"Наш дом - планета Земля"
методическая разработка (4 класс) по теме

Кривченко Людмила Назаровна

 Внеклассное мероприятие  для учащихся 4-х классов направлено на развитие экологической этики и воспитание любви к родной природе. Презентация "Исчезнувшие животные", подборка стихов, песен, частушек на экологическую тему помогают детям задуматься о бережном отношении к расительному и животному миру планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy._nash_dom_-_planeta_zemlya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Экология. Внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов «Наш дом – планета Земля».

Подготовила Кривченко Л. Н.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края

Цели и задачи:

  1. Развитие экологической этики учащихся.
  2. Формирование чувства сопричастности  к происходящему вокруг.
  3. Воспитание любви к Родине.  

Оборудование и оформление:

  1. Рисунки учащихся на тему: «Планета заболела».
  2. Презентации «Исчезнувшие животные»
  3. Экологические знаки.
  4. Красная книга Краснодарского края.
  5. Кормушки для птиц.
  6. Выставка книг о природе родного края.
  7. Белые журавлики, сделанные в технике оригами, для каждого гостя мероприятия.
  8. Реквизит для сценок.

Ход мероприятия.

На фоне лирической музыки звучит стихотворение С. Смирнова «Есть просто храм…»    

  1. Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

Учитель.  Дорогие гости! Мы рады видеть всех, кто пришёл к нам, чтобы сказать слова любви и благодарности родной природе. Солнцу, которое дарит нам своё тепло; голубому небу, в неоглядную высь которого смотрим мы с замиранием сердца; цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной.

   Мы с вами живем в 21 веке. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, медицины, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

    Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт.

  1. Как часто в суматохе дел

Природы красоты не замечаем.

Таков уж, скажите, людской удел:

Всё о богатстве и о роскоши мечтаем.

Всегда чего-то мало, больше надо.

Всё носимся, меняя злато по грошам.

Людской поток, как обезумевшее стадо,

Всё рвётся, а куда не знает сам.

      Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

     Каждый из нас может внести вклад в общее дело по охране природы, но человек идёт вперёд и не задумывается, какой след он после себя оставит. А давайте оглянемся назад и увидим, что оставляем после себя.

Частушки на экологическую тему.

Раньше, люди говорят,

Был у нас красивый сад.

А теперь на месте том

Тонны мусора кругом.

                          Выйду я на улицу,

                          Вижу, небо хмуриться:

                          Тут заводы задымили,

                          Посижу лучше в квартире.

В парке нашем у реки

Пели раньше соловьи,

А теперь одно слыхать:

«Мусор надо убирать!»

                           Вот под кустиком пакетик,

                           Он хорошенький такой.

                           Только бросил тот пакетик,

                           Видно, человек плохой.

На полянке на лесной

Слёт туристов был весной.

Целый месяц с той полянки

Убираем банки-склянки.

                           Много-много лет назад

                           Был у нас прекрасный сад,

                           А сегодня в том саду

                           Кучу мусора найду.

Под горой стоит берёза,

Грустно так качается.

Ветки ей пообломали –

И вот она печалится.

                            Были летом на рыбалке,

                            Рыбы там не видели.

                            В речку мусор накидали,

                            Речку тем обидели.

Если б только все мы знали,

Как природу защищать:

Жить бы сразу лучше стали,

Свежим воздухом дышать.

                             Если б не было деревьев,

                             Не было бы палки.

                             Если б мусор не кидали,

                             Не было бы свалки.

  1. Стали люди сильными, как боги,          Кромсаем лёд,

И судьба Земли у них в руках.               Меняем рек теченье,

Но темнеют страшные ожоги                Твердим о том, что дел невпроворот….

У земного шара на боках.                      Но мы ещё придём просить прощенья                      

Мы давно освоили планету,                  У этих рек, барханов и болот.

Широко шагает новый век.                   У самого гигантского восхода,

На Земле уж белых пятен нету,            У самого мельчайшего малька…

Чёрные сотрёшь ли, Человек?               Пока об этом думать неохота.

                                                                  Сейчас нам не до этого

                                                                              Пока                                                                  

                                                                              Аэродромы, пирсы и перроны

                                                                              Леса без птиц и реки без воды…

                                                                              Всё меньше – окружающей природы,

                                                                              Всё больше – окружающей среды!

Видеозаставка о будущем Земли.

Учитель. Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на мир животных и растений привело к тому, что флора и фауна нашей планеты быстро изменяется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

   Презентация «Исчезнувшие животные». Комментируют слайды ученики.

1 слайд. Странствующий голубь.

   Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедию завершило проведение в глубь континента железных дорог и телеграфа. Последний странствующий голубь был убит в 1899 году. А живший в неволе в зоологическом саду города Цинциннати (США) странствующий голубь по кличке Марта умер 1 сентября 1914 года. В американском штате Висконсин местное орнитологическое общество установило мемориальную доску с надписью: «В память последнего винсконского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».

2 слайд. Тур.

