Праздник "Прощание с букварем"
методическая разработка (1 класс)

Вакулко Татьяна Владимировна

Дорогому букварю я говорю:

«Благодарю! Ты - книга первая моя,

Теперь читать умею я,

На свете много книжек есть,

Все книги я смогу прочесть».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_bukvarem_.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Праздник « Прощание с букварем»

Цель: создать у детей ощущение значимости пройденного этапа обучения.

Учитель: Добрый день,  дорогие  дети, уважаемые родители . Сегодня мы прощаемся с первой учебной книгой – Букварём. Но расставание наше не грустное, а весёлое, ведь вы, ребята, научились читать и можете прочесть любую книгу.

Дети выходят по трое. Каждый говорит  по 1 строчке. Последняя-вместе.

Ученик 1.

Заходите, проходите!

Путь свободен, освещен.

Приглашаем вместе с нами

Попрощаться с Букварем!

Ученик 2.

Если скуку ты оставил

И сомненья позади,

Если с другом не слукавил,

Заходи!

Ученик 3.

Если лень свою оставил,

Нарушенья позади,

То смелей скорее в класс

Заходи!

Ученик 4.

Если все у вас в порядке:

Парты, книжки и тетрадки,

Дружба с книгой навсегда,

Приглашаем вас сюда!

Ученик 5.

Хороша сегодня школа,

Зал горит огнем.

Мы на праздник наш веселый

Всех друзей зовем.

Ученик 6.

Заходите, проходите,

Всех на праздник соберем.

Приглашаем вместе с нами

Попрощаться с Букварем!

Ученик 7.

Над страною зимним утром

Занялась заря.

В школах праздник,

Славный праздник –

Праздник Букваря.

(все дети по ходу чтения стихов заходят в класс)

 

Ученик 8:

Мы любим нашу школу –

Просторный светлый дом,

Где много дней веселых

Мы вместе проведем

Песня «Чему учат в школе»

Ученик 9.

В каждом доме, в каждой хате –

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Ученик 10.  

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни  о новом

Мы не знали б ничего.

Ученик 11. 

 Книг заветные страницы

Помогают людям жить-

И работать, и учиться,

И  Отчизной дорожить. 

Ученик 12.   

Внимание, Внимание!

Последняя страница:

Букварик наш кончается

Пора с ним распроститься!

Ученик 13

Я с этой книжкой в первый раз

Пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил

Ученик 14

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, писать!

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Ученик 15

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Ученик 16  

Беру букварь в последний раз,

Несу букварь в просторный класс,

И дорогому букварю я говорю:

«Благодарю! Ты - книга первая моя,

Теперь читать умею я,

На свете много книжек есть,

Все книги я смогу прочесть».

Ученик 17

Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку просить
Прочти, пожалуйста, прочти
Не надо умолять сестричку
Ну прочитай ещё страничку
Не надо ждать, не надо звать
А можно взять и прочитать.

Ученик 18

Потрудились мы немало,

Ведь по правде говоря,

Русской грамоте начало

На страницах букваря.    

   

Учитель:

– А знаете ли вы, когда был на Руси напечатан первый букварь?

Ученик:

В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» – первый на Руси печатный букварь. В этом году «Азбуке» исполняется 440 лет. Название книга получила от названий двух первых букв: «аз» и «буки». Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и науки».

Букварь: Здравствуйте, друзья! А вот и я. Как я рад, что пришёл  к  вам в гости!

Учитель: Дорогой Букварь,  мы хотим поблагодарить тебя за то, что ты помог научить ребят грамоте.

Букварь. Привет, ребята, рад вас видеть вновь.

                   И я вам помогать всегда готов.

Я - Букварь. Учу читать.

Меня не знать нельзя никак.

Меня изучишь хорошо -

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Мальвина:

Букварь - первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учил,

Радость открытий мне подарил.

