Мероприятие ко Дню птиц "Наши крылатые друзья"
классный час (4 класс)

Храмова Светлана Николаевна

        Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,

показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, развивать  экологическую культуру и творческий потенциал обучающихся; повысить интерес к  природе родного края; расширять  кругозор обучающихся.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_den_ptits.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

г. Егорьевск, ул. Антипова, д. 45

тел. 8-496-40-3-34-28,  8-496-40-3-24-50

Открытое мероприятие

«День птиц»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Храмова Светлана Николаевна,

Егорьевск 2017 год

        Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,

показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, развивать  экологическую культуру и творческий потенциал обучающихся; повысить интерес к  природе родного края; расширять  кругозор обучающихся.

Учитель.

        Опять весна на белом свете! И дышится как-то по – особому, и на душе светло!  

А знаете, ребята, зачем мы сегодня собрались? Для того, чтобы поговорить о наших пернатых друзьях.  О том, какие бывают птицы.

Что может прекраснее быть в целом свете,
Чем птиц голоса, что звенят на планете?
Ах, как мелодично звучат трели эти,
Как будто небесный оркестр на рассвете.

В березовой роще поет соловей,
Там радует взор озорной воробей,
Кукушка кукует так громко в лесу,
А дятел взлетел на большую сосну.

Весна наступила, несет настроенье,
Леса все наполнены гулким весельем.
Сегодня День птиц — праздник наших друзей,
И стайкам ты их улыбнись поскорей!

        Птиц на земле  около девяти тысяч видов. Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно в лесу и  в поле,  на реке и в горах. Птиц в природе очень  много и они отличаются друг от друга по величине, окраске и повадкам.

Ученик.

        Есть птицы очень большие, есть  крошечные, не больше бабочки, весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, третьи – там и тут.

Ученик.

      Одни птицы питаются рыбой , другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Ученик.

      Многие птицы – прославленные певцы. Лучше всего они поют весной. С помощью песни они общаются друг с другом. Наверное, не все знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на общее состояние человека.

Ученик.

Птицы над миром летают
И с высоты над людьми наблюдают,
Будто хотят они людям сказать,
Что мы должны их беречь, охранять!

Сегодня всем миром мы вспомним о них —
От маленьких птичек до самых больших.
Пернатые верные наши друзья
И мы — в этом мире большая семья!

Песня.

Учитель.

       А сейчас, ребята, предлагаем вам поиграть. В этой игре вы должны показать себя знатоками птиц, истинными друзьями пернатых.

- Итак, начнем.

1 тур «Отборочный»

- Участников игры мы сейчас выберем.

- Все мы – и взрослые, и дети- любим сказки. В некоторых из них одним из действующих лиц является птица. Итак, кто лучше знает сказки?

-Вспомните название сказок и их авторов.

1. Лебедь.  (Г.Х.Андерсен  «Дикие лебеди»)

2. Сова.  ( А. Милн « Вини-Пух и все-все-все»)

3. Ворон. (Г.Х.Андерсен  «Снежная королева»)

4. Гусь. ( русская народная сказка «Гуси- лебеди»)

5. Попугай. ( Г. Остер «Зарядка для хвоста»)

6. Утенок. (Г.Х.Андерсен  «Гадкий утенок»)

7. Воробей. ( К. Чуковский «Тараканище»)

8. Ласточка. (Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»)

9. Петушок. (А. С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»)

10. Жар – птица. (П.Ершов «Конек-горбунок»)

- Это участники игры, остальные зрители, с которыми мы тоже сегодня будем играть.

2 тур. «Узнай птицу»

    Участники игры выбирают карточку и читают  текст. Затем отгадывают, о какой птице идет речь.

Карточки.

- Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)

- Его называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из-под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)

- Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, крест – накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клест)

- Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И всё-таки она полезная – уничтожает множество опасных гусениц. (Кукушка)

- Эта птичка – настоящий акробат; только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой. (Поползень.)

- Эту птичку увидишь у нас только зимой – прилетает к нам зимовать с Севера.

Узнаешь её по красивому оперению, большому хохолку и громкому голосу.

( Свиристель)

Учитель.

      Каждый год 1 апреля отмечается праздник - Международный день птиц. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.  В 40-е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена.

      С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года». Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 2001- скворец, в 2005 году – сова. А вот символом 2017 года объявили буроголовую гаичку, или пухляка. Этот титул к ней перешел от яркого и броского удода.

     Народное название «пухляк» эта птичка получила за то, что в холода сильно распушает оперение, превращаясь в пухлый рыхлый шарик.

Учитель.

     Ну а теперь продолжим, наш следующий 3 тур называется «Собери пословицу»

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах.  Сейчас наши участники покажут свои знания и соберут нам пословицы.

