Исследовательские работы
опыты и эксперименты (1 класс)

Чукреева Анастасия Вячеславовна

Данные исследовательские работы посвещаны темам изучения психоэмоционального состояния младших школьников, а так же социальной адаптации младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Следовательская работа учителя

«Факторы и критерии благополучного психоэмоционального развития

младших школьников».

Выполнил: Чукреева Анастасия Вячеславовна

Учитель начальных классов

Старое-Татаурово

2018 год.

        Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психологические аспекты проявления психоэмоционального благополучия детей начальных классов………………………………………...7

  1. Особенности психического развития и проявления психоэмоционального благополучия учеников начальных классов………………………………..7
  2. Факторы психоэмоционального благополучия

детей начальных классов……………………………………………………13

Глава 2. Эмпирическое исследование психоэмоционального благополучия детей начальных классов………………………………………………………..19

2.1 Критерии, показатели и методики диагностики эмоциональной сферы и психоэмоционального благополучия младших школьников…………………19

2.2 Результаты диагностики психоэмоционального благополучия детей…...23

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

Приложения……………………………………………………………………...34

Введение

Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок - учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы. Исходя, из практики школьного обучения, особое внимание уделяется знаниям и умениям. Однако мы думаем, что связь между успешностью обучения и психическим здоровьем ребёнка существует.

Развитие у младших школьников адекватной положительной самооценки воздействует не только на отношение к школе и к процессу обучения в целом, но и оказывает становлению интересов, созданию жизненной позиции, выступает как значительный этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейших задач на начальном этапе обучения [Божович, 2015].

Л.И. Божович, А.И. Липкина и многие другие ученые большое внимание уделяли становлению личности в обществе. Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка, как потребность в общении со сверстниками и взрослыми, благоприятной атмосфере в семье, в учебно-воспитательных учреждениях [Божович, 2015]. Эмоциональное благополучие младших школьников в первую очередь, зависит благополучная и счастливая жизнь ребенка в детские годы. Ведь именно мама и папа играют главную роль в становлении жизни своего чада. Семья является особой социальной средой, в которой действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить своё поведение. А также проявления личностных качеств. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. [Баллон, 2014]. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, Гальперин П.Я., Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Но не только родители занимают важное место в жизни ребенка, учителя и воспитатели, а так, же несут ответственность за жизнь и психическое здоровье младших школьников, потому что школа для ребенка это такая, же своеобразная "семья", в которой он живет, развивается, учится, общается, становится личностью. Задача школы - это, прежде всего, помочь ребенку раскрыться на каждой возрастной ступени школьного возраста, а также помочь родителям, наставить их на правильное воспитание, раскрыть для них все стороны развития эмоционального развития ребенка [Гальперин П.Я,2014]. Благополучное эмоциональное и психическое состояние - это свидетельство полной гармонии и взаимопонимания родителей и ребенка или же признак дисбаланса в отношениях со сверстниками и в школе в целом.

К сожалению, зачастую отношения ребенка к школе формируется из отношения родителей к школе. Поэтому нередко психическое и эмоциональное состояние детей варьируется и находиться в постоянном напряжении. С одной стороны - родители, со своими репродуктивными и воспитательными функциями, которые не сходятся с нормами и воспитанием. А так же которые прививают учителя ребенку, с другой стороны - отношение самого ребенка, его восприятия, понимания, которое отличается от наставляемых ему норм. Ребенок - это губка, которая поглощает в себя все, что оказывает на него влияние, влияние в первую очередь на его эмоциональное состояние. Эмоции с одной стороны активизируют и повышают деятельность ребенка, а с другой - тормозят, подавляют и угнетают деятельность. Следует отметить, что комфорт ребенка во внутри школьной среде играет максимально важную роль в его жизни, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, а также стабильному эмоциональному состоянию, которое определяет полноценное развитие личности.

Проблемой является целый ряд аспектов психоэмоционального состояния младших школьников который остается еще недостаточно изученным: не в полной мере. Определены сущностные характеристики негативных эмоциональных переживаний, и не определены пути формирования позитивных эмоциональных переживаний у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: психоэмоциональное состояние младших школьников.

Предмет исследования: факторы и критерии психоэмоционального благополучия младших школьников.

Цель: выявить особенности проявления психоэмоционального благополучия детей младшего школьного возраста и факторы, его определяющие.

Гипотеза: психоэмоциональное благополучие младших школьников можно определить по таким критериям, как: состояние эмоциональной сферы ребенка, психическое состояние ребенка на протяжении дня, межличностное отношение ребенка к окружающему. А среди факторов, его определяющих, можно обозначить в этом возрасте: нерациональное распределение учебной нагрузки и неблагоприятную семейную атмосферу.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить особенности психического развития и проявления психоэмоционального благополучия учеников начальных классов;
  • определить критерии диагностики психоэмоционального состояния младших школьников;
  • провести диагностику критериев и факторов психоэмоционального благополучия младших школьников;
  • изучить показатели и методики, которые применяются в воспитательном процессе в школе и дома;
  • обработать и обобщить данные диагностической работы.

Теоретико-методологической базой исследования являются концептуальные положения относительно психического развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, С. Д. Максименко, Р.Аткинсон, В.С. Мухина, М.В. Гамезо); системный подход к исследованию психического развития младшего школьника (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и эмоционального развития детей (Г.М. Бреслов, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин).  А также подходы психологов к определению психологического благополучия учащихся (Т.А. Ахрямкина, И.Н. Чаус).

Методы исследования: 1) теоретические (историко-логический; анализ; синтез; сравнение); 2) эмпирические (наблюдения за детьми во время режимных моментов и в игре; беседа с педагогами и родителями); Диагностическим инструментарием исследования психических и эмоциональных состояний младших школьников выступили методики: «Цветная социометрия», «Паровозик», «Кактус».

 Исследование проводилось в декабре 2017 года на базе Старо-Татауровская школа СОШ, Село Старое Татаурово. В исследовании приняли участие 16 человек - учащиеся 2 класса.

