Проект "Дом Мурзилки". К 95-летию выхода в свет первого номера журнала "Мурзилка".
проект (2 класс) на тему

Гиенко Ольга Александровна

Представляю вниманию коллег и заинтересованных лиц сценарий семейного литературно-творческого проекта Дом Мурзилки для 2-го класса, успешно реализованного в сотрудничестве учителя начальных классов, педагога-библиотекаря, учащихся 2Б класса лицея №1 и их родителей, г. Петрозаводск. В материалах представлен сценарий, презентация и фотоальбом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Гиенко,

учитель начальных  МБОУ «Лицей №1», г. Петрозаводск, Республика Карелия

«Дом Мурзилки»

Информационно-творческий проект

2 класс

       Педагоги нашего лицея работают в тесном контакте с информационно-библиотечным центром лицея №1, сотрудничая в области библиотечной и информационной грамотности, продвижения чтения, развития самостоятельной исследовательской и творческой деятельности младших школьников.

       В ряду интересных инициатив, реализуемых на базе образовательной среды библиотеки, является программа семейного чтения, цели и задачи которой соотносятся с требованиями ФГОС.  

       Предлагаю вашему вниманию презентацию проекта «Дом Мурзилки», реализованного в рамках программы семейного чтения в связи с 90-летием выхода в свет 1-го номера журнала  «Мурзилка».

      Предлагая участникам проекта активно включиться  во все виды совместной читательской, исследовательской и творческой деятельности,  мы хотели  протянуть связующую ниточку  между читателями разного возраста.

      За 95 лет своего существования журнал поистине стал домом для многих поколений читателей: домом тёплым, интересным, добрым и радостным. Дети узнали, что «Мурзилка» был любимым журналом детства не только их родителей, но и бабушек и дедушек. Удивление вызвало интерес, дети «загорелись», и нам важно было поддержать этот интерес и направить его в творческое русло.  Мы старались организовать деятельность детей так, чтобы им было  интересно  и  весело общаться в процессе работы, чтобы положительные эмоции являлись мотивом в поиске новых знаний и в совершении новых, интересных, маленьких и больших открытий.

Тема проекта:  «Дом Мурзилки».

Цель: популяризация семейного чтения.

Задачи:

  1. Развитие интереса к чтению  через знакомство с детской периодикой.
  2. Развитие  коммуникативных, творческих  способностей в сфере совместной читательской деятельности детей и взрослых.
  3. Воспитание интереса к чтению в семье, как важнейшей ценности, способствующей возвышению в обществе «человека читающего».

Образовательная область: межпредметная

Режим работы: внеурочный

Класс: 2Б

Возраст детей: 8-9 лет

Участники проекта: учитель, библиотекарь, дети и их родственники.

Направленность проекта: социальный, информационный, творческий.

Сценарий презентации результатов работы над проектом «Дом Мурзилки».

1. Инсценировка.

Класс. В классе дети:  Маша, Игорь, Даня, Оля. Маша сидит за столом и раскрашивает рисунок. Игорь читает журнал «Мурзилка», рядом лежат такие же журналы. Оля делает поделку из бумаги. Рядом лежат кубики (конструктор «Лего»). А Даня всем им мешает, подкидывает кубики.

Маша (серьёзно, не отрываясь от раскраски):

Даня, сколько можно баловаться? Займись наконец чем-нибудь. Оле помоги или книжку почитай.

Даня: А что почитать-то?

Игорь: Вон «Мурзилка» лежит. Я его очень люблю. К тому же мы уже давно готовимся и сегодня защищаем проект по журналу «Мурзилка».

Даня (берёт журнал и читает вслух):

Облепили лампу мошки.

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжёте ножки!

Даа, весело! Маша, смотри, а тут ещё «Мурзилку» с днём рождения поздравляют!

(Откладывает журнал и кричит) Значит, у «Мурзилки» тоже день рождения бывает? Вот чудеса!

Маша: Это почему же?

Даня: Да потому, что он не человек, а журнал!

Маша: Нет, человек, человек! Только очень маленький!