  Ласточка день начинает … (соловей кончает)

  Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

  У каждой птицы … (своя песня)

  Цыплят по осени … (считают)

  Слово не воробей …(вылетит -  не поймаешь)

  Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

  Старого воробья … ( на мякине не проведешь)

  Всякий кулик свое … (болото хвалит)

  Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

 Одна ласточка … (весны не делает)

 Учитель.

       Пока наши участники собирают пословицы, у нас игра со зрителями  «Отгадай загадку».

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

 

Птица слов немало знает,

Всё на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)

 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

 

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке. (Пингвин)

 

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

 

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

 

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Учитель.

4 тур «Скороговорки»

     Сейчас наши участники получат карточки, на которых написаны скороговорки. Мы дадим им немного времени на подготовку и они прочитают нам  быстро свою скороговорку.

  • Орел на горе, перо на орле. орел под пером, Гора под орлом.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Перепелка перепелят перепеленовывала.
  • Дятел дуб долбил, да недодолбил.
  • Перепелка перепелят прятала от ребят.
  • Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
  • Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
  • Свиристель свиристит свирелью.

Учитель.

      А пока участники готовятся,  у нас игра со зрителями«Веришь – не веришь». 

Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

*   Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

*  Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

*  У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

*  Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

*   Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.  (Да)

*  У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

*  Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

*  Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

*  Клёсты выводят птенцов зимой. (Да) 

Учитель.

   Следующий 5 тур «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой).

 гуси                               воркуют

 соловьи                         ухают

 журавли                        пищат

 утки                               гогочут

 вороны                          кричат

 ласточки                       свистят

 голуби                           щебечут

 синицы                          каркают

 совы                               крякают

(Гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают)

Учитель.

       Пока наши участники готовятся, мы расскажем вам об интересных фактах из жизни птиц.

  • Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
  • Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.
  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • А ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
  • Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

 Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы.

Учитель.

     И последний 6 тур в нашей игре называется «Блиц – турнир»

-Нужно быстро и правильно ответить на вопросы. Готовы?

  1. Какая птица выше всех летает? (орёл)
  2. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
  3. Какая птица самая большая в мире? (страус)
  4. Любимое лакомство аиста и цапли. (лягушка)
  5. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
  6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвины)
  7. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая)
  8. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости? (сова)
  9. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубь)
  10.  Озерный красавец похожий на двойку. (лебедь)
  11.  Крылатый певец из романса Алябьева. (соловей)

Учитель.

    Многообразен мир птиц. Каждая особенная, со своими повадками, окраской , но все птицы – прекрасны! Без птиц природа мертва.

     Наша игра подошла к концу. Надеемся, что вы пополнили свои знания о птицах, их разнообразии и сделали вывод, что пернатым друзьям нужна наша помощь.

Танец под песню «Птицы мои, птицы»

Поведем итоги нашей игры.  Награждение.

        

Ученик.

        Есть птицы очень большие, есть  крошечные, не больше бабочки, весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, третьи – там и тут.

Ученик.

      Одни птицы питаются рыбой , другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Ученик.

      Многие птицы – прославленные певцы. Лучше всего они поют весной. С помощью песни они общаются друг с другом. Наверное, не все знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на общее состояние человека.

Ученик.

Птицы над миром летают
И с высоты над людьми наблюдают,
Будто хотят они людям сказать,
Что мы должны их беречь, охранять!

Сегодня всем миром мы вспомним о них —
От маленьких птичек до самых больших.
Пернатые верные наши друзья
И мы — в этом мире большая семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Крылатые выражения (фразеологизмы)"...

Внеклассное мероприятие на тему: "Птицы - наши друзья"

Данный конспект внеклассного мероприятия позволит провести занятие, посвященное Дню птиц...

Мероприятие "Эдуард Успенский и его друзья!"

Мероприятие можно провести к юбилею Э. Успенского....

Конспект внеклассного экологического мероприятия для 4 класса «Мы - друзья природы»

Данное мероприятие можно провести в группе продленного дня. Оно поможет развить внимательное отношение к природе, сформировать правильное поведение в отношении флоры и фауны....

Конспект урока по учебной дисциплине чтение и развитие речи "Крылатые друзья"

Конспект урока по теме "Крылатые друзья", поведенный в 3 классе,составлен  с учетом особенностей учебной деятельности обучающихся. Данный тип урока дает широкие возможности для формиров...

КВН в 3-4 классах по ознакомлению с окружающей средой "Наши крылатые друзья - птицы"

Мероприятие проводится в 3-4 классах. В ходе КВН ребята повторяют изученный ранее материал и знакомятся с новыми понятиями....