Тайны зелёных листьев (Экологическое мероприятие для младших школьников)
план-конспект на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

Тайны зелёных листьев

(Экологическое мероприятие для младших школьников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тайны зелёных листьев

(Экологическое мероприятие для младших школьников)

Цели: 

- расширить представление детей о значении растений в жизни людей;

- познакомить с особенностями некоторых растений;

- развивать интерес к познанию растительного мира;

- содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Действующие лица: Ведущий, Баба Яга.

ВЕД. – Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень интересном и удивительном… (В класс с криком «влетает» на метле Баба Яга)

Б.Я. – Здрасьте! Как всегда меня забыли позвать. Но я дама не гордая – сама пришла! О чём умные речи ведёте, расскажите Бабушке.

ВЕД. - А о чём пойдёт речь, вы узнаете, когда разгадаете загадку:
летом вырастают, а осенью опадают?
(Листья)

ВЕД. – Правильно, сегодня мы будем говорить о листьях, о растениях. И раскроем некоторые тайны зелёных листьев (СЛАЙД 1)

Б.Я. – А больше поговорить не о чем? Что в листьях может быть тайного и интересного? Зачем вообще нужны эти растения?

ВЕД. – Прежде, чем ответить на этот вопрос, отгадай ещё одну загадку: без чего человек не может жить?

Б.Я. – Конечно, без меня человек не сможет жить: скучно будет!

Вед. – Без тебя, Яга, мы как раз прожить сможем. Мы не можем жить без листьев!

Б.Я. – Вот ещё придумали! Без листьев! Так я и поверила!

ВЕД. – Но это, действительно, чистая правда!

Б.Я. – А как докажете, что мы не сможем жить без листьев?

ВЕД. – Ну, хорошо. Можешь ли ты не дышать? Ну-ка попробуй жить, чтобы не дышать. Вы, ребята, тоже можете попробовать не дышать! Начали…

Б.Я. – (выпускает воздух) Ой, всё! Больше не могу, дышать хочется (шумно дышит)

ВЕД. – А знаете ли вы, чем мы дышим? (Воздухом)

ВЕД. – Если точнее сказать мы дышим воздухом, в котором содержится кислород. Каждый из нас за сутки вдыхает огромное количество кислорода.

 Б.Я. – А откуда этот кислород берётся в воздухе? (нащупывает воздух)

ВЕД. – Кислород в воздухе появляется из листьев растений. (СЛАЙД 2)

Б.Я. – Как из листьев?

ВЕД. -  Оказывает, листья – это не просто листья, а самая настоящая «фабрика кислорода».

Б.Я. – Ой не могу, насмешили! Листья – фабрика кислорода!? Это что же получается? Листья, которые я вижу каждый день в лесу, это не просто листья, а фабрика?

ВЕД. – Совершенно верно!

Б.Я. – Но у всех фабрик есть трубы, из которых идёт дым. А где у листьев трубы и дым?

ВЕД. – Листья – фабрики необычные, без труб и дыма. Всем известно, что мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, который очень вреден для нашего организма.

Б.Я. – А как же листья делают этот кислород?

ВЕД. – Сейчас всё объясним! (СЛАЙД 3) В листья из почвы поступает вода. А под действием солнечного света листья поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород, который нам необходим для дыхания. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем жить, потому что не можем жить без кислорода.

Б.Я. – Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода!

ВЕД. – (СЛАЙД 4) Совершенно верно! Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений.

Б.Я. – Вот почему я живу в лесу. (СЛАЙД 5) Вокруг моей избушки столько зелени… А если бы я жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то меня давно бы уже на свете не было.

ВЕД. – И в городах, особенно вдоль дорог, высаживают деревья, чтобы растения очищали воздух от углекислого газа и наполняли его кислородом.

Б.Я. – Всё это говорит о том, что всем нам нужно беречь природу, не губить зря растения! (СЛАЙД 6) Без листьев нам просто не прожить! Ребята, вы согласны со мной?

