Жаворонки
методическая разработка на тему

Сценарий развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_razvlecheniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  РАЗВЛЕЧЕНИЯ

« ЖАВОРОНКИ»

Незадолго до развлечения учителю следует познакомить ребят с историей возникновения старинного праздника – дня весеннего равноденствия. Учащимся необходимо разъяснить, для чего наши предки выполняли те или иные действия в ходе праздника, почему важно помнить и чтить традиции своего народа. Благодаря беседе праздник для учащихся обретет свою смысловую окраску, станет понятнее.

Материал для беседы

Весенние праздники на Руси отмечались с марта по июнь, в разных местах по-разному. Либо они приурочивались к церковному календарю, либо праздники отмечали ориентируясь на погодные условия: «Как снег начнет тревожиться и тропинки почернеют…»

Весну ждали, звали, закликали, торопили – не только люди, но и вся природа, всякая живность:

Коровки ревут – на волю хотят,

Лошадки идут – они травки ждут,

Свинки хрючат – корешков хотят,

Овечки кричат -  они травки хотят,

Шелковой травы, ключевой воды.

Первая верная примета, что весна вступила в свои права, - прилет птиц: жаворонков, грачей, стрижей, ласточек и других.  А чтобы ускорить их прилет, устраивали своеобразный праздник для птиц, прозванный в народе «Жаворонки» в честь первой весенней птицы. Праздник приходился на день весеннего равноденствия – 22 марта.

Накануне праздника из теста лепили птичек: жаворонков, уточек,голубков, грачиков и других. Раскладывали им крылышки, распускали хвостик, вставляли глазки из сухих плодов черемухи, конопляных семечек и запекали в печи. Делались фигурки птиц и из глины. В праздник дети бегали по деревне, подкидывали глиняных или испеченных «жаворонков», при этом крича: «Жаворонки прилетели! Весна, весна пришла!» Затем, выбрав место повыше, забирались на крышу сарая, бани и закликали весну веснянками:

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

После этого «жаворонки» съедались, а одного зарывали в землю. Так делали, в частности, в Саратовской губернии.  Здесь же исполняли веснянку, в которой просили жаворонков быстрее прилететь, принести с собой весну красну, а зиму холодную унести.

Сценарий развлечения

Действующие лица:

Дети-чтецы – 6 человек.

Весна – учитель начальных классов.

Зима – взрослый.

 Пчела, Мальчик, Петька.

Оформление: зал украсить разноцветными лентами, на центральной стене висит солнышко с лучами, к нему «устремились» фигурки птиц из бумаги. В стороне стоит трон, покрытый голубой тканью.

Оборудование: три глиняные фигурки жаворонков, яркий, цветастый платок для Весны,  клюка для старухи-Зимы, ветка с «инеем» и ветка с зелеными листочками, золоченая коробка с двойным дном, «золотые ключи», корзина с печеньем-«жаворонками».

Звучит веселая русская народная мелодия.

Выходят трое детей, в руках у них глиняные фигурки «жаворонков», поднятые вверх.

1 ученик : Жаворонки, жавороночки!

                   Прилетите к нам, принесите нам

                   Лето теплое!

2 ученик: Унесите от нас зиму холодную!

                  Нам холодная зима наскучила,

                  Руки, ноги отморозила!

3 ученик:  Синички – сестрички, тетки – чечетки,

                  Краснозобые снегирюшки,

                Щеглята – молодцы, воры – воробьи!

                Вы по воле полетайте,

                Вы на вольной поживите,

                К нам весну скорей ведите!

Дети поют украинскую народную песню «Ой, бежит ручьем вода!». Русский текст Н. Френкеля.

4 ученик ( смотрит вдаль и весело кричит ): Ребята, весна идет!

Все дети: Весна, весна пришла!

4 ученик:  Красная весна, что нам несешь?

Весна ( издали): Красное лето, теплое лето!

Звучит русская народная мелодия.

В сопровождении птиц появляется Весна.

Весна: Звали ли меня, ребятки!

Дети:   Звали!

Весна: Ждали вы меня, милые?

Дети:   Ждали!

Весна: Ну вот и дождались! Жаворонки ко мне прилетели, весточку

            на крылышках своих принесли, что ждут меня с великим не-

            терпением.                

Дети: Здравствуй, матушка Весна, уж насилу дождались тебя!

           А на чем ты подошла к нам ?

Весна: Подъехала я, подошла: на сохе, на бороне,

          На вороненьком коне.

          Пришла с радостью, с огромной милостью:

          Со льном высоким, с корнем глубоким,

          С хлебом великим, большим и обильным!

Дети ( низко кланяются ): Милости просим, матушка Весна!

Звучит музыка. Дети водят хоровод вокруг Весны, задают ей один и тот же вопрос. Весна отвечает.

Дети:  Ой, матушка Весна, что ты нам принесла?

          Ой ли, да люли, что ты нам принесла?

Весна: Красным девушкам по шелкову платку.

          Ой ли, да люли, да по шелкову платку.

Дети.

Весна: Маленьким ребяткам да по красному цветку.

          Ой ли, да люли, да по красному цветку.

Дети.

Весна: Старичкам, мужичкам грибов, ягод по борам.

           Ой ли, да люли, грибов, ягод по борам.

5 ученик: Уж как мы рады тебе, Весна – красна!

               Зима-то нам надоела, хлеб и сено поела,

               Ручки-ножки познобила,

               Скотинушку поморила!

6 ученик: Спасибо птичкам, что весну ясную, весну красную при –

                 несли нам на своих крылышках.

     Выходят два мальчика.  

Мальчик ( толкая в бок приятеля ): Петька, ты рад весне?

