Сценарий экологического праздника для учащихся 1 - 2 классов "Берегите первоцветы"
классный час (1, 2 класс) на тему

Бухгамер Ольга Александровна

В сценарий экологического праздника "Берегите первоцветы"  вошли стихи о весне моего отца Лебедева А.Н., "Цветочные загадки" Нины Агошковой и других авторов. В ходе праздника дети в ненавязчивой форме получили незнакомую информацию о первоцветах,  повторили то, что знали. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Солтонская средняя общеобразовательная школа

Берегите первоцветы

Экологический праздник для учащихся 1 – 2 классов

Подготовила и провела учитель начальных классов

Бухгамер Ольга Александровна

2015г

Акция в защиту первоцветов                                      

Цель: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру у детей школьного возраста.

Задачи:

- знакомство с мероприятиями по охране первоцветов;

- вовлечение школьников в активную экологическую деятельность по сохранению и защите  раннецветущих растений;

-изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу РФ

Слайд  1

Ведущий:        Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на нашем весеннем празднике! (Слайд 2)

Весна! Как много значит это слово!

В нем сотни слов других берут исток:

Весна – рожденье жизни новой.

Весна – целебных сил поток…

Весна – капель, весна – снегов горенье,

А в нем – ручьев неукротимый бег…

Весна – и птиц немолкнущее пенье,

И бурные, как жизнь, разливы рек. 

Весна! …Весна – природы пробужденье,

Багрянец зорь…и в рощах соловьи.

Весна – поэта новое творенье…

Весна, ты – юность вечная Земли !      

(Автор  А.Н. Лебедев.)

1. Ученик: (Слайд 3)

Морозов и метелей

Хоть не прошла пора,

Но в окна к нам и в двери

Уже стучит весна.

И всюду зазвенели

Волшебные ключи –

Весенние капели,

Весенние ручьи.  

(Автор  А.Н. Лебедев.)

Весна: (Слайд 4 )        

Я весна – красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу.

Ведущий:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?   (Март) (Слайд 5)        

Март:

Еще не кончались морозы,

И вьюги тоже не прошли,

Но март настал, и с крыш, как слезы

Капели звонко потекли.

С утра да в ночь мороз крепчает,

Но днем бессилен он с весной.

Весна идет! Весна вступает

В борьбу с суровою зимой.

Вспотели горы и пригорки,

Ручьями катится с них пот.

Лишь к вечеру хрустальной коркой

Мороз их на ночь закует.     (Автор  А.Н. Лебедев.)

СЛАЙД 2

Ведущий:        Да, не хочет Зима сдавать свои позиции, но…

Лучами солнца снег весна вспорола

И поит землю талою водой,

Взломала лед на реках и озерах,

Пахнула первой травкой молодой.     (Автор  А.Н. Лебедев.)

Ребята, отгадайте загадку: (Слайд 6)        

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.      (подснежник)   (по щелчку на слайде 6)

Ведущий: Все растения, которые появляются на проталинках  ранней весной, называют первоцветами.

 Они первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называют подснежниками.  Почему же первоцветы  проявляют такую нетерпеливость, пробуждаясь от зимнего сна раньше других растений?  Ведь еще совсем холодно, зачем так спешить? Все дело в том, что эти цветы очень любят яркий весенний солнечный свет. Поэтому и  спешат расцвести, пока их еще не накрыла тень от распускающихся листьев деревьев, кустарников и трав-соседей. А еще, земля после схода снега очень насыщена талой водой, которую так любят   растения.

Стихотворение З.Александровой "Подснежник"

2. Ученик: 

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора.

3. Ученик: 

И вылез... А кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

 "Уж больно тонок ты, дружок!"

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

4. Ученик: 

Он падал, заносил дорожки...

Опять зима, а не весна.

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

5. Ученик: 

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему.      

(Автор С. Красиков)

6. Ученик: 

Я подснежник рвать не стану:

Он один на всю на поляну.

Пусть растет, красуется,

Ясным днем любуется.        

7. Ученик: 

Пробьются сквозь валежники
Росточками мечты
Жемчужные подснежники –
Молочные цветы.

Бутоны белоснежные
Домой не унесу! –
Не собирай подснежники:
Пускай растут в лесу!  

(Автор  Александр Савостьянов)

Ведущий:

 За мартом приходит следующий весенний месяц: 

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?   (Апрель). (Слайд 7)        

Апрель:        

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.        

