Конкурс "Самый читающий класс»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Светлана Андреевна Сайко

Мероприятие проводится в рамках интеллектуальной недели «Эрудит» (среди 3–4-х классов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samyy_chitayushchiy_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс "Самый читающий класс»

Мероприятие проводится в рамках интеллектуальной недели «Эрудит» (среди 3–4-х классов).

Ход игры

Вступительное слово:

Сколько звёзд в небесах,
Столько цвету в лесах.
Сколько капель в Днепре –
Столько книг на Земле!

Трудно себе представить жизнь без верного друга – хорошей книги. Не зря говорят: «Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом: о прошлом и настоящем нашей Родины, о её героях, о труде.

Сегодня мы проведём игру-конкурс «Самый читающий класс». В нашей игре участвуют 3 команды (4а,4б,4в класса). Команды занимают места в зале согласно трем секторам: красный, жёлтый, зелёный. Отвечая на вопросы – команда даёт сигнал своим цветом .Вопросы задаются ведущим по очереди каждой команде, за правильный ответ присуждается 1 балл.

Оценивать будут уважаемое жюри:________________________________

Итоги конкурса жюри заносит в таблицу:

Конкурсы

4 А

4 Б

4 В

  1. Разминка
  2. Реклама книги (5 баллов)
  3. Блиц
  4. Загадки
  5. Литературные жанры
  6. Пословицы
  7. Домашнее задание (5 баллов)

 

 

 

Итого

 

 

 

Место

 

 

 

- Вперёд к победе!

1. Конкурс «Разминка»

а) Узнай писателя по портрету (Слайды № 2-7):

  • С.Михалков
  • Г.Х.Андерсен
  • А.Л.Барто
  • С.Я.Маршак
  • А.П.Чехов
  • А.С.Пушкин

б) В каком веке жил писатель? 

  • Б.Заходер (20 в)
  • И.А.Крылов (18-19)
  • С.Я.Маршак (19-20 в)
  • Д.Н.Мамин-Сибиряк (19-20)
  • С.Михалков(20-21 в)
  • А.П.Чехов (19-20)

в) В какой стране жил:

  • Алан Милн (Англия)
  • Драгунский Виктор Юзефович (Россия)
  • Шарль Перо (Франция)
  • Житков Борис Степанович (Россия)
  • Джани Родари (Италия)
  • Паустовский Константин Георгиевич (Россия)

г) Узнай автора по произведению: 

  •  «Кот и повар» (Крылов Иван Андреевич)
  •  «Серебряное копытце» (Бажов Павел Петрович)
  •  «Золушка» (Перо Шарль)
  •  «Аленький цветочек» (Аксаков Сергей Тимофеевич)
  •  «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А.Н.Толстой)
  •  «Конек-Горбунок» (Ершов Петр Павлович)

д) Назови главного героя произведения:

  •  «Квартет» (Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
  •  «Аленький цветочек» (Настенька, чудовище, купец)
  •  «Золотой ключик» (Буратино)
  •  «Дикие лебеди» (Элиза)
  •  «Каникулы в Простоквашино» (Дядя Федор, Пес, Кот)
  •  «По Щучьему велению» (Емеля)

е) Узнайте произведение по иллюстрации (Слайды № 8-19):

  •  «Винни-Пух и все-все все»
  •  «Дед Мазай и зайцы»
  •  «Серая шейка»
  •  «Сказка о царе Салтане…»
  •  «Сказка о рыбаке и рыбке»
  •  «Аленький цветочек»
  •  «Дюймовочка»
  •  «Бременские музыканты»
  •  «Снежная королева»
  •  «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  •  «Царевна-лягушка»
  •  «Каникулы в Простоквашино»

ж) Из какого произведения отрывок:

  • А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. («Ванька» А.П.Чехов)
  • Динь-динь-динь, - отвечал незнакомец, - я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, добро пожаловать к нам. («Город»)
  • Серьёзные большие птицы, как лебеди, гуси и утки, собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига. – Что же я могу сделать, если она не может летать? Я не виноват…– ответил селезень. («Серая шейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк)
  • Да откуда же у Кролика часы, и притом карманные!? – От любопытства она кинулась за Кроликом и увидела, как он шмыгнул под забор, в здоровенную нору, - и был таков. («Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл)
  • Возьми это семечко, - сказал король.- Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты никому не сказывал ни слова о том, что здесь видел. («Чёрная курица, или подземные жители» А.Погорельский)
  • Ты самый лучший медвежонок на свете! Он заметно утешился и совсем просиял. – Что ни говори, а уже пора подкрепиться. И он пошёл домой обедать. («Винни-Пух и все-все все» Б.Заходер)

2. Конкурс «Реклама книги» (написанной писателем-юбиляром)

Писатели-юбиляры в 2008 г.:

Б.С.Житков – 125 лет, Е.А.Пермяк – 105 лет, С.Я.Маршак – 120 лет, Д.Н.Мамин-Сибиряк – 155 лет, Э.Н.Успенский – 70 лет, А.Н.Толстой – 125 лет, М.М.Пришвин – 135 лет, В.Д.Берестов – 80 лет

4 А - С.Я.Маршак «Сказка про умного козла»

4 Б - Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»

4 В - Д.Н.Мамин-Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»

3. Конкурс «Блиц – из истории книги» (Слайд №20)

  1. Книгочей – это…
    а) библиотекарь
    б) любитель книги
    в) продавец книги
  2. Папирус – это…
    а) ткань
    б) дерево
    в) травянистое растение
  3. Титульный лист – это…
    а) начало книги
    б) середина книги
    в) конец книги
  4. Как называлось приспособление, которым процарапывали буквы на берестяных грамотах?
    а) перо
    б) резец
    в) писало
  5. Что такое пергамент?
    а) дощечка
    б) бумага
    в) телячья кожа

(Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – в)

(Пока команды выполняют задания, со зрителями проводится игры)

«Это я, это я, это все мои друзья»

- Отвечайте лишь тогда, когда это надо.