Петька ( вытирая нос рукавом ):  А то! Конечно, рад!

Мальчик: И я рад: зима-то надоела, весь хлеб у нас  поела,

               Нет ни хлеба, ни картошки.

               Самовар стоит на окошке,

               Чай я выпил, сахар съел,

               Самовар на кол надел!

Петька ( сочувственно ): Да ну!

Слышится зловещая музыка, мальчики в испуге разбегаются, Весна обеспокоенно смотрит по сторонам.

Весна: Ой, ребятки, что-то холодом потянуло, даже не по себе  

           стало!  

Появляется Зима, в образе старухи, злобно стучит клюкой, замахивается на Весну, та пугается и закрывает лицо руками. Зима смеется и наступает на детей. 

Зима: Что, не ждали? Не ожидали? Почему меня не кликали?! Поче-

         му меня не гукали?! Рано, рано веселитесь, будет и на моей

         улице праздник!

Весна: Уходи,Зима, подобру-поздорову!

Зима ( стучит клюкой ): А вот не уйду!

Весна: Не уйдешь, так прогоним!

Зима ( замахивается клюкой ): Только попробуйте! Я вам покажу!

Весна: Ах, так! Ну ладно! Где пчелычки мои ярые,подружки мои

          верные?

К Весне «подлетает», жужжа, пчелка.

Весна: Ты, пчелынька, пчелка ярая!

          Ты вылети за море, ты вынеси ключики,

          Ключики золотые, я замкну зимоньку,

          Зимоньку студеную!

          Отомкну летечко, летечко теплое,

          Летечко теплое, лето хлебородное!  

Пчелка кивает головой и, жужжа, «улетает». Зима устраивается на троне.

Весна: Ну что, Зима, померяемся силой? Кто сильнее, тот и останется. Согласна?

Зима:  Тут и думать нечего, я старше тебя, значит, ума и мудрости у

         меня больше. Иди, девица, туда, откуда пришла.

Весна: И не думай, Зима, не уступлю тебе свои права, не бывать

          этому! Люди без меня голодать будут, вся живность погиб-

          нет. Ты, ведь, Зима, не добрая – злая, холодная, ни обогреть,

          ни согреть не можешь. А я к чему ни прикоснусь, все ожива-

          ет, все расцветает!

Зима:  Неправда твоя! Я золотом, серебром землю покрываю, да        

          людей в избы загоняю, чтобы по улицам без дела не слоня-

          лись…

Весна: Так давай покажем детям, кто из нас сильнее?

Зима:  А чего тут показывать? И так ясно, если только для забавы.

Весна берет небольшую веточку, кладет в «золотую» коробку, переворачивает несколько раз, раскрывает и вытаскивает веточку с зелеными листочками.

Весна: Видишь, Зима, ты веточку своим морозом сгубила, а я мерт-

         вую к жизни возвратила.

Зима (выхватывает ): Дай-ка сюда шкатулку свою и ветку тоже.

Кладет веточку в коробку, переворачивает и вытаскивает веточку, покрытую «инеем».

Зима:  Вот, полюбуйтесь, каково? Красота-то какая!

Весна в ужасе выхватывает из рук Зимы веточку, кладет опять в коробку, переворачивает и вынимает веточку, покрытую цветами.

Весна: Чуть опять не сгубила, не позволю тебе,Зима, зло творить!

          Убирайся, слышишь?!

Звучит музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля». Зима, отмахиваясь от невидимой пчелы, начинает нервничать, отступает назад, пятится, кричит.

Зима: Кыш, кыш, окаянные, ну ничего, я вам еще покажу, вы у меня

         попляшете и попоете…

Зима исчезает за дверью, слышится грохот, стук. Голос Зимы постепенно стихает. Слышится жужжание, появляется пчелка, в руках у нее «золотые ключики».

Весна: Пчелка, пчелычка ярая, спасибо тебе, помогла ты нам, смог-

           ла-таки Зиму ненавистную замкнуть!

Пчелка передает ключи Весне и приговаривает:

Маленькая пчелочка высоко летала,

Да у Бога пытала: «Отдай, Боже, ключи

От новенькой клети!

Зимушку заперти, летечко отперти!»

Весна ( показывает ключи ): Вот они, ключики заветные!

Весна обращается к солнцу:

Солнышко-ведрышко, выгляни, красное,

Из-за гор – горы!

Выгляни, солнышко, до вешней поры!

Видело-ль ты, солнышко, красную весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко, старую Ягу,

Бабу-ли Ягу – ведьму-зиму?

Как она, лютая, от весны ушла, от красной бегла,

В мешке стужу несла, холод на землю трясла,

Сама оступилась, под гору покатилась.

С праздничком вас, ребятки дорогие, примите мое угощение.

Весна раздает детям печеных «жаворонков».

Весна:  Ну что ж, пора мне, нужно лето отыскать да отомкнуть его,

           скоро его черед настанет. Прощайте, ребята!

Весна уходит. Звучит русская народная мелодия. Праздник завершается чаепитием.

 

                                                 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковое занятие по технологии "Работа с солёным тестом. Жаворонки"

Это занятие проводится накануне дня весеннего равноденствия (21 марта), так как день этот в православном календаре носит название "Сороки". В этот день прилетает большинство птиц. Занятие проводится в...

Методическая разработка по теме "Жаворонки весну кличут"

Методическая разработка по теме  "Жаворонки весну кличут"...

Программа вокального кружка "Жаворонок"

Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....

Праздник «Жаворонки»

Праздник «Жаворонки» - Русские традиции...

Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)

Урок русской грамоты в 1 классе по теме "Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)" Цель данного урока: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно з...