В апреле почки набухают,
И слышен тихий звон капель.
Деревья ветки распускают,
Встряхнула зеленью и ель.

8. Ученик: (Слайд 8)        

Солнце встало рано-рано.

Посмотри, как хорошо кругом,

Мы выходим на поляну

Песенку веселую поем.

Здесь кудрявые березки

И зеленые кусты,

Скачут белочки-подростки

И везде растут цветы.

Ведущий: Ребята, какое травянистое растение без листьев цветет? Догадайтесь, о  каком растении идёт речь в стихотворении: (Слайд 9)   

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого  цветочка

Временно листочков нет.  (Мать и мачеха)  (по щелчку на слайде 9)         

За что его так прозвали?
     

Этот цветок можно увидеть повсюду: на берегах рек, у заборов, на пригорках. Цветки этого растения похожи на одуванчик, но гораздо меньше и зацветают раньше. Но самое главное, цветки мать-и-мачехи распускаются  до того, как появятся  листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – это мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать-и-мачеха.

Мать-и-мачеха: 

У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Жёлтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдёт,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.

(Автор Алёна Полетаева)

Ведущий: А это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров. 

Что за чудо за цветок –

Нежный белый лепесток

С ветерком играет,

Дубраву украшает?  (Слайд 10 )     (Ветреница) (по щелчку на слайде 10)

(Слайд 11 – ветреница )   

Ведущий: Отгадайте ещё одну загадку:

Фиолетовый цветок

И пушистый стебелёк.

Тихий нежный перезвон

Так и клонит, клонит в сон…(Слайд 12)      (Сон – трава или прострел)  

 Корень сон-травы обладает снотворным действием. Поэтому его так и называют.

9. Ученик: 

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова
.      ( И. Токмакова «Усни-трава»)

Ведущий:

Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?  

 (Первоцвет или примула) (Слайд 13)   

10. Ученик: 

Первоцвет весенний,
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

Ведущий:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?      (Май) (Слайд 14)   

Май:        

Дружно лопаются почки.

Появляются листочки.

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

 Ведущий:        

О каком растении идёт речь? Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки. (Слайд 15)   

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

Даже ночью муравьишка                        

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари            

Освещают фонари.                            

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.      (Ландыш майский) (по щелчку на слайде 15)

Ландыш:        

Родился ландыш в майский день.

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг.        

Ведущий: (Слайд 16)   

А это растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик».

Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.  

Цветочек забавный

Цветёт под осиной:

Был красным недавно,

Теперь уже синий.  

Шмель цветку очень рад:

Ах, медовый аромат!  

И цветки красивые –

Розовые, синие!  (Медуница) (по щелчку)

Ведущий: Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Медуница:
Медуница, медуница! –
Майского денька сестрица
Сине-розовое чудо,
Появилось ты откуда?
– Напиталась я землею,
Талой снеговой водою,
Только ты меня не рви!
Полюбуйся, посмотри
На зелёные листочки,
На малютки – на цветочки.
И понюхать тоже можно,
Только очень осторожно!
Чувствуешь, как пахну сладко? –
Хоть совсем не шоколадка.
Расцвели мои цветы
Здесь в лесу для красоты.

Ведущий: О каком растении идёт речь: (Слайд 17)   

Как гусята разбежались

Жёлтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки!    (Гусиный лук) (по щелчку)

Ведущий:  А ещё в весеннем лесу можно встретить Адонис (горицвет весенний)

Людмила Шмидт. «Горицвет» : (Слайд 18)   

11. Ученик: 

Шла весна неспешным шагом,
Одаряя мир теплом,
Под её лучистым взглядом
Расцветало всё кругом.

Оглядела луг зелёный...
Скучноват немного луг.
Набрала лучей в ладони
Разбросала, словно пух.

Засиял и заискрился
По-над лугом яркий свет,
В сочной зелени раскрылся
Красно-жёлтый горицвет.

Лепестки расправил гордо,
Нежным светом озарён,
Зазвенел: – Дин-дон! Дин-дон-до!
Я от солнышка рождён!

Ведущий:  Молодцы! Загадки  вы разгадали. А сейчас попробуйте вспомнить названия цветов, которые растут рядом с нами. (Слайд 19)   

Нина Агошкова «Цветочные загадки» (из серии "Доскажи словечко")

На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые...
(подснежники).

Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились
...(крокусы).