ВЕД. – А теперь давайте внимательно приглядимся к листьям. (СЛАЙД 7) Листик состоит из двух частей. Широкая часть называется «листовая пластинка», а узкая, на которой держится листок, называется «черешок». Листья бывают разные: (СЛАЙД 8) простые и сложные. У простых листьев одна «пластинка», а у сложных – несколько «пластинок».

Б.Я. – А у ёлки я вообще не видела никаких пластинок. Значит, у ёлки нет листьев?

ВЕД. – Ребята, а кто-нибудь из вас сможет ответить на вопрос Бабы Яги? (…)

ВЕД. – (СЛАЙД 9) У всех  хвойных деревьев есть листья. Хвоинки – это тоже листья. А ещё бывают сидячие листья.

Б.Я. – И на чём же они сидят, на стуле?

ВЕД. – Конечно, нет. (СЛАЙД10) Просто есть такие листья, у которых нет черешка. А ещё в листьях есть окна и двери.

 Б.Я. – (рассматривает лист) Окна и двери? Но где же они, я не вижу?

ВЕД. – (СЛАЙД 11) Окна и двери у листьев очень маленькие. Их можно увидеть только через микроскоп, а называются они «устьица» (ЩЕЛЧОК ПО СЛОВУ)

Б.Я. – А для чего нужны эти устьица листьям?

ВЕД. – Устьица растениям просто необходимы. Если в листьях скапливается много влаги, то устьица открываются и лишняя влага уходит, а если мало, то устьица закрываются и не дают воде испаряться. Через устьица выделяется кислород и поглощается углекислый газ.

Б.Я. – Какие умные эти устьица!

ВЕД. – А известно ли вам, что существуют растения-хищники?

Б.Я. – Нет, такого быть не может!

ВЕД. – Может! Таких растений около 500 видов на земном шаре (СЛАЙДЫ 12-17)

Б.Я. – Интересно знать, а у какого дерева самые большие листья? Ребята, вы знаете? (Ответы детей)

ВЕД. – (СЛАЙД 18) Самые большие листья – листья пальмы. Их длина может достигать 20 метров.

Б.Я. – А какое дерево самое высокое, и какие у него листья?

ВЕД. – Самое высокое дерево в мире (СЛАЙД 19) – секвойя. Это вечнозелёное хвойное дерево. Его высота может достигать более 110 метров. Жить такое дерево может более 1000 лет. 

Б.Я. –   Ого!.. А у какого дерева самый толстый ствол?

ВЕД. – Самый толстый ствол у баобаба (СЛАЙД  20) Окружность ствола достигает 25 метров, а высота этого дерева примерно 18-25 метров.

Б.Я. – Это значит, что в ширину это дерево больше, чем в высоту?

ВЕД. – И такое бывает! Но в засушливый период баобаб начинает расходовать свои запасы влаги – уменьшается в объёме, словно худеет, и сбрасывает листву.

Б.Я. – А что за шары висят на баобабе?

ВЕД. – Никакие это не шары. Это съедобные плоды, и покрыты они толстой мохнатой кожурой. Учёные предполагают, что баобабы могут жить несколько (от 1 до 5) тысяч лет.

Б.Я. – Очень интересный факт! А чем ещё вы нас можете удивить?

ВЕД. – А сейчас я хочу вас познакомить с растением, у которого очень необычные листья. (СЛАЙД 21) Это водное растение виктория. Листья этого растения плавающие и похожи на огромные сковородки. Листья виктории диаметром до 2 м способны выдерживать до 50 кг.

Б.Я. – Вот бы покататься на таком листе!

ВЕД. – Боюсь, Баба Яга, тебя этот лист не выдержит. А знаете ли вы, что многие листья мы употребляем в пищу? Вот ты, Баба Яга, какие листья ешь?

Б.Я. – Нет, я листья не ем! Мне жучки, червячки там разные нравятся!

ВЕД. – А чай ты тоже не пьёшь?

Б.Я. – Чай – это мой любимый напиток!

ВЕД. – (СЛАЙД 22) А чай как раз и делают из листьев.

Б.Я. – Вспомнила!...

ВЕД. – Что же ты вспомнила, Баба Яга?