Глава 1. Психологические аспекты проявления психоэмоционального благополучия детей начальных классов

  1.   Особенности психического развития и проявления психоэмоционального благополучия учеников начальных классов

Проблема создания условий эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста является одной из главных проблем нынешней психолого-педагогической науки, так как позитивное эмоциональное состояние относится к числу главных условий развития личности. Под влиянием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в школьном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка. Ее исследованию посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов (У. Кеннон, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, Максименко С.Д., А.В. Запорожец, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, К. Изард, и др.) [С.Д. Максименко, 2016].

Степень разработанности проблемы в современных условиях поиски отечественных ученых в сфере психологии младшего школьного возраста сосредоточены на нескольких направлениях. Одно из ведущих направлений — это исследования личностных характеристик (ответственности, активности, творчества, особенностей внимания, памяти, мышления, эмоций и тому подобное), которые влияют на динамику умственной работоспособности личности (П.С. Блонский, А. Л. Лурия, Э. Бруннер, Т. В. Волкова, А. С. Колесник и пр.). Второе направление исследований связано с изучением внешних факторов (организация и оборудование рабочего места, освещения, температура, среды для труда и отдыха, режима труда и отдыха, сочетания умственной нагрузки и двигательной активности, чередования видов труда по уровням сложности и тому подобное), которые влияют на эффективность умственного труда личности (И.А. Александрова, М. Т. Антропова, М. К. Виноградов и пр.).        

Исследование научными исследователями этого направления имеют целью выявить оптимальные условия среды обучения и усовершенствовать их. По мнению многих ученых, именно в период младшего школьного возраста начинают возникать качественные изменения в психическом развитии ребенка, которые предопределены появлением, хотя и недостаточной сформированностью произвольности и осознанности своих поступков, поведения, переживаний (Г.О. Балл, И. Д. Бех, Л. И. Божович, Валиева С.В., Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д.М. Фельдштейн). Именно поэтому важно изучать внутренние детерминанты психической деятельности детей младшего школьного возраста.

Изучение разных аспектов психического развития младших школьников было предметом многочисленных теоретико-эмпирических исследований (А.И. Аверин, Г. М. Бреслав, К. Бютнер, Б. Е. Вайнер, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, И. Ю. Кулагина, Л. С. Славина и др.). Анализ психологической литературы показал, что особенности психического развития младших школьников проявляются, развиваются и формируются в общении (Л.И. Божович, В. А. Лабунская, М. И. Лисина и др.), эмоции и познавательные процессы принимают участие в регуляции деятельности (В.К. Вилюнас, Г. С. Костюк, А. М. Леонтьев и пр.).

 Можно сделать следующий вывод, под эмоциональным благополучием (неблагополучием) рассматривается субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека в частности его эмоциональных переживаний. В психологии выделены, и достаточно глубоко проанализированы условия, выявляющие влияние на эмоциональное развитие ребенка и, в частности, на состояние проявлений эмоционального благополучия школьника. Большинство из этих условий носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Специальные исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают то, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Но школьники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Однако среди ежедневных для школьников эмоций нередко определенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность [Божович, 2014].

Сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и сверстниками. Негативные эмоциональные переживания, связанные с трудностями в общении с остальными детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны обстоятельными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу входят дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Эти дети характеризуются изолированностью, избегают общения. Эмоциональное состояние часто связано с нежеланием посещать школу, с неудовлетворенностью отношениями с учителем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту [Крутецкий, 2016].

Эмоции и чувства, по мнению Т.А. Данилиной, создаются в процессе общения ребенка со сверстниками, а потребность в общении формируется на основе совместной деятельности детей — в играх, совместных занятиях, при выполнении трудовых поручений и т. д. Но, чтобы взаимоотношения детей имели положительный характер, конечно, необходима помощь взрослого. Взрослые должны стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности, воспитать правильное к ним отношение, учить понимать и распознавать эмоциональное состояние друг друга, развивать способность эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях.

B.C. Мухина определяет потребность младшего школьника в любви и одобрении как наиболее сильный и важный источник переживаний в процессе взаимоотношений с другими (взрослыми и детьми). «Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он переживает эмоциональное благополучие - чувство уверенности и защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности младшего школьника, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям».

 Если ребенку плохо в школе, он испытывает к одноклассникам, к учителю негативные чувства, не доверяет и чувствует себя одиноким, ненужным, неинтересным, потерянным, то это говорит о том, что фундаментальные потребности личности в безопасности, любви, принадлежности, уважении не нашли удовлетворения в данной социальной среде (в нашем случае в школе). Это в свою очередь характеризует эмоциональное неблагополучие личности, проявления которого очень разнообразны: от страха, обиды, недовольства, отчаяния до прямой или косвенной агрессии, подавленности, отчужденности, изолированности.

В исследованиях, посвященных проблеме эмоционального развития детей встречаются такие понятия, как «эмоциональное самочувствие», «благоприятное или неблагоприятное состояние», «психологический (эмоциональный) комфорт или дискомфорт», «психологическая защищенность». Все эти понятия, так или иначе, характеризуют проявления эмоционального благополучия и позволяют выделить его основные признаки [Бруннер, 2015].

А.Д. Кошелева под эмоциональным неблагополучием понимает «отрицательно-эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности или ситуациях жесткой регламентации».  Исследуя проблему тревожности детей в общении со сверстниками, В.Р. Кисловская сделала вывод, что эмоционально благополучный ребенок в коллективе переживает лишь реально обоснованную тревогу, характерную для нормально развивающейся личности, в то время как эмоциональное неблагополучие является основанием развития так называемой «социальной тревожности», выделяющейся своей неадекватностью. Соответствующий эмоциональный настрой у детей порождают реальные неудачи в общении, фрустрация базовых потребностей в признании и любви.

Итак, важность и значимость для развития личности имеет такая организация жизни коллектива, которая создавала бы для каждого его члена благоприятный климат общения, обеспечивающий ему эмоциональное благополучие и защищающий от возникновения тревоги в ближайшем кругу общения. Изучив характеристики, которые мы примели ниже, можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие - это не только его положительные эмоции, это чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру. Таким образом, мы попытались найти его роль и значение в педагогическом процессе и в процессе становления личности ребенка. И не забыли про общие функции эмоций.

