Такая разная осень...
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Шемякина Ирина Сергеевна

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС (с презентацией) по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok-lit.chten_.3a.docx42.97 КБ
Файл prezentatsiya_literatura.pptx593.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 А (УМК «Школа 2100»)

Технологическая карта изучения темы

Тема

Такая разная осень…(Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.        учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;

2.        совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;

3.        развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;

4.        формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;

5.        воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Основные понятия

Цитата, олицетворение, эпитет, метафора

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «В одном счастливом детстве» 1 часть, авторы  Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева;

«Уроки литературного чтения в 3-м классе».  Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2009 – 256 с.

Мультимедиа (презентация)

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, нетбук

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности Организационный этап

Актуализация знаний

5 минут

- Начинаем урок литературного чтения. Мы сегодня знакомимся с новым разделом, который называется…

(Первый слайд презентации «Глухая пора листопада…»).

Эта фраза написана в кавычках. Данные слова принадлежат Борису Пастернаку (из стихотворения «Иней»).

Кто знает, как называется точная выдержка из какого-нибудь текста? Откройте рабочую тетрадь стр.28. Познакомимся с новым определением, которое дает словарь С. И. Ожегова

(Второй слайд  – ЦИТАТА).

О каком времени года пойдет речь в разделе? (слово «осень» пишется маркером на доске).

Мы с вами немного поговорили об этом времени года, нарисовали рисунки.

Давайте посмотрим, какая же ваша осень. Какая она в вашем восприятии?

Показывается фильм из презентации.

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Точная выдержка из текста называется цитата.

об осени

просмотр слайдов

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 2. Постановка и формулирование проблемы

Вы одинаковой изобразили осень?

Каждый, кто рисовал, увидел ее по-своему. У каждого она своя. Однозначного ответа нет. И художники ее видят по-разному и поэты. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК.
(Рядом со словом «осень», написанным на доске, учитель ставит знак вопроса.)
Однозначно ответить не можем, какая осень. Можем только сказать, что она
РАЗНАЯ.
А вот какая она разная, мы и ответим на этот вопрос на уроке.
(Следующий слайд презентации – 
тема урока «Такая разная осень…»)

У каждого осень своя. Однозначного ответа дать нельзя. Мы все ответили по-разному.

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-.принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

3. Открытие нового знания

4 минуты

- На уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника? Чьё имя видите впервые? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)

– Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи. Мы будем сегодня учиться анализировать стихотворения, выразительно читать их.

И в процессе анализа увидим осень каждого поэта.

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

4.Развитие умений.

Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение (учащиеся читают все три стихотворения про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили, когда читали?

– Есть что-то общее в этих стихотворениях?

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени («Скоро осень проснётся…»), о ранней осени («Есть в осени первоначальной…»), о поздней («И первые морозы…»)?

3. Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

Константин Бальмонт (портрет, сопровождение музыки)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)

Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)

– Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц- и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое).

Выполнение задания 3 учебника (с. 178).

– Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

Физкультминутка

Фёдор Тютчев (портрет, сопровождение музыкальное)

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа.)

Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.)

Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.)

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.)

Александр Сергеевич Пушкин (портрет, сопровождение музыкальное)

ОСЕНЬ (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье! (Унылая пора – она какая, как можно сказать по-другому? (Тоскливая, печальная.) Это душевное состояние. И в то же время – очей очарованье, то есть то, что видит человек, его очаровывает, восхищает. И уныние, и очарование – в одной строке.)

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье, («Пышное увядание» – как вы это представляете? Многообразие, яркость осенних красок – но они скоро исчезнут, увянут.)

В багрец и в золото одетые леса, (Какие это краски? Багрец – алый, красный; золото – все оттенки жёлтого.)

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (В их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много, но – «свежее дыхание» ветра, ветер уже не тёплый, он холодный, осенний…)

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (Какие они – угрозы седой зимы? Ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.)

– Какая же осень у А.С. Пушкина? Чтобы ответить, прочитайте.

запись на доске:

унылая                                               очей очарованье

прощальная                                      приятна

увяданье                                            краса

мгла                                                   люблю

резкий                                               пышная

                                                          золото

                                                         свежее  дыханье

(Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.)

– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

чтение стихотворений

ответы детей

анализ стихотворения

знакомство с новым понятием

Анализ стихотворения

Учащиеся предлагают свои варианты заглавий. В них нужно отразить настроение: светлое, спокойное, умиротворённое (совсем другое, чем в стихотворении К. Бальмонта).

анализ стихотворения

Личностные результаты

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Первичное закрепление

4. Выразительное чтение.

– У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение трёх учеников.)

– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

1. Выполнение задания 3 в тетради (с. 28).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Выразительное чтение учащихся

самостоятельная работа, работа в паре

Коммуникативные УУД

-  развиваем умение слушать и понимать речь других.

-  выразительно читать и пересказывать текст.

-  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Итог урока. Рефлексия

2 минуты

- Какая была тема урока?  (Такая разная осень…)

- Чему научились?

-Какие задачи перед собой ставили?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание  с дифференцированным подходом

1 минута

Запишите д/з.   Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).

По желанию:1) Выписать цитаты на страничку «Осень» (тетрадь, с. 27).2) Творческое задание: сочинение четверостишия об осени (тетрадь, с. 28, № 5).

Дети записывают в дневник

Регулятивные:

- выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…Глухая пора листопада…» Борис Пастернак

Слайд 2

цитата

Слайд 3

Такая разная осень…

Слайд 4

Константин Бальмонт «Осень»

Слайд 6

Фёдор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Слайд 8

Александр Сергеевич Пушкин «Осень»

Слайд 10

эпитет метафора олицетворение

Слайд 11

эпитет олицетворение метафора прощальная (краса) пышное (увяданье) деревья блистают Осень проснётся льётся лазурь унылая (пора) паутины тонкий волос пустеет воздух Осень заплачет спросонья седой (зимы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературному чтению 3 класс"Такая разная осень.."

Тема:Такая разная осень…(Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)Цели:• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умен...

Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".

3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....

Урок чтения "Такая разная осень" УМК "Школа2100"

Урок содержит работу со стихами , используя исследовательскую деятельность....

Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс

Цели урока:     знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».      Задачи урока:    - формирование у учащихся представления...

«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).Цели:·         развитие уменийвоспр...

Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)

Презентационный лист № 1 по предмету Литературное чтение в з классеУчитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей №144  Калининского района Санкт-Петербург...