Эх, лапти мои!
методическая разработка (3 класс)

Тибейкина Наталья Александровна

Данное мероприятие было проведено в рамка курса «Истоки русской старины», который реализуется в 3 – б   классе  с целью воспитания патриотизма, привития уважения к русским народным традициям. Дети продолжили знакомство с предметами быта русского народа, устным народным творчеством, народными играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Могочинская средняя общеобразовательная школа

имени А.С.Пушкина»

Игровое занятие курса «Истоки русской старины»

«Эх, лапти мои»

Пояснительная записка.

Данное мероприятие было проведено в рамка курса «Истоки русской старины», который реализуется в 3 – б   классе  с целью воспитания патриотизма, привития уважения к русским народным традициям. Дети продолжили знакомство с предметами быта русского народа, устным народным творчеством, народными играми. Уже третий год идёт интеграция основного и дополнительного образования в ходе сотрудничества с музеем А.С.Пушкина. На уроках, классных часах  дети знакомятся с прошлым России, культурным наследием своего народа. Всё это способствует патриотическому и духовно – нравственному воспитанию школьников.

В 1 классе  - реализован курс «Русские народные тряпичные куклы», во 2 классе – курс  «Поиграем с плясунами (игрушками - дергунчиками)»,  в 3 классе (текущий учебный год) – курс «Истоки русской старины».

Таким образом, сохраняется непрерывность образования.

Классный руководитель 3-б  класса – Тибейкина Наталья Александровна.

Руководитель музея А.С.Пушкина, автор курсов дополнительного образования – Теущакова Нина Николаевна.

Цель: познакомить детей с предметом рукотворного мира – лаптями, особенностями их изготовления и применения. Развивать активный словарь детей, ввести в их понятие значение новых слов: лыченица, «драть лыко».

Задачи занятия:

  • Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
  • Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, через знакомство с бытом дореволюционной России;
  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
  • Воспитание бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию России;
  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

ТСО: использование русских народных мелодий.

Занятие в школьном музее для начальной школы.

Ход занятия:

Педагог и дети входят в «избу» (накрытые лавки стоят в 2 ряда напротив друг друга). Детей встречает хозяйка музея.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь.

Дай Бог тому, кто к нашему дому,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам,

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Я рада встрече с вами. Поговорим мы сегодня об обуви. Отгадайте загадку: из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет (лапти).

Величальная лаптям Руси.  Сл. В. Заломова, муз. О. Евдокимова.

 Сотни верст прошли по бездорожью,

 Отплясали в праздничной пыли,

 Потрудились вдоволь в поле с рожью

 Отстояли честь родной земли….

 Припев:

 Лапти Руси век не сносить, -

 Символ великих традиций.

 Лапти Руси  Бог оросил

 Чистой святою водицей.

Хозяйка: (слайдовая презентация). В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. Лапти очень легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.

Вот загадка про лапти: «Два котика, четыре хвостика».

- Как можно догадаться, что эта загадка про лапти? (Рассуждения детей.)

- Как еще можно назвать лапти? (лапоточки, лапотки.)

- Из чего же плели лапти?

- Попробуйте отгадать загадку:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают -

Шкурку тонкую сдирают (липа)

Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в

старину, «драли лыко».

 Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста. (Ответы

детей.) Такие лапти считались праздничными. Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались от деда к внуку.

Одно плохо - лапти быстро снашивались: летом за 3 дня, зимой за 10.

- Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много

работали, далеко ходили.) Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти - это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»).

К нам сейчас должен прийти житель нашего музея, да что-то опаздывает. Отгадайте мою загадку, кто  придёт: при переезде на новое место его  обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте: “вот те сани, поезжай с нами”. Конечно, это наш домовёнок Музейка. В лапти прятали гостинцы для домового.

Сценка:  Стук в дверь, в гости пришел Музейка (босой).

Хозяйка. Домовёнок Музейка, что с тобой случилось, почему ты босой?

Музейка:  Пошел я прогуляться и заблудился. Ходил, ходил, лапти потерял, весь замерз. Шел, шел и дошел до родного музея.

Хозяйка. Музейка, садись с ребятами. Мы тебе в лапоток угощение приготовили.

Домовёнок Музейка: Ай, да лапти хороши! А я частушки про лапти знаю:

- Ох, лапти мои, Гуляй, Музейка,

Лапоточки мои! Не жалей лаптей!

Огороды вы пахали, До субботы доживем -

Танцевать сюда попали. Новы лапти наживем.

- Потанцуйте-ка со мной, ребята! (Дети танцуют с Музейкой).

Дело-то к вечеру. А мне в мой домик на лежаночку.

Соберите пословицы о лаптях.

Конкурс  «Попляши-ка!»: Лучшему плясуну – приз.

Песня "Ох, лапти мои":

1. Во деревне-то было, в Ольховке,

Во деревне-то было, в Ольховке.

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

2. Там жил-был парень Андреяшка,

Там жил-был парень Андреяшка.

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

3. Полюбил Андреяшка Парашку,

Полюбил Андреяшка Парашку.

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

4. Он дарил ей дорогие подарцы:

Все прянцы да баранцы.

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

5. Не велел ему тятька жениться,

Не велел ему тятька жениться.

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

6. Тут заплакал наш Андреяшка,

А за ним заревела Парашка.