По мнению Н.П. Аникеевой, переживание личностью эмоционального благополучия является главным условием ее нормального формирования и определяется положительной оценкой окружающих. Наличие таковой может стать источником неврозов. Невроз сопутствует неустойчивой самооценкой, повышенной тревожностью личности, поскольку взаимоотношения - это всегда оценочные ситуации.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований говорит о том, что эмоциональное благополучие имеет важное значение в воспитании и обучении младших школьников. Исходя, из анализа статистических данных и педагогической практики выходит, что эмоциональное благополучие детей зачастую остается на невысоком уровне вследствие воздействия ряда факторов.

Семья является одним из важнейших источников эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка. Именно семья призвана эмоционально поддержать, ребенка, понять трудности младшего школьника, обеспечить психологический комфорт, вселить чувство уверенности и защищенности, а главное, принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями.

Недостаток у членов семьи элементарных знаний о психогигиене, дефицит психологической и педагогической культуры способствуют появлению чувства неуверенности, одиночества, неясности и являются причиной эмоционального неблагополучия младшего школьника в семье. Дети испытывают эмоциональное неблагополучие, как правило, в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало заинтересованы развитием детей, где не хватает тепла, любви, ласки, где в качестве дисциплинарного влияния вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физическое наказание.

Большинство исследователей показывают, что общее эмоциональное самочувствие ребенка зависит от стиля взаимодействия учителя с учеником, от тех коммуникативных позиций, которые занимает учитель в процессе общения с детьми.

  1. Факторы психоэмоционального благополучия детей

начальных классов

В современной школе «психологическое здоровье» становится самым важным понятием в плане создания комфортной школьной среды, свободной от психологического насилия, профилактики возникновения негативных эмоциональных переживаний ребенка в учебном процессе. Жизнь без эмоций так же невыполнима, как и без ощущений. Эмоциональное состояние в образовательном процессе вызывает на сегодняшний день серьезную тревогу. У детей наблюдается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенная раздражительности или агрессивности. У учителей наблюдается переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что в нынешний момент надо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предотвращения негативных эмоций у учеников начальных классов учебного процесса [Матюхина М.В, 2015].

На сегодняшний день школьная среда, в которой пребывает ребенок (а иногда это семь часов в день), обязана быть гармоничной для ученика и для учителя, для этого надо правильно и качественно организовывать познание, общение, деятельность ребенка в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Педагогическое значение точного понимания этой проблемы состоит в том, что эмоции играют значимую роль в возникновении у ребенка способов и приемов изучения деятельности. Итак, эмоции в значительной степени определяют значимость обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эту проблему, с точки зрения, стоит рассматривать с разных аспектов:

Среда в школе, возможно условия пребывания в школе (ключевые понятия – уют, комфорт): соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения как основа сохранения здоровья школьников; влияние особенностей школьного режима и учебных требований на здоровье учеников; «школьная атмосфера» как отражение особенностей организации образовательного пространства школы.

Деятельность в школе (ключевые понятия – интересная, творческая): качественный урок как основа учебной мотивации; конструктивная внеурочная деятельность. Общение со сверстниками (ключевые понятия – конструктивные отношения, умение сотрудничать): взаимоотношения «учитель–ученик»; психологический климат в классе [Матюхина М.В, 2015]. Личность ученика в школе (личностное и эмоциональное благополучие): нормальное психологическое самочувствие ученика в школе, выражающееся в желании ее посещать; нормальная самооценка; принятие роли ученика; восприятие системы предлагаемых школой ценностей.

Исходя из выше сказанного, следует искать передовые методы обучения, подходящие психофизиологическим особенностям детей, и думать над проблемой, чему реально необходимо учить детей. Младшие школьники собираются обучаться жизненно-необходимым навыкам. Есть широкое поле внеклассных мероприятий, социальных проектов и других форм работы для проявления активности ребенка. К примеру, ученик может узнать что-то его интересующее через научно-исследовательскую деятельность. Важно только, чтобы она не стала способом формального переписывания книг.

Увлекательно учиться, заниматься творческой деятельностью. Дети очень активны по своей природе, и поэтому для них, никогда не бывает «много творчества», главное, чтобы это затрагивало их душу, будило воображение, было наполнено смыслом. Вследствие этого проектная деятельность, самоуправление, школьные газеты, творческие конкурсы, КВНы помогают школьнику реализовать свой творческий потенциал. Жизнь подводит нас к необходимости действительно учить ребенка не только конкретным предметам, но и навыкам взаимодействия, сотрудничества, общения. Следовательно, надо постараться создать такую школьную среду, которая помогала бы ребенку приобретать подобные навыки. Основав комфортную образовательную среду, можно реально решить проблему гармоничного развития школьника.

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика вызывают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. Следовательно, основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника [Матюхина М.В, 2015].

          Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека; эмоциональное здоровье может сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» Эмоции и чувства проходят через всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой - тормозить, распределять деятельность, подавлять или угнетать. Так же, эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на нашем здоровье.

Для устранения проблемы обеспечения эмоционального благополучия младших школьников требует, прежде всего, выявления его сущностных характеристик, особенностей проявления, роли в процессе становления личности ребенка. Самое общее определение благополучия как спокойного и счастливого состояния человека дает словарь русского языка.  Благополучие может быть материальным, физическим или эмоциональным. Материальное благополучие характеризуется достаточным уровнем благосостояния человека, обеспечивающего его комфортное существование. Физическое благополучие определяется состоянием здоровья человека, полноценным функционированием его организма. Эмоциональное благополучие связано с эмоциями, переживаемыми субъектом. В целях конкретизации и выявления сущностных характеристик феномена эмоционального благополучия мы проанализировали психолого-педагогическую литературу. Оказалось, что исследования, касающиеся непосредственно проблемы эмоционального благополучия личности, не столь многочисленны, она рассматривается преимущественно в контексте вопросов эмоционального развития и эмоциональных состояний личности [Матюхина М.В, 2015].

