Жизнь и творчество К.Д. Бальмонта
план-конспект занятия (4 класс)

Сомова Лариса Викторовна

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству К.Д. Бальмонта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для начальной школы35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество К. Д. Бальмонта

Картина 1-ая –

вступительная

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».

              Учитель         - Отчего у тебя голубые глаза?

                      - Оттого, что, когда пролетала гроза,

                      Были молнии рдяны и сини,

                      Я смотрела на пляску тех синих огней

                      И на небо, что все становилось синей,

                      А потом я пошла по пустыне,

                      Предо мной голубел и синел зверобой,

                      Колокольчик сиял и звенел голубой,

                      И пришла я в наш дом, на ступени,

                      А над ними уж ночь, голубея, плыла,

                      И весна королевой лазури была,

                      И душисто синели сирени.

Учитель.

 - Сегодня наша  литературно-музыкальная композиция посвящена одному из поэтов   Серебряного века русской литературы – это рубеж ХІХ и ХХ веков Константину Дмитриевичу Бальмонту.

-Его называли магом и чародеем слова, Паганини русской поэзии. Его стихи словно утоплены в красивой музыке. Он бесспорно обогатил культуру русской поэзии новыми возможностями воздействия на читателя.

-При всем этом современный читатель мало знает о Константине Дмитриевиче Бальмонте.

Сегодня мы приоткроем мир творчества этого удивительного поэта.

Картина 2-я

Знакомство с жизнью и творчеством поэта

1-ая страница . Ранние годы жизни. Образование

1 Ведущий

Будущий поэт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Отец Бальмонта работал судьей, затем – главой в земской управе.

2 ведущий.

Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению.

3 ведущий. 

После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г. Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.

2 страница. Начало творческого пути

4 ведущий. 

Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком, но мать раскритиковала его начинания, и Бальмонт больше не предпринимал попытки что-либо писать последующие шесть лет.

Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.

5 ведущий. 

В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. В 1890 году из-за бедственного финансового положения и неудачного первого брака, Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством – выбросился из окна, но остался жив. Получив серьезные травмы, он год пролежал в постели.

6 ведущий. 

Этот год в биографии Бальмонта сложно назвать удачным, но стоит отметить, что он оказался продуктивным в творческом плане. Дебютный сборник стихов (1890) поэта не вызвал интереса у общественности, и поэт уничтожил весь тираж

3-я страница. Восхождение к славе

1 ведущий.

Наибольший расцвет творчества Бальмонта приходится на 1890-е годы.

Лучше всего о поэте говорят его стихи. И еще – те, кто знал его лично, был с ним близок.

Сценка

(На сцене – декорации кафе: столики, свечи, томики стихов Бальмонта, старые газеты…

(Звучит музыка: Н. Паганини, Соната ми-минор. Соч. 3, №6. Аллегроhttps://www.youtube.com/watch?v=plAzzVbDkBE

За столиками в кафе сидят (ДЕТИ-УЧЕНИКИ) Быстро входит…. С газетой в руках. Прекращает звучать музыка.

1-ый ученик(оживленно) : ну вот, поздравляю, господа! В русской поэзии появился свой Паганини!

(Бросает        газеты  на  стол.  Все  их  расхватывают.  Читают  вслух:

«Паганини русской поэзии», «Русский Паганини-поэт».)

  • кто бы вы думали? Константин Бальмонт! Он – «житель планеты Венера, Земле чуждый».

2-ой ученик: Его вообще нельзя ни с кем сравнивать. Он весь  исключение. Можно любить только Его лично.

3-ий ученик (горячо): Нет, что ни говорите, а Бальмонт  действительно Паганини в поэзии ! Ведь он преобразил старые русские размеры стиха, напевы Лермонтова, Фета, дал им новую музыку, утончил их до той нежной мелодии, где уже исчезает слово и чудится звук.

4-ый ученик: В музыкальных строках его поэзии звучит и грациозная меланхолика Шопена, и величие вигнеровских аккордов – светозарных струй, горящих над бездною хаоса!

(Входит Цветаева.)

Ученица: -Вы о ком? А, да уже слышала. Очень рада за Бальмонта! (Садится за рояль, наигрывает мелодию.) Его слово словно утоплено в музыке. На его стихи пишут романсы.