Даня: Какой же он маленький, если здесь написано (тычет пальцем в журнал), что ему целых 90 лет! Ничего себе – маленький!

Оля: (отрываясь от дела) Да, этот журнал читала ещё моя бабушка, когда была такая, как я…

Игорь: И мои родители его читали!

Маша: А я видела в Интернете  страничку - дом Мурзилки!

Даня: ( перебирая кубики) А давайте сами построим дом Мурзилки!

2. «Строительство» дома Мурзилки.

Ведущий:  Как вы думаете, каким будет этот дом? ( большим, светлым, тёплым, весёлым, гостеприимным, уютным, дружным, многолюдным, прочным.)

А чтобы наш дом был, действительно, прочным, мы будем строить его по всем правилам.

 Приглашаем всех на строительную площадку!

В. С чего начинается строительство дома? (в основе любого дома лежит фундамент – крепкая опора, основание дома) Слайд 1. 

На фундаменте мы будем крепить прочные  ………..(стены)

Слайд 1.

И завершением строительства будет ……… ( крыша)

Слайд 1.        

Ведущий: Эскиз  нашего дома готов, теперь приступаем к осуществлению проекта.

В строительстве дома Мурзилки будут принимать участие 5 групп, работающих над проектом, а также – наши гости.

2.1. Закладывание фундамента.

Фундамент – это начало.

С чего же всё начиналось?

Давайте обратимся к истории создания журнала.

На строительную площадку приглашаем группу «Мурзилковеды».

2.1.1. Сообщение группы «Мурзилковеды».

После каждого выступления дети закладывают кирпичик фундамента.

Тимофей : Свою работу мы начали с установления личности Мурзилки. Вашему вниманию мы предлагаем личное дело Мурзилки.  

«Мурзилка» - один из старейших журналов. Первый номер журнала вышел в 1924 году. Слайд 2. 

Мурзилка – сказочное  жёлтенькое пушистое существо в красном берете. Слайд 2.

Но не всегда он был таким…

Когда-то, ещё 100 лет назад, он был озорным лесным человечком   Брауни, жившим в Царстве эльфов-невидимок. Слайд 3.

Затем  Мурзилке пришлось стать маленькой собачкой,( Слайд 3) хозяином этого  щенка  был мальчик Петя. Слайд 3.

Имя нашему герою дала русская писательница Анна Хвольсон.

А Мурзилку, хорошо знакомого нам, намного позднее придумал известный художник Аминодав  Каневский в 1937 году. Слайд 4.

Ведущий:Что вы можете сказать о занятиях Мурзилки?

   Вместе со своими читателями наш герой

(ответы детей с места)

  • путешествует
  • приглашает в гости писателей и художников
  • рисует
  • мастерит
  • организует различные конкурсы для читателей
  • помогает детям учиться
  • дарит читателям хорошее настроение

Ведущий:Пообщавшись с Мурзилкой, вы смогли узнать  и его характер.

Какой он, Мурзилка?  (Ответы детей  с места)

  • дружелюбный
  • приветливый
  • любознательный
  • находчивый
  • добрый
  • весёлый
  • общительный

Ведущий:Тимофей закладывает самый первый кирпичик фундамента дома Мурзилки. А мы продолжаем изучать его личное дело.

Мы выяснили, что Мурзилка общительный и дружелюбный.

 С кем же он дружит?

Игнат:  На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, БорисЗаходер, Агния Барто, Даниил Хармс, Аркадий Гайдар, Николай Носов. Слайд 5.

В настоящее время в журнале печатаются  писатели младшего поколения: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Андрей Усачёв, Юрий Кушак, Марина Дружинина, Катя Матюшкина и многие другие авторы. Слайд 6.

Также на страницах «Мурзилки» мы увидели стихи нашего земляка – талантливого поэта Андрея Сунгурова. Слайд 6.

Ведущий: Спасибо, Игнат. Закладывай следующий кирпичик.

А мы узнаем, с кем ещё дружит Мурзилка.

