Внеклассное мероприятие "Волшебные правила этикета"
план-конспект занятия (2 класс)

Прокофьева Светлана Вячеславовна

В рамках проведения данного мероприятия рассматриваются вопросы о поведении гостя и хозяина, о культуре поведения за столом;об уважительном отношении к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_pravila_etiketa.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Волшебные правила этикета»

Цели: 1)Создать условия для усвоения учащимися понятия «этикет».

           2)Показать ценность волшебных правил этикета.

           3)Содействовать развитию у детей умений и навыков коммуникативного                                  

     воздействия.

Оборудование: компьютер, экран, диски с записями, костюмы сказочных героев и русские народные, мягкая игрушка «Медведь»,косынки, самовар, столовые приборы, презентация к уроку, сигнальные карточки «Желтый-зеленый», памятки «Правила поведения за столом».

I Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня мы собрались для того чтобы поговорить о … Впрочем, не буду забегать вперед, а предлагаю посмотреть на экран и разгадать кроссворд, узнав тему занятия.

II Сообщение темы занятия (Слайд №1)

1. Кроссворд

3  Растает даже ледяная глыба                          

    От слова теплого…(спасибо)                                  

2  И во Франции, и в Дании                                

    Мы говорим, извините…(пожалуйста)                    

6 Мальчик вежливый и развитый

 Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

4 Умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках.

(такт)

5 Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

1                 Э

2 пожалуйсТа

3          спасИбо

4               таКт  

5 добрый  дЕнь

6       здравсТвуйте

                                                                                                                                                            -Давайте, прочитаем, какое слово получилось. Тема нашего классного часа: «Волшебные правила этикета». (Слайд №2) Что же такое этикет и каковы его волшебные правила, мы и будем сегодня узнавать. А как вы понимаете, что же такое этикет? (Ответы детей)

2. Рубрика «В мире интересного» (Слайд №3)

Этикет - установленный принятый порядок поведения форм обхождения. Так в толковом словаре С.И.Ожегова объясняется значение этого слова.

Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятия «этикет», «хорошие манеры», предпринимались много раз. Так, больше чем 260 лет тому назад русский царь Петр I в предисловии к книге «Показания житейскому обхождению» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

III Поговорим о приветствии

1.Правила приветствия

Как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Ведь очень важно научиться  это делать так, чтобы никого не обидеть.

Ученица Здравствуйте! Что особенного мы друг другу сказали?  

Простое «здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель О том, как приветствовать друг друга и взрослых расскажут ребята 1А класса.

Ученик Приветствие-это очень важно. Мужчина первым приветствует женщин (и мальчик девочку), младший по возрасту -старшего, младшая по возрасту женщина -старшую и мужчину, который намного старше ее. Школьник здоровается с преподавателем.

2.Историческая справка

Учитель Приветствие-один из самых важных моментов общения. С его помощью устанавливается контакт между людьми. А знаете ли вы, что всемирный день приветствий отмечается ежегодно 21 ноября, уже 36 лет. Его придумали два брата-американца, когда многие страны не дружили друг с другом. Они рассылали письма во все концы мира, чтобы другие, получив дружелюбное письмо, поприветствовали еще кого-нибудь.

А знаете ли вы, что молодые американцы, приветствуя друг друга, хлопают по спине.

Французы целуют друг друга в щеку. Индийцы кланяются и складывают ладони лодочкой.

Японцы предпочитают поклоны.

А сейчас мы с вами выполним упражнение, которое поможет вам настроиться на хорошее настроение, на позитивные эмоции. Это упражнение желательно выполнять каждое утро. Положите руки на парту, голову на ручки, закройте глаза и повторяйте за мной.

3.Настрой. Выхожу из дому, внутренне улыбаюсь. Все хорошо. Сейчас на улице, в школе непременно встречу своих знакомых: соседей, одноклассников. Я просто обязан поздороваться с ними вежливо и любезно. Улыбаюсь своему другу, учителю, смотрю людям в глаза, приветствуя их. Я чувствую всей душой  выражаю всем своим видом уважительное отношение к человеку, с которым здороваюсь. Мне и самому хорошо и приятно.

Ребята, давайте вспомним  какими словами и жестами мы можем выразить приветствие. Предлагаю провести игру «Речевой этикет» и кто назовет последним слова приветствия, тот и окажется победителем.

4.Игра «Речевой этикет» (Здравствуйте, добрый вечер, доброе утро, с добрым утром,  

приветствую вас, рад вас приветствовать, позвольте вас приветствовать, мое почтение,  «здравствуйте» — рукопожатие).

Учитель. Итак, ребята, мы узнали, как давным-давно было принято приветствовать друг друга. Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Но все ли из вас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте-ка попробуем сегодня разобраться в этом. Но сначала давайте посмотрите два сюжета.  

IV Правила поведения в гостях. Мини-сценки.

Сценка №1 

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!  

Хозяин.   Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин.   У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-сказку, кому-правду, кому-песенку, а всем - вкусные угощения.

(На сцену входят гости. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.)

Хозяин.   Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин.    В тесноте - не в обиде.