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей?

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

Кто хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?

Игра «Вежливые слова»

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … СПАСИБО.
Зазеленеет самый старый пень,
Когда услышит … ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы прости, … ПОЖАЛУЙСТА.
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … СПАСИБО.
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь,… ЗДРАВСТВУЙТЕ.
И во Франции и Дании
На прощанье говорят, … ПОЖАЛУЙСТА.
 

4. Конкурс загадок « О чём эти слова»

  1. Снаружи смотришь – дом как дом,
    Но нет жильцов обычных в нём.
    В нём книги интересные
    Стоят рядами тесными.
    На длинных полках вдоль стены
    Вместились сказки старины:
    И Черномор, и царь Гвидон,
    И добрый Дед Мазай…
    Как называют этот дом?
    Попробуй, отгадай. (
    Библиотека)
  2. Короткие и длинные, новые, старинные.
    Обычные и странные, и даже иностранные.
    Серьёзные, учебные, весёлые, волшебные.
    Про море и про лес. С картинками и без. (
    Книги)
  3. С подругами и сёстрами
    Она приходит к нам,
    Рассказы, вести новые
    Приносит по утрам. (
    Газета)

5. Конкурс «Литературные жанры»

  • Нравоучительный жанр, главный герой – животное, содержит мораль. (Басня)
  • Произведение, содержащее юмор, сатиру. (Комедия)
  • Произведение, которое содержит вымысел, троекратный повтор, волшебные события и предметы. (Сказка)

Жанры устного народного творчества:

  •  Рифмованное стихотворение, предназначенное для распределения ролей и очерёдности в игре. (Считалка)
  • Краткое описание предмета, часто в поэтической форме. (Загадка)
  • Меткое, короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. (Пословица)

6. Конкурс «Пословица недаром молвится» (Слайд № 21)

- Собери пословицы (соедини начало и конец).

Не красна книга письмом,

 

 

всегда пригодится.

Грамоте учиться -

 

 

а ума придала.

Написано пером,

 

 

а в несчастье утешает.

Не на пользу читать,

 

 

а красна умом.

Книга мала,

 

 

как выбираешь друга.

Выбирай книгу так,

 

 

не вырубишь топором.

Книга в счастье украшает,

 

 

если только вершки хватать.

(Правильные ответы: Не красна книга письмом, а красна умом. Грамоте учиться – всегда пригодиться. Написано пером, не вырубишь топором. Не на пользу читать, если только вершки хватать. Выбирай книгу так, как выбираешь друга. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.)

Пока команды выполняют задание, для зрителей – загадки о сказочных героях

Столяр Джузеппе-Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (
Буратино)

Человек не молодой
Во-о-от с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
И вообще, для всех людей
Он – отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто такой он? (
Карабас Барабас)

Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке
Та девочка жила –
Вот какая девочка!
Как она мила! Кто ж она? (
Дюймовочка)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался. (
Колобок)

Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется … (
Чиполлино)

Он дружок зверям и детям.
Он живое существо.
Но таких на белом свете.
Нынче нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Это милая мордашка
И зовется … (
Чебурашка)

Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (
Айболит)

Носик – винтик, ушки – гаечки,
Узнаете вы меня?
Я люблю такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка. (
Самоделкин)

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (
Золушка)

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом, проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла …
Кто мастерица эта была? (
Василиса Премудрая)

7. Конкурс - домашнее задание « Значение книг в жизни человека»

8. Итог игры.

- Сегодняшний конкурс ещё раз доказал нам, что необходимо много читать, ведь мы ещё многого не знаем. А книга нам поможет пополнить знания.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг!
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.
Про тайны земли и движенья планет,
С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

9. Награждение.

- Спасибо за участие! До скорой встречи с детской книгой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Букварный период или читающие и не читающие дети на одном уроке в 1 классе.

Как быть, если в букварный период несколько детей читающие, а остальные нет......

Рабочая программа ФГОС Внеурочная деятельность 1-2 класс филологический факультатив "Читающий росток"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 и 2 КЛАССА на 2013 – 2014 учебный год...

Инновационный проект "Читающая семья - читающий ребенок "

Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали д...

Презентация конкурсного материала "Самый читающий класс"

Презентация содержит материал проектной деятельности по воспитанию  и закреплению у школьников потребности и привычки к чтению, пользованию библиотеками на протяжении всей жизни, как необходимых ...

Презентация "Самый читающий класс"

Презентация показывает работу с классом по развитию читательских интересов....

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 КЛАССА

Курс «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя...

"Читающая мама - читающая семья"

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали ...