родимой соки,

                Солнца свет великий в нем.

                Уплетай за обе щеки,

                Вырастай богатырем.

Житный.        Хлеба испекли, за капустники взялись. Из дома в дом ходили подружки, чтобы помочь нарубить капусты на зиму. А парни просто так приходили, гармошку, балалайку приносили, развлекали работниц.

Хозяйка.        Заходите, гостюшки дорогие! Для дорогого гостя и ворота настежь.  Добрый гость всегда в пору. Гостю в переднем углу место.

                Мойте рученьки свои белые,

                Да берите кочаны спелые!

Кто пироги любит есть,

                Для того здесь работушка есть:

                Тебе – кочаны носить,

                Тебе – их резать, тебе – солить,

                Тебе – их мять

Да в бочку толкать.

Вот и вся работа.

Физминутка.        Мы капусту рубим, рубим.

                Мы морковку трем, трем.

                Мы капусту солим, солим.

                Мы капусту мнем, мнем.

Сорока.        Сорока, сорока,

                Сорока-белобока

                Кашку варила,

                На порог скакала,

                Гостей созывала.

                Гости как узнали,

                Сразу прибежали.

                Что такое каша?

                Может скажет Даша,

                Саша иль Наташа?

                Что такое каша? (ответы участников игры)

Учитель.        Какие бывают каши? (Манная, пшеничная, овсяная, пшенная, кукурузная)

Кашей на Руси называли свадебный пир. Кашей называли и блюдо из овощей.

Хозяйка.        Да, да. Тыквенная каша, каша из репки. Вкусные да полезные.

ИГРА «ЛОЖКИ».        Кашу мы варили,

                Ели, да хвалили.

                Маленькой Дуняше

                Не хватило каши.

                Ты не плачь, Дуняша,

                Будет тебе каша.

                Погоди немножко,

                Принесу я ложку.

Хозяйка.        Каши поели, поиграли, пошумели,

                Загадки отгадали, Сороку повидали.

                До свидания, ребятки! Ешьте больше каши сладкой,

                Хлеба печеного: белого и черного,

Пирогов пышных с капустой, с вишней.

                Яблоками угощайтесь. Здоровья набирайтесь!

Участники игры получают угощение: кусок черного хлеба, яблоко, сок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Осень-припасиха"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов и их родителей...

Праздник "Осень-припасиха"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов и их родителей...

Праздник "Осень-припасиха"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов и их родителей...

Праздник Урожая "Осень-припасиха"для 1-2 классов.

Традиционное мероприятие в двух вариантах. Сценки костюмированные. Музыкальные сценки дети сами поют. Конкурсы можно подобрать по своему усмотрению....

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок - игра "Осень - припасиха"

Урок составлен по мотивам русского фольклора и славянской мифологии для учащихся 1 класса. Хотелось познакомить детей с истоками народного творчества, с традициями  народа. О народных обычаях, иг...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...