Егор: В разные годы в журнале работали и работают сейчас известные художники: Татьяна Маврина, Юрий Васнецов, Владимир  Конашевич, Виктор Чижиков, Евгений Рачёв, Евгений и Никита Чарушины, Фёдор Хитрук,  Юрий Молоканов. Слайд 7.

Ведущий: К 90-летию журнала вышла книга «Художники Мурзилки», в которой собраны замечательные иллюстрации художников, работавших в журнале с выхода в свет первого номера до настоящего времени.

Слайд 8.

Ведущий: Спасибо, Егор. Заложи и ты кирпичик в основание нашего дома.

Фундаментом   дома Мурзилки являются и читатели старшего поколения.  

Конечно, детям интересно знать, каким помнят журнал взрослые . Журналистами  у нас поработают Настя и Даня.

 (Дети берут интервью у гостей)

- Каким вам запомнился журнал «Мурзилка»?

- Что в журнале было для вас особенно интересным?

- Какие воспоминания детства связаны с «Мурзилкой»?

- Хотели бы Вы, чтобы «Мурзилку» читали Ваши дети,  внуки?

Ведущий:Из интервью мы узнали, что журнал хорошо помнят читатели старшего поколения.

 Обратите внимание на выставку журналов, которые сохранились в семьях.

Мы благодарим  наших «журналистов», подаривших  взрослым  прекрасные воспоминания о детстве. Пусть они  заложат следующий кирпичик в фундамент дома Мурзилки. (Даня, Настя)

Ведущий: Но это ещё не всё. Мы с радостью предоставляем слово замечательному человеку, очень хорошо знакомому с Мурзилкой: ведь Галина Михайловна Смирнова работала в нашей библиотеке с первых дней открытия лицея.

(Г.М. Смирнова приветствует гостей, читает стихотворение, напечатанное в журнале «Мурзилка» №10, 2004г.)

Ведущий: Галина Михайловна, положите и Вы свой кирпичик в фундамент  нашего дома.

Фундамент готов. Спасибо мурзилковедам и нашим гостям!

2.2. Закладывание «стен».

Ведущий: На фундамент  нашего дома мы  поставим прочные …… (стены), это – содержание журнала.

В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники,  и те детские писатели, чьи книги давно известны во всём мире: о них мы говорили, когда закладывали фундамент нашего дома.

История, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня – на страницах «Мурзилки» каждый читатель найдёт для себя то, что ему интересно.

Как вы думаете, что в журнале является прочным и неизменным и повторяется из номера в номер?

 Галина Михайловна  говорила в своём стихотворении о рубриках журнала «Мурзилка». Некоторые из них остались прежними, но появились и новые.

К строительству стен нашего дома приступает группа рубриковедов: ребята остановятся на тех рубриках, которые их особенно заинтересовали.

Группы выступают с сообщениями по рубрикам и закладывают  кирпичики в «стены».

2.2.1. Рубрика «Галерея искусств «Мурзилки»

Милан:

Более 20 лет в журнале ведётся рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Слайд 9.

 В каждом номере читатель знакомится с творчеством одного из русских или зарубежных художников – классиков.

Слайды  10, 11.

А на специальной вкладке печатаются репродукции картин этого художника. Слайд 11.

 Из рубрики мы узнаём также о ремёслах и художественных промыслах мира.  Слайды 12, 13.

Ева: 

К юбилею Мурзилки наш класс решил сделать ему подарок:

создать галерею портретов Мурзилки.      

Соня :   Многие известные художники создавали образ Мурзилки, и каждый из   них вносил в портрет героя свои, особенные черты. (Слайд 14.)

    Мы тоже попробовали себя в роли художников, и вот что у нас получилось.

Ева: У Мурзилки – юбилей! Поэтому на большинстве портретов он изображён на фоне  разноцветных воздушных шаров, тортов, подарков  и праздничного  фейерверка.

Наш Мурзилка любит путешествия и спорт. Вместе с российскими спортсменами он участвовал  в зимней Олимпиаде в Сочи.

Соня: Мурзилка нам очень нравится, он  стал нашим настоящим добрым другом.