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие.
..(ландыши).

На опушке  - огоньки,
Целая  проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она  цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит … (мать-и-мачеха.)

Это прозвище недаром

У красивого цветка.

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет … (медуница)

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился ...
(одуванчик)

Март пришёл, звенит капель,

в гости к нам пришёл апрель.

А в лесу- весны привет

Вырастает …(первоцвет)

Давайте вместе полюбуемся ими! СЛАЙДЫ 20 - 22

Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

СЛАЙД 23

Звучит песня Ю. Антонова (клип):

 «Не рвите цветы, не рвите!

Пусть будет нарядной Земля!

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!»

12. Ученик: (Слайд 24)   

Не рвите полевые цветы!
Цветы украшают луга и леса...
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять...
Завянут букеты...    Погибнут цветы...
И больше не будет такой красоты!
13. Ученик: 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.              

14. Ученик: 

Маленький, нежный, пушистый
Сон-трава - подснежник молодой,
Хрупок он, как лед весенний.
Не срывай его, пожалуйста, постой!

15. Ученик: 

Не рвите цветы, не губите,
Любуйтесь природой осторожно!
Для детей и внуков сохраните
То, что еще сберечь возможно!

Ведущий: (Слайд 25)   

-Ребята, давайте повторим правила, которые нужно знать, когда вы отдыхаете на природе.   

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Ведущий:        А знаете, как можно сохранить красоту цветов, не срывая их?

16. Ученик: (Слайд 26)   

Василька срывать не стану

И ромашки золотой.

Лучше сразу всю поляну

Увезу к себе домой.

Прихвачу тихонько поле,

И в росе блестящий луг.

Поселю их в нашей школе,

Подарю тебе, мой друг.

17. Ученик: 

И когда чуть-чуть взгрустнется,

Снег весь мир заполонит,

Одуванчик улыбнется,

Колокольчик зазвенит.

Не завянет медуница,

Не погаснет мой букет.

Наше лето сохранится

На рисунке много лет…

Дети показывают свои рисунки и плакаты:

«Берегите первоцветы!»

Выходит весна (По щелчку на слайде 26)

Весна.

Люди всей планеты, берегите первоцветы!

 Берегите первоцветы!

 Нашу вечную красу,

 Пусть, как яблоневым цветом,

 Украшают землю всю!

Берегите первоцветы!

 Эти нежные цветы!

 Потому что первоцветы –

 Дарят радость и мечты! 

Все.

Пусть будет ярким мир вокруг –

 Для нас природа лучший друг!

Дети поют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» (Слайд 27)   

1. Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.        

Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала хрусталем роса.

2. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

3. Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.

Ах, как хочется со всеми нам дружить!

Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться

И сады в краю любимом будем мы растить!

Всем классам вручаются медали «Юные защитники природы»

Источники:

Загадки про цветы  http://detkam.e-papa.ru/zagadki/41/

Загадки про весенние месяцы http://ejka.ru/blog/zagadki/368.html#cut 

Стихи и загадки про мать-и-мачеху https://sites.google.com/site/pervocvety111/home/zadania/primula/stihi-i-zagadki-o-mat-i-macehe

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника" День леса"

Аннотация.Цель работы:1.Углубление экологических знаний у  детей.2.Воспитание у них гуманного отношения к природе,чувства ответственности за все живое на Земле. Задачи:1.Изучить литера...

Сценарий экологического праздника-сказки "Сохраним родную природу" (1-4 классы)

Замечательный праздник для всех учащихся начальной школы! Много сказочных героев, которые призывают учащихся к бережному отношению к окружающей природе. После этого мероприятия всем деткам хочется сде...

ДЕНЬ ЗЕМЛИ. сценарий экологического праздник

Шар земной, для одних ты – арбуз. На кускиРазрывают тебя и кромсают зубами,Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки,То хватают тебя, то пинают ногами.Шар земной для меня не арбуз и не мяч.Шар земн...

Сценарий экологического праздника "Живому-жить"

Сценарий экологического праздника "Живому-жить"...

Экологический праздник для учащихся начальных классов «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Показ актуальности проблем охраны окружающей среды, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности через осмысление сделанного....

Сценарий экологического турнира для учащихся и родителей «Мир природы требует защиты, мир природы требует любви»

Сценарий  экологического турнира для учащихся и родителей«Мир природы требует защиты, мир природы требует любви»                    ...