Б.Я. – Хочу ребятам загадку загадать! Что сырым не едят, а варёным выкидывают?  (Лавровый лист)

ВЕД. – (СЛАЙД 23) Лавровый лист используют для приготовления пищи, он очень ароматный и полезный. Лавровый лист богат полезными веществами, которые способствуют повышению иммунитета.

Б.Я. – Чай, лаврушка – это понятно! А какие ещё листья вы кушаете?

ВЕД. – Ребята, какие ещё листья мы употребляем в пищу? (ответы детей)

ВЕД. – (СЛАЙД 24) Конечно, в пищу мы употребляем зелёные листья лука. Эти листья обладают большим количеством полезных для организма веществ и витаминов.

(СЛАЙД 25) Листья укропа богаты витаминами. Укроп используют не только в пищу, но и в народной медицине.

(СЛАЙД 26) Петрушка – очень необходимый продукт. Она богата полезными веществами и минералами. Лечебные и полезные свойства петрушки неограниченны.

(СЛАЙД 27) Капуста содержит почти весь набор витаминов, которые необходимы человеку. Листья капусты обладают полезными и целебными свойствами.

(СЛАЙД 28) Свежие листья салата – это настоящий зелёный доктор. Они защищают от простуды не хуже, чем лекарства.

Б.Я. -  Как много нового и полезного я сегодня узнала!

ВЕД. – (СЛАЙД 29) А вы, ребята, узнали сегодня что-то новое? Удалось ли нам раскрыть некоторые тайны зелёных листьев? (ответы детей)

ВЕД. – А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину, чтобы закрепить новые знания! (Ведущий и Баба Яга по очереди задают вопросы)

Викторина:

  1. Без чего всё живое на Земле не может жить? (Без кислорода)
  2. Откуда в воздухе берётся кислород? (Кислород выделяют листья растений)
  3. Листья растений называют «фабриками», а как они работают? (Через устьица в лист поступает углекислый газ, а от корней по сосудам поднимается вода. И под действием энергии солнечного света листья в воздух выделяют кислород)
  4. Назовите части листа (Листовая пластинка и черешок)
  5. Какие листья называют сидячими? (У которых нет черешка)
  6. Как называются листья хвойных растений? (Хвоя, хвоинки)
  7. У какого дерева самые большие листья? (У пальмы)
  8. Какое дерево в засушливый период «худеет» и сбрасывает листья? (Баобаб)
  9. Что вы знаете о самом высоком дереве? (Секвойя – вечнозелёное хвойное растение, высотой более 100м)
  10.  Листья какого растения похожи на сковородки? (Виктория)
  11.  Существуют ли хищные растения? (Существуют, около 500 видов)
  12.  Листья каких растений мы употребляем в пищу? (Чай, лавровый лист, укроп, петрушка,…)

ВЕД. – Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными. Сегодня вы узнали многие  тайны зелёных листьев, и все мы убедились, что без листьев, без растений просто невозможно жить! Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно всем людям беречь и охранять природу, растения) (СЛАЙД  29/1)  

Б.Я. – Спасибо вам за интересную и познавательную беседу! А мне пора в свой лес. До свидания, люди добрые! (Баба Яга «улетает» на метле)

ВЕД. – Ребята, понравилось ли вам раскрывать тайны зелёных листьев? (Ответы детей) 

ВЕД. – Если вы будете внимательными и любознательными, то вы сможете открыть ещё много новых тайн из жизни растений нашей замечательной планеты Земля. Спасибо за внимание, ребята!

Примечание: можно заранее организовать тематическую выставку книг, предложить

                        учащимся с ними познакомиться.

Источники:

  • «Педсовет» № 6/2002/с.11
  • Энциклопедия знатока «Зеленая планета»/ М./ «Махаон»/ 2006
  • Интернет-ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

Исследовательский проект "Тайны зелёного листа"

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира и занятиях исследовательского кружка....

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

Сценарий мероприятия экологической направленности для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе  «Как ухаживать за комнатными растениями»  Цель: создать условия для представления обучающихся о комнатных растениях и  их зна...

"Зелёная волна" Игровая программа для младших школьников

Цель: формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....