Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Александрова Диана Николаевна

 

Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классе

Учитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов

 ГБОУ лицей №144  Калининского района Санкт-Петербурга

Класс

Тема

Цель

Планируемые результаты

Содержательные линии

3

Почему осень любима художниками и поэтами?

Стихи Константина

Бальмонта и Фёдора Тютчева.

 

Помочь учащимся осознать  ценность и красоту осени с помощью  художественных средств выразительности поэтической речи.

работая с художественным словом.

Научить видеть в этом времени года источник поэтического вдохновения, почувствовать в поэтическом пейзаже не только картину природы, но и восприятие этой природы человеком.

Предметные - продолжить формирование умений анализировать художественный текст ( лирическое произведение).

Метапредметные – развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову; выдвигать гипотезы, ставить цель.

Личностные – подвести учащихся к пониманию ценности русской природы; воспитывать у учащихся чувство гордости за свою Родину, воспитывать стремление высказывать собственное мнение и тактично отстаивать свою точку зрения 

 

- повторение стихотворений

А. С. Пушкина;

- представление основных художественных средств выразительности поэтической речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение - и нахождение их  в лирическом произведении;

- практическое применение знаний в процессе осуществления познавательной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_rabochiy_list_k_uroku.docx34.05 КБ
Файл konspekt_na_30.11.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей 144

Урок литературного чтения в 3 «Г» классе

Тема.

Почему осень любима художниками и поэтами?

Стихи Константина Бальмонта и Фёдора Тютчева.

                                           УМК «Школа 2100»

                                                            Технология урока: проблемно-диалогическое   обучение

                                                        Учебник. Литературное чтение 3 класс (часть 1)

                                                          Авторы: Бунеев Р. Н, Бунеева Е. Н.

                                                             Александрова Диана Николаевна,

                                                    учитель начальных классов

                                                      ГБОУ лицей № 144 Калининского  района 

                                                                                  города Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                       

                                                                         

                                                                           2015-2016

Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классе

Учитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов

 ГБОУ лицей №144  Калининского района Санкт-Петербурга

Класс

Тема

Цель

Планируемые результаты

Содержательные линии

3

Почему осень любима художниками и поэтами?

Стихи Константина

Бальмонта и Фёдора Тютчева.

Помочь учащимся осознать  ценность и красоту осени с помощью  художественных средств выразительности поэтической речи.

работая с художественным словом.

Научить видеть в этом времени года источник поэтического вдохновения, почувствовать в поэтическом пейзаже не только картину природы, но и восприятие этой природы человеком.

Предметные - продолжить формирование умений анализировать художественный текст ( лирическое произведение).

Метапредметные – развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову; выдвигать гипотезы, ставить цель.

Личностные – подвести учащихся к пониманию ценности русской природы; воспитывать у учащихся чувство гордости за свою Родину, воспитывать стремление высказывать собственное мнение и тактично отстаивать свою точку зрения  

- повторение стихотворений

А. С. Пушкина;

- представление основных художественных средств выразительности поэтической речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение - и нахождение их  в лирическом произведении;

- практическое применение знаний в процессе осуществления познавательной деятельности.

Презентационный лист № 2  по предмету Литературное чтение в з классе

Тема урока: Почему осень любима художниками, поэтами и писателями?

К. Бальмонт и Ф. Тютчев. Стихи.

Содержание

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающий аспект

Организационный момент

Приветствие.

Стимулирование творческой активности.

Настрой на успешную работу.

Создание благоприятного микроклимата, снятие эмоционального напряжения.

1 мин

Постановка проблемы и выдвижение гипотез

Вовлечение детей в проблемный диалог. Коррекция в формулировании   цели урока.

Учащиеся определяют для себя  проблему. Выдвигают гипотезы. Ставят для себя  цель урока.

Планирование своей деятельности.

8 мин

Открытие нового знания

Определяет этапы анализа стихотворения. Знакомит с художественными  средствами выразительности.

Анализируют стихотворение.

Стимулирование мотивации через нестандартные приёмы работы на уроке чтения.

Динамическая пауза.

7 мин

Активное усвоение нового материала.

Корректирует ответы учащихся.

Находят в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка.

Смена  видов деятельности. Создание благоприятных условий для воздействия на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

15 мин

Закрепление и проверка понимания учебного материала

Организует сравнительный анализ картин и лирического произведения.