Исходя, из всего это исследователи решили обратиться к анализу сущности эмоций как характеристики внутреннего мира человека. Эмоции понимаются в психологии как «особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость, действующая субъекта явлений и ситуаций». Исследователи выделяют четыре базальные эмоции - страх, гнев, радость и печаль, каждая из которых в отдельности представляется многообразной «палитрой» переживаний. К примеру, эмоция страха может быть представлена переживанием ужаса, тревоги, беспокойства, нерешительности и т.д.

Эмоции, как правило, являются проявлением человеческой субъективности. Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является бесстрастным наблюдателем того, что происходит вокруг него. Он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия. При всем этом ученик переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения к окружающему и составляет эмоциональную сферу личности ученика младшего школьника.

Смысл эмоций в жизни человека показывает общепризнанным. Исследователями доказано, что условия, определяющие деятельность ученика, становятся внутренне, психологически действенными лишь в том случае, если им удастся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Роль эмоций в учебной деятельности обусловлена функциями, которые они выполняют в процессе взаимодействия ученика с окружающим миром [Изотова Е.И, 2015].

Общая функция эмоций - внутренняя регуляция деятельности. В качестве ее частных проявлений традиционно выделяют функции оценки, побуждения, активации, синтеза, экспрессии. Функция оценки осуществится в том случае, что эмоции непосредственно оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей ученика. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Иными словами, ученик как субъект познания отражает объективные свойства окружающего мира, однако он осуществляет эту деятельность как субъект «чувствующий», оценивающий мир в соответствии со своими интересами и потребностями. Эмоции показывают, как должны соотносится, те или иные предметы, явления и потребности, интересы и стремления личности.

Функция побуждения к действию вытекает из функции оценки происходящего. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на овладение требуемым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого. Активация нервных центров и всего организма в целом как функция эмоций проявляется в обеспечении последними, оптимального уровня деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, в частности блока регуляции тонуса и бодрствования индивида. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.

Синтезирующая функция эмоций позволяет соединять в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты. В исследовании А.Р Лурии было доказано, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, вызвавшей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс.

Экспрессивная функция эмоций позволяет по выразительным движениям воспринимать и оценивать изменения в эмоциональном состоянии ученика. Функция смыслообразования проявляется в том, что эмоциональные реакции на какие-либо события побуждают человека к осмыслению своей деятельности и ее целей [Изотова Е.И, 2015].

Функции, перечисленные выше, для эмоций обеспечивают реализацию функции внутренней регуляции деятельности человека. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта успешных или неуспешных действий ученика. Функции эмоций обуславливают и особую роль эмоционального благополучия в жизни ученика. Положительные эмоции, как свидетельствует исследователи в своих работах, возникают при условии удовлетворения актуальных потребностей младших школьников.

Глава 2. Эмпирическое исследование психоэмоционального благополучия детей начальных классов

2.1 Критерии, показатели и методики диагностики эмоциональной сферы и психоэмоционального благополучия младших школьников

Целью нашего диагностического исследования было выявление особенностей психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо исследовать:

  • психические состояния (тревожность) и некоторые личностные качества (самосознание, самостоятельность,) ребенка младшего школьного возраста в зависимости от условий социального воспитания;
  • психические состояния (агрессия) и эмоциональное благополучие ребенка в ситуациях педагогической деятельности и в детском коллективе;
  • психические состояния (позитивное или негативное настроение) и эмоциональное благополучие ребенка в семье.

Экспериментальное исследование в декабре 2017 года на базе Старо-Татауровская школа СОШ, Село Старое- Татаурово, в исследовании приняли участие 16 человек, учащиеся 2 класса, 7 девочек и 9 мальчиков. Для своего исследования мы выбрали именно этот класс, потому что там, в психическом благополучии детей происходят серьезные перемены, отчетливо проявляются дефекты дошкольного воспитания, особенно это заметно у детей, не посещавших до школы детские сады, у многих детей присутствует так называемый в педагогическом коллективе «страх оценки», учащиеся впадают в депрессию из-за плохих результатов потому, что этими результатами недовольны родители, а не потому что ребенок сам разочарован в своих ошибках. В данном классе присутствует коллективное деление по группам, унижение слабых, не только учениками, но и родителями. Конфликтная ситуация между родителями в классе, так же играет не малую роль в эмоциональной жизни каждого из этих детей. Поэтому, чтобы разобраться во всей этой ситуации, выявить общий психологический уровень эмоционального благополучия детей в данном классе, мы выбрали наиболее эффективные методики: «Кактус», «Паровозик», «Цветная социометрия». Мы считаем, что именно эти методики позволяют определить особенности эмоционального состояния ребенка: настроение, тревогу, страх, позитивное или негативное состояние, отношение между коллективом и родственниками, есть ли проявления агрессии у детей, так же рассматривается психофизическое состояние детей.

Таблица 1. Критерии, показатели и методики диагностики Психоэмоционального состояния младших школьников

Критерии

Показатели

Методики

Наличие и выраженность агрессии

 

Высокий уровень (10 б.) – благополучные ответы ребенка, позитивное настроение, радостное

Средний (7 б.) – в ответах ребенка присутствуют неблагополучные ответы, менее 4

Низкий (4 б.) – неблагополучные ответы, характеризующие настроение ребенка, как грустное, печальное.

Тест «Кактус» М.А. Панфилова

Наличие тревоги, страха, доминирующие настроение

Высокий уровень (менее 3) – психическое состояние ребенка оценивается как позитивное.

Средний – (4-6 б.) – негативное психическое состояние низкой степени

Низкий (7-9 б) - негативное психическое состояние средней степени. 9 б – негативное психическое состояние высокой степени

«Паровозик» Денисова Н.Д.

Характер межличностных отношений

Высокий уровень (3 б) – позитивное отношение к предлагаемым людям.

Средний (2 б) – позитивное и негативное отношение к предлагаемым людям

Низкий (1 б) – преобладание негативного отношения к предлагаемым людям

«Цветная социометрия» М.Г. Битц

Обработка результатов: от 0 до 1 – удовлетворительное психоэмоциональное состояние; от 1,1 – 1,9 – переменное; от 2 – 3 б. -  неудовлетворительное.