Буратино:Без книг, уж я-то знаю точно,

Не видать нам счастья,

А от невежества и глупости

Приходят все напасти.

Кто в детстве книг хороших не читает,

Тот многих радостей себя лишает.

Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,

Поэтому букварь - начало всех начал.

Ученик 1 Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.

Ученик 2  Теперь я сам смогу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.

Ученик 3   Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал

Ученик 4  А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки.

Ученик 5   Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.
Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.

Мальвина: В «Букваре» живёт семья:

                   Буквы все от А до Я

           Две команды у них есть,

           Кажется, они уж здесь.

Буратино. Представляю вам, друзья,

                     Первую команду я.

(Выходят гласные)

Они вместе собрались,

Петь готовы и «на бис»,

Это буквы гласные –

Все певцы прекрасные.                    

Дети читают стихи про гласные.

 

А- начало алфавита,

 Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить всегда готова:

«А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я,

Я ещё и слог, и слово.

В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

Е и Ё – родные сёстры.

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Буква У – два длинных ушка,

З- простая завитушка.

Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось,

Получилась… буква Ю.

И - надела поясок,

Н – надела поясок,

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой, увы!

Буква Э на С(эс) дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

На дворе – какая жалость!

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Выходят парные согласные Б и П, В и Ф, З и С, Д и Т, Ж и Ш, Г и К.

Мальвина. Вот ещё одна команда,

                     И кого в ней только нет:

                                Звонкие и удалые,

                    И совсем - совсем глухие.

                    Встаньте парами, друзья,

                Посмотрю на всех вас я.

Дети читают стихи про буквы

Буква Б с большим брюшком,

 В кепке с длинным козырьком.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

Спать отправились подружки,

Взяли пышные подушки:

Р- одну, а буква В –две.

Филин в книжку залетев,

 Превратился в букву Ф.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Сигнальщик держит

Два флажка.

 С флажками он –

Как буква К.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Это – Ж,

А это – К,

Целый жук

И полжука.

Посмотри на букву Ш(ша),

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

На эту букву посмотри:

Она совсем, как цифра три.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Выходят буквы Й, Н, Л, М, Р.

Мальвина: Буквы Й, Н, Л, М, Р

 Подают нам всем пример.

 Хоть живут они без пары,

 Мы всегда их видеть рады.

Дети читают стихи про буквы. 

Алфавит продолжит наш

 Буква Л- лесной шалаш.

Взялись за руки друзья

И сказали: « Ты да я –

Это мы»

А между тем

Получилась буква М.

И - надела поясок,

Н – надела поясок,

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес  касаясь.

Появляются буквы Ц, Ч, X, Щ.

Буратино. Ц, Ч, X и буква Щ

                      Уважаемы всегда.

                      Говорят они глухие,

                      Но беды ведь в этом нет.

                      И в словах таких красивых

                      Шлют они нам свой привет. 

Дети читают стихи про буквы.

Вот какая буква Ц

С коготками на конце

 Коготок – царапка

Как кошачья лапка.

Л(эль) ногою мяч поддела,

Ч (че) поймать его хотела,

Ждёт и ждёт,

Устала ждать,

А мяча всё не видать.

Буква Х всё ходит, ходит

Места словно не находит.

На расчёску Щ(ща) похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Учитель: А чем гласные  отличаются от  согласных? 

Ученик

Гласные тянутся

В песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ученик

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Выходят буквы Ъ и Ь.

Мальвина. Вот остались два братишки,

И без них не выйдет книжки.

Твердый знак и мягкий знак,

Нам без вас нельзя никак.

Дети читают стихи про буквы.

Мягкий знак  живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твёрдый знак

Кепку носит только так.

Букварь:     Вот такие наши буквы -

    Славный русский алфавит.

    Знать его отлично должен

    Каждый, каждый ученик.

Буратино:

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишним,

А для тебя они ключи

Ко всем чудесным книжкам 

В дорогу взять не позабудь

Ключей надежных связку,

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку. 

