Литературный праздник во 2 классе "Путешествие по произведениям С.В. Михалкова".
классный час (2 класс)

Узелова Лидия Евгеньевна

Литературный праздник был проведён во 2 классе. Учащиеся познакомились с биографией С.В. Михалкова, систематизировали знания о творчестве писателя, полученные на уроках, познакомились с новыми произведениями. Ребята инсценировали сказку "Как старик корову продавал" и басню "Заяц-симулянт", выразительно читали стихотворения С.В. Михалкова, исполняли "Песенку друзей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Литературный праздник во 2 классе «Путешествие по произведениям С.В. Михалкова».

Цели:

  • Дать представление о жизни и творчестве С.В. Михалкова;
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова;
  • Расширять круг чтения учащихся;
  • Развивать творческие способности, воображение учащихся;
  • Воспитывать интерес к читательской деятельности, чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, выставка книг С.В. Михалкова, маски и игрушки для инсценировок сказки и басни и проведения конкурса «Волшебный мешочек».

Ход праздника

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, родители и учителя! Я очень рада видеть вас на нашем празднике, посвящённом творчеству замечательного писателя Сергея Владимировича Михалкова. Многим из вас хорошо известны его стихи, а некоторые, может быть, только сегодня познакомятся с его творчеством. Но я уверена, что скучать на нашем празднике не будет никто.

Предлагаю вашему вниманию игралочку, которая называется «Поиграем – угадаем!». Слушайте внимательно, а когда понадобится ответить на вопрос, громко и дружно кричите ответ.

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи – загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет – молодец!

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте – кто?    (индюк)

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако,

Он верблюд или …кто?     (собака)

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает как …кто?          (кошка)

Верно, верно! Угадали,

Будто где её видали?!

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка ребята:

Тут – лисички, там – опята.

Ну а это, на полянке,

Ядовитые …что?            (поганки)

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами.

И сказали: - Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите.

Обожаем поваров!

Ненавидим …кого?         (докторов)

То, что я сказал вам – тайна,

Догадались вы случайно.

Это был большой секрет…

Но от вас секретов нет!

- Понравилась ли вам игралочка? Почему?

- Какой же характер должен быть у автора этого стихотворения?

- Действительно, Сергей Владимирович Михалков был добрым, весёлым человеком с прекрасным чувством юмора. Он умел радоваться жизни и заряжал этой радостью других людей.

Пером - оружием своим,

Что я в руках держу,

Всем честным людям трудовым

Я, как солдат служу.

1 ученик: Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве, в семье служащего. Школьные годы провёл в городе Пятигорске.

 17727.jpg

Первое стихотворение написал в 9 лет, а уже в 15 лет его стихотворение «Дорога» было опубликовано в журнале «На подъёме». После окончания школы С.В. Михалков вернулся в Москву.

 

Он работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочных экспедициях. Всё это время он писал стихи, которые печатались в разных газетах и журналах.

2 ученик: Во время Великой Отечественной войны С.В. Михалков стал военным корреспондентом.

 Og10_058_Page_1_Image_0001      516824c5b9df.jpg

Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. С.В. Михалков награждён боевыми орденами и медалями.

После войны он продолжил литературную деятельность. С.В. Михалков работал в разных жанрах детской литературы, создавал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов.

 f017p29-1

Ведущий: К сожалению С.В. Михалкова уже нет в живых, но его произведения до сих пор радуют не только детей, но и взрослых. Посмотрите, как много книг этого замечательного писателя представлено на нашей выставке. Именно отсюда и взяты те произведения, с которыми мы сегодня познакомимся. А начнём мы своё знакомство со стихотворений о животных.

 3 ученик:

                 Трезор

На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.

Все ушли

И одного

В доме

Заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу вырвал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота –

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол –

С головой забрался в уголь,

Вылез чёрный – не узнать.

Влез в кувшин –

Перевернулся,

Чуть совсем не захлебнулся

И улёгся на кровать

Спать…

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного!

4 ученик:

                 Мой щенок

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро

Очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать,

Лаять,

Всех будить.

Он увидел одеяло –

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул –

С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,

Еле вылез

И пропал…

Может быть, его украли,

На верёвке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь

Заставили?

Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился,

Ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождём?

Я не знала,что мне делать.

Мать сказала:

- Подождём.

Два часа я горевала,

Книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Всё сидела и ждала.

Вдруг

Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог…

Кто же это?

Мой щенок.

Что случилось,

Если сразу

Не узнала я щенка?

Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: - Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой.

Весь укутанный,

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу.

Ведущий: - Понравились ли вам эти стихотворения? Почему?

-Похожи ли эти щенки друг на друга?

- Что вы можете сказать об их характерах?

- Хотели бы вы, чтобы у вас были такие щенки?

- Что нужно помнить, когда заводишь какое-то домашнее животное?

