В.Сутеев - писатель, художник.
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Внеклассное занятие, посвященное творчеству В.Сутеева для учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suteev.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Учитель  Лазуненко Светлана Николаевна

ГБОУ  школа №43

Класс  1

Ресурсы занятия  

компьютер, мультимедийный проектор, экран

выставка книг В.Сутеева и книги С.Михалкова, С.Маршака и др.авторов, проиллюстрированные В.Сутеевым

Тема: «В.Сутеев - писатель, мультипликатор»

Цель: создать условия для развития потребности в систематическом самостоятельном чтении, обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию художественной литературы.

Задачи:

  • учить находить информацию в разных источниках;
  • учить планировать свою деятельность;
  • развивать умение работать в группе.

Планируемые результаты

Предметные

иметь представление об авторе В.Сутееве, его художественных произведениях, персонажах сказок;

определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

оценивать поступки героев сказок В.Сутеева;

драматизировать сказку.

Метапредметные

находить информацию в разных источниках;

действовать в соответствии с планом;

договариваться в процессе групповой работы;

выполнять различные роли

(лидера исполнителя) при работе в группе.

Личностные

проявлять интерес и желание познавать во время чтения и слушания литературных произведений;

оценивать свой вклад в деятельность группы.

Подготовительный этап к занятию

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает рассмотреть книги, предположить, чему будет посвящено занятие, назвать тему занятия.

Рассматривают книги, высказывают предположения, выслушивают одноклассников, приходят к единому мнению.

Организует посещение учащимися школьной библиотеки, с целью выбора книги для самостоятельного чтения в соответствии с названной темой занятия.

Посещают школьную библиотеку, выбирают книгу В.Сутеева для самостоятельного чтения.

Организует беседу по прочитанным произведениям:

назвать понравившуюся сказку, перечислить героев сказки, оценить поступки героев.

Выражают эмоциональную оценку прочитанного произведения, выделяют героев сказок, оценивают поступки героев.

Организует создание творческих групп для драматизации сказок В.Сутеева («Под грибом», «Кто сказал «мяу»?», «Яблоко», «Мешок яблок»)

Создают творческие группы для драматизации сказки В.Сутеева, выбирают сказку, распределяют роли.

Организует индивидуальную работу творческих групп по драматизации сказки В.Сутеева: определение оттенков интонации в произведении, создание декораций, планирование костюмов.

Работают в творческих группах: определяют оттенки интонации в произведении, выслушивают мнение товарищей, создают декорации, планируют костюмы.

Создают костюмы дома в совместной деятельности с родителями.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает прочитать тему занятия, предположить, чему оно будет посвящено, составить план работы из предложенных пунктов учителем и убрать лишнее действие:

познакомиться с жизнью писателя

провести викторину по прочитанным произведениям

показать инсценировку сказок

научиться решать задачи

Слайды 1-2.

Высказывают предположения, выслушивают одноклассников, приходят к единому мнению.

Актуализация необходимых знаний

Организует фронтальную беседу с целью уточнения имеющейся у детей информации об авторе.

Рассказывает о Сутееве - детском писателе. Приложение 1. Слайд 3.

Предлагает обратиться к выставке книг по теме занятия.

Задает проблемный вопрос: «Почему среди книг В.Сутеева, на выставке есть книги и других авторов, как они относятся к занятию?»

Помогает определить цель занятия.

Слайд 4.

Рассказывают об авторе, перечисляют прочитанные книги. Выслушивают друг друга.

Слушают рассказ о писателе.

Выбирают книги, находят необходимую информацию, представляют одноклассникам.

Высказывают предположения, выслушивают разные мнения.

В ходе обсуждения определяют цель – узнать, какими профессиями владел В.Сутеев.

Называют варианты. 

Организация познавательной деятельности

Организует словарную работу со словами: иллюстрация, иллюстратор, художник-иллюстратор.

Рассказывает о Сутееве – художнике, о его необычной способности.  Слайд 4. Приложение 2.

Предлагает провести художественный эксперимент: одной рукой писать слово дом, а другой в это же время рисовать картинку - дом.

Рассказывает о Сутееве – мультипликаторе, организует анализ слова мультипликатор. Слайд 4. Приложение 3.

Создает условия для представления трудоемкости профессии художник - мультиплкатор и для создания собственного мультфильма. (http://www.babylessons.ru/5-iyulya-den-rozhdeniya-v-suteeva-scenarij-prazdnika/ )

 

Организует работу в группах по плану – викторина «Отгадай по иллюстрации сказку», «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…». Слайды 5-7. Приложение 4.

Создает условия для демонстрации подготовленной драматизации сказок.

Анализируют  значение слов иллюстрация, иллюстратор, художник-иллюстратор. При необходимости задают вопросы. Высказывают предположение о профессии автора.

Слушают рассказ учителя о Сутееве - художнике.

Выполняют действия в соответствии с заданием учителя, делают вывод о редких, необычных способностях.