Мальвина:

С тобою вдруг заговорит

Молчавшая страница.

Тебе дорогу озарит,

Взмахнув крылом, Жар-птица.

Найдешь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах, о зверях,

Растеньях и машинах.

Найдешь ты храбрости пример

В хорошей умной книжке,

Увидишь Родину свою,

Всю землю с этой вышки.

Дети исполняют песню «Азбука» Бориса Заходера.

Азбука
1.Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!


Припев: 
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже! 
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно! 
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, - 
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья! 


2.Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком! 

 
Припев:

Букварь.     Буквы, сядьте по местам,

                Я загадки вам задам. –

                Вы друг другу помогайте,

                      Хором мне ответ давайте.

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый, все довольны.

 Так приятен он на вкус,

А зовут его… (арбуз).

  1. Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орешки мелко,

Ну, конечно, это... (белка)

3 .Михаил играл в футбол

И забил в ворота... (гол).

  1. Добродушен, деловит,        

Весь иголками покрыт.        

      Слышишь топот быстрых ножек?        

      Это наш приятель... (ёжик).

5.   Целый день поёт щегол,        

В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится...
(кошки).

Ученик

 Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«Ма» и «ша», запомни «Маша»,

К нам явились на урок

Ученик:

 Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

«Ты» и «ква»,

А вместе «тыква».

«Со» и «ва» - читай: «сова».

      Игра «Живые буквы» (Слова: лес, мёд, зима, пусто, дыня,  хорёк, щавель, люк, этаж, мыло, чай, друг, гриб, фокус, цапля, школы)

Учитель: А теперь разделимся на две команды.( Гласные и Согласные)

Задание 1.Написать как можно больше слов, начинающихся с вашей буквы.(1 мин.)

Задание 2.Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла буква- озорница,

Очень странные дела начали твориться. (по 3 картинки каждой команде)

Задание 3.Определите на слух, какие слова спрятаны в тех словах, которые вы услышите. Смех (мех)        

Машина (шина)

Уточка ( точка)

Хлев (лев)                

Мрак (рак)

Столб (стол)        

Щель (ель)        

Коса (оса)                                

Укол (кол)

Полк (пол)

Удочка (дочка)

Задание 4а. Составьте слова из слогов.(туча, чудо, пища, тащу); (роща, свеча, щука, кричу)

Задание 4. Составьте пословицу.

Кто много читает – тот много знает,

Книгу читаешь - как на крыльях летаешь.

Задание 5. Прочитайте слова в ребусах. (слайд 2- 11)

Трибуна    Постовой    Косточка    Сорока

Задание 6. Узнай сказку (слайды 13-20)

А дорога далека,

А корзина нелегка.

Сесть бы, сесть бы на пенёк,

Съесть бы, съесть бы пирожок.  (Машенька и медведь)

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться.

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца. (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке.    (Колобок)

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.   (Волк и семеро козлят)

А теперь угадайте, какие сказки прочитали ученики.

1. Желтая кепочка.

(Красная Шапочка.)

2. Илья-Царевич и Серый волк

(Иван-Царевич)

3. Приключения   Знайки   и   его друзей.

(Незнайки)

4. Гадкий цыпленок.

(Утенок)

5. Стойкий железный солдатик.

(Оловянный)

6. Сказка о рыбаке и рыбачке.

(Рыбке)

7. Луковый мальчик.

(Чиполлино)

8. Конь-Горбун.

(Конек-Горбунок)

О каких героях идет речь?

Всех на свете он добрей,|
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор
…(Айболит)

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
 

Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется
…(Чебурашка)

       Он и весел, и не злобен,

       Этот милый чудачек.

       С ним хозяин, мальчик Робен,

       И приятель - Пятачок.

       Для него прогулка - праздник,

       И не мёд особый нюх.