(Хозяева усаживаются.)

Учитель. А теперь давайте перенесемся в наши дни и посмотрим следующий сюжет.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры».Хозяин увлеченно играет в настольную игру. К «двери» подходят гости и «звонят».Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.

Сценка №2  

Хозяин.  А, это вы!

Гости (стоя на пороге). Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую игру.

Хозяин (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру-

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать-

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать-

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

(Гости растерянно пятятся назад и уходят).

Учитель. Ребята, на парте у вас лежит две карточки: зеленая и желтая. Кто считает, что в первой сценке хозяева гостеприимные, то поднимите желтую карточку, а если не гостеприимные -зеленую. А теперь давайте вспомним вторую сценку.

Назовите правила, каким должен быть вежливый  хозяин? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным. Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья)

V Встреча с литературными героями (Буратино, Незнайка)

Ребята, к нам на занятие пришли сказочные герои и хотят что-то рассказать?

1.Если друг на день рожденья                

Пригласил тебя к себе.        

Ты оставь подарок дома-        

Пригодится самому.        

Сесть старайся рядом с тортом.        

В разговоры не вступай:        

Ты во время разговора        

Вдвое меньше съешь конфет.        

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.

2. Если ты пришел к знакомым,

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Не здоровайся ни с кем.

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Учитель. Дорогие Буратино и Незнайка, спасибо вам за стих-ия Г.Остера, благодаря которым мы улыбнулись, но не будем забывать что это «Вредные советы»и так поступать не следует.  Предлагаю вам и ребятам познакомиться с правилами поведения за столом, т.к они  тесно связаны с темой «Правила поведения в гостях».Поскольку нам с вами все-таки приходится бывать в гостях и нередко садиться за стол, то поэтому сейчас будьте особенно внимательными, т.к ребята не только расскажут как вести себя за столом, но и покажут, как надо пользоваться столовыми приборами.

VI Правила поведения за столом

1.Практическое занятие)

Девочка. Для того чтобы мы с вами привыкли к порядку и красоте за столом посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой (вытирает посуду)

Бумажные салфетки, перед тем как поставить на стол, вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.

Ну, вот вроде все и готово к приему гостей.(Звонок в дверь. Входит мальчик с букетом и подарком).

Д. Прежде, чем сесть за стол, нужно тщательно вымыть руки.

Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. Это правило касается и нас девочек.

М. Сидеть за столом надо прямо, не на кончике стула и, не приваливаясь к его спинке. Локти класть на стол нельзя. Нельзя болтать ногами, толкать соседей.

Д. Надо уметь правильно пользоваться приборами. И поэтому…

М. Поэтому суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая лежит на столе или держит хлеб, но никак не лежит на коленке).Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Вот так.

Д. Вилкой (без ножа), держа ее в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.

М. Вилкой –держа ее в левой руке -и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие куски. Вот так.

Д. Нарезанный хлеб подается на стол в тарелке или в хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько вам требуется. Остальную половину положить на стол.

М. Пищу с общего блюда нельзя брать своей ложкой; для этого на общих блюдах должны быть специальные ложки.

Д. Нельзя перебирать куски, лежащие на общем блюде, надо взять то, что лежит ближе к вам.

М. Если в кушанье попадаются лавровый лист, перец, кости, то все это надо оставить на краю тарелки.

Д. Некрасиво оставлять пищу в тарелке, лучше заранее попросить маленькую порцию.

М. После еды требуется положить вилку и нож рядом на тарелку.(О том, что ты окончил еду, должны свидетельствовать положенные на середину тарелки вилка и нож.) Вот так.

Д. За столом не следует разговаривать с набитым ртом.

М. Есть надо без торопливости, но и не слишком медленно, не отставая от других.

Д. Торт, пирожное и др. сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой чайной ложкой.

М.Фрукты из компота надо есть чайными ложками. Косточки осторожно выплевывают в ложку, поднесенную к самым губам. Складывают косточки в тарелку или в специальное блюдечко. Выходя из-за стола надо поблагодарить хозяев.

Д. Дальше уже сами хозяева на свое усмотрение развлекают гостей.

М.Думаем, что при помощи этих волшебных правил вы почувствуете себя намного увереннее и свободнее.

Учитель. Вот вы и познакомились с некоторыми правилами поведения за столом. Запомнить все правила с первого раза невозможно, поэтому каждый из вас получит памятку о том, как вести себя за столом и как пользоваться столовыми приборами.

VII Физминутка. Игра «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед!

VIII Встреча с мультипликационными героями.

Ребята, сегодня мы снова встретимся с полюбившимися нам героями и узнаем, о каких правилах хорошего поведения расскажет нам тетушка Сова. Внимание на экран.

IХ Правила хорошего поведения

1.Инсценировка стихотворения «Урок вежливости».

Учитель Сегодня мы много говорим о правилах хорошего поведения, а вот разобраться, что вы усвоили на этом занятии поможет стих-ие «Урок вежливости».(Плюшевый медведь)

Авт. Медведя лет пяти-шести            

Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь,    

Нельзя грубить и чваниться,         

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,            

Не наступать на лапу.                      