Романс https://www.youtube.com/watch?v=PiRnsXeXRts

(В исполнении вокалиста звучит романс на стихи Бальмонта.)

Ученица: Потрясающая музыкальность! 

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

-Да, это стихотворение стало визитной карточкой Бальмонта. Удивительная музыкальность, чарующее благозвучие…

1-ый ученик: Обратите внимание на множество прилагательных, определений, эпитетов, причем зачастую сложносоставных. Они тоже придают музыкальность его поэзии. (Читает шутливо.)

Весь звенчатый, коленчатый, изгибистый, змеистый, Извиво-криво-выгнутый, углистый и локтистый Приснился мне Неведомый и как его понять?

(Присутствующие смеются. Входит Бальмонт. Все приветствуют его аплодисментами, словами-поздравлениями.)

Бальмонт: Да, вы правы, господа. Я подумал: композитор умеет обходиться без помощи слов и заражать эмоциями с помощью музыкального звука. А почему бы поэту не воздействовать на читателя звуками его стиха? Ведь звуковое воздействие может быть даже сильнее смыслового. Звуко-музыка заставляет нас переживать!

(читает с листа – свиток)

  • прозрачные стекла воздушными крыльями, А за стенами небо родное смеется,

  • не достичь его никакими усилиями.

Но смирится нельзя, и она не сдается.

 Из цветистой становится тускло бледная, Что же пленнице делать еще остается? Только биться и блекнуть!

О, жалкая, бедная!

2-я ученица: Да, в поэзии Бальмонта тот же блеск, та же огненная динамика, полнозвучность, что и в музыке Паганини! Ты словно качаешься в ритмах музыки слова!

Звучит музыка: Н. Паганини, Соната ми-минор. Соч. 3, №6. Аллегро.) https://www.youtube.com/watch?v=9bKeecYOG9I

1 ведущий. В 1890 годы Бальмонт много читает, изучает языки, путешествует и часто занимается переводами

2 ведущий. Бальмонт издаёт сборник “Под северным небом”, начает печатать свои произведения в разных издательствах. Вскоре появляются новые книги – “В безбрежности” “Тишина”

3 ведущий. Женившись во второй раз в 1896 году, Бальмонт уезжает в Европу. Несколько лет он путешествует. В 1897 году в Англии читает лекции о русской поэзии.

4 ведущий. Четвертый по счету сборник поэзии Бальмонта “Будем как солнце” вышел В 1903 году. Сборник стал особенно популярным и принес автору большой успех. В начале 1905 года Константин Дмитриевич снова уезжает из России, он путешествует по Мексике, затем едет в Калифорнию.

Картина 3-я.

Бальмонт детям

\5 ведущий. Приблизительно в это же время К.Д. Бальмонт  пишет «Фейные сказки»

Спектакль

Фейные сказки»

Сценарий литературно-музыкальной композиции,

посвященной творчеству  К.Бальмонта

Участники композиции:

  1. Ведущие – 2 человека;
  2. Фея;
  3. Эльфы – 3 человека;
  4. Гномы – 3 человека;
  5. Чтецы – 3 человека;

Музыкальное сопровождение:

  1. К. Сен-Санс «Лебедь»,
  2.  Инструментальная музыка «Нежные колокольчики»,
  3. Песня Ю. Энтина «Где водятся волшебники»,
  4. С.Прокофьев балет «Золушка»,

Ведущий 1: Здравствуйте, друзья, поклонники чудесной поэзии!  Раз уж мы заговорили о чудесах, то необыкновенные превращения начнут совершаться прямо сейчас.

Ведущий 2. Мы оказались с вами сельце Гумнищи. Где –то здесь, около старинной усадьбы и небольшого пруда, среди тенистых аллей, любил бродить хозяйский сын – маленький Костя Бальмонт.

 Ведущий 3: В липовых аллеях парка, которые, пересекаясь, образовывали крест, собирались все необычные друзья мальчика: разноцветные бабочки, изумрудные жуки, мохнатые и добрые пчелы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели.

Ведущий 4. В траве быстро бегали, поворачивая свои маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, каждому он говорил ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали.

 Ведущий 5: Однажды мальчику стало грустно: друзья не могли говорить с ним на его языке. Крупные слезинки потекли по его щекам. Вдруг он замер. Самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик написал свои первые стихи.