      Этот плюшевый проказник

       Медвежонок... (Винни- Пух)

    Враг людей и враг зверей

    Злой разбойник... (Бармалей).

   Скачет лошадь непростая,

    Чудо - грива золотая,

     По горам парнишку носит,

    Да никак его не бросит.

     Есть у лошади сынок

     Удивительный конёк,

     Удивительный конёк

     По прозванью... (Горбунок).

    Всех он любит неизменно,

    Кто к нему б не приходил.

    Догадались? Это Гена,

    Это Гена... (Крокодил).

Задание 7. Придумайте новые слова из слова ПЕРВОКЛАССНИК

(лак, нос, класс, вокал, веник, лесник, сон, сор, вор, перо, липа, репа, слон, сок, сено, сани, пика, ров, пол, полка, волк, полк, пони, кони, коса, санки, салки, салон, кино…)

Задание 8. Успей прочитать слово.

На спине лист со словом. Нужно суметь забежать за спину сопернику и прочитать его.

(Выигравшая команда получает медаль «Победитель» и сладкий приз, другая – только сладкий приз)

Букварь: Убедился я, друзья, что грамоту вы знаете.
Любую книгу без труда теперь вы прочитаете.
А в книгах есть про все, про все.
Про реки и моря. И что у неба нет конца, и круглая земля.
Про космонавтов, к облакам летавшим много раз,
Про дождь и молнии, и гром, про свет, тепло и газ.

Ученик:

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Ученик :

Коля книги не читал -

Он их попросту глотал:

За едой и перед сном,

В лодке с поднятым веслом,

На уроках и в саду,

Лежа, стоя, на ходу.

За обедом проглотил он

«Гулливера» с «Буратино».

Брал он с вешалки пальто -

Закусил стихом Барто.

А в аптеку шел пока,

Скушал томик Маршака.

Не заметил, как с арбузом

Скушал «Робинзона Крузо».

Наконец, собравшись спать,

Взял Хоттабыча в кровать.

У него спросили в школе:

- Что прочел сегодня, Коля?

 И ответил Коля так:

- Написал роман Маршак,

Как отважный Робинзон

Сел в отцепленный вагон

 И поехал к лилипутам,

Был веревками опутан,

 Но его от смерти спас

Добрый папа Карабас...

Дружный смех раздался в школе.

 Отчего - не понял Коля.

 Знает кто-нибудь из вас,

 Почему смеялся класс?

 Учитель:

Почему смеялся класс? Какую сказку прочитал Коля?

Учитель:

Позади нелегкий труд слогового чтения.

Вам сегодня выдаю удостоверения.

В том, что вы букварь прочли,

Полный курс наук прочли.

И теперь без передышки

Будете читать любые книжки.

(выдаются удостоверения)

 

Букварь:

Ах, совсем забыл, друзья,

Что представить должен я,

Кто на смену мне придет,

Дальше вас учить начнет

Литературное чтение:

Вам моё почтение,

Я – литературное чтение.

Полистай мои страницы.

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Я от букваря слыхала,

Что вы знаете немало.

Любознательных люблю,

Щедро знания дарю.

Всем, кто хочет много знать –

Хорошо надо читать.

(раздаются книги для чтения)

Учитель:

Уважаемые родителя, мы хотим вас поблагодарить за помощь в обучении ваших детей грамоте. Без вашей поддержки наши результаты были бы не так хороши.  Хочу пожелать вам терпения в дальнейшем путешествии по стране «Грамоте» вместе с детьми. Не бросайте их в этом океане одних, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.

Песня о дружбе «Большой хоровод»

«Большой хоровод»

Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.

Припев: Так давайте устроим
Большой хоровод.
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него,
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться
В зелёной траве
И смотреть, как плывут
Облака в синеве.
И в прохладную речку
Нырять в летний зной,
И в ладошки ловить
Тёплый дождик грибной.

Припев

Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.

Припев 2 раза