Тятька: А ну вас!

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт.

А сейчас у нас – «Лапотная эстафета»: чья команда лапоть быстрее передаст, та и победит.

Эстафета картофельная: каждый игрок команды должен без помощи рук перенести в лапте картофелину, передать лапоть следующему. Чья команда быстрее? Руками картошку брать нельзя!

Игра «Перетягивание каната с лаптем».

Подведение итогов: 

- Что нового вы  узнали о русских традициях и обычаях?

- Что вам понравилось?

- О чём вы расскажете родителям?

Что ж, закончим  праздник

Мы стихом красивым:

Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эх, лапти мои!» Авторы презентации: Тибейкина Наталья Александровна - учитель, Теущакова Нина Николаевна - руководитель музея А. С. Пушкина.

Слайд 2

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Слайд 3

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Жили-были пузырь, соломина и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Слайд 5

«Драть лыко» Значение слова Лыко по словарю Ушакова: ЛЫКО лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко. 2. Жгут или лоскут из этой ткани. Ивовые лыки. Подпоясанный лыком. Не всякое лыко в строку (поговорка) - нельзя каждую мелочь ставить в вину, в упрек (букв. - не всякое лыко годится для плетения лаптей; строка - каждая полоса лыка в лапте). Не лыком шит - поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья.

Слайд 7

Плетёные лапти оборки – верёвки-косички подошва обувник – бок лаптя Запятник – пяточная часть лаптя

Слайд 8

Кочедык Кочедык - инструмент в виде плоского изогнутого шила для плетения лаптей .

Слайд 9

Плетение лаптей береста лыко Из лыка делали обувь, мочалки, корзинки, короба, шляпки и, конечно же, кукол.

Слайд 10

Берестяные лапти из фондов Новосибирского музея бересты

Слайд 11

Попляши-ка с домовёнком Музейкой У кого душа неузкая, Все, кто любит пляску русскую, Выходи без лишних слов, Будет конкурс плясунов! Разучим с вами несколько движений: 1. Ставим руки на пояс и чуть-чуть приседаем – когда нет слов. 2. Правую ногу выкидываем вперёд, затем левую – во время куплетов. 3. Кружимся, притопываем или произвольно танцуем – во время припевов.

Слайд 12

Во деревне то было… Во деревне то было, в Ольховке, Во деревне то было, в Ольховке, Там жил-был парень Андриашка, Там жил-был парень Андриашка. Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои, Лапти да лапти, да лапти вы мои, Лапти лыковые, вы ходите, ходите. Батька лыка надерёт, Лапти новые сплетёт. А в деревне жила и Парашка, А в деревне жила и Парашка, Полюбил Андриашка Парашку, Полюбил Андриашка Парашку. Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои, Лапти да лапти, да лапти вы мои, Лапти лыковые, вы ходите, ходите. Батька лыка надерёт, Лапти новые сплетёт.

Слайд 13

Собери пословицы о лаптях.

Слайд 14

1. Эх, лапти мои, Лапоточки мои. Огороды вы пахали, Танцевать сюда попали. 2. Гуляй, Матвей, Не жалей лаптей. До субботы доживем, Новы лапти наживём. 3. Ах, лапти мои, лапотошечки! На базаре их купила за картошечки. ЧАСТУШКИ ЧАСТУШКИ

Слайд 15

4. Попросила я у тятеньки Резиновых калош, Он принёс лаптей десяток - Выбирай, которы хошь. 5. Эх, лапти мои, Носы выстрочены. Не хотела я плясать – Сами выскочили. 6. Матвей так плясал, Что лапти потерял. Чем старые искать, Лучше новые связать. ЧАСТУШКИ

Слайд 16

Конкурс «Закинь лапоть подальше ». (Девицы выбирали жениха и бросали лапоть за спину в ту сторону, где жил жених). Конкурс «Перетягивание каната с лаптем»: 2 команды, перетянуть нужно канат с лаптем через линию и удержать 3 секунды. Конкурс «Перенеси картошку из коробки в лапте в ведёрко» (эстафета команд). Руками картошку не трогать!

Слайд 17

Что ж, закончим праздник Мы стихом красивым: Лапоть! Русский лапоть! Всем знаком в России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по системе Занкова."Мир семьи в стихотворениях В. Берестова "Братья","Лапта","Плащ","Семейная фотография".

Дан подробный конспект урока по литературному чтению по системе Занкова.Согласно требованиям ФГОС....

" Русские лапти"

Знакомство с русской национальной обувью-лаптями....

Мы-россияне. русская трапеза. Сколько стоят лапти.

Урок окружающего мира в малокомлектной школе в совмещенных классах....

План - конспект урока физической культуры “Подвижные игры (русская лапта)”4 класс

Задачи: 1) Разучить технику ловли, передачи и бросков мяча. 2)Развивать координацию, быстроту, ловкость, внимание. 3)Воспитать: целеустремленность, коммуникативные качества Необходимый инвентарь: с...

10 уроков ЛАПТЫ

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой....

Конспект урока в 4-ом классе "Русская лапта"

Конспект урока в 4-ом классе "Русская лапта"...

Праздник русского лаптя

Мероприятие посвящено  традициям и обычаям связанные с русским лаптем. Обогащает знания детей русских ремёсел. Прививает любовь к народным праздникам. Развивает творческие способности, учит работ...