 Ведущий 6: Много лет спустя в стихах он вернется в чудный мир детства и напишет изящные, ароматные «Фейные сказки», посвященные «Солнечной Нинике со светлыми глазками» - своей четырехлетней дочке, которую любил со всей отцовской нежностью.

Входит Эльф и дарит ведущим букет цветов.

 Эльф 1: Солнечной Нинике с светлыми глазками –

               Этот букетик из тонких былинок.

               Ты позабавишься Фейными сказками,

               После блеснешь мне зелеными глазками,

              В них не хочу я росинок.

                Вечер далек, и до вечера встретится

               Много нам, гном, и страхи, и змеи,

               Чур, не пугаться, - а если засветятся

                Слезки, пожалуюсь Фее.

Ведущая 1: Кто вы?

Эльф 1: Я Солнечный Эльф, добрый дух этого сада и большой друг Феи, которую воспел в своих стихах Константин Бальмонт.

Ведущая 2: Да, да, я много слышала о Фее волшебного сада. Говорят, увидеть ее может только тот, у кого доброе сердце, кого радует каждый листочек и цветочек в ее волшебном царстве. Маленький Костя Бальмонт, гуляя по саду в своей усадьбе, умел увидеть эту лукавую волшебницу в замке из цветов и листочков.

 Чтец 1: Говорили мне, что Фея,

              Если даже и богата,

              Если ей дарит лилея

              Много слов и аромата, -

              Все ж, чтоб в замке приютиться,

              Нужен ей один листок,  

              Им же может нарядиться

              С головы до ног.

             Да, иначе быть не может,

             Потому что все в ней нежно,

             Ей сама Луна поможет,

             Ткань паук сплетет прилежно.

             Так как в мире я не знаю

             Ничего нежнее фей,

             Ныне Фею выбираю

              Музою моей.

Входит Фея.

Фея: Спасибо вам, ромашки, спасибо вам, фиалки, что предупредили меня о гостях в волшебном лесу. Здравствуйте, сударыни! Здравствуйте, эльфы! Здравствуйте, ребята!

Ах, если бы вы только знали, как я рада вас видеть. Теперь можно отложить все заботы и отдохнуть немного с вами на этой чудесной полянке.

Чтец 2. У Феи – глазки изумрудные,

Все на траву она глядит

У ней наряды дивночудные,

Опал, топаз, и хризолит.

 Есть жемчуга из света лунного,

Каких не видел взор ничей

Есть поясок покроя струнного

Из ярких солнечных лучей.

 Еще ей платье подвенечное

Дал колокольчик полевой,

Сулил ей счастье бесконечное,

Звонил в цветок свой голубой.

Росинка, с грезой серебристою,

Зажглась алмазным огоньком

А ландыш свечкою душистою

Горел на свадьбе с Светляком.

Эльф 2: Фея, вы такая хрупкая и нежная, вы должны быть всегда веселой и не знать забот.

 Фея: Сегодня майские жуки

          Не в меру были громки.

          И позабыли червяки

          Мне осветить потемки.

          Пошла бранить я Светляка,

          Чтоб не давал поблажки,

          Споткнулась вдруг у стебелька

          Ромашки или кашки.

Ведущая 3: Милая Фея, мы с ребятами попробуем сейчас развеять вашу грусть.

Ведущая 4: Ребята, кто из вас вспомнит сказки, где героинями были Феи?

 Фея: Солнечный Эльф, сорви мне, пожалуйста, этот сиреневый цветочек.

 Эльф 2: С удовольствием, Фея! А как он называется?

 Фея: Это часики (крутит их в руках), стрелки часиков подсказывают мне, что на поляне скоро должны появиться гномы.

Эльф 2: На лугу большие кучи

              Свежевырытой земли.

               Лето. Жарко. Полдень жгучий.

               Дым стоит вдали.

               Кто здесь рылся? Может, гномы,

              Всей смешной толпой своей

               Строят нижние хоромы

              Для своих царей?

             

              Города во тьме возводят,

              Строят замки под землей,

              И, уродливые, ходят

              Под моей ногой?

 

             Зажигают вырезные

             Лампы в царстве темноты?

             Нет, ошибся. То – слепые

             Черные кроты.