Для выполнения поставленных задач были примененные методы наблюдения за детьми во время режимных моментов и в игре; беседы с педагогами и родителями; проводились индивидуальные собеседования с родителями, относительно выявления особенностей психического и физического развития ребенка, особенностей семейного воспитания, эмоциональных состояний ребенка в быту и в домашних условиях. 

Также были примененные методики диагностирования психических состояний ребенка младшего школьного возраста, его эмоциональное благополучие в ситуациях педагогической деятельности и в детском коллективе: «Паровозик», «Цветная социометрия», «Кактус» направленны на установление уровня эмоционального развития и отношений ребенка с окружающими.

Для диагностического исследования особенностей эмоциональной сферы детей были проведенные методики по применению цветного диагностического материала. Как было установлено в разнообразных исследованиях, ассоциативные реакции на цвет очень чувствительны к изменениям его сенсорных характеристик. Поэтому в экспериментах, которые мы проводили, постоянно использовались стандартные наборы цветов.

Методика «Паровозик» была использована с целью исследования психических состояний ребенка на протяжении дня в его деятельности, направленная на определение позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния каждого ребенка (в дальнейшем мы будем использовать соответствующие сокращения ППС и НПС) и благоприятность психологического климата в группе в целом. (Приложение 1)

Методика «Цветная социометрия», направленная на исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка к окружающим.

Следовательно, в ходе проведения диагностического эксперимента были примененные методы наблюдения и беседы, а также проведенные методики «Паровозик» и «Цветная социометрия». Отмеченные мероприятия были применены с целью установления уровня и особенностей эмоционального развития младших школьников, которые посещают школу. (Приложение 2).

Методика «Кактус», рисуночная методика кандидата психологических наук М. А. Панфиловой «Кактус» применяется в работе с детьми старше трёх лет, с её помощью можно исследовать эмоциональный фон личности ребенка, выявить наличие агрессивности, её нацеленность, а также определить степень тревожности, как инструмента самозащиты.

2.2 Результаты диагностики психоэмоционального благополучия детей

Полученные нами результаты свидетельствуют о непосредственном влиянии типа общения и вида деятельности ребенка на его психическое состояние. Анализ результатов проведенных наблюдений и бесед с родителями и педагогами показал, что те дети, которые пришли в школу в начале учебного года и посещали ее регулярно, которые посещали детский сад, чувствуют себя в группе полностью раскованно, хорошо общаются между собой, играют в общие игры, имеют хороший аппетит, слушают педагогов, хорошо выполняют их просьбы. Дети, которые нерегулярно посещают школу ввиду болезней и пр., не посещали до этого детский сад, еще не достаточно адаптированы к коллективной жизни, иногда отказываются есть. Однако, следует заметить, что почти все дети идут в школу с удовольствием, радуются своим одноклассникам и очень любят играться вместе, приносят в класс свои любимые игрушки, делятся ими с товарищами. Но не все достаточно адаптированы к классу.

Во время наблюдения за общением родителей и детей был сделан вывод, что дети быстро учатся манипулировать своими родителями, пытаясь привлечь их внимание. Негативное поведение и проявление агрессии очень часто является причиной неправильного обращения родителей. Вот один из типичных случаев.

Далее были проведены диагностической методики, которые направлены на выявление эмоциональных состояний детей и определение их личностных особенностей в зависимости от окружающей среды и рода деятельности.

Методика «Паровозик» проводилась в данном классе индивидуально с каждым ребенком в динамике, когда прослеживались изменения состояния ребенка на протяжении дня. Кое-кто из детей, получив начальную инструкцию, сразу начинал строить поезд, не ожидая ее повторения. Другим нужно было повторять инструкцию после каждого вагончика. Иногда дети выбирали два вагончика, а когда их просили выбрать тот, который красивее, они долго задумывались, но, следует заметить, что чаще всего это были вагончики близкие по цветовому спектру (например, черный-серый).

При проведении методики «Паровозик» в динамике было выявлено, что состояние ребенка изменяется в зависимости от содержания его деятельности и окружающей среды. Чем более желательный и эмоционально насыщенный вид деятельности, более благоприятные ее условия и более позитивное одобрение взрослыми, тем более позитивным является эмоциональное состояние ребенка. Сравнительная характеристика класса по методике «Паровозик» приведена в таблице 2.

Таблица 2

Как видно из таблицы 2, по результатам исследования во 2 классе при определении общего психологического климата эмоциональное состояние 4 (25%) детей из группы оценено как позитивное, 9 (56%) детей — находятся в негативном психическом состоянии низкой степени, и 3 (18%) высокой степени. Следовательно, психологический климат в классе составляет 33,2%, что отвечает сильной степени неблагоприятного психологического климата.

Для получения более конкретных результатов и выявления особенностей межличностных отношений детей с окружающими была проведенная

Методика «Цветная социометрия», направленная на исследование непосредственных межличностных отношений ребенка к окружающим. Как и в предыдущей методике, исследования проводились в свободной игровой форме индивидуально с каждым ребенком, учитывая уровень развития каждого отдельного ребенка. Дети с большим интересом отнеслись к выполнению задания, были положительно настроены. Обобщенные результаты методики приведены в таблице 3. 

Таблица 3

Выраженность непосредственных межличностных отношений ребенка к окружающим

Класс

Кол-во детей

Отношение

№1 (к себе)

Отношение

№ 2 (избранные)

Отношение

№ 3 (подовляющие)

Отношение

 № 4 (антипатии)

2

17

11

5

2

12

По результатам проведения методики во 2 классе отношение к себе и самовосприятие у большинства детей в целом позитивное, определенное преимущество в общении дети предоставляют родителям и близким родственникам. Подавляющие, но несколько противоречивые отношения дети имеют с однолетками в группе. В ходе проведения исследования было установлено, что на выбор цвета фишки для кого-то из окружающих часто влияет непосредственное эмоциональное настроение на настоящее время ребенка.

