Детям о Чайковском. Комплексное занятие (подготовительная группа)
план-конспект по теме

Ячменёва Екатерина Александровна

Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_chaykovskiy.docx522.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для детей подготовительной группы «Детям о Чайковском»

Цель: познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

Задачи: дать детям представление о П.И.Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека. Вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него. Научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.

Муз. рук:

Добрый день, ребята!

Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!

Стихотворения детей

Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.

Вальс

172 года тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.

В семье было много детей. Петя был младшим. Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно. Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры. Но была у него одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и уходил куда-нибудь в дом или сад.Оставаясь один, он сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Мелодии звучали громко, порой часто ему мешали.

Соведущий:

Однажды произошёл такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал. Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:

«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате Никакой музыки не было. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».

Муз. рук:

Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика. Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии и даже сочинить свои.

Лизочек

Соведущий:

Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль, Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку, Которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург». Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно, когда мама уезжает.

Муз. рук:

Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда Почувствовал, что через музыку можно передать свои самые Разные чувства любовь к людям, природе. в музыке можно передать и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное. Когда Петру Ильичу исполнилось 10 лет, их семья переезжает в г. Санкт-Петербург. Здесь будущий композитор поступает в училище правоведения, семья хочет, чтобы он стал юристом. В это же время, он начинает серьёзно заниматься музыкой, часто посещает оперный театр, где на него оказывает сильнейшее впечатление музыка и постановки опер М. Глинки, В. Моцарта и др. В1861г. П. И. Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию.

Соведущий:

По окончании Петербургской консерватории с золотой медалью. Чайковский переезжает в Москву, преподавать в Московской консерватории. И, с этого времени он целиком посвящает себя музыке. Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого, проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес до самых сложных, таких как : опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.

Музыкальный руководитель:

СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит из нескольких частей, разных по характеру, может выразить не только разные чувства и настроения, но и великие события, как например, звучащая сейчас симфония № 6 «Патетическая»

Слушание фрагмента.

Соведущий:

П. И. Чайковский подлинно русский композитор, его по праву Считают создателем русской классической симфонии. А почему? Сейчас вы, послушав только один маленький отрывок, Из «4-ой симфонии», где композитор использует очень известную русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь, всё поймёте и обязательно ответите на этот, казалось бы, очень сложный вопрос.

Слушание фрагмента

Музыкальный руководитель:

Ребята, кто мне скажет, какую песню использовал П. И Чайковский?

Ответы детей.

Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла» Берёт в основу, как главную тему, композитор и развивает Во всём блеске и многообразии звучания симфонического Оркестра. А теперь послушаем ещё один музыкальный фрагмент.

Дети играют на музыкальных инструментах

Слушание музыкального фрагмента в исполнении

Музыкальный руководитель:

Ребята, это балет. А балет- это музыкальный спектакль, где содержание музыки раскрывается в движении, пластике, в позах . П. И. Чайковским написано три балета. Кто знает, как они называются?

Дети:

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Соведущий:

Правильно, молодцы. Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.

Видео «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель:

Большое место в творчестве Чайковского занимает Музыка для детей Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .

П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Как-то Чайковский приехал погостить на Украину, в семью своей сестры В свободное время композитор любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры Чайковского было семеро детей, и Пётр Ильич без устали придумывал для них праздники с разными развлечениями и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Его маленький племянник пытался научиться играть на фортепиано, и это у него не очень хорошо получалось. Петру Ильичу стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, запоминающихся, с интересными названиями.

Мы с вами знакомы с этим альбомом. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Сейчас мы посмотрим и прослушаем фрагмент одного знакомого вам произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки. Мы с вами знакомы с этим альбомом.

Марш деревянных солдатиков (танец мальчиков)

Молодцы! Очень хорошо слушаете и танцуете! Браво! Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора Получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве. Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского. Дом в котором композитор провёл последние годы жизни И создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского, Но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора.

Выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.

Соведущий:

Ребята! Сегодня мы с вами коснулись только малой частицы Творческого наследия великого русского композитора.

В заключение этой встречи с Музыкой Петра Ильича Чайковского,наши девочки исполнят нам прекрасный танец-

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Муз. рук. :

Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать.

Соведуший

Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ на тему «Мы рисуем музыку» и поговорим о них.

Концерт окончен,  Музыка вдруг смолкла

Но так ли это? Кажется сейчас она звучит

И будет долго-долго еще звучать для каждого из нас

И будет звать в неведомые дали

Звенеть, искриться радугой-дугой

Как-будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой

Такой могучей, сказочною силой

Порой бывает музыка полна

Что кажется, как солнце негасимой

Как океан безбрежного она

Тот каждый день с волненьем будет ждать

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнём опять.

E:\работа д. сад\фото\фото чайковский 31.03.16\DSCN2465.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия (математика, грамота) в подготовительной к школе группе

Закреплять у детей названия геометрических фигур, навыки порядкового обратного счета, учить видеть количество предметов и обозначать цифрами, отражать в речи. Упражнять детей в решении логических зада...

Комплексное занятие в подготовительной группе «По дороге к знаниям»

Комплексное занятие в подготовительной группе «По дороге к знаниям»...

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы «Паучок в паутине»;Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

1.Показать детям возможность получения изображения с помощью нити. Продолжать знакомить детей с пауком, его паутиной. Р азвивать художественные навыки, умение отражать свой замысел в изображении, нахо...

Номинация - Конспект занятия Группа/возраст – подготовительная группа, 6-7 лет. Форма реализации – комплексное занятие

Тема: «Лесные звери»Цель: обобщение и расширение представлений детей о жизни обитателей зимнего леса.Задачи:Познавательное развитие-Познакомить с интересными фактами из жизни животных;-Раз...

Конспект индивидуально-подгруппового занятия подготовительной группы по автоматизации звука [л] в слогах

Конспект индивидуально-подгруппового занятия подготовительной группы по автоматизации звука [л] в слогах....

Оригами из цветной бумаги "Ежик с грибами" у детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Цель: овладение ребенком дошкольником техники оригами выполнения ёжика.Задачи:1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понят...