В. Спасибо детям, представившим рубрику, а экскурсоводы заложат кирпичик в стены дома. (Ева, Соня)

2.2.2. Рубрика «Переменка»

Настя Вакулич: 

Ни один номер журнала «Мурзилка» не обходится  без увлекательных кроссвордов, забавных игр и сложных весёлых загадок, головоломок и ребусов. Рубрики «Весёлая математика» и «Прогулки со словами» помогают нам разобраться со школьными предметами.

Представляем рубрику «Переменка»   Слайд 15.

Настя Вакулич : Начнём с загадок:

Весёлый журналист в берете

Расскажет обо всём на свете. (Мурзилка)

В журнале много игр, затей.

Мурзилка – лучший друг …..  (детей)

Света Соколова : Предлагаем вам решить задачу:

В тетрадочке у Галочки

Есть тридцать три считалочки:

Три – в Интернете найдено,

Одна – моя и Надина.

Одна – семейства Лапиных,

А двадцать восемь – папиных…

Остаток – тёти – Мотины…

Сочти считалки тётины…

Настя Васильева : А эта считалка – астрономическая. Она поможет нам запомнить названия планет Солнечной системы.

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт:

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон…

Кто не видит – выйдет вон!

Игорь Ишутин:

На уроках русского языка мы изучаем синонимы, антонимы, омонимы.

Омонимы – слова, похожие по звучанию, но разные по значению.

Поэт Сергей Белорусец пишет много весёлых стихов, которые помогают нам лучше узнать наш родной язык. Попробуйте найти омонимы в его стихах:

- На уроке

Вы читали?

- Нет, мы числа вычитали

- В обеих руках

 Несу мел.

- А классный журнал?

- Не сумел…

Когда гуляешь

По сети –

Мой сайт, приятель,

Посети!

Настя Васильева: С Мурзилкой мы встречаемся и в Интернете. На электронных страничках мы не только знакомимся с содержанием номеров журнала, но и разгадываем кроссворды, загадки, головоломки. Слайд 16.

Ведущий: Мы услышим сегодня ещё много весёлых стихов и даже попробуем сочинить стихи сами. А вы знаете, что бывают бесконечные стихи?

Послушайте стихотворение Марины Дружининой и потренируйте свою память:

Папа мне «Мурзилку» дал!

Замечательный журнал!

На одном дыханье, сразу

Прочитал я все рассказы!

Выучил стихи, загадки,

Записал потом в тетрадке:

«Папа мне «Мурзилку» дал!

Замечательный журнал!...»

Ведущий:  На уроках литературного чтения вы  пробуете  сочинять стихи. Сегодня Илья с папой проведут с нами мастер – класс  по сочинению весёлых стихов.

Начало стихов уже есть – их написала Инна Гамазкова – осталось только выбрать окончание. Все группы (в том числе и наши гости) получат четыре весёлых двустишия, к каждому из них нужно придумать весёлое окончание.

Лебедев Илья с папой:

Илья: Однажды мы с папой отправились в лес.

           Вдруг папа чихнул   и   ….                 (на ёлку залез)

              (в берлоге исчез)

                (взлетел до небес)

Папа: Зашли в чащу леса, там – универмаг.

           И папа купил мне ……..        (разбойничий флаг)

        (дырявый башмак)

        (двенадцать собак)

Илья:  Потом вместе с папой мы вышли к реке,

            Увидели там…        (рыбака вдалеке)

        (маму в грузовике)

        (динозавра в платке)

Папа: И вот наконец мы вернулись домой,

          В корзинке у нас …..        (пистолет водяной)

        (Змей Горыныч больной)

        (три ватрушки с луной)

Ведущий:  Спасибо всем за участие в игровых заданиях со страниц «Мурзилки». А Илью и его папу мы попросим  заложить в стены дома новый кирпичик.

2.2.3.

Ведущий: А сейчас дети представят рубрику «Наши любимые писатели»  

  Слайд 17.

Артём Ярвенпяя: 

В рубрике «Наши любимые писатели» мы найдём интересные истории о жизни писателей, самые лучшие стихи, рассказы, сказки.