И не ловить зубами блох.                

И не ходить на четырех,                  

Не надо чавкать и зевать,

А кто захочет спать,        

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь и вежлив будь.        

И уступай прохожим путь,              

А старших уважай,                          

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести            

Учили, как себя вести.

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым

Он кланялся соседям

Знакомым и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу,

Совсем, куда не надо совал он нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На бабушку в метро.

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести,

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

Учитель Кто главный герой стихотворения и сколько ему лет? А чему его учили? А научили ли его этому? Ребята, вы не должны быть такими, как медвежонок, вы должны быть вежливыми и соблюдать правила воспитанного человека в любых ситуациях.

Чтобы радость людям дарить,

Нужно добрым и вежливым быть.

2. Литературная викторина (по детским мультфильмам)

С удовольствием приглашаю выйти сюда родительницу(И.О.).- человека творческого и активного. Она с удовольствием участвует в жизни класса, составляет и помогает проводить викторины для детей, конкурсы. И что немаловажно, приобщает к этому своих детей. Предоставляю ей слово.

Проведение викторины.            

                                                 Вопросы

1) Ребята, а как бы хотели вы, чтобы поступили в этой ситуации ваши родители?

2)А как бы вы подняли настроение ослику Иа в день его рождения?

3)Что показалось вам обидным и несправедливым в этом отрывке?

4)А что бы вы попросили у золотой рыбки? А теперь посмотрим, что  попросил кот Леопольд?

Вывод: Всего в этой жизни надо добиваться самому.

3. Частушки. Слово девочкам.

Ребята, для того, чтобы прослыть воспитанным человеком, надо придерживаться правил, которые могут встретиться и в шуточной форме, например в форме  частушек.

1.Делать людям всем добро,  

Будем очень рады

А сейчас мы вам споем,

Как делать не надо!

2.Коля ссорится с друзьями,  

В ход пускает кулаки

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

3.В поезд входят три юнната  

Ух, народу, сколько тут,

Занимай места ребята,

А то бабушки займут!

4.Говорит лентяйке мать:        

«Убери свою кровать!»

Я, бы, мама, убрала,

Только я еще мала!

5.Петя ловко ловит рыбу        

Может лодки мастерить

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

6.Наш Семен и там и тут

Всех перебивает,        

А Семена перебьют-

Он переживает.

4. Литературный монтаж детей. Слово мальчикам.

Учитель Молодцы, девочки! Порадовали нас, а заодно и познакомили с другими правилами культурного поведения. Давайте посмотрим, что приготовили в ответном слове мальчики.

1.Если с другом разделил

Ты свои конфеты-

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

2.Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты –культурный человек,

Мировой мальчишка!

3.Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это -просто красота,

Только так и нужно!

4.Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже,

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

5. Литературный монтаж родителей. Разговор с сыном.

Учитель. Ребята, уверена, что не только в школе, но и дома вы проходите уроки нравственности, культурного поведения, уроки жизни. Дома в роли  учителя, выступают ваши родители. Вот и сегодня они хотят вам сказать что-то важное.

 1. Сынок, ты должен помнить                                    

    От того ржавеет даже новый лист железа,        

    Ч то в сырости лежит он бесполезно                                

    И не находят дела для него.                                                

        

2. Душе людской -во много раз трудней:

    И в дверь души и в щели этой двери

    Сто ржавчин и пороков лезут к ней

    Запомни три из них, по крайней мере.

3. Во-первых,- зависть.        

    Ты ее убей в зародыше                                                      

    И научись, по праву,                                                          

    Без ревностно  ценить других людей                                

    Чтить их удачу, их успех и славу.                                    

  4.Второе-злость

    Беги от чувства злого, сей доброту.

   Живи, других любя,

   Суди себя, коль осудил другого,

   Прости другого, коль простил себя.

5. И третье-корень многих наших бед,

    Убийца всех достоинств в человеке-безделье.

    И позорнее во веки

    Порока в людях не было и нет.

    Не в праздном воздыханье на диване,

    А в празднике полезного труда

    Ищи свой смысл, мой мальчик.

Х Подведение итогов

Вот и подошло к концу наше занятие. Остается надеяться, что вы всегда будете помнить волшебные правила этикета и их соблюдать.

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Правила этикета"

ЦЕЛь: сформировать у детей навыки культурного поведения....

Правила этикета

Классный час о знаниях правил этикета. Всегда ли под красивой "этикеткой" находится "качественный товар"?...

Внеклассное занятие "Правила этикета. Как вести себя за столом»

В игровой форме дети познают правила поведения за столом,правила поведения в гостях...

Конспект внеклассного мероприятия "Правила этикета. Назначение салфеток."

Рассказ о правилах этикета, появлении и назначении салфеток....

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Школу правил Этикета"

Приветствую Вас, уважаемые коллеги! Знакомство с Вами начинаю с публикации своего первого материала, который несет в себе воспитательную ценность. Воспитание вежливости, доброты является одной из зада...