Анализ полученных результатов по типам отношений:

  • по 1-й группе — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие. Большинство детей имеют позитивную самооценку, проявляют определенную демонстративность, пытаются утвердиться в семье и в детском коллективе, но пути для этого избирают разные. Две девочки, которые по предыдущей методике «Паровозик» проявили негативное психическое состояние средней степени, выбрали для себя синий цвет, который свидетельствует о том, что ребенок жалеет себя, часто обижается по пустяковым причинам, мечтает, склонен к фантазированию, грусти.
  • по 2-й группе, которая характеризует подавляющие согласованные отношения, большинство детей назвали в первую очередь своих родителей, кое-кто из детей называл своих одноклассников.
  • по 3-й группе — подавляющие, но несколько противоречивые, нестабильные отношения дети имеют с однолетками. По результатам методики и наблюдениям можно сделать вывод, что такой выбор предопределен возрастными особенностями межличностных отношений.
  • по 4-й группе отношений, в которых ребенок чувствует антипатию, конфликтные отношения, большинство детей отметили, что таких людей они не имеют, их никто не обижает, они ни с кем не ссорятся и со всеми дружат. К этой категории дети чаще относили детей из класса, с которыми они имели временный конфликт, поведение которых не одобрялось педагогом, а также близких членов семьи, которые применяют к ним негативные методы воспитания или каким-то образом не удовлетворяют их потребности. Двое детей отметили в этой группе своих родителей, объяснив, что родители им приказывают, при том, что отношения с родителями были также отнесены и ко второй группе, как полностью позитивные.

Подводя итоги нашего диагностического исследования, мы видим, что во 2 классе общий эмоциональный климат носит негативный характер. Проанализировав результаты наблюдений можно обобщить, что эмоциональный дискомфорт предопределяет определенные типы поведения детей:

  • дети неуравновешенные, возбудительные, импульсивные.
  • дети, склонные к уединению, скуке.
  • дети, которые имеют разные страхи.

Эти дети, кроме необходимых в общих чертах условий эмоционального комфорта в детском коллективе, требуют также специальной психологической помощи. После диагностического эксперимента, на основе полученных результатов установлено, что исследуемые в социальной среде дети выявили достаточно разные уровни эмоционального развития и благоприятности психического состояния.

На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностического эксперимента, можно сделать следующие выводы:

  • общими особенностями личностного развития ребенка можно определить зависимость его эмоционального состояния от окружающей среды, вида, содержания и окраски деятельности.
  • выявлена определенная зависимость общего положения ребенка и его поведения от вида его общения. В те дни, когда ребенок получал общение со взрослым желательной формы, он находился в эмоционально приподнятом радостном состоянии, которое содействовало его развитию в целом. Если общение носило неадекватный для данного ребенка характер, положение изменялось на обратное. Особенно тяжело дети переживают замещение желательного общения другим, менее желательным.
  • определенное своеобразие имеют реакции ребенка на оценки взрослого. Негативные оценки деятельности снижают ее привлекательность и активность ребенка, а позитивные, напротив, стимулировали сотрудничество, содействовали развитию детской инициативы. 83% детей в классе проявили позитивное эмоциональное состояние во время совместной с педагогом игровой деятельности (дидактичные игры, музыкальные занятия, спортивные занятия, прогулка).

Установлено, что если ребенок находится в неблагоприятном эмоциональном состоянии, это существенно влияет почти на все его функции. Ребенок неохотно вступает в совместную деятельность, а иногда вообще от нее отказывается, снижается речевая активность ребенка, у ребенка нарушается аппетит, сон, он выбирает пассивную роль во время занятий, в поведении с близкими, часто проявляет негативизм и агрессию.

Методика «Кактус», направленна на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в спокойной обстановке, в форме тестирования и рисунка. Каждый ребенок реагировал на выполнение задания по-разному: охотно, заинтересованно, пессимистично. Обобщенные результаты методики приведены в таблице 4.

По результатам проведения методики во 2 классе уровень агрессии у большинства детей в целом низкий, определенное преимущество в общем состояние отдается позитивному настроению. Подавляющие, но несколько противоречивые отношения дети имеют с однолетками в группе. В ходе проведения исследования было установлено, что на выбор цвета карандаша, формы кактуса, часто влияет непосредственное эмоциональное настроение на настоящее время ребенка.

Таблица 4

Выявление эмоционального фона личности ребенка

Класс

Уровень агрессии

2

33

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. У других – слабая.  При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны. Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке. Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны. Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны. У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Многие дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения. (Приложение 4)

Заключение

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход после окончания начального звена в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их психическому развитию, а также степени сформированности  у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень психического развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.  Это свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят. Поэтому, выявление степени психического развития младших школьников, определение их готовности к обучению в среднем звене, очень важно, и чем точнее будет проведена диагностика ребенка, чем быстрее и правильнее разработан комплекс коррекционных работ, и проведен с каждым учеником, тем выше успеваемость учащихся и их успешность в обучении.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы. Согласно возрастной периодизации, принятой психологами и педагогами, время жизни детей от шести до одиннадцати лет называется младшим школьным возрастом. При определении его пределов учитываются особенности психического и физического развития детей, берется к вниманию переход их от игровой к учебной деятельности, которая становится и в этом возрасте ведущей. В младшем школьном возрасте происходит последующее развитие личностных качеств не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной, волевой сферах, общении с взрослыми и однолетками.

Базируясь на проведенном теоретическом анализе, во втором разделе нашей работы, был проведено эмпирическое исследование, в ходе которого были определены особенности личностного развития ребенка младшего школьного возраста, уровень его психического развития и общее психическое положение исследуемых, в зависимости от вида и характера деятельности и общения. В своих исследованиях мы нашли подтверждение определений отечественных психологов, относительно аффективного характера восприятия ребенка, значимости содержания общения и ведущей деятельности ребенка на формирование его личностных особенностей. А также того, что ребенок младшего школьного возраста лишь учится распознавать свои эмоции и мы, окружая взрослые, должны ему в этом всячески помогать.