Выполняют задание, анализируя картины

Известных художников.

Работа в парах.

7 мин

Подведение итогов

Предлагает закончить предложения.

Заканчивают предложенные учителем фразы

Создание ситуации успеха в процессе оценивания собственной деятельности.

2 мин

                                                                 

       

                                                                 Ход урока.

I. Организационный момент (Создание психологического настроя).

Смолкли звуки в коридоре,

Нам урок  пора начать.

Литературы волшебные струны

Будут для Вас лишь сегодня звучать.

Сегодня вам на уроке предстоит быть не просто читателями, а внимательными, думающими исследователями. А вот и первое задание для исследования.

II. Постановка проблемы. Выдвижение гипотез.

  4  пары детей работают индивидуально, составляют предложения из слов, которые разметал холодный ветер

(  1 пара: «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года! – признался Уильям Каллен Брайант.

2 пара:  «Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок!»  - восклицал Альберт Камю.

3 пара: « И с каждой осенью я расцветаю вновь!»   - сообщал  А.С. Пушкин.

4 пара собирает пазл.

   В осени  есть всё:  красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие.

Остальные, внимание на экран:

- Что за изображение перед Вами?  Пейзаж.

- Какое впечатление от картины? Почему?

Подберите к картине прилагательные. Запишите их.  Прочтите, какие слова выбраны вами? Грустная, тоскливая, дождливая, тёмная.

- А теперь картина, которую сложили ребята.

 - Какое настроение на ощупь от неё?   (У меня оно мягкое, нежное. А я его представила пушистым, гладким на ощупь.)

-  Как назовём картину?

И. Левитан «Золотая осень»

- Какие картины природы, образы рождает стихотворение у вас?  

- Возможна ли иллюстрация к этому стихотворению? Если да, какой вы её себе представляете. Если нет, то объясните почему.

- Какое настроение вызвали у вас стихи? ( Радостное, весёлое, я почувствовал утреннюю прохладу, услышал тихий шорох сена.)

- Закройте глаза и представьте образ и цвет, соответствующий вашему настроению. Опишите Ваши представления.  

Какое противоречие между вашими прилагательными и словами поэта?

Почему поэты и художники   любят разную природу.

А ребята, которые работали самостоятельно, прочтут, что у них получилось.

Американский поэт, журналист и редактор газеты «New York Post» говорит об осени…( «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года!»)

Французский писатель и философ Альберт Камю об осени.

А великий поэт Золотого века русской литературы восклицал: …

В их фразах  красиво оформлена одна мысль. Какая, вы  понимаете?

 Вот и сформулировали тему урока: Почему осень любима художниками, поэтами и писателями?

Выдвижение гипотез:

- А кто может ответить на этот вопрос?

( 1.  Я думаю, потому что внутренний мир у великих людей ни такой, как у нас.

   2.  …)

III. Проверка Д/з.

      Я знаю, что Вы дома учили стихотворения об осени А. С. Пушкина, он тоже о любви к этому времени года.

IV.  Открытие нового.

Учитель.

- Волшебные струны литературы вам подарили  прекрасные ощущения.  Я   думаю, что они ещё вам помогут открыть новые чувства.

Самостоятельно прочтите  стихотворения  «Есть в осени первоначальной » .

- В чем же  видит поэт  ее необычность осени?

(Природа не выставляет свою красоту напоказ,  ее красота скрыта, спрятана)

-Чем заворожило вас стихотворение?( Неброскими красками, я их увидел нежными, слегка размытыми.  Я услышала тихий шелест листьев и тихое утро,  без заливистого пения соловушки.)

- У кого появилось желание послушать как звучит  стихотворение под музыку?

  Чтение учителем под музыку Э. Грига «Утро» ( «Пергюнт»)

-Кто узнал музыку? Это Эдвард Григ.

-Что-нибудь знаете о нём? Это норвежский композитор.

А прочитанное стихотворение написано Н. Рыленковым.

     Поэт Н. Рыленков  родился в самом центре России в Смоленской области, в деревне Алексеевка. Тут река, и поле, и лес с их таинственной молчаливой жизнью, тут школа, где деревенскому мальчику впервые открывается власть поэтического слова.

   А как же так, ребята, Н. Рыленков – наш поэт, Э. Григ жил в Норвегии, а стихотворение так созвучно с музыкой?

И в музыке и в стихах мы слышим одно - любовь к родному краю.