Ведущий: Послушаем, какие стихи подготовили ребята.

Елена Липатова

Миндально-ванильная история

(Инсценировка стихотворения)

Нам позвонили:

 Вам – ТОРТ

Миндально-ванильный.

Но мы не просили…

- А может, мы просто забыли?

- Да, пахнет ванилью.

Зовите скорее

Марину и Лилю!

- Мне – с розой!

- Мне – с башней!

- А мне – серединку!

-А можно отрезать ещё половинку?

- М-м-м… Вкусно!

- М-м-м … Сладко!...

Тут в дверь позвонили:

- Скажите,

У вас

НАШ торт

Миндально-ванильный?

- ???...

- Но нам позвонили…

- Мы двери открыли…

Нам тётя сказала: «ВАМ ТОРТ ИЗ ВАНИЛИ»…

- Всё ясно: вам торт принесли

По ошибке!

Но где он?

-А он…

- А его съели рыбки!

Они не хотели…

Он съелся нечаянно!

 … Такая история

Ванильно-печальная.

Виктор Лунин

Утреннее настроение (читает Тимофей Суринов)

У папы настроение

Зазавтракомчитательное,

У мамы настроение

Напапуобижательное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня

Покомнатампрыгучее.

Борис Вайнер

Специалист (читает Лёня Серебро)

Ни соринки на полу.

Скучно венику в углу.

Вот придёт из школы Сеня –

И исправит настроенье.

Если в доме слишком чисто –

Лучше нет специалиста!

Чуть приложит Сеня руки –

Сразу станет не до скуки!  

В. Молодцы, ребята! Вы замечательно потрудились над строительством дома. Заложите и вы свой кирпичик.

В. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

(стихотворение читает Номеровкина Оля)

К нам в гости дедушка пришёл,

И в комнату мою зашёл.

- Давай играть?  Вот мой планшет!

Но тихо дед ответил:

- Нет…

- Ты - не умеешь? А смартфон?

Плэй-стэйшен, лего, покемон?

Дед грустно головой качал,

Печальным голосом сказал:

- За модой нынче не слежу,

Болею часто, да лежу…

Я не сдавалась:

- А читать?

Давай-ка книгу выбирать!

Вдруг голос деда задрожал:

- Гляди-ка, это – мой журнал!

«Мурзилка» жив! И краше стал!

Мальчонкой я его читал!

Не может быть!

- Дед, очень просто!

«Мурзилке» скоро – девяносто!

Дед, нацепив на нос очки,

Мне декламировал стихи!

Все рубрики мы прочитали,

Над шутками -  похохотали!

- Я первый ребус разгадал! –

 Мне гордо дедушка сказал.

Узнали мы про Эверест,

Про белорусский город Брест.

Про Бабку-Ёжку прочитали,

Мы спорили, мы обсуждали!

- Да, значит, я и не отстал!

Читаю модный я журнал!

- Конечно, дед! Идут года,

«Мурзилка» - в моде, как всегда!

Он в книгу Гиннесса попал,

Он поколения связал!

Тут мама в комнату пришла.

- Отец,  помолодел на 10 лет!

А ну, скорей открой секрет!

- Я друга детства повстречал! –

С улыбкой дед ей отвечал.

Ведущий: Мы благодарим детей и их родителей за творчество.

 Следующий кирпичик заложит Оля.

2.2.4.  Рубрика «Это интересно!»

Номеровкина Оля :  Название рубрики «Это интересно!» говорит само за себя. Здесь печатаются занимательные рассказы о животных и их повадках, о растениях и разных разностях.

Слайд 18.

Гезалов Дениз : А ещё мы решили дополнить эту рубрику интересными фактами про журнал «Мурзилка» и про самого пушистого юбиляра.

(Сообщения детей – одной строкой)

Оля Номеровкина:   Знаете ли вы, что…

  1. В 2011 году журнал «Мурзилка» был занесён в книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире журнал для детей с самым длительным сроком издания.
  2. За 90 лет вышло больше тысячи номеров журнала «Мурзилка».
  3. Вместе с Мурзилкой в разное время путешествовали по страницам журнала злая волшебница Ябеда – Корябеда, говорящая кошка Шунька, сорока-белобока и божья коровка.
  4. В журнале сотрудничают более двухсот авторов и художников.
  5. В январе 2014 года журнал был награждён  премией Союза журналистов Москвы  «Золотое перо»  «За большой вклад в воспитание и просвещение подрастающего поколения России».
  6. За 90 лет журнал так и не открыл свою главную тайну: кто такой Мурзилка.  Гном – дворняжка – не понять кто – таким его и полюбили. Возможно, эта загадка и есть счастливый талисман долголетия журнала.

Ведущий: Малоизвестное и самое интересное, то, что мы знаем, и то, что ещё предстоит узнать – это и есть последний кирпичик стен нашего дома Мурзилки.

Сейчас нам нужно закончить строительство стен нашего дома, и я ставлю последний кирпичик…

Как вы думаете, ребята, может ли наш дом Мурзилки перестраиваться, меняться?

 (Да, потому что будут появляться новые рубрики. Ведь время не стоит на месте, а «Мурзилка» всегда идёт в ногу со временем.)

3. Закладывание «крыши» дома.

Ведущий: Посмотрите, чего не хватает нашему дому?

Крыша – это то, что укрывает, защищает наш дом сверху. Чтобы крыша была надёжной, долговечной, мы постараемся её укрепить. Мы приглашаем читателей разных поколений достроить наш дом.

 А все участники проекта   вместе построят  крепкую, надёжную крышу нашего дома.

(Все становятся в круг, держась за руки, поднимают руки вверх, образуя «крышу»)

Ведущий: - Кто же является «крышей» дома? (все читатели журнала)

Дом получился замечательный. Его стены хранят в себе яркие воспоминания, он наполнен вашими новыми знаниями, маленькими открытиями и нашими общими  добрыми чувствами к замечательному журналу многих поколений.

Как вы думаете, понравится Мурзилке наш дом?

День рождения – праздник, в который имениннику говорят добрые слова.

Давайте и мы скажем добрые слова Мурзилке. И пусть в этом послании останется частичка каждого из вас.

4. Рефлексия.

 Слайд 19.

( Дети дополняют своими высказываниями текст на слайде)

Дорогой «Мурзилка»!

Мы познакомились с тобой всем классом в год твоего юбилея.

Мы говорим тебе «спасибо»  за то, что …

ты знакомишь нас….

ты научил нас …

 благодаря тебе мы узнали…

Мы желаем тебе…

Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Мы надеемся, что она запомнится всем участникам проекта, потому что мы все хорошо поработали.

Но  какой же день рождения без подарка? Подарки от детей Мурзилка уже получил – замечательную галерею своих портретов и бумажные поделки.

А подарок  от взрослых уже прибыл к нам в класс – вот такой замечательный   сладкий Мурзилка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первый выход в космос"

Презентация содержит информацию о А.А. Леонове и первом выходе в космос....

Классный час к 50-летию выхода Алексея Леонова в открытый космос

Данная методическая разработка может быть применена на классном часе, посвящённом выходу  космонавта Алексея Леонова в космос, или  во внеурочной деятельности.  Я разработала  и пр...

Пасхальный концерт: начало концерта (выход сказок) и сценарий сказки "Первое красное яичко"

Материал к Пасхе, интересное начало концерта с выходом героев сказок, вовлечение маленьких зрителей в суть сценария. Сценка "Первое красное яичко" поясняет младшим школьникам историю появления традици...

Проект "Дом Мурзилки". К 95-летию выхода в свет первого номера журнала "Мурзилка".

Представляю вниманию коллег и заинтересованных лиц сценарий семейного литературно-творческого проекта Дом Мурзилки для 2-го класса, успешно реализованного в сотрудничестве учителя начальных классов, п...

НПК к 90-летию Закаменского района ФАП. Первые шаги

Моя малая Родина У каждого в жизни есть свой уголок,  своя  малая родина. Моя родина -  это мое село, которое входит в состав Закаменского района. Закаменский район в 2017 году отм...