Фея: Ты ошибаешься, Солнечный Эльф, это действительно гномики, и к тому же очень милые и симпатичные.  Вон они поднимаются из своих подземных кладовых.

Гном 1: Фея, куда ты пропала? Тебя все ищут по волшебному саду.

Гном 2: Травинки переживают, птички волнуются, колокольчик звенит не переставая, а ты ничего не слышишь!

Гном 1 и Гном 2: Фея!

Гном 3: Шепнули сирени.

Гном 1: Фея!

Гном 3: Призыв был стрижа.

Гном 1 и Гном 2: Фея!

Гном 3: Шепнули сквозь тени

             Ландыши, очи смежа.

Гном 2: Фея!

Гном 3: Сквозя изумрудно,

              Травки промолвила нить.

              Фея вздохнула: «Как трудно!

               Всех-то должна я любить!»

Фея: Милые гномы, дорогие подземные человечки, мне жаль, что я доставила вам столько хлопот и огорчений. Примите из моей цветочной корзины сладкие утешения и просите что угодно. Сегодня я исполняю любые желания.

Гномы: Дождя, нам очень хочется дождя!

Фея: Вызвать дождик мне помогут все ребята и вы, уважаемые гномы. , пожалуйста, левую ладошку.

  Фея: Вот сначала дождик капает легонько.

           Капелек пока немного,

           Средний палец идет на подмогу.

           Безымянный подключиться захотел,

           Громче дождик зашумел.

           Раз, два, три, четыре, пять.

           Капелек уже не сосчитать.

           Палец к ним примкнул большой,

           Дождь идет уже стеной.

           Если нам еще и ноги подключить,

            То покажется, что гром гремит.

           Громче, громче в ладоши ударяем,

           От дождя где спрятаться не знаем

            Выход есть, нам нужно постараться

            Превратить и гром и дождик

           В шквал оваций!

Ведущая 5: А несколько капелек остались танцевать в ритме дождя на нашей поляне.

Танец

Входит Дядюшка Эхо с зонтиком.

 Эхо: Ау-у-у-у!!! Фея, что за чудеса?   Средь ясного неба гремит гром и льется дождик.

 Фея: У меня сегодня солнечное настроение, и я исполняю любые желания. Гномам я вызвала дождик, а что бы вы хотели, Дядюшка Эхо?

 Эхо: Я очень люблю рифмы, ведь они так похожи на эхо.  Вот послушайте. Солнце! ( Эхом - донце), травы ( эхом - муравы)…

Фея: Ваше желание ребята исполнят с удовольствием, ведь они очень любят стихи и знакомы с рифмою.

Ведущая 6: Ребята, Дядюшка Эхо будет говорить слово – название стихотворения Бальмонта, а вы постарайтесь подобрать к нему рифму.

Эхо: Избушка!.. Русалка!.. Заинька!.. Сказочка!.. Ткачиха!.. Лада!.. Крещенье!.. Трубачи!.. Отсветы!.. Росинка!.

.

Ведущая 1: Вы знаете, ребята, эхо получается намного звонче, если его повторить всем вместе. Предлагаем сыграть в кричалку «Эхо». Повторяйте хором окончания строчки.

Эхо: Дядюшка Э-эх смешной,

        Поиграет он с тобой,

         Ты ладошек не жалей,

         Бей в ладоши веселей.

         Сколько времени сейчас?

         Сколько будет через два?

        И не правда, будет два.

        Думай, думай, голова!

         Как с утра поет петух?

        Да не филин, а петух!

        Может, сидя на суку, он кричит « Кукареку!»

         Это ухо или нос?

        Вот вам следующий вопрос:

        Сколько будет дважды два?

        Ходит кругом голова.

         Не устали отвечать?

         Разрешаю помолчать.

 Ведущая 2:  Волшебная поляна – прекрасное место для игры в «Эхо», эхо получилось очень забавным.  А тебе, дорогая Фея, я хочу предложить еще одну забаву – мыльные пузырики.

Фея начинает пускать мыльные пузыри.

Чтец 2: Пускала пузырики в соломинку Фея.

             Придворные лирики жужжали ей, рея, :

            «О, чудо – пузырики,

              О, дивная Фея!»

             

             Пурпурные, синие,

             Нежнее, чем в сказке.