              - А у  кого появилось желание самому прочитать стихотворение? Мы это   вскоре сделаем.

 Анализ стихотворения.

Учитель. - Какой образ природы создаёт автор? Докажите словами  текста.

Учитель. - Как вы считаете, почему для автора дорог  этот образ? ( Он любит такую природу. Возможно, это его малая родина. Я думаю, что он возвратился в родные края после странствий, и его поразила эта «тихая»   красота.

 -Что значит беглый взор? Как понимаете строчки « и всё ускользает от беглого взора». ( Не на чем остановить взор, задержать его, так как, всё неприметно.

- А как это объясняет автор?  Прочитайте. (Здесь мало увидеть…

Учитель. - Почему нужно всматриваться, чтобы понять красоту природы?

(Такая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека, а постепенно наполняет душу.)

 - Какое чувство рождает эта красота в душе поэта? (любовь)

 - Какое слово усиливает это чувство? Подберите синонимы. (Ясная, понятная, объяснимая)

- Какой добрый совет даёт вам поэт? (Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.)

Учитель. - Какие созвучья  наполняли вашу душу при чтении? (Меня впечатлили:  шелест листьев и звон ручейка.  А я вспомнил скрип снега солнечным днём и потрескивание на морозе .)    

              веток берёзки.

Вывод. Значит,  вместе со звуками в душе поэт ощущает и новые                                           чувства.

- Как автор говорит о мощном потоке чувств?

            - Здесь мало увидеть,

              Здесь нужно всмотреться,

              Чтоб ясной любовью

              Наполнилось сердце.

              Здесь мало услышать,

              Здесь вслушаться нужно,

              Чтоб в душу созвучья

              Нахлынули дружно.

- Ребята, какие слова использует автор, чтобы помочь нам испытать глубокие чувства к красоте родной природы. ( Глаголы:  Увидеть – всмотреться.

 Услышать – вслушаться.)

- Зачем одни и те же глаголы дважды?  

Вывод: Чтобы понять всю  прелесть нужно внимательно всматриваться и вслушиваться. Только когда ты узнаешь всё, любовь станет наиболее сильна.

- Свою любовь поэты доносят до нас, используя множество средств выразительности речи.

 А как называется такой приём в литературе, где неживое наделяют качествами живых?

 Найдите олицетворение и подчеркните синим карандашом. (Застенчивая).

- Что значит «застенчивая»? Подберите синонимы. ( Стеснительная, скромная, спокойная, нехвастливая)

-Теперь давайте познакомимся ещё с одним очень важным литературным приёмом. Как называется приём, который помогает описать предмет, даь ему яркое красочное определение. ( Эпитет). Найдите эпитеты. Подчеркните зеленым карандашом.        

 - Кто догадается, как называется приём, где один предмет сравнивается с другим, посредствам слов: как, будто, словно, похож…

-А сравнения есть в стихотворении? ( Нет)

- Сравнений мы не найдём, но есть частный случай, скрытое сравнение метафора .

Метафора – это  перенесение свойств одного предмета на другой на основании  их сходства.( костёр рябины красной, развеселилось эхо)  Найдите метафоры.       ( ускользает от взора, сердце наполнилось, созвучья нахлынули, воды отразили). Подчеркните красным цветом.   Зачем они в стихотворении.?

Вывод: Дополните фразу:   Метафоры, эпитеты, олицетворения нужны для….

Расставьте интонационные паузы.

Прочтите стихотворения, учитывая всё сказанное .

VI. Закрепление                                                                              

- Что же нужно человеку чтобы понять прелесть русской природы?

(Человек должен уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских красках.)

- Что же объединяет стихи, прозвучавшие на уроке? ( Они о  неброской красоте русской природы, о нашей Родине.)

Учитель.- А как вы понимаете  выражение «малая родина»?

Дети.- Это место, где родился человек, провёл своё детство, куда ему всегда хочется вернуться.

Кто из поэтов, прозвучавших на уроке, мог написать строки , прозвучавшие в начале урока? ( Н. Рыленков)

Учитель: А сейчас мы побываем в картинной галерее . У Вас в учебнике  в представлена картина Иссака Левитана «Весна…» Продолжите, кто нашёл?  

« Весна. Большая вода». Какое впечатление. Расскажите. Какая связь между стихотворением Н. Рыленкова и картиной. Найдите строки.