     Тур – дикий предок домашнего быка – жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 году. Это красивое животное было объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново собрать воедино, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И им это удалось: было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не настоящий дикий тур, а лишь порода домашнего скота.

3 слайд. Дикая лошадь.

   Лошадь Пржевальского – последний ныне живущий представитель диких лошадей, была полностью истреблена в природе к 70-80-м годам двадцатого века, и тем что вид не исчез с Земли, человечество обязано зоопаркам. Раздробленность популяции, близкородственные скрещивания и утрата большого количества лошадей в результате двух мировых войн, привели к катастрофическому положению вида - к 1945 году в неволе оставалось только 12 особей, способных к размножению. Ценой невероятных усилий, предпринятых мировым сообществом и, в первую очередь советским (российскими) учеными, в настоящее время на планете насчитывается приблизительно 1700 особей данного вида.

 4 слайд. Птицы моа.

     Гигантские бескрылые птицы моа вымерли, по всей видимости, еще до того, как знаменитый Кук добрался до Новой Зеландии. Часть исследователей  считает, что всему виной — хищническое истребление этих птиц аборигенами, другая убеждена, что причина гибели моа лежит в изменении климатических условий на островах.

Учитель. Часто человек, проживая свою жизнь, даже не задумывается о том, какой вред приносят природе его необдуманные поступки.

Сценка «Защитим русскую выхухоль!»

Учитель. Ребята, птицы так же, как и животные, нуждаются в вашей заботе и внимании. Особенно зимующие, ведь им так недостаёт корма в холодные зимние дни. Как мы можем им помочь?

Песня «Раненая птица»

  1. Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев.              Птицы, рыбы, звери

                В души людям смотрят.

                Вы их жалейте люди!

                Не убивайте зря!

                Ведь небо без птиц – не небо!

                А море без рыб – не море!

                А земля без зверей – не земля!

 

 2.        Люди – исполины, люди великаны,

            Есть у вас винтовки, сети и капканы,

            Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

            И должно быть сердце.

            Сердце человечье!  

Припев.

  1. Не верю, что звери не говорят,

Что думать не могут птицы,

Что только инстинкты у рыжей лисицы,

И пчёлы не знают, что чудо творят.

Учитель. Ребята, к сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы они нам сказать.  Вот Лесная книга жалоб. Отгадайте, кто оставил в ней свои жалобы.

Жалоба 1.

      Мы такие крошечные, что самая маленькая хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома.

       Вы пройдёте мимо, ногой в наш дом ударите, а нам начинай всё сначала. Для вас забава, для нас беда!

                                                                             Лесные рыжие муравьи.

Жалоба 2.

        Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая!

        Траву мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

        Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

                                                                              Бывшая лесная полянка.

Жалоба 3.

     Жалуемся на слишком жалостливых пап, мам и деток. Когда мы вылетаем из гнёзд, то рассаживаемся поодиночке. Сидим себе в траве или в кустах и тихонько пищим. Ждём, когда наши мамы и папы нам вкусного червячка принесут. А жалостливые люди думают, что мы остались совсем одни без мамы и папы, что мы сиротки, и забирают к себе домой.

                                                                              Птенчики.

Жалоба 4.

      Страшнее кошки зверя нет! Жалуемся на кошек. Нет больше терпения! Хватают без разбора и старого, и малого. Съедят и сидят себе на солнышке, глаза закрывают. Лапкой умываются. Смотреть противно.

       И что только хозяева этих кошек думают! Мы им песни поём, гусениц в садах и огородах поедаем, а они для нас пальцем пошевелить не хотят.

                                                                              Ласточки, воробьи, скворцы.

Жалоба 5.

       Жалуемся на ребят, которые снимают с деревьев гнёзда. Сколько из-за этого разбивается яиц. А ведь каждое яйцо – Это будущая птица!

                                                                              Птицы.

Учитель. Растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи и строительных материалов, сырьём для производства лекарств и одежды…..  В последние годы исчезают не только животные, но и растения. Давайте подумаем, почему это происходит?

 

  1. На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

     

  1. Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их.

И бездумно, безжалостно рвали.

     

  1. В нас молчало суровое: «Стой!»

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

  1. И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно ромашки глядели.

       

  1. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Учитель. Ребята, а что мы можем сделать, чтобы не опустели поляны, а наша планета стала краше?

Украшаем макет планеты Земля цветами из бумаги.

Учитель. Украсить Землю цветами – хорошая идея, но этого мало. Экологических проблем в наши дни  очень много.

  1. Моя планета – человечий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу…»

Вот она летит, маленькая такая.

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет.

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь розовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Учитель. Ребята,  наша жизнь, жизнь всего человечества, зависит от сложившегося в природе равновесия, а мы (на собственную погибель) постоянно наносим ей ущерб. Но к великому счастью есть на земле неравнодушные люди, которые …….. Что делают люди по спасению природы?

     Дети говорят о мерах принимаемых человеком  по охране природы.