Полученные данные позволяют говорить о возможности раннего диагностирования неблагоприятного варианта формирования личности на основании изучения характера эмоциональной регуляции основных видов деятельности ребенка младшего школьного возраста. Такая диагностика дает возможность родителям и педагогам более адекватно организовывать процесс общения с ребенком и, учитывая выявленные особенности эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, содействовать развитию психически здорового и полноценного ребенка. По результатам нашего исследования были сформированы рекомендации для родителей и педагогов по развитию личности ребенка младшего школьного возраста.

Список литературы

  1.  Астапов В.М. Функциональный подход к изучению тревоги в напряжённых условиях деятельности // Автореф. Дис..кандидат психологических наук, 2015 – 24 с.
  2. Бадалян М., Миронов А. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 27−37.
  3. Баллон А. Психическое развитие ребенка / Педагогика — М.: Просвещение, 2013. — 194 с.
  4. Божович Л. И. Психическое развития школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. — М.: Знание, 2014. — 96 с.
  5. Бруннер·Э. ·Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции: Психология внимания; Оценочные тесты; Развивающие игровые упражнения. Серия: Психологический практикум. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 317 с.
  6.  Вилюнас В.К. Психология эмоции - СПб.: Питер, 2014- 254 с.
  7.   Ворсобин В. Н., Жидкин В. Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций младшими школьниками // Вопросы психологии — 2014. — № 3. — С. 121−124.
  8.   Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 2016. — 500 с.
  9.    Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком? Как? — М.: Астрель, 2014. — 238 с.
  10.  Грузенберг С.О. Психология творчества [Текст]// С.О. Грузенберг, 2012- 385 с.
  11.    Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования в детей в период кризиса // Вопросы психологии. — 2016. — № 5. — С. 78−85.
  12.  Данюшевская, Г.А. Школа и ребенок: проблемы эмоциональной комфортности учебной среды / Г.А. Данюшевская // Начальная школа. - 2008. - №9. - с. 16-21.
  13.  Дилео Д. Детский рисунок [Текст], диагностика и интерпретация//ЭКСМО пресс, 2013 – 272 с.
  14.  Ефремов Л.Ф. Совместная деятельность классного воспитателя и педагога-психолога по изучению личности школьника [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук. / Л. Ефремов. – Киров, 2011. – 24 с.
  15.   Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение «ВЛАДОС», 2014. — 112 с.
  16.   Запорожец А. В., Неверович Я. З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка // Вопросы психологии — 2015. — № 6. — С. 59−73.
  17.   Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: ЮНИТИ, 2014. — 432 с.
  18. Изотова Е. И. Эмоциональна сфера ребенка: Теория и практика / Учебное пособие. — М.: Академия, 2015. — 284 с.
  19. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст]: психокоррекц. работа с гиперактив., агрессив., тревож. и аутич. детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – 2011, 191 с.
  20.  Сивапков В.И. Методика воспитания младших школьников, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности// Автореф. Дис. Кандидат пед.наук, 2013 – 134 с.
  21.  Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.// Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб.: КАРО, 2013. - 207с.

Приложение 1

Методика «Паровозик»

Цель: Определение позитивного и негативного психического состояния ребенка.

Диагностирующий материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий — основные; фиолетовый, серый коричневый, черный — дополнительные). Вагончики беспорядочно расположены на белом фоне. Ребенку предлагалось построить «волшебный поезд» из разноцветных вагончиков. Сначала нужно выбрать самый красивый. Потом самый красивый из тех, которые остались и тому подобное.

Фиксируются: позиция цвета вагончика, высказывания ребенка.

Обработка результатов: один балл присваивается если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую. Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую позицию; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий на восьмую. Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончики поставлены на первую позицию; синей — на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

По результатам исследований М. Люшера установлено такое значение цветов: красный — жизненная сила, драйв; желтый — несдержанность, экспрессивность, релаксация, зеленый — «легко ослабленное напряжение», «контроль», синий, — выдержанность, сенситивнисть, фиолетовый — идентификация, коричневый — чувственность, защищенность, серый — незадействованность, черный — отказ, подавленность, кумуляция (накопление) чувств.

Если любой из основных цветов оказывается на одном из 3-х последних мест, это свидетельствует о наличии тревоги, вызванной неудовлетворением субъективно-значимых потребностей. Учитывая высокую достоверность ошибочных интерпретаций непосредственно по критериям М. Люшера в этом возрасте, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета квалифицировались как эмоционально-позитивные, а фиолетовый коричневый, серый и черный — как эмоционально-негативные.

О характере тревоги говорит цвет, который находится на одном из последних мест, а об ее выраженности — его положении (6-я, 7-я, 8-я позиции ряда). Наличие тревог побуждает к выработки компенсаций, характер которых устанавливается по цвету, который занимает 1-ю позицию в ряде цветных преимуществ. Конфликты диагностируются также в случаях, когда на первых 3-х позициях ряда цветных преимуществ находятся дополнительные цвета. С каждым ребенком было проведено по 4 серии индивидуальных опытов. В первой серии исследовалось эмоциональное состояние ребенка утром во время его прихода в школу. Во второй серии исследовалось эмоциональное состояние ребенка во время режимных моментов и занятий, в которых ребенок выполнял указания взрослого. В третьей серии выявляли эмоциональное состояние детей во время совместной игровой деятельности и прогулки. В четвертой серии исследовалось эмоциональное состояние детей перед возвращением домой.

Психическое состояние ребенка оценивалось как позитивное, если сумма баллов не превышала — 3.

При 4−6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);

При 7−9 баллов — как НПС средней степени;

Больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Рядом с полученными индивидуальными результатами можно определить и общий психологический климат в классе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница, между ними делящаяся на количество детей и умножающаяся на 100%.

70% и выше — высокая ступень благоприятности психологического климата (сБПК);

42−69% - средняя сБПК;

26−41,9% - незначительная сБПК;

0 0 к 25% - начальная ступней неблагоприятности психологического климата (сНПК);

1 к — 25% - средняя сНПК;

26% и ниже — сильная сНПК.