Парная работа

 Теперь  посмотрим, как Марк Шагал изображает уголки родной природы своей малой родины.

Рассмотрим картину «Окно на даче». Обсудите в парах.

- Можно ли питать нежные чувства к подобному дачному уголку?

( Я считаю, что можно.  Я очень люблю бывать на нашей даче в любое время года.)

 -Рассмотрим картину «Окно на даче».  Много ли места занимает на картине изображение окна? ( Практически всё.)

  - Что вы видите за окном? (Я вижу берёзки с нежной зелёной листвой, молодую сочную траву, цветы на поляне.)

- Нравиться вам пейзаж?  Чем? (Меня привлекают в этом пейзаже сочные зелёные краски, нежная белизна стволов берёз, разные оттенки цветов.)

- Как вы думаете, почему художник пишет летний пейзаж сквозь переплёт оконной рамы? (Цель художника: изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно это как прозрачная стена, граница, отделяющая тесную дачную комнату от чудес, которые разворачиваются за ним.)

- Что можно рассказать о размере комнаты? ( Она маленькая, тесная по сравнению с лесным пространством за окном.  Чтобы показать такое ощущение, художник выстраивает предметы в ряд. Даже мужская и женская головы словно поставлены одна на другую. )

- Что вам напоминают лица? ( Театральные маски. Люди, словно застыли, очарованные красотой пейзажа за окном. Это напоминает мне спектакль, который разыгрывает природа для человека. Занавеска, будто поднятый театральный занавес.

Найдите строки из стихотворения Н. Рыленкова, которые могут описать картину.

IV. Домашнее задание.

1. По желанию выучить стихотворение наизусть.

2. В память о нашем уроке и чтобы продолжить исследование, я предлагаю вам выполнить интересное задание, а уровень сложности выбирайте сами.Кроссворд( разноуровневый).

V.  Рефлексия

   -Чем же с вами  хотели поделиться авторы произведений, прозвучавших на уроке?

   - Что мы унесём с собой после сегодняшнего урока?

Продолжите фразы:

Мне было приятно вспомнить ….

Лишь сегодня я узнал …

Теперь я  буду  …

А мне вдруг захотелось …

           

А мне не захотелось, заканчивая наши исследования, чтобы вы попробовали написать синквейн, который станет итогом урока.

  1. Сущ.
  2. 2 прил.
  3. 4 глагола
  4. Фраза
  5. Ключевое слово

Природа. Милая и родная. Ты завораживаешь, удивляешь, ослепляешь и вдохновляешь. Ты каждый день разная. Люблю!!!

VI. Подведение итогов.

«Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года! – сказал Уильям Каллен Брайант.

Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок. (Альберт Камю)

И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.С. Пушкин)



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

УМК «Школа 2100»

Автор: Александрова Д. Н.

Учитель высшей категории

ГБОУ лицей №144

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема:  Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями?  (Стихотворения  К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)

Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

             развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

             развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент (Создание психологического настроя).

II. Постановка проблемы. Выдвижение гипотез.

Смолкли звуки в коридоре,

Нам урок  пора начать.

Литературы волшебные струны

Будут для Вас лишь сегодня звучать.

  4  пары детей работают индивидуально, составляют предложения из слов, которые разметал холодный ветер

(  1 пара: «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года! – признался Уильям Каллен Брайант.

2 пара:  «Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок!»  - восклицал Альберт Камю.

3 пара: « И с каждой осенью я расцветаю вновь!»   - сообщал  А.С. Пушкин.

4 пара собирает пазл.        

Остальные вспоминают тему раздела.

 

Определяют  значение схемы:  ч

Как Вы и определили, на уроке нам предстоит быть не просто читателями, а внимательными и думающими исследователями.

У Вас на партах картины.

- Что за изображение?  Пейзаж.

- Какое впечатление от картины? Почему?

Подберите к картине прилагательные. Запишите их.  Прочтите, какие слова выбраны вами?

Грустная, тоскливая, дождливая, тёмная.

  1. Запишите прилагательные, с помощью которых можно описать картину:________________________________________________________________

- А теперь картина, которую сложили ребята.

 - Какое настроение на ощупь от неё?   (У меня оно мягкое, нежное.  А я его представила пушистым на ощупь.)

-  Как назовём картину?

И. Левитан «Золотая осень»

2. Какие ещё части речи, помогают  выражать настроение,  чувства?