- Продолжим наше знакомство со стихотворениями С.В. Михалкова.  

 5 ученик:

                   Грипп

У меня печальный вид –

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это – грипп.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

В пять минут меня раздели,

Стали все вокруг жалеть.

Я лежу в своей постели –

Мне положено болеть.

Поднялась температура

Я лежу и не ропщу –

Пью солёную микстуру,

Кислой горло полощу.

Ставят мне на грудь горчичник,

Говорят: «Терпи, отличник!»

После банок на боках

Кожа в синих пятаках.

Кот Антошка прыг с окошка

На кровать одним прыжком.

- Хочешь, я тебе, Антошка,

Нос засыплю порошком?

Кот Антошка выгнул спину

И мурлычет мне в ответ:

«Прибегать к пенициллину?

Мне? Коту? С таких-то лет?!»

Я коту не возражаю –

Бесполезно возражать,

Я лежу, соображаю,

Сколько мне ещё лежать?

День лежу, второй лежу,

Третий – в школу не хожу.

И друзей не подпускают, -

Говорят, что заражу!..

Эх, подняться бы сейчас

И войти в четвёртый класс:

«Зоя Павловна, ответьте,

Что тут нового у вас?

Зоя Павловна, ответьте!..»

Зоя Павловна молчит…

Я на Марс лечу в ракете…

На меня медведь рычит…

- Как дела, неугомонный?

Как здоровье? Спишь, больной? –

Это – лечащий, районный

Врач склонился надо мной.

6 ученик:

             Тридцать шесть и пять

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый! Что со мной?

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал – не болит!

Чихаю – не чихается!

И кашля нет! И общий вид

Такой, как полагается!

И завтра ровно к девяти

Придётся в школу мне идти

И до обеда там сидеть –

Читать, писать и даже петь!

И у доски стоять, молчать,

Не зная, что же отвечать…

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру

И меж ладоней долго тру,

Я на него дышу, дышу

И про себя прошу, прошу:

«Родная, миленькая ртуть!

Ну, поднимись ещё чуть-чуть!

Ну, поднимись хоть не совсем –

Остановись на «тридцать семь»!»

Прекрасно! Тридцать семь и два!

Уже кружится голова!

Пылают щёки (от стыда!)…

- Ты нездоров, мой мальчик?

- Да…

Я опять лежу в постели –

Не велели мне вставать.

А у меня на самом деле –

Тридцать шесть и пять!

Ведущий: - Похожи ли главные герои этих стихотворений?

- Какая беда случилась с героем стихотворения «Грипп»?

- О чём он мечтает, лёжа в постели?

- Что вы можете сказать о его характере?

- Что вы можете сказать о характере героя стихотворения «Тридцать шесть и пять»?

- На какого мальчика вы хотели бы быть похожи?

- У С.В. Михалкова много замечательных стихотворений. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Перед вами рассказ «Загадочная история». Прочитайте его. В нём спрятались названия стихотворений С.В. Михалкова. Ваша задача: найти все спрятанные названия.

Загадочная история

Это произошло под Новый год. На дворе была стужа. Фома решил не спать. Сегодня для него был важный день. На столе зазвонил телефон. Котята тихо замяукали в уголке. Залаял пёс Трезор. Вошёл дядя Стёпа.

- А что у вас в руках? – спросил Фома.

- Это посылка. Её прислал мой друг, хороший человек Данила Кузьмич.

- А где очки? – забеспокоился дядя Стёпа.

Фома открыл посылку. Там лежали полотенце, мыло, карта, часы, зубной порошок.

- Что это значит? – спросил Фома.

- Подумай! – сказал дядя Стёпа и вышел из комнаты.

Ведущий: - Какие названия стихотворений вы нашли?

Ученики: «Под Новый год», «Стужа», «Фома», «Не спать», «Важный день», «Котята», «Трезор», «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Мой друг», «Хороший человек», «Данила Кузьмич», «Где очки?», «Карта», «Часы».

Ведущий: Молодцы! Некоторые стихотворения С.В. Михалкова были положены на музыку и стали песнями, например, «Песенка друзей». Я предлагаю вам немного  отдохнуть. Давайте все вместе споём эту песенку, повторяя за мной танцевальные движения.

Дети поют «Песенку друзей».

Ведущий: Ребята, С.В. Михалков писал не только стихотворения. Он очень любил сказки и с удовольствием сочинял их сам, переводил с иностранных языков. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Инсценировка сказки «Как старик корову продавал».

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!

Ведущий: - Понравилась ли вам эта сказка? Почему

- Что вы можете сказать о пареньке из этой сказки?

- А что вы можете сказать о старике?

- Почему он не стал продавать корову?

- Ребята, а что такое басня?

- Каких баснописцев вы знаете?