1

Б

А

Л

Л

 

цвет

позиция

2

Б

А

Л

Л

а

 

 

 

3

Б

А

Л

Л

А

 

 

 

 

ф

1

ф

2

ч

1

ч

2

сер

1

ч

3

сер

2

сер

3

кор

1

кор

2

кор

3

кр

7

син

7

кр

6

кр

9

ж

7

ж

6

з

7

ж

9

з

6

син

8

з

8

 

 

Приложение 2

Методика «Цветная социометрия»

Диагностический материал: цветное поле в виде шахтной доски (5×5 рядов-квадратов), которые состоят из 13 цветных и 12 белых квадратов в следующем порядке:

1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

3-й синий, белый, красный, белый, синий;

4-й — как второй; 5-й — как первый.

Цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждой — по 3.

Исследование проводилось в форме игры-беседы. По проведении методики ребенку предоставлялась такая инструкция:

  • «Выбери цвет, который тебе больше нравится, и расположи его на красном квадрате.
  • Выбери цвета для людей (взрослых и детей), которых ты считаешь самими близкими (ты их любишь, они тебя любят), и расположи фишки на синих квадратиках.
  • Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадратики.
  • Выбери цвета для людей, которые тебе не нравятся (часто обижают, доставляют тебе боль, ты их боишься, и тому подобное), и расположи фишки соответствующего цвета на черные квадраты".

Полученные данные были занесены в протоколы и интерпретированы по цветам за типами отношений:

1 — отношение ребенка к самой себя, само восприятие;

2 — определенное предоставление преимущества, которое характеризуется согласованностью;

3 — подавляющие, но где несколько противоречивые, нестабильные;

4 — ребенок чувствует антипатию, конфликтные отношения.

Выбор и отнесение ребенком определенного лица к тем или другим типам отношений и выбор для него определенного цвета свидетельствует о значимости данного человека в общении из ребенка, характере взаимоотношений и их влиянии на эмоциональное и психическое развитие ребенка.

Приложение 3

Методика «Кактус»

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1.Кактус домашний или дикий?                          
2.Его можно потрогать? Он сильно колется?                         
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. 
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим 
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа 
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа 
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм 
Экстровертированность -наличие других кактусов, цветов 
Интровертированность -изображен только один кактус 
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Приложение 4

Сводный протокол по результатам исследования во 2 классе

Имя, Фамилия

Показатели по методикам

«Паровозик»

«Кактус»

«Цветная социометрия»

Средний бал

Зона состояния

Антон Б.

3

3

3

3

Неуд.

Карина Б.

2

1

1

1,3

Перемен.

Антон Н.

2

1

2

1,6

Перемен.

Вика Л.

1

1

1

1

Удовлет.

Слава М.

1

1

1

1

Удовлетв.

Матвей Ч.

2

2

1

1,6

Перемен.

Кирилл И.

1

1

1

1

Удовлетв.

Ксюша К.

2

2

2

2

Перемен.

Саша М.

2

1

2

1,6

Перемен

Василиса Д.

2

2

2

2

Перемен

Ваня С.

2

2

2

2

Перемен

Алик К.

2

1

1

1,3

Перемен

Даша Ш.

2

1

1

1,3

Перемен

Артур Т.

2

3

1

2

Неуд.

Настя С.

2

2

1

1,6

Удовлетв.

Соня П.

2

2

3

2,3

Неуд.

Средний балл

1,8

1,6

1,6

-

Перемен.

Средний балл на группу

1,7

 

Обработка результатов:

- от 0 до 1 – удовлетворительное психоэмоциональное состояние

- От 1 – 1,9 – переменное,

От 2 – 3 б. -  неудовлетворительное.

Приложение 5

Рекомендации для родителей и педагогов

Основываясь на полученных результатах, хотелось посоветовать взрослым, которые занимаются воспитанием детей помнить следующее. Придерживайтесь режима дня — залога физического и психического здоровья ребенка. Большое «количество любви», общая атмосфера семейного спокойствия и счастья будет влиять на вашего ребенка благотворительно. Будьте внимательными к ребенку, замечайте, одобряйте и поддерживайте каждое его достижение. Поощряйте активность ребенка ко всему новому, создавайте ему условия для познания окружающего мира. Поддерживайте любознательность ребенка, отвечайте на его вопросы. Учите ребенка передавать его впечатление в речи, рисунках, лепке, конструировании, движениях. Беспокойтесь, чтобы ребенок видел хорошие картины, слушал хорошую музыку. Радуйтесь успехам ребенка дома и в школе, внимательно следите за его развитием. В случае возникновения проблемных ситуаций применяйте метод «активного слушания»: разговаривая с ребенком опуститесь до его уровня, смотрите ему в глаза и задайте вопрос в утверждающий форме. Встречайте и провожайте ребенка каждый раз так, как Вы встречаете своих близких друзей, которых давно не видели. Обнимайте своего ребенка не менее чем 8 раз на день. Правильно расставляйте приоритеты и помните, что для Вас важнейшее в мире.

Отдельно педагогам рекомендуем:

Пытаться создать комфортный эмоциональный микроклимат в классе. Добивайтесь этого благодаря использованию таких разнообразных методов и приемов педагогической деятельности, как показ и заинтересованность, поощрение и помощь, оценка и одобрение. Занятие всегда проводите в игровой форме. Обязательно используйте наглядность, сказочные и игровые персонажи, и тому подобное. Не последнюю роль в скорой и безболезненной адаптации младших школьников играет эмоциональная выразительность педагога. Общение с детьми должно включать в себя такие влияния:

  • свободный режим дня: предоставлять детям больше свободного времени для освоения нового жизненного пространства, общения с однолетками, желательной игровой деятельности;
  • прикосновение: поглаживание, перебирание пальчиков ребенка, обнимание и тому подобное; улыбка: сопровождать общение приятной улыбкой, отвечать улыбкой на инициативную улыбку ребенка;
  • взгляд: смотреть в глаза ребенка во время общения, пытаться чаще применять метод активного слушания, держать контакт взглядом;
  • разговор: придерживаться ласковой интонации, называть ребенка по имени ласкательно, вступая в диалог

Помните: любому человеку, а тем более ребенку необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех — по делам, учебе, на работе, чтобы он имел возможность себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...