Учитель. Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году,  начал собирать данные о редких исчезающих видах. В 1963 году вышел в свет первый том «Красной книги фактов». В 1972 году книг было уже пять: в них вошли 236 видов млекопитающих, 287 видов птиц, 36 видов земноводных, 119 видов пресмыкающихся, а также рыбы и растения.  В этих книгах говорится о каждом растении и животном кратко, но точно сказано всё: насколько бедственное их положение, где встречаются, по каким причинам исчезают. Но главное - что нужно сделать, чтобы уберечь их от вымирания.

  1. «Заповедник» – это слово

Всем и каждому знакомо.

В нём животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых,

Водоёмов и болот.

Вся природа здесь живёт

Под охраной человека

Много лет, от века к веку.

Учитель. В нашем крае есть заповедник. Как он называется? Кого охраняет?

 Правила поведения  в природе.

Дети выходят с экологическими знаками и комментируют их.

- Не разжигай костры, где попало.

- Не оставляй на лесных полянах, у ручья мусор. Будь человеком!

- Помни, что :

Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет!

Консервная банка – более 30 лет!

Полиэтиленовый пакет – 200 лет!

Стекло – 1000 лет! А, может, станет причиной пожара!

- Не будем срывать цветы!

- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

- Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

- Не будем обижать лягушек и жаб!

- Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

- Не будем разорять птичьих гнёзд!

 Песня « Не дразните собак».

12. «Про всех на свете». Б. Заходер.

 Все – все, все на свете,

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны-

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если кто-нибудь

Лишним окажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все – все, все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

  1. «Давайте дружить». И. Мазин.

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

А поле – с плугом,

Как ветер – с морем,

Трава – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна

Что будет делать

Без нас она?

 

Песня «Берегите природу» на мелодию песни «Вместе весело шагать».

Припев:

Ну, зачем, скажите, нам губить природу,

Губить природу, губить природу!

Ведь не станет жить нам лучше год от года,

Год от года, год от года!

1 куплет.

А цветы, трава, деревья, реки, птицы –

Всё в природе на века пусть сохранится.

Очень многое зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даём такой наказ…

Припев:

Берегите травы, речку, лес и поле,

Лес и поле, лес и поле!

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Птиц в неволе, птиц в неволе!

2 куплет.

Посмотрите, как красиво всё кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом!

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

Припев (как второй)

3 куплет.

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

И, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое –

Будет легче на Земле нам жить с тобою!

Припев (как первый).

Вместе. Вас просим:  Берегите эти земли, эти ветры!

                                     Даже малую былиночку любя,

                                     Берегите всех зверей внутри природы,

                                     Убивайте лишь зверей внутри себя!

Викторина о животных и растениях.

Викторина «Лесные звери»

1.  Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)

2. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)

3. С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)

4.  Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)

5.  У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)

6.  Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

7. Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)

8. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)

9. Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)

10. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)

11. Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)

12. Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.

13. Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)

14. Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)

15. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Викторина «Растения»

1. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

2. Из какого дерева делают лыжи? (Из березы.)

3. Какое дерево цветет первым? (Ольха.) А, какое - последним? (Липа.)

5. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

7. Из чего делают пробки? (Из пробкового дуба и амурского бархата.)

8. Что можно получить из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)

9. Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)

10. Не сучок, не листок, а на дереве растет. (Мох.)

11. Пока дети — каждый в берете, повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)

12. Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)

13. Какое дерево живет дольше других? (Дуб.)

14. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осины.)

15. Какое дерево называют поющим? (Ель.) Почему?

16. Какие деревья цветут до появления листьев? (Ива, осина.)

17. Какие деревья называют медоносами? Назови их. (Липа, клен, ива, рябина, яблоня.)

Заключительное слово.

Ребята, какой вывод вы для себя сделали? Почему нужно беречь окружающую нас природу?

14. Пусть живёт с человеком природа

Как с хорошим соседом всегда.

Будут чистыми для народа

Луг и поле, земля и вода.

15. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

16. Мир, полный сказочных цветов.

Мир с дивным шорохом ветров.

Мир с чудной песней соловья,

Мир с чистым голосом ручья.

Весь мир – твой.

Земля – твоя,

Солнце – твоё.

Так живи и будь счастлив,

Человек!

Каждому гостю вручаем белого журавлика.

Литература

Газета для учителей начальной школы «Педсовет» № 7, 2009 год, стр.15 - частушки

Газета для учителей начальной школы «Педсовет» № 8, 2007 год, стр.6, 10. –стихи

Газета для учителей начальной школы «Педсовет» № 3, 2009 год, стр. 7 – сценка про выхухоль

http://domovenok-as.ru/ - викторина о растениях и животных

         

           

         

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш дом - планета Земля. Праздник, посвященный Дню земли.

Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то хотя бы свою комнату. Но почему-то переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже ...

Вода на планете Земля.Реки Земли. (по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс )

Проектная работа по окружающему миру в форме презентации к уроку....

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Проверочная работа по окружающему миру "Планета земля" 2 класс УМК Планета знаний

Проверочная работа в формате теста для проверки знаний после изучения темы "Планета земля" по следующим разделам:1. Космос2. Земля3. Глобус4. Изучение поверхности Земли...

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...