Слушают рассказ учителя, анализируют  значение слова мультипликатор.

Высказывают идеи о создании своего мультфильма, выслушивают разные мнения о сюжете.

В группах отгадывают по иллюстрации сказку, по окончании работы представляют ответы. Выслушивают друг друга, высказывают согласие или несогласие. («Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Разные колёса»)

(«Капризная кошка», «Кот-рыболов», «Петух и краски»),

(«Это что за птица?», «Елка», «Три котенка»)

Представляют подготовленную драматизацию сказок,  выслушивают друг друга, называют выступления, наиболее соответствующие требованиям интонации в произведении.

 

Подведение итогов

Организует беседу по подведению итогов работы – выполнить самооценку по готовым критериям, выявить причины успешности или неуспешности деятельности.

Приложение 4.

Выполняют самооценку, используя «светофор». Высказывают свое мнение, планируют дальнейшую деятельность.

Приложение 1

        Родился Владимир Сутеев  в Москве 5 июля 1903 , а значит, в июле 2013 года исполнилось 110 лет со дня рождения,

в марте 2013 прошло 20 лет со дня смерти, но каждому из нас родители продолжают читать замечательные сказки Владимира Сутеева: Мышонок и карандаш, Цыпленок и утенок, Три котёнка, Капризная кошка, Умелые руки … известны более 30 детских сказок.

Приложение 2

        Не все знают, что Сутеев не только придумывал сказки, но и иллюстрировал их.  Сутеев рисовал сказочных героев не только к своим книжкам, он иллюстрировал книжки разных авторов – Чуковского, Маршака, Михалкова.

        Впервые на русском языке именно с иллюстрациями художника В.Сутеева вышли книги итальянского писателя Д. Родари «Приключения Чиполлино» ианглийской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Сутеевские персонажи стали образцом для детских игрушек.

        Владимир Сутеев имел необычный талант: одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.

Приложение 3

        Мы все любим мультфильмы, но, наверное, мало кто знает о том, что Владимир Сутеев был режиссёром–мультипликатором. Он стоял у истоков советской мультипликации.        Интересно, что начинал свою творческую карьеру Сутеев вовсе не с книжек, а именно с мультипликации. И происходило это в те годы, когда анимационное искусство в нашей стране только формировалось.

        Учился и окончил  Сутеев художественный факультет Техникума Кинематографии. Значит, главная специальность, с которой начинал свой творческий путь Владимир Григорьевич – мультипликатор.

        Художник-мультипликатор  — художник, занимающийся созданием мультипликационных фильмов.

        Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков.  А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!

        Простейший мультфильм Вы можете сделать сами используя альбомный метод анимации.  Для этого нужно взять толстый блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц – Вы увидите Ваш первый рисованный мультфильм. (http://www.babylessons.ru/5-iyulya-den-rozhdeniya-v-suteeva-scenarij-prazdnika/ )

        Всего Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино.

Приложение 4

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»

Задание: послушать отрывок из сказки и ответить на поставленный в ней вопрос.

1. «…Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

 – Это тебе, Заяц, – ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

 – Это тебе, Ворона,  – ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

– Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

– А это тебе, Михаил Иванович…

– Мне-то за что? – удивился Медведь.    

2. «…Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.

А злая Ворона удивляется:

– Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

3. «…Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

– Эх, вы! Гриб – то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?»

4. «…До дома далеко – идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил – споткнулся, чуть было не упал.

– Ах ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

 – Зачем тебе палка? Что в ней толку?...»

Приложение 5

Зеленый – я активно участвовал в занятии, могу рассказать о В.Сутееве другим.

Желтый – я не был активным участником занятия, но могу рассказать о В.Сутееве другим.

Синий – я не могу рассказать о В.Сутееве другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме В.Г.Сутеев - художник

Данный урок является вторым в цикле уроков по творчеству В.Г.Сутеева. Урок знакомит детей с особенностями работы художников иллюстраторов,, а также с особенностями рисунков В.Сутеева. К уроку сделана ...

«Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов.»

Мы приглашаем вас отправиться вместе с нами в страну, имя которой искусство. Прославленные писатели, поэты, композиторы, художники - хозяева этой страны - представляют в своих произведениях и во...

Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)

Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классеУчитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей №144  Калининского района Санкт-Петербург...

Внеурочное занятие по теме «В.Г.Сутеев – писатель»

Задачи занятия:- знакомство с творчеством В.Г.Сутеева;- пробуждение с помощью увлекательной информации стремления к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имён;- раз...

Проектная деятельность «Времена года в творчестве русских писателей , художников-пейзажистов, композиторов. Весна»

Создание образного представления о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства....

Рыськина В. С. Методические рекомендации к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: «Весна в изображении поэтов, писателей, художников» март 2024

Методические материалы к уроку литературного чтения по теме "Весна в изображении поэтов, писателей, художников" включают - цели и задачи урока, планируемые результаты УУД;- технологичес...