- С.В. Михалков тоже писал басни. У него есть басни и стихотворные, и прозаические, т. е. написанные в виде рассказа. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Послушайте басню «Смешная фамилия».

7 ученик:

                Смешная фамилия

Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин!

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывёт свиньёй,
А Простачков - лисицей!

А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперёд стремится!

Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!

Ведущий: - Ребята, чему же учит нас эта басня?

- А теперь я предлагаю познакомиться ещё с одной басней. Она называется «Заяц – симулянт». А кто знает значение слова «симулянт»? Кого так называют?

- Встречались ли мы с вами сегодня с симулянтом?

- В каком стихотворении он нам встретился?

Инсценировка басни «Заяц – симулянт».

Наступил как-то Медведь Зайцу на любимую мозоль.
   
- Ой, ой! - завопил Заяц. - Спасите! Умираю!
   
Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.
     - Извини, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я нечаянно тебе на ногу наступил.
   
- Что мне от твоих извинений!.. - застонал Заяц. - Остался я теперь без ноги! Как я теперь прыгать буду!..
   
Взял Медведь Зайца и отнес к себе в берлогу. Положил на свою койку. Стал Зайцу лапку перевязывать.
      - Ой, ой! - громче прежнего завопил Заяц, хотя ему на самом деле было совсем не так больно. - Ой, ой! Я сейчас умру!..
     
Стал Медведь Зайца лечить, поить и кормить. Утром проснется, первым делом интересуется:
       - Ну, как лапка, Косой? Заживает?
     
- Еще как болит! - отвечает Заяц. - Вчера вроде лучше стало, а сегодня так ломит, что и вовсе встать не могу.
       
А когда Медведь уходил в лес, Заяц срывал повязку с ноги, скакал по берлоге и распевал во все горло:
      Мишка кормит, Мишка поит
      Ловко я провел его!
      А меня не беспокоит
      Ровным счетом ничего!
     
Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать:
       - Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера морковка, сегодня опять морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с медом!
     
Пошел Медведь мед и груши искать. По дороге встретил Лису.
       - Куда ты, Миша, такой озабоченный?
     
- Мед и груши искать! - ответил Медведь и рассказал все Лисе.
     
- Не за тем идешь! - сказала Лиса. - Тебе за врачом идти надо!
     
- А где его найдешь? - спросил Медведь.
     
- А зачем искать? - ответила Лиса. - Разве ты не знаешь, что я второй месяц при больнице работаю? Проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.
     
Привел Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц Лису - задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и говорит:
       
- Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб? Заберу-ка я его к себе в больницу. У меня Волк по ножным болезням большой специалист. Мы с ним вместе Зайца лечить будем.
     
Только и видели Зайца в берлоге.

- Вот он и здоров! - сказала Лиса.
   
- Век живи - век учись! - ответил добряк Медведь и завалился на свою койку, потому что все время, пока у него жил Заяц, сам он спал на полу.

Ведущий: - Чему же нас учит эта басня?

- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. У меня в руках волшебный мешок. В нём собраны вещи из произведений С.В. Михалкова. Я буду доставать по одному предмету и показывать вам, а вы должны сказать название этого произведения.

Очки – «Где очки?», заяц – «Заяц-симулянт», гвоздь – «А что у вас?», котёнок – «Котята», градусник – «Тридцать шесть и пять», собака – «Мой щенок», «Трезор», корова – «Как старик корову продавал», часы – «Часы», шприц – «Прививка», милицейская фуражка – «Дядя Стёпа», крокодил – «Фома».

-  Молодцы, ребята! Вы хорошо знакомы с творчеством Михалкова. Очень рада, что вы не просто прочитали его произведения, но и запомнили их героев, заучили наизусть понравившиеся произведения, нарисовали любимых героев. Книги Михалкова всегда будут читать взрослые и дети, он остаётся любимым писателем для многих миллионов читателей не только у нас, но и за рубежом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник «Здравствуйте, дети!» (по произведениям Д.Родари)

Методическая разработка литературного праздника по произведениям Джанни Родари....

литературный праздник посвященный 100-летию С. Михалкова

внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

"Литературный праздник по творчеству Сергея Михалкова"

Литературный праздник "Веселый день с Сергеем Михалковым"...

Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С.Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым"

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Участники: Ведущий, учащиеся 1-4 классов, классные руководите...

Литературные произведения С.В.Михалкова

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; развивать интерес к чтению; воспитывать стремление к доброте, дружбе, взаимопомощи...

Музыкально- литературный праздник, посвященный к 105-летию С.В.Михалкова

Обобщение и систематизирование знаний учащихся о творчестве С.В. Михалкова, формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания, читательской памяти, выразительной речи....

Презентация и кроссворд по произведению С.В.Михалкова "Праздник непослушания".

Материал для занятия в группе продлённого дня. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение произведения и решение кроссворда по прочитанному....