Осень  способна  1)……………2)……………3)…………………4)……………..

Слова для справок:  поражать, ослеплять, завораживать, проникать, захватывать, околдовывать, очаровывать, удивлять, потрясать

Дома вы учили стихотворение поэта золотого века.

Читает один ученик.

А похожа ли осень Пушкина на осень Левитана.

- Какие картины природы, образы рождает стихотворение у вас?  

- Возможна ли иллюстрация к этому стихотворению? Если да, какой вы её себе представляете. Если нет, то объясните почему.

-  Удалось ли читавшему передать это настроение?

Какое противоречие между вашими описаниями  и словами поэта? А сравните  сказанное с другими фразами:

В осени  есть всё:  красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие.

А ребята, которые работали самостоятельно, прочтут, что у них получилось.

Американский поэт, журналист и редактор газеты «New York Post» говорит об осени…( «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года!»)

Французский писатель и философ Альберт Камю об осени.

А великий поэт Золотого века русской литературы восклицал: …

Во всех фразах  красиво оформлена одна мысль. Какая, вы  её понимаете? (Поэты и художники   любят разную осенью)

 Вот и сформулировали тему урока: Такая разная осень. Почему она любима художниками, поэтами и писателями?

  Чего вы ждёте от урока с такой темой?

 Хочется увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

I. Чтение стихотворения.

1. Работа с текстами до чтения.

– На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника?

Поработаем в группах. Заполним клише о К. Бальмонте.

         Один из  представителей русской поэзии                                                      Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в                                                 семье. Его отец, Дмитрий Константинович,                                                         ,а потом                            в городе Шуя (по-нашему, мэр).

     Мать,                                                                        , - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта. Первые стихи поэт написал в                          , но мама раскритиковала их. Следующие              лет Константин не писал.

  Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в                                                                                 в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался                                                деятельностью. Расцвет творчества писателя приходится на                                         . Он много читает, изучает языки и путешествует,  принимает активное участие в

 Константин Бальмонт «Осень»

Первичное чтение под видеоролик.

Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили, когда слушали?

– Есть что-то общее со стихотворением А. С. Пушкина?

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени («Скоро осень проснётся…»), о ранней осени («Есть в осени первоначальной…»), о поздней («И первые морозы…»)?

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее?  Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)

Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)

            а). палитра

_________________________________________________________

       Тема стихотворения – ____________________________________________

       Идея стихотворения – ____________________________________________

       Язык произведения - _________________________

Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

– Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

- С помощью чего поэты передают настроение? ( С помощью средств художественной выразительности)

Парная работа. Заполним рабочий лист.

     6. Наши помощники – художественные средства выразительности речи.

а).  от греческого «приложенное» — термин  литературоведения: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, а также наречием («горячо любить») - ______________________________
в). употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) -

г). перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые - _____________________________.  Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Где встретили олицетворения у Бальмонта?

Как имя второго поэта? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)

– И Тютчев и Бальмонт - русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, когда прочитаем стихотворение Ф. Тютчева.

- Что поможет описать осень ярко, красочно? (художественные средства)

2. Работа с текстами во время чтения.

Что-то роднит эти стихи. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос,

Фёдор Тютчев

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа.)

Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.)

Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.)

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом. Но это ненадолго)

  • Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени.
  • Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде». «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».

Учащиеся предлагают свои варианты заглавий. В них нужно отразить настроение: светлое, спокойное, умиротворённое (совсем другое, чем в стихотворении К. Бальмонта).

                                                              Такая разная осень        

 У  А. С. Пушкина осень         

У   К. Бальмонта

У Ф. Тютчева

 А мне осень ___________________________, потому что _________________________________________________________________________________

 Нельзя сказать, плоха осень  или хороша. Она такая, какая есть.

– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

4. Выразительное чтение.

У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение трёх учеников.)

– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

В заключение одно из стихотворений читает учитель.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такая разная осень...

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС (с презентацией) по программе "Школа 2100"...

Презентация по литературному чтению 3 класс"Такая разная осень.."

Тема:Такая разная осень…(Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)Цели:• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умен...

Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".

3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....

Урок чтения "Такая разная осень" УМК "Школа2100"

Урок содержит работу со стихами , используя исследовательскую деятельность....

Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс

Цели урока:     знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».      Задачи урока:    - формирование у учащихся представления...

«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).Цели:·         развитие уменийвоспр...