             Какие в них линии,

            Какие в них краски!

            Зеленые, синие,

            Как детские глазки.

            Но Фее наскучили

            Жужжащие мошки.

            Всегда ведь канючили

            Они на дорожке.

             Забавы замучили

            Ей ручки и ножки.

             Соломинку фейную

             От Феи убрали.

             Постельку лилейную

             Готовить ей стали.

             И песнь тиховейную

             Ей сны напевали.

Ведущая 3: А несколько пузырей осталось на полянке. Они с сюрпризом и предназначены для ребят. Мы приглашаем желающих на сцену, чтобы проколоть шарики и исполнить желание Феи, которые там спрятаны.

( Пожелания: изобразить бабочку, золотую рыбку, гномика, комарика; сказать комплимент Фее. Фея награждает участников.)

Входит Эльф 3.

Фея: Солнечный Эльф, где ты был?  Почему у тебя такой испуганный вид?

  Эльф 3: Я был в избушке на курьих ножках.

                Там все как прежде. Сидит Яга.

                 Пищали мыши и рылись в крошках.

                 Старуха злая была строга.

                Но я был в шапке, был в невидимке.

                Стянул у Старой две нитки бус.

                Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.

                И вот со смехом кручу свой ус.

                Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

                Найду для песен там жемчугов.

                До самой пасти приближусь к Змею.

                Узнаю тайны - и был таков.

Фея: Не пугай меня, Солнечный Эльф, я вся дрожу, когда мне напоминают о Бабе Яге и Кощее.  Не нравится мне этот темный мир. Гораздо приятнее сидеть на цветочной поляне и любоваться травками и жучками.

Чтец 3: Белки, зайки, мышки, крыски,

             Землеройки и кроты,

             Как вы вновь мне стали близки!

             Снова детские цветы

             Незабудки расцветают.

             Маргаритки щурят глаз,

              Подорожники мечтают –

              Вот роса зажжет алмаз.

             Вплоть до самой малой мошки

             Близок стал мне мир живых,

             И змеистые дорожки

             Повели к кустам мой стих.

            А в кустах, где все так дико,

             Притаился хмурый еж.

             Вот краснеет земляника.

             Сколько ягод здесь найдешь!

            Все цветы на зов ответят,

            Развернув свои листки,

            В ночах твой путь осветят

            Между травок светляки.

Фея: Какой чудесный день, волшебный!  Он запомнится мне надолго. Сегодня мы не только познакомились с творчеством Константина Бальмонта, но и словно побывали в сказке.

Песня « Где водятся волшебники».

Все участники выходят на сцену.

 Ведущая 1: Наша встреча с Феей волшебного сада подходит к концу.  На прощание мы хотим вам пожелать…

Герои по очереди: Ароматов солнца.

                               Лунного света,

                               Золотой рыбки, которая исполнит ваше заветное желание.

Картина 4-я

В эмиграции

4-я страница

Последняя эмиграция

1 ведущий. В 1920 году из-за плохого самочувствия третьей жены и дочери, уехал с ними во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году – автобиографические книги: “Под новым серпом”, “Воздушный путь”. Поэт тосковал по России и не раз жалел, что уехал. Эти чувства отражались в его поэзии того времени.

2 ВЕДУЩИЙ (читает с листа)

Константин Дмитриевич очень скучал по Родине, и частенько жалел о том, что покинул ее. «…нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. «Вы спрашиваете, как я живу, что делаю. Трудные вопросы, но постараюсь дать полные и точные ответы. Однако живу ли я точно или это лишь призрак, – остается для меня самого не совсем определенным. Мое сердце в России, а я здесь, у Океана…» – писал он в одном из писем друзьям. 

(На экране – картина М. В. Добружинского «Зима».

3 ведущий (читает с листа)

В  письме к матери поэт признавался : «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше тех мест, где вырос, думал, страдал, жил. Весь этот год за границей я себя чувствую на подмостках , среди декораций . А там – вдали – моя родная печальная красота, за которую десяти Италий не возьму».

Звучит музыка: Н. Паганини, Каприччио №5.На ее фоне поэт читает вслух. https://youaudio.org/search/%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8  в современном исполнении

УЧЕНИК ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ Россия 

4 ведущий. Жизнь на чужбине становилась все тяжелее, здоровье поэта ухудшилось, были проблемы с деньгами. У Бальмонта было обнаружено серьезное психическое заболевание. Живя в бедности в предместье Парижа, он больше не писал, а лишь изредка читал старые книги.

5 ведущий: А как звучит его Слово! Он очень трепетно, уважительно, бережно относится к русскому Слову.

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

                                  В нем клёкоты орла и волчий рык,

                                   Напев, и звон, и ладан в богомолье

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ БАЛЬМОНТА

Картина 5-я

- прощальная

Ученица  И  в болезни своей Константин Бальмонт оставался ПОЭТОМ! Смертельно больной, он все равно пел свой гимн солнцу – главному символу его поэзии.

1-ый ученик: Солнце для него  источник жизни. И он стремится, как солнце, стать источником жизни для всех.

Жизни податель. Бог и создатель,

Мудро сжигающий – свет!

Рад я на пире Звуком быть в мире, –

Лучшего в мире счастия нет!

(На экране – картина М. К. Чюрлёниса «Фуга» из цикла «Сотворение мира».)

2-я ученица: Солнце у Бальмонта  это и символ жизнеутверждающей радости.

                          Это знак победы света над тьмою.

Так, тебя воспевая, о счастье, о солнце святое,

  • лишь частично слышу ликующий жизненный смех, Все люблю я в тебе, ты во всем и всегда – молодое,

Но сильней всего то, что в жизни горишь ты для всех!

2-ой ученик: Солнце Бальмонта соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота.

(На экране – картины М. К. Чюрлёниса «Мельница, «Завет бытия».)

3-ий ученик:

  • спросил у высокого Солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари? Ничего не ответило Солнце,

 Но душа услыхала: «Гори»!

(Появляется Бальмонт, выходит на середину сцены. 

Звучит музыка: С. А. Рахманинов, вариация № 18 из Рапсодии на тему Паганини. https://www.youtube.com/watch?v=PUOBC97TKgI На экране – картины М. К. Чюрлёниса из цикла «Сотворение мира».)

4-ый ученик:

Мы должны вернуться к Солнцу,

Чтобы жить. Жить!

Все цветы созданы Солнцем!

Каждый народ создан Солнцем…

К Солнцу! Всё выше, к Солнцу!

(На экране – картина М. К. Чюрлёниса «Соната моря».)

Учитель

Эпиграфом к сборнику Бальмонта «Будем как солнце» послужили слова древнегреческого философа Анаксагора: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Никто другой в великой русской поэзии не позволил бы себе с такой прямотой, не страшась ни возмущений, ни насмешек, заявлять о собственном поэтическом величии.

Прослушивание стихотворения в исполнения актёра. Видеоролик

ПАГАНИНИ. Романс

Учитель. В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось  и не светит над милой Францией, в ее чужую холодную землю лег навеки еще один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна:  Constantin Balmon,  poete russe :  1867-1942

Ушел кумир целого поколения.

Господь, господь. Внемли, я плачу,

я тоскую,

Тебе молюсь в вечерней мгле.

Зачем ты даровал мне душу

Неземную -

И приковал меня к земле.

Учитель.  Немногие пришли сказать ему последнее «прости». Он умер в одиночестве, в ужасающей нищете и безвестности.

Учитель. Он ушел, благословив этот мир, над которым сияло и вечно будет сиять его Солнце.

 

«Я в этот мир пришел…»

         




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Презентация на урок литературного чтения в 3 классе при изучении творчества Л.Н.Толстого....

Жизнь и творчество В. Драгунского

В презентации в красочной форме представлены биографические сведения и этапы творчества детского писателя В. Драгунского....

Жизнь и творчество Б. Заходера

В работе представлены биография и творчество замечательного детского писателя Б. Заходера....

Жизнь и творчество Н .Н. Носова

В презентации представлена краткая биография и этапы творческого пути Н. Носова...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Жизнь и творчество С.Я Маршака"

Конспект урока предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе...

Классный час: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова" 3 класс

Презентация, которая даёт возможность познакомиться с детством Некрасова, его родителями, бытом....

Презентация о жизни и творчестве С.А.Есенина

В презентации рассказывается о жизни и